Причинно-следственные связи (К3) в историческом сочинении. Кто виноват и что делать?

Сочинение

Для начала, еще раз прочитаем требования по критерию К3.

По данному критерию необходимо:

«правильно указать две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий/явлений/процессов, происходивших в данный период».

Итак, необходимо указать две ПСС, и не какие-нибудь, а именно те, которые характеризуют причины (!) возникновения событий данного периода.

Что именно понимается под причинно-следственной связью?

ПСС — связь между историческими событиями (процессами, явлениями), при которой одно событие (процесс, явление), называемое причиной, при наличии определенных исторических условий порождает другое событие (процесс, явление), называемое следствием.

событием-причиной

следствие

К событию (явлению, процессу), которое произошло в рамках заданного периода, необходимо подобрать те события (явления, процессы) из прошлого, которые послужили его причиной .

Какие требования к событию-причине?

как в рамках периода, так и за нижней границей.

Пример «в рамках периода» :

Непродуманная налоговая политика приближенных царя Алексея Михайловича стала одной из причин Соляного бунта.

Пример «за нижней границей»:, Издание указа Петра I

предпосылки

Предпосылка

Например:

Влияние идей эпохи Просвещения не было прямой причиной восстания декабристов на Сенатской площади, но явилось его предпосылкой .

Далее – выдержки из сочинений и комментарии по их оцениванию (К3)

Период: 945972 гг.

В отрывке из сочинения есть следующие ПСС:

это причина

это причина

«Будучи мудрой и дальновидной правительницей, Ольга решает принять религию Византийской империи – христианство. В 957 году происходит крещение Ольги в Константинополе. Ее крестным отцом стал византийский император. Такой шаг способствовал укреплению международный связей Руси и Византии: как политических, так и экономических.

9 стр., 4266 слов

Репортаж: стратегии наглядного представления события

... событие глазами рассказчика, но и побуждающая аудиторию к самостоятельной работе воображения. 2 Технология создания репортажа М.Н. Ким в учебнике « Репортаж: технология жанра» пишет, что для создания репортажа необходимо ... собраний и т.д. Позже это стали называть «отчетами», а «репортаж» того времени напоминал современные очерки. На данный момент репортаж - один из излюбленных жанров журналистов. ...

В эти же годы происходит молниеносная война с Болгарией, закончившаяся победой русского князя. В результате войны Русь получила новые земли, однако присутствие воинственного Святослава у границ Византии не устраивало византийского императора. В связи с этим в 970 году начала русско-византийская война».

Период: сентябрь 1689 г. – декабрь 1725 г.

В отрывке из сочинения есть следующие ПСС:

это причина

это причина

«Чтобы укрепиться на завоеванной территории российский правитель в 1703 году основал город, который сейчас называется Санкт-Петербург. Началось строительство с заложением на Заячьем острове крепости, ну а сам город строился с большой смертностью рабочих. Это связано с «рабским» отношением к строителям, работавших в сложном климатическом районе с «невыносимыми» для простого человека работами часами.

Во время войны власть нуждалась в деньгах и служивых людях. Вопрос со служивыми людьми был решен всеобщей рекрутской повинностью, что обеспечило войну войском и увеличило его в несколько раз».

Период: октябрь 1894 г. – июль 1914 г.

В отрывке из сочинения есть следующие ПСС:

это причина

это причина

это причина

«В 1904-1905 гг. была русско-японская война. Причинами этой войны послужило то, что железная дорога России шла через Китай, и то, что наша страна арендовала Порт-Артур для создания там флота. Японии это всё не понравилось. Мы проиграли эту войну. Началось строительство железной дороги на нашей территории, мы потеряли южную часть Сахалина».

Период: октябрь 1964 г. – март 1985 г.

В отрывке из сочинения есть следующие ПСС:

это причина

это причина

«Разработать проект реформы и воплотить его в жизнь было поручено А. Косыгину <…> Следствием реформы стало увеличение материальной заинтересованности работников, увеличение экономических показателей, строительство новых заводов. Однако затем произошло снижение показателей, и реформа была свернута.

Что касается внешней политики, то данный период характеризуется так называемой «разрядкой» в международных отношениях. Важнейшей фигурой в проведении внешней политики СССР был министр иностранных дел Громыко <…> Последствием его внешней политики можно назвать начало курса на мирное сосуществование с капиталистическими странами».

Период: октябрь 1964 г. – март 1985 г.

В отрывке из сочинения есть следующая ПСС:

это причина

«В 1980 г. в СССР проводились Летние Олимпийские игры. Многие западные страны на Игры не приехали. Они забойкотировали их из-за ввода советских войск в Афганистан в 1979 г.».

Общий вывод

«определенное событие (явление, процесс) данного периода произошло, потому что … ».

При этом здесь необязательно называть каких-либо исторических деятелей, перечислять их конкретные действия и т.д.

1 стр., 320 слов

Об итогах каких событий говорится в отрывке из сочинения

... советом СССР”» Укажите одну причину (предпосылку) заключения соглашения, о котором идёт речь в отрывке. Назовите любые две реформы, проведённые в России в течение года после подписания соглашения, ... случае для меня очевидно следующее. Соглашение прямо объявляет о прекращении существования Союза ССР. Безусловно, каждая республика имеет право выхода из Союза, но судьба многонационального государства ...

У вас может быть несколько отдельных связок в сочинении:

  • «Событие №1 + личность + конкретные действия» — для К-1 и К-2
  • «Событие №2 + личность + конкретные действия» — для К-1 и К-2
  • «Событие №3 + его причины/предпосылки» — для К-3
  • «Событие №4 + его причины/предпосылки» — для К-3

только о событиях,

Например, в примерах выше говорится о таком процессе как «укрепление связей между Русью и Византией» и о таком явлении как «высокая смертность рабочих при строительстве Санкт-Петербурга» .