Уважаемые родители и выпускники 11-х классов!
В этом учебном году итоговое сочинение будет проходить в своих общеобразовательных учреждениях, однако проверка работ будет организована на муниципальном уровне.
Обращаем ваше внимание на плакат о порядке проведения итогового сочинения в 2020-2021 учебном году
Итоговое сочинение по русскому языку – это работа, по итогам которой выпускники получают допуск к ЕГЭ по русскому языку. Для этого нужно получить «зачет» за сочинение. Ученики пишут сочинение в первую среду декабря последнего года обучения, а повторно – в первую среду февраля и первую среду мая этого же учебного года. В этом учебном году это 2 декабря, 3 февраля и 5 мая.
Не позднее чем за две недели до сочинения, то есть до 20 ноября выпускники должны подать заявление и согласие на обработку персональных данных.
Порядок проведения сочинения
Пускать выпускников в школу в день сочинения начнут в 9 утра. Экзамен начнется в 10 часов. Перед экзаменом организаторы проведут инструктаж, помогут заполнить бланки. После инструктажа озвучат конкретные темы из тематических направлений. В этом году это будут темы из тематических направлений:
Тематические направления для написания сочинения
-
Забвению не подлежит.
Тематическое направление подразумевает анализ исторических событий, общественных явлений, произведений искусства, память о которых не имеет срока давности.
-
Я и другие.
Тема будет строиться на анализе человека среди людей, проблеме конфликта и понимания, что значит «быть собой».
-
Между прошлым и будущим: портрет моего поколения.
В этом направлении выпускникам нужно поразмышлять о культурных запросах, литературных пристрастиях, жизненных оценках, отношениях с семьей и обществом.
-
Время перемен.
В направлении нужно будет раскрыть тему изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством.
-
Разговор с собой.
Выпускникам нужно будет проанализировать внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе, внутренние переживания, а также тему совести.
Время написания сочинения 3 часа 55 минут. Участники с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды получают на написание дополнительно 1,5 часа.
Открытые тематические направления итоговых сочинений 2015-2016 учебного года
... выпускников, получивших «зачет». Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Что касается дат проведения, школьники будут писать итоговое сочинение (изложение) в первую среду ... комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления). При составлении тем сочинений осуществляется опора на следующие ...
Если ребенок опоздает на экзамен, его допустят к написанию, дадут информацию, которая нужна для заполнения экзаменационного бланка, но не будут проводить инструктаж и продлевать время.
Разделение предметов, разрешенных и запрещенных на экзамене, является важным аспектом, которому стоит уделить внимание. Согласно правилам, выпускники могут принести с собой определенные предметы и материалы, а также использовать специальные технические средства в случае необходимости.
С собой на экзамен можно принести:
— Документ, удостоверяющий личность.
— Черную капиллярную или гелевую ручку.
— Лекарства и питание, если они необходимы.
— Участники с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды могут иметь при себе необходимые им специальные технические средства.
Однако, на экзамене запрещено пользоваться следующими предметами и материалами:
— Любые средства связи.
— Электронно-вычислительная техника.
— Фото-, аудио- и видеоаппаратура.
— Справочные материалы.
— Любые письменные заметки.
— Тексты литературных произведений.
— Собственные словари.
Важно отметить, что если выпускник нарушает порядок проведения экзамена, его удаляют с экзамена, работа не проверяется и не оценивается. Повторный допуск в такой ситуации ученик получает по решению педагогического совета.
Если на экзамене ребенку станет плохо, он может прервать написание работы. Работа не будет проверяться и оцениваться, а выпускник автоматически получит повторный доступ и сможет написать сочинение в феврале или мае.
При проверке работ комиссия не будет рассматривать черновики. Если ученик не успеет переписать работу на чистовик полностью, то будет проверена только та часть, которую он успел переписать.
Комиссия проверяет работы в течение семи дней. Результаты можно ознакомить в школе или на региональных сайтах, а также по телефонам горячей линии. Подробную информацию о способах ознакомления с результатами следует уточнить для своего региона.
Результаты сочинения являются действительными бессрочно и могут быть представлены в вуз для получения дополнительных баллов в течение следующих четырех лет.
Оценивание работ выпускников осуществляется по двум основным требованиям: объему и самостоятельности написания. В случае, если работа не отвечает этим требованиям, она может быть не принята к проверке и оценке. Ученикам следует объяснить, что это может повлечь за собой.
Анализ требований к написанию итогового сочинения
В ходе экзаменационной сессии каждый выпускник, сдающий экзамен по русскому языку, должен написать итоговое сочинение. Правильное выполнение данного задания является ключевым моментом в получении высокого балла и успешном прохождении экзамена.
Требование № 1. Объем итогового сочинения
Первым требованием, которое ставит экзаменационная комиссия, является объем сочинения. Выпускник должен написать не менее 250 слов. Однако рекомендуемый объем должен быть не менее 350 слов. Важно понимать, что это важный критерий, который четко контролируется экспертами. Каждое слово, включая служебные, будет посчитано.
В случае, если сочинение имеет размер менее 250 слов, оно будет считаться незачётным не только по этому требованию, но и вообще. Если объем сочинения выше 250 слов, но меньше 350 слов, то требование № 1 будет выполнено, но необходимо помнить, что максимального количества слов нет. Рекомендуется сосредоточиться на написании текста в объеме 350-400 слов, который является оптимальным для получения высокого балла.
Требование № 2. Самостоятельность написания итогового сочинения
Кроме объема, наибольшее внимание экспертная комиссия обращает на самостоятельность написания сочинения. Крайне важно понимать, что написанное должно быть выполнено только самим выпускником. При несоблюдении данного требования, заработанный балл может быть аннулирован.
Несамостоятельное написание сочинения подразумевает его списывание с другого источника. На это указывают следующие примеры:
- текст, скопированный с работы другого участника;
- взятый у другого персона или вариант прошедшей сессии текст;
- литературная критика или текст какого-то автора, записанная «с сокращением» из нескольких текстов.Question I do not understand. what should I do
Выпускник имеет право приводить в тексте цитаты. Кроме того, важно заметить, что объем цитирования должен быть не больше собственного текста.
Помимо написания собственного текста и использования цитат, важно также предоставить ссылку на источник. Оформление ссылки не имеет жестких рамок и может быть выполнено по желанию автора.
Оценка сочинения
После того, как экспертная комиссия признала сочинение соответствующим указанным требованиям, проводится её оценка. Важно учитывать, что успешное выполнение задания на написание итогового сочинения является одной из составляющих вашей оценки при сдачи экзамена по русскому языку.
1. Соответствие теме.
2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
3. Композиция и логика рассуждения.
4. Качество письменной речи.
5. Грамотность.
Какой критерий | Что оценят | Как оценят |
Соответствие теме | Как участник рассуждает на предложенную тему и раскрывает ее. Например, отвечает на вопрос, который поставлен в теме, или размышляет над предложенной проблемой | «Незачет» – только если сочинение не по теме или в нем нет конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях – «зачет» |
Аргументация. Привлечение литературного материала | Как участник умеет использовать литературный материал для аргументации своей позиции. Как умеет строить рассуждение, привлекая не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала.
Уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (тематика, проблематика, сюжет, характеры) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы |
«Незачет» – если участник в сочинении допустил одну из ошибок: – не использовал литературный материал; – существенно исказил содержание произведения; – лишь упомянул в работе литературные произведения без аргументации. Во всех остальных случаях – «зачет» |
Композиция и логика рассуждения | Как участник умеет логично выстраивать рассуждение на предложенную тему, выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами | «Незачет» – если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях – «зачет» |
Качество письменной речи | Как участник выражает мысли, использует разнообразные лексику и грамматические конструкции, уместно ли употребляет термины | «Незачет» – если низкое качество речи, речевые ошибки существенно затрудняют понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях – «зачет» |
Грамотность | Грамматику, орфографию, пунктуацию | «Незачет» – если на 100 слов больше пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных |
Критерии № 1 и № 2 – основные. Чтобы получить «зачет» за итоговое сочинение, выпускнику нужно получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 и по одному из оставшихся критериев. «Незачет» по первому или второму критерию – это автоматический «незачет» за работу в целом.