Рассуждение о творчестве Ивана Тургенева

Сочинение

Первое знакомство с творчеством Ивана Сергеевича Тургенева происходит в школе. Он — автор многих известных произведений: «Муму», «Отцы и дети», «Степной король Лир» и других. В каждой из его книг раскрываются важные человеческие темы. Написав сочинение о творчестве Тургенева и проанализировав биографию писателя, можно сделать несколько выводов о его непростом жизненном пути.

Жизнь Тургенева

Родился писатель в 1818 году в Орле, умер во Франции. Он несколько лет боролся со злокачественной опухолью.

Детство писателя , Его посадил сам писатель в 1831 году

Отношения между родителями не складывались. Их союз был несчастливым. В 1830 году Сергей Николаевич ушёл от семьи, а в 1834 году умер.

Иван был вторым сыном в семье. Старшим был Николай, а младшим — Сергей, который рано умер от эпилепсии.

Варвара Петровна была деспотичной женщиной. Сыновья подвергались побоям. И несмотря на то что Иван был её любимчиком, тоже не щадила его. Она любила литературу и следила за литературными новинками. Интересовалась творчеством Карамзина, Пушкина, Жуковского, Гоголя, Лермонтова и в своих письмах к сыну Ивану цитировала этих великих писателей. В сочинении про Тургенева нужно отметить, что грамоту ему преподавали немецкие и французские гувернёры.

Иван свободно говорил на трёх языках:

  • английском;
  • французском;
  • немецком.

Книги стали лучшими друзьями писателя. Однако из-за деспотичности матери, он не считал своё детство счастливым.

Юность и образование , Окончил Тургенев учёбу со степенью кандидата

Затем он переехал в Германию, сказав матери, что хочет завершить образование. На самом деле свой отъезд из России драматург объяснил тем, что помещичья жизнь ему абсолютно не нравилась, вызывала отвращение и нелюбовь. Он поступил в Берлинский университет. Посещал лекции по истории литературы. Дома изучал древние языки.

Сочинение на тему каким я представляю себе тургенева

Тургенев

7 стр., 3457 слов

Умер Иван Тихонович Посошков, автор «Книги о скудости и богатстве», ...

... сочинением его: "Книги о скудости и богатстве, сие есть изъявление, от чего приключается скудость, и от чего гобзовитое богатство умножается" – сочинением, ... "Буде кто взял цену ... лет старше Петра и молодость его прошла в последние годы ... Иван П." (СПб., 1876); Алексей Царевский, "Посошков. и его сочинения" ... сочинения неизвестного автора; он собственноручно написал на рукописи два хвалебных четверостишия и ...

– все сочинения Какие черты Тургенева-человека вам запом­нились? Каким вам представлялся писатель, когда вы впервые прочли его рассказ «Муму» или другие произведения? Что изменилось сейчас в этом пред­ставлении? Когда мы читали «Муму», «Бежин луг», «Русский язык», «Стихотворения в прозе», самостоятельно «Записки охотни­ка», то представляли Ивана Сергеевича Тургенева мягким, добрым человеком, лю­бящим природу, крестьян, детей, тонко чув­ствующим оттенки русского языка, блес­тяще владеющим художественным сти­лем речи. Этот человек ненавидел насилие над личностью, сочувствовал обездолен­ным и обличал тиранию крепостников. Прочитав в хрестоматии замечатель­ный по своей эмоциональной силе и насы­щенностью биографическими фактами очерк о Тургеневе, а также повесть «Пер­вая любовь», мы много нового узнали о личности писателя. Прежде всего, что та­кое произведение мог написать человек, обладающий тонкими душевными пере­живаниями, очень влюбчивый, понимаю­щий женскую красоту, душевность, неор­динарность. Мы узнаем, что Тургенев в молодости хотел производить впечатле­ние богатого и знатного человека, любил модно одеваться, пошутить над друзьями, но все это были безобидные слабости. Главное — это то, что Тургенев любил свою родину, любил русскую литературу, беспокоился за ее будущее, хотя и прожил многие годы своей жизни за границей.

Уже будучи тяжело больным, без надеж­ды на выздоровление, он написал письмо Льву Толстому с просьбой не оставлять литературную деятельность. Один журналист написал, что, по его мнению, судьбу писателя у читателей определяет та «толпа героев», которая сошла со страниц его произведе­ний и живет в их памяти. Кого вы могли бы вспом­нить, чтобы создать «толпу героев» Тургенева? Вспоминаются Хорь и Калиныч, Павлу­ша, Илюша, Касьян с Красивой Мечи, Зинаида, Владимир, Герасим, барыня, Ка­питон, Татьяна, Ермолай, Мельничиха, Базаров, Аркадий, Павел Петрович и Ни­колай Петрович Кирсановы, Лиза Кали- тина и Лаврецкий, Елена Стахова и Инса­ров (романы И. С. Тургенева «Отцы и де­ти», «Накануне», «Дворянское гнездо» мы с друзьями читали самостоятельно и теперь с нетерпением ждем возможности обсудить их на уроках в 10 классе).

В биографиях Тургенева очень часто исполь­зуется итинерарий (указатель мест, которые посе­тил писатель).

Как вы думаете, что дает читателю знакомство с итинерарием Тургенева? Вспомните, у кого из русских писателей были самые богатые итинерарии? Итинерарий Тургенева показывает бо­гатство тех впечатлений, которые он по­лучил во время своих путешествий. Так, в 1857 году Тургенев посетил Дипон, Париж, Лондон, Париж, Берлин, Дрезден, Зинциг, Баден-Баден, Париж, Булонь, Париж, Куртавнель, Париж, Куртавнель, Париж, Марсель, Ницца, Ге­нуя, Рим. А в 1858 году — Рим, Неаполь, Рим, Флоренцию, Милан, Триест, Вену, Дрез­ден, Париж, Лондон, Париж, Берлин, Санкт-Петербург, Москву, село Спасское, Орел, село Спасское, Москву, Санкт-Пе­тербург. Среди писателей, имевших богатые итинерарии, можно назвать Пушкина, Жуковского, Гоголя, Достоевского, Бу­нина.

Творческий путь

Тургенева признавали знатоком русской души. Такого звания удостоились Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков, В. В. Ерофеев и другие русские авторы.

8 стр., 3859 слов

Исследовательская работа : «Тургенев и Франция» учащихся ...

... обуславливается тем, что 2010 год — это год России во Франции и Франции в России. Как известно, Тургенев большую часть жизни провел во Франции, и это дает ему неоспоримое преимущество перед другими русскими поэтами и писателями: ...

Известные произведения

1846 году вышли повести «Бретёр» и «Три портрета»

В 1847 год стал активно заниматься творчеством. В журнале «Современник» были опубликованы первые главы «Записок охотника», фельетон «Современные заметки», рассказ «Хорь и Калиныч». Произведения вызывали похвальный отклик со стороны читателя. Это подтолкнуло автора на написание новых сочинений.

он пишет романы:

  • «Рудин».
  • «Накануне».
  • «Дворянское гнездо».
  • «Отцы и дети».

В 1882 году он создаёт стихотворение в прозе «Русский язык»

Характер знатока русской души

Почему-то принято считать, что отношения между писателями-классиками всегда складывались дружеские и каждый помогал друг другу словом и делом. Важно отметить в сочинении «Каким я представляю Тургенева» слова Достоевского. Фёдор Михайлович отразил Ивана Сергеевича в романе «Бесы» в роли писателя Кармазинова. Он был изображён «крикливым, мелким, списавшимся, практически бездарным литератором, отсиживавшимся за границей».

Тургенев же тоже не любил Достоевского и назвал его «русским маркизом де Садом».

он был мягким и уступчивым

Чтобы написать сочинение на тему «Каким я представляю себе Тургенева», нужно ознакомиться не только с мнением различных литературных знатоков, но и с произведениями великого писателя, которые стали любимыми для многих людей.

Вопрос:

Каким я представляю себе тургенева

Ответы:

Иван Сергеевич Тургенев обладал способностью ясно видеть и глубоко анализировать противоречия той психологии и той системы взглядов, которая была близка ему самому, а именно—либеральной. Эти качества Тургенева – художника и психолога, появились в повести «Ася», в которой автор, в сущности, раскрывает слабые стороны характера, выработавшегося на почве дворянского либерализма. Тургенев говорил, что писал эту вещь «горячо, чуть не со слезами». Тургенев Иван Сергеевич (1818 — 1883), прозаик, драматург. Родился 28 октября (9 ноября н.с.) в Орле в дворянской семье. Отец, Сергей Николаевич, отставной гусарский офицер, происходил из старинного дворянского рода; мать, Варвара Петровна, — из богатой помещичьей семьи Лутовиновых. Детство Тургенева прошло в родовом имении Спасском-Лутовинове. Рос он на попечении «гувернеров и учителей, швейцарцев и немцев, доморощенных дядек и крепостных нянек». Особое место у Тургенева занимали женские образы. В женской натуре, по его мнению, цельной, чуткой, бескомпромиссной, мечтательной и страстной – воплощено ожидание нового, героического. Поэтому он дает своим любимым героиням право суда над отдельными персонажами. В создании психологического и сатирического портретов он является последователем Пушкина и Гоголя.

В СССР к творчеству Тургенева было проявлено повышенное внимание: его труды назначались обязательными к прочтению школьниками, на их темы назначались вступительные сочинения в вузы, по ним ставились театральные постановки и снимались фильмы; в Спасском-Лутовинове открыли его музей. Каждый писатель создает в своих произведениях неповторимые, особенные образы. Некоторые из них забываются, а другие остаются в памяти читателей надолго. И. С. Тургенев воплотил в нескольких своих произведениях образ, навсегда вошедший в мировую литературу как «тургеневская» девушка. Это светлый челоек,который создал новые образы в литературе,сделал много для русского языка.Он очень любил Россию.Я рада,что такой человек жил в моей родной стране.Я этим горжусь!

7 стр., 3160 слов

Почему И. С. Тургенев назвал Базарова лицом трагическим

... последний раз разговаривал с Аркадием. Сочинение на тему «Базаров» — лицо трагическое 3 (60%) 3 votes Сохрани к себе на стену! Почему И. С. Тургенев назвал Базарова «лицом трагическим»? Если базаровщина болезнь, то ... судьбу героя глазами автора. Тургенев — один из лучших представителей отцов; может быть, сам того не осознавая, он больше сочувствует старикам, чем Базарову. Автор не щадит героя, ...

Тургенев сочинение

Тургенев — один из моих любимых писателей. Читая его произведения, Мы видим не только персонажей, но и в чем-то самого автора. И сразу Вспоминаешь слова героини островского(правда, говорила она не о Тургеневе, но): «Каждое слово, которое я говорю и слышу, я чувствую» Это Иван Сергеевич живет жизнью своих героев, это он переживает судьбу каждого из них. «Я родился и вырос, — говорил писатель, — в атмосфере, где царили подзатыльники, колотушки, пощечины Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне».

Может, это воспоминание

создало так много произведение, героями которых были простые люди, крестьяне, а их жизнь интересной и доброй.

Тургенев — человек с глубоким сердцем, которое нуждалось и стремилось к любви. Частичка этого чувства, которое И. С. испытывал к Полине Виардо. передалось и Базарову, который является одним из главных героев представленного нам для анализа эпизода.

Отрывок плавно связан с общим ходом повествования. В нем мы становимся свидетелями откровенного, прямого диалога двух молодых людей, который помогает нам заглянуть в глубину их душ, понять их, нарисовать себе из образ.

В этом нам служит неповторимый по

красоте язык Тургенева. Даже В этом эпизоде мы убеждаемся в том, что автор жил неразрывно с природой, он тонко и очень ярко вплетает пейзаж в повествование.

Речь самого Базарова включает в себя разговорные слова, такие как: шляться, напичкан, размазня и т. д. что дополняет «демократичный, свободный от предрассудков образ Базарова». Писатель так же вкладывает в уста героя различные научные термины, к примеру, «паллиативные средства», да бы подчеркнуть его ум и образованность.

А сам Базаров называет свою голову «атомом, математической точкой» Перу Тургенева так же принадлежат и многие интересные определения и понятие. Вспомним, хотя бы мысль из эпизода о «противоположном общем месте. Из всего этого можно сделать вывод, что И. С. любил язык, которым писал. Доказательством этого служит его призыв к писателям: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние. Обращайтесь почтительно с этим орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». Но перейдем поближе к самому эпизоду. Он доказывает нам, что в Базаре все-таки есть что-то глубоко человечное. Евгений Вас. Смеется над родственным чувством Кирсанова, но сам з

Нает историю своей семьи, о своих предках (о дедушке).

Но тут же противоречит себе, а затем перебив рассказ отца, проявляет неуважение к его

Воспоминаниям, которые так ему дороги.

Эпизод так же подчеркивает молодость Аркадия и душевную зрелость Базарова. Даже взять их отношение к любви. Евгений прерывает разговор На эту тему с Кирсановым, чем дает нам понять, что его любовь — не сладенькая романтика Аркадия, а страстное и сложное чувство, вспыхнувшее в сильной и богатой натуре. Чувство, раскрывшее в

2 стр., 919 слов

«Тургенев и русский язык» в рамках областного конкурса ...

... язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Финал стихотворения в прозе не трагичен, писатель верил в душевную силу, нравственную мощь своего народа. Верил ... его в бессилие и оскудение», - писал И.С. Тургенев. Знание чужого языка не обязательно предполагает пристрастие к нему. Он сам признавался ...

«нигилисте» бодрые, человеческие качества. Кирсанов приземленнее Базарова, его волную домики мужиков и понятие справедливости. В нем нет той раздвоенности, разлада в себе, которые наводят Евгения на мысли о ничтожестве своей жизни. «Часть времени,

Которую удается прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет».

Еще одно различие, показанное в эпизоде, — это отрицание Базаровым природы, искусства и все-таки хорошее отношение Аркадия к ним. В одном он прав: Евгений не может судить о том, чего не понимает, не знает. А он, думаю, не читал как следует Пушкина и не углублялся в природу ради ее красоты, а не из-за лягушек.

Говоря об отношении автора к своим героям, надо отметить, что сам эпизод не дает точного ответа на этот вопрос. Но я думаю, Тургенев симпатизировал Базарову, ведь он — главное изобретение автора. Да и сам И. С. писал Герцену, что » при сочинении Базарова не только Не сердился на него, но чувствовал к нему «влеченье, род недуга».

Это «влеченье» передается и нам, читателям. На фоне Евгения Аркадий выглядит слабее, на мой взгляд, но Тургенев приписывает это молодости и наделяет Кирсанова судьбой дворянина-землевладельца, хотя, по-моему, он вполне удачно играет роль положительного героя ( за весь роман Ар. Не сделал ничего плохого), к тому же в этом юном романтике есть очень милые качества.

Кстати, о ролях, я думаю, что перенести образ этих героев на экран очень трудно. Поэтому надо отдать должное тем, кто рискнул сыграть Базарова и Аркадия в кино и театре. Что до меня, то я восхищаюсь творчеством Тургенева, романом » Отцы и Дети» в частности. Мне нравятся Базаров, Кирсанов и даже Павел Петрович за то, что в каждом из них живет частичка их создателя, Который по праву принадлежит к числу лучших русских писателей.

» Мой Тургенев»- размышления о И.С.Тургеневе

Жизнь и творчество Тургенева — подлинная трагедия, до сих пор неосознанная надлежащим образом человечеством.

«Настоящий» Тургенев оставался, да и остается неизвестным.

И всё-таки, кто же такой Тургенев? Что мы знаем о нём? В лучшем случае, кто-то внимательно прочитал биографию в учебнике, но ведь там только сухие факты. С произведениями Тургенева меня познакомила бабушка, страстная поклонница его творчества. Это были рассказы из «Записок охотника».

Пейзажные зарисовки, запоминающиеся образы, выразительный и эмоциональный язык – все это запало мне в душу. Мне захотелось познакомиться с другими произведениями этого великого писателя.

Единственной великой любовью Тургенева, которой он никогда не изменял, была русская природа, его муза и вдохновительница.

И действительно, трудно не описать такую красоту. Охотник в душе, Иван Сергеевич не мог оставаться равнодушным к окружающим местностям.

  • И этот невыраженный любовный восторг выливался на бумагу в виде удивительнейших пейзажных зарисовок. Вот, например: «…вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота…»

Как ярко, красочно и живо описан этот пейзаж! Читая эти строки, можно без труда представить эту неповторимую картину. «Певец русской природы, Тургенев с такой поэтической силой и непосредственностью показал пленительную красоту и прелесть русского пейзажа, как ни один прозаик до него», — писал великий критик. «Записки охотника» — поистине гениальное творение художника крестьянской души, изобразившего картину контрастов и гармонии удивительного русского характера, сочетающего в себе нетронутое природное начало, богатырскую силу и в тоже время чувствительность и ранимость. Крестьянин, которого можно любить, которым можно восхищаться, который живет природой, красотой, искренностью и любовью, именно таким Тургенев видит русский народ, не скрывая своих чувств, любуясь и удивляясь ему, подчас даже роняя горячую слезу. Повествователь, голос которого мы слышим со страниц «Записок охотника», дает описание природы как человек, тонко чувствующий красоту своей страны. Он знает о природе столько, сколько и любой из крестьян. Писатель открывается как истинный знаток своих персонажей, он обыгрывает каждую ситуацию так, чтобы как можно ярче проявилась та или иная черта народного характера. Тургенев отказывается от обобщений, он рисует своих героев как самобытных представителей нации. Тургенев особо изображает крестьянство в рассказе «Певцы». Здесь глазам читателя предстает контраст между действительностью, бытовыми зарисовками и красотой и непорочностью духовного мира простого мужика: «признаться сказать, ни в какое время года Колотовка не представляла отрадного зрелища, но особенно грустное чувство возбуждает она, когда июльское сверкающее солнце своими неумолимыми лучами затопляет и бурые полуразметанные крыши домов, и этот глубокий овраг, и выжженный, запыленный выгон, по которому безнадежно скитаются худые, длинноногие курицы, и серый осиновый сруб с дырами вместо окон, остаток прежнего барского дома, кругом заросший крапивой, бурьяном и полынью…». На фоне грубой реальности, составляющей внешнюю жизнь крестьян, раскрывается их внутренний мир, умение чувствовать прекрасное и восхищаться льющейся из самых недр души трогательной русской песнью. Герои «Бёжина луга» сливаются с природой, чувствуя ее и живя в ней. Писатель показывает детей, которые ближе всего к природному началу, Тургенев изображает их яркие характеры, дает емкие характеристики, отмечая речь крестьянских мальчишек, в которой все дышит непритворным чувством естественности и некоторой наивности. На рассказы, которые мальчики слушают с замиранием сердец, не сомневаясь в их правдивости, отзывается даже природа, как бы подтверждая поверье или таинственный случай: «Все смолкли. Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук, один из тех непонятных ночных звуков, которые возникают иногда среди глубокой тишины, поднимаются, стоят в воздухе и медленно разносятся наконец, как бы замирая… Мальчики переглянулись, вздрогнули». Даже сам охотник, человек бывалый, верит в примету: настолько естественным оказывается слияние народных примет и атмосферы, в которой пребывают герои рассказа. Невозможно остаться равнодушным к искреннему миру души, который раскрывается в каждой мелкой детали, в речи и действиях тургеневских персонажей. Писатель любит народ, он верит в него, играя струнами его сердца, он доказывает, что в нем нет темноты и забитости, слепой покорности и смирения; все, что есть плохого в русском мужике, обусловлено условиями существования. На страницах «Записок охотника» народ живет душой и сердцем, умея находить отдушины в непроглядном мраке, не теряясь в нем и не беднея духовно.

2 стр., 791 слов

«Воробей» Тургенев

... прочтения этого произведения появляется желание дарить настоящую любовь и творить добро. А анализ стихотворения в прозе Тургенева «Воробей» позволяет выявить основные его особенности, которые ... заканчивается афористично: Тургенев отмечает, что жизнь держится и движется только любовью. Эти слова правдивы и актуальны во все времена. Завершая анализ стихотворения «Воробей» Тургенева, отметим, что ...

17 стр., 8312 слов

Тема святости в произведениях И.С. Тургенева «Живые мощи» ...

... в рассказе «Живые мощи», где Лукерья перед смертью будет думать не о себе, а попросит барина, чтобы уменьшили оброк с крестьян. Антикрепостнический пафос книги Тургенева заключается в том, ... взгляда на мир, сохраняет непреднамеренную простоту устной речи, придает картине жизни полнокровное эпическое дыхание. «Фраза Тургенева, -- заметил известный французский критик XIX века, знаток русской литературы ...

А вот совершенно иного характера произведение. В котором содержится глубокий философский смысл назначения человека, о умении прощать и быть прощенным.

Рассказ И. С. Тургенев: «Живые мощи» в свое время высоко оценила Жорж Санд за сюжет. В российской критике преобладают религиозные и патриотические оценки.

Лукерья, дворовая девушка деревенского помещика, красавица, певунья, плясунья, умница, влюбленная в парня, помолвленная с ним, накануне свадьбы в возрасте 21 года случайно упала, заболела, «жестокая каменная неподвижность» сковала ее, и вот одна, лежит в старом сарае поодаль от деревни уже семь лет, почти ничего не ест, за ней иногда ухаживает девочка сиротка. Будучи на охоте, в сарай к Лукерье зашел ее барин. Он увидел «бронзовое лицо», «пальцы-палочки», «металлические щеки» — не человек, а «икона старинного письма», «живые мощи». Их разговор раскрывает читателю удивительную душу девушки, творящую жизнь отдельно от своего умирающего тела. Страдание не ожесточило ее. Как дар божий принимает она мученье. Через него по-новому понимает смысл своей жизни. И кажется ей, что страдая, она повторяет подвиг Иисуса, Жанны д`Арк. Но какую истину она несет? В ответе на этот вопрос смысл рассказа.

Иссохшая, полумертвая, она воспринимает мир, главным образом, через запахи, звуки, цвет, редко через жизнь животных, растений, людей. Лукерья рассказ свой вела почти весело, без охов и вздохов, нисколько не жалуясь и не напрашиваясь на участие. Она побеждала боль поэтическим чувством, способностью удивиться, обрадоваться, рассмеяться. Крайним напряжением сил даже песню могла запеть, заплакать, подтрунить над собой. Обучила девочку сиротку, ухаживающую за ней, песни петь. Она как будто выполняла какой-то долг.

Чем отвечает миру Лукерья? Парализованная Лукерья – мужеством жить. Она превращает свое несчастье в способ быть счастливой. Через способность преодолеть страдание она утверждает жизнь на земле, понимает это, и в этом понимании ее счастье. В мужестве быть счастливой – ее ответ миру.

Сопрягая себя с миром, Лукерья верит, что выполняет какой-то нравственный долг. Какой?

Не особенно она озабочена церковным Богом. Отец Алексей, священник, решил ее не исповедовать – не тот она человек; христианский календарь дал и забрал, потому что видит, что толку мало. И хотя она постоянно чувствует присутствие «неба» в своей жизни, ее мысль сосредоточена не на «небе», на себе. Человеческий долг Лукерьи – жить, страдая и преодолевая страдание.

Она отказалась лечь в больницу. Не хочет, чтобы ее жалели. Молится не много, не видит в этом большого смысла. Не много знает молитв: «Отче наш», «Богородицу», «акафист». «Да и на что я стану господу Богу наскучать? О чем я его просить могу? Он лучше меня знает, чего мне надобно…». И одновременно считает, что никто человеку не поможет, если он сам себе не поможет. Всем довольна.

Тургенев здесь интерпретирует евангельскую мысль о том, что Иисус пострадал за всех людей, когда добровольно взошел на крест. Лукерья всех жалеет: и своего бывшего жениха Васю, который женился на здоровой женщине, и убитую охотником ласточку, и малоземельных крестьян, и девочку сиротку, и весь крепостной народ. Страдая и жалея, она живет в мире, а не в своей боли – в этом ее нравственный подвиг. И счастье. И выстраданное ею божественное.

9 стр., 4251 слов

«Записки охотника» И.С. Тургенева: история создания, ...

... в жизни народа ту значительность, тот общенациональный смысл, который Лев Толстой положил потом в основу художественного мира романа-эпопеи. 1. И.С. Тургенев “Записки охотника”: история создания, проблематика, ... народных типов «Записок Охотника» особенного внимания заслуживают Матрена («Каратаев»), Марина (Свидание) и Лукерья («Живые Мощи»; последний очерк залежался в портфеле Тургенева и увидел свет ...

Лукерья – одна из тургеневских интерпретаций образа Иисуса. Она – поэтическая натура. «Только одна я – живая!», «И чудится мне, будто меня осенит», «Размышление придет как тучка прольется», — такими образами-«картинками» может говорить только поэт. И в этом Тургенев не отошел от истины — Иисус был поэт. Смысл Иисуса, Лукерьи, Эха это способ выполнить долг, к которому призывает поэта его жертвенная душа.

Поразительна концовка рассказа.

В тургеневском рассказе повторяется трагическая судьба Иисуса, Жанны д,Арк, Пушкина, Лермонтова, самого Тургенева, всех поэтов мира.

Это способ осмысления человеком поиска божественного в себе через жертвенный подвиг любви к людям как через новую меру божественного. Но подвиг любви по силам лишь тому, кто способен пропустить и крест, и костер, и многолетнюю каменную неподвижность, и самое страшное — «нет отзыва!», через свою поэтическую душу.

Почему же произведения Тургенева так правдивы? Может быть, потому, что все происходящее автор пережил или видел сам. Тургенев однажды сказал: «Вся моя биография — в моих сочинениях». Мне кажется, что это действительно так. Например, 1 ноября 1843 Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия), любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни .

Навсегда связала Тургенева с великой артисткой большая, горячая любовь. Она принесла много счастья писателю, но счастье и горе, радость и отчаяние шли рядом. Женой Тургенева любимая женщина стать не могла: у нее были дети и муж. И отношения их сохранили чистоту и прелесть истинной дружбы, за которой таилось высокое чувство любви.

« Когда меня не будет, когда все, что было мною, рассыплется прахом, — о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня,- не ходи на мою могилу..»

Это стихотворение в прозе было посвящено любимой женщине – Полине Виардо.

Любовь неизменно присутствует в тургеневских сюжетах. Однако она редко заканчивается счастливо: в любовную тему писатель привносит оттенок трагизма. Любовь в изображении Тургенева — жестокая и своенравная сила, играющая человеческими судьбами. Это необыкновенная, неистовая стихия, уравнивающая людей, независимо от их положения, характера, интеллекта, внутреннего облика.

Перед стихией этой зачастую оказываются беззащитными самые различные люди: демократ Базаров и аристократ Павел Петрович одинаково несчастны («Отцы и дети»), трудно примириться со своей судьбой юной, наивной девушке, Лизе Калитиной, и опытному, зрелому мужчине, дворянину Лаврецкому, который готов был к новой жизни на родине («Дворянское гнездо»).

Одиноким, с разбитыми надеждами и тщетной мечтой о счастье, остается и господин Н.Н., герой повести «Ася». Когда читаешь повесть, то, кажется, весь смысл ее заключен в известной пушкинской фразе — «А счастье было так возможно, так близко…» Ее произносит в «Евгении Онегине» Татьяна, навеки отделив свою судьбу от судьбы своего избранника. В схожей ситуации оказывается и герой Тургенева. От его несбывшейся мечты остается лишь прощальная записка да засохший цветок герани, которые он свято хранит. Прочитав такие произведения Тургенева, как «Дворянское гнездо», «Накануне», «Первая любовь», «Вешние воды», я увидела, как поэтически, как тонко рисует писатель чувство любви. Любви, приносящей человеку и радость и горе, делающей его лучше, чище, возвышенной. Так писать о любви мог только тот, кто сам испытал это чувство во всей его красоте и силе. Чаще всего в рассказах и романах Тургенева любовь носит трагический характер. Несомненно, в этом сказалась жизненная драма писателя. Надо сказать, что мне больше нравятся книги, в которых затронута тема любви, и поэтому свое сочинение я хотела бы посвятить таким произведениям. Одним из первых тургеневских романов был роман «Дворянское гнездо». Он имел исключительный успех, и, мне кажется, не случайно. «Нигде поэзия умирающей дворянской усадьбы не разливалась таким спокойным и грустным светом, как в «Дворянском гнезде», — писал Белинский. Перед нами проходит подробно описанная жизнь доброго и тихого русского барина Федора Ивановича Лаврецкого.

15 стр., 7239 слов

«Вешние воды» И.С. Тургенева. Проблематика, художественное своеобразие

... определенным этапом в истории развития русского общества. Таков, в частности, образ Санина. В «Вешних водах» Тургенев сосредоточил внимание на решении не социально-исторических, а чисто психологических задач. ... революционной борьбы на одной из страниц повести «Вешние воды»: «Первая любовь - та же революция: однообразно-правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновенье, молодость ...

Встреча с красавицей Варварой Павловной круто перевернула всю его судьбу. Он женился, но женитьба скоро кончилась разрывом по вине Варвары Павловны. Нелегко он пережил семейную драму. Но вот пришла новая любовь, история которой и составляет сюжетное ядро романа: Лаврецкий встретил Лизу Калитину. Лиза была девушкой глубоко религиозной. Это сформировало ее внутренний мир. Ее отношение к жизни и людям определилось безропотной покорностью чувству долга, боязнью причинить кому-либо страдание, обидеть. Введенный в заблуждение ложным известием о смерти Варвары Павловны, Лаврецкий собирается второй раз жениться, но тут неожиданно появляется его жена. Наступил печальный финал. Лиза ушла в монастырь; Лаврецкий перестал думать о собственном счастье, утих, постарел, замкнулся. Последней дорисовывающей его образ чертой остается его горькое обращение к самому себе: «Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!»

Совсем недавно я прочитала еще одну прекрасную повесть Тургенева — «Вешние воды». Что же привлекло меня в этой повести? Тургенев в рамках рассказа о любви ставит широкие жизненные вопросы, поднимает важные проблемы современности.

Автор рисует двух главных героев — Джемму и Санина. Джемма — красивая, умная и непосредственная девушка. Избранник Джеммы — Санин — русский путешественник. Он неглуп, добр, не чужд поэзии.

Надо сказать, что женские типы у Тургенева — более сильные натуры, чем мужские.

— Тургенев нашел высокие слова, поэтические краски, чтобы изобразить чувства влюбленных. Автор воспевает это прекрасное и неповторимое чувство — первую любовь: «Первая любовь — та же революция… молодость стоит на баррикаде, высоко вьется ее яркое знамя — и что бы там впереди ее ни ждало — смерть или новая жизнь, — всему она шлет свой восторженный привет». Но Санин изменяет этому великому чувству. Он встречает блистательную красавицу госпожу Полозову, и влечение к ней заставляет его отказаться от Джеммы. Полозова показана не только как развращенная женщина, но и как крепостница, как ловкая коммерсантка. Она хищница и в своей деловой практике, и в любви. Мир Джеммы — это мир свободы, мир богачки Полозовой — мир рабства. Но не одной любви изменяет Санин. Изменил он и тем идеалам, которые были священны для Джеммы. Для женитьбы Санин должен добыть средства. И он решается продать Полозовой свое имение. Это означало и продажу его крепостных. А ведь раньше Санин говорил, что продавать живых людей — это безнравственно.

Я бы посоветовала своим сверстникам прочитать хотя бы несколько повестей этого замечательного писателя, и, я уверена, эти произведения не оставят их равнодушными. Во всяком случае, знакомство с этими талантливейшими сочинениями стало поворотным моментом в моей жизни. Я вдруг обнаружила, какое громадное духовное богатство таится в нашей литературе, если в ней есть такие таланты, как Иван Сергеевич Тургенев.

Принято говорить, что искусство проверяется временем. Это правда.

Но ведь само-то время—вещь не только «необычно длинная », но и сложная. Теперь-то мы знаем, сколько относительности в этом понятии и как по-разному переживается нами эта реальность — время. Поглощенные нашими ежедневными делами — крупными и мелкими, — мы обыкновенно не замечаем его. И чаще всего это происходит под воздействием подлинного искусства. Россия, какой знал ее Тургенев, изменилась так, как она не изменилась, может быть, за целую тысячу лет до него. В сущности, все, что мы встречаем на первом плане его произведений, безвозвратно ушло в прошлое. Время давно уже разрушило последние остатки подавляющего большинства тех барских усадеб, которые так часто встречались на дорогах этого писателя; сама недобрая память о помещиках и о дворянстве в его целом в наше время очень заметно потеряла в своей социальной остроте.

И русская деревня уже не та. Но, оказывается, судьбы его героев, таких далеких от нашей жизни, возбуждают в нас самый непосредственный интерес; оказывается, все, что ненавидел Тургенев, в конце концов ненавистно и нам; что он считал хорошим, чаще всего является таковым и с нашей точки зрения. Писатель победил время.

Вот почему родная природа, великолепные пейзажи, замечательные типы русских людей, быт, нравы, фольклор, неизъяснимое очарование, разлитое, словно солнечный свет, — всего этого много в произведениях Тургенева, и все это написано легко, свободно, как будто все это даже незамысловато, а на самом деле глубоко и серьезно.