Помещики и их усадьбы в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души

Сочинение

Сочинение по теме «Помещики и их усадьбы в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Выполнила: Назимова Тамара Васильевна

Объясняя замысел «Мёртвых душ», Н.В.Гоголь писал, что образы поэмы – «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучшими других». Центральное место в первом томе занимают пять «портретных» глав, которые построены по одинаковому плану и показывают, как на почве крепостничества складывались разные типы крепостников и как крепостное право в 20-30-х годах 19 века, в связи с ростом капиталистических сил, приводило помещичий класс к экономическому упадку. Автор даёт эти главы в определённом порядке. Бесхозяйственного и расточительного помещика Манилова сменяет мелочная и бережливая Коробочка, безалаберного мота и прожигателя жизни Ноздрёва – прижимистый и расчётливый Собакевич. Завершает эту галерею помещиков Плюшкин – скряга, доведший своё имение и крестьян до полной нищеты и разорения. Гоголь с большой выразительностью даёт картину упадка помещичьего класса. От праздного мечтателя, живущего в мире своих грёз, Манилова к «дубинноголовой» Коробочке, от неё к бесшабашному шулеру, пройдохе и вралю Ноздрёву, затем к хваткому Собакевичу и далее — к потерявшему человеческий облик кулаку — «прорехе на человечестве» — Плюшкину ведёт нас Гоголь, показывая всё большее моральное падение и разложение представителей помещичьего мира.

Изображая помещиков и их усадьбы, писатель повторяет одни и те же приёмы: описание деревни, господского дома, внешнего вида помещика. Далее идёт рассказ о том, как отнеслись к предложению Чичикова о продаже мёртвых душ те или иные люди. Затем изображается отношение Чичикова к каждому из помещиков и появляется сцена купли-продажи мёртвых душ. Такое совпадение не случайно. Однообразный замкнутый круг приёмов позволил автору выставить напоказ застарелость, отсталость провинциальной жизни, замкнутость и ограниченность помещиков, подчеркнуть застой и умирание. Первым, кого посетил Чичиков, был Манилов. «На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приёмах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами». Раньше «он служил в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером». Живя в поместье, он «иногда приезжает в город … чтобы увидеться с образованными людьми». На фоне обитателей города и поместий он кажется «весьма обходительным и учтивым помещиком», на котором лежит какой-то отпечаток «полупросвещённой» среды.

15 стр., 7050 слов

Русь «помещичья», «Русь народная» в поэме ...

... помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души". Глава 1. "РУСЬ ПОМЕЩИЧЬЯ" В ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" 1.1. Мир помещичьей России в поэме "Мертвые души" " Давно уже в мире не было писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь ... помещиков в поэме не случайно. Сначала мы вместе с Чичиковым попадаем в поместье Манилова, которое называют парадным фасадом помещичьей России, а затем ...

Однако, раскрывая внутренний облик Манилова, его характер, рассказывая о его отношении к хозяйству и времяпровождении, описывая приём Маниловым Чичикова, Гоголь показывает полную пустоту и никчемность этого помещика. Писатель подчёркивает в характере Манилова слащавую, бессмысленную мечтательность. У Манилова не было никаких живых интересов. Хозяйством он совершенно не занимался, передоверив его приказчику, был лишён хозяйственной смекалки, плохо знал своих крестьян, всё приходило в упадок, зато Манилов мечтал о подземном ходе, о каменном мосте через пруд, который бабы переходили вброд, да с торговыми лавками по обеим сторонам его. Он даже не знал, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии. Вместо тенистого сада, обычно окружавшего барский дом, у Манилова «только пять – шесть берёз…» с жидкими вершинами. «Дом господский стоял одиночкой на юру… открытом всем ветрам…» На покатости горы «были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сирени и жёлтых акаций;…беседка с плоским зелёным куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью «Храм уединённого размышления», пониже пруд, покрытый зеленью…» И наконец, «серенькие бревенчатые избы» мужиков. У Манилова более двухсот крестьянских изб.

За всем этим проглядывает сам хозяин – русский помещик, дворянин Манилов. Бесхозяйственный, неумелый, дом поставил неудачно, с претензией на европейскую моду, но лишённый элементарного вкуса. Унылый вид маниловского имения дополняет пейзажная зарисовка: темнеющий в стороне «скучно-синеватым цветом сосновый лес» и совершенно неопределённый день: «не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета». Тоскливо, пусто, однообразно. Гоголь исчерпывающе раскрыл, что такая Маниловка немногих могла заманить. В доме Манилова царила та же безвкусица и нераспорядительность. Некоторые комнаты были без мебели, два кресла в кабинете хозяина были обтянуты рогожей. Свою жизнь Манилов проводит в праздности. Он отошёл от всякого труда, даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит книга, заложенная всё на той же четырнадцатой странице. Своё безделье барин скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными проектами, вроде постройки подземного хода, каменного моста через пруд. Вместо настоящего чувства – у Манилова «приятная улыбка», вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые рассуждения, вместо деятельности – пустые мечты. Достойна своего супруга и жена Манилова. Хозяйство для неё – низкое занятие, жизнь посвящена слащавому сюсюканью, мещанским сюрпризикам, томным длинным поцелуям. «Манилова так хорошо воспитана», — язвительно замечает Гоголь. Шаг за шагом Гоголь неумолимо обличает пошлость маниловской семьи, иронию постоянно сменяет сатирой: «На столе русские щи, но от чистого сердца», дети – Алкид и Фемистоклюс, названы именами древнегреческих полководцев в знак образованности родителей.

Во время разговора о продаже мёртвых душ выяснилось, что очень многие крестьяне уже умерли. Сначала Манилов не мог понять, в чём суть чичиковской затеи. «Он чувствовал, что ему нужно что-то сделать, предложить вопрос, а какой вопрос – чёрт его знает». Манилов проявляет «заботу о дальнейших видах России», но он пустой фразёр: куда ему до России, если в собственном хозяйстве не может навести порядок. Чичикову без труда удаётся убедить друга в законности сделки, и Манилов, как помещик непрактичный, неумелый, дарит Чичикову мёртвых душ и берёт на себя расходы по оформлению купчей. Манилов слезливо благодушен, у него нет живой мысли и настоящих чувств. Он сам «мёртвая душа» и обречён на гибель так же, как и весь самодержавно-крепостнический строй России. Маниловы вредны и социально опасны. Каких же последствий для экономического развития страны можно ждать от маниловского хозяйствования!

3 стр., 1125 слов

Узнаем ли мы героев Н. В. Гоголя среди современников?

... смерти Гоголя, но имя этого замечательного писателя помнят и знают все. Почему? Да потому, что герои его произведений существуют и в наше время. Не перевелись до конца Чичиковы, маниловы, коробочки, ноздревы, ...

Помещица Коробочка бережлива, живёт замкнуто в своём поместье, как в коробочке, и её домовитость постепенно перерастает в скопидомство. Ограниченность и тупоумие довершают характер «дубинноголовой» помещицы, относящейся с недоверием ко всему новому в жизни. Гоголь подчеркивает её тупость, невежественность, суеверие, указывает, что ее поведением руководит корысть, страсть к наживе. В отличие от Манилова Коробочка весьма рачительна и знает, как вести хозяйство. Автор так описывает помещицу: «Женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки… а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки…» Коробочка знает цену «копейке», поэтому так боится продешевить в сделке с Чичиковым. Она ссылается на то, что хочет дождаться купцов да узнать цены. Гоголь вместе с тем обращает наше внимание на то, что эта помещица сама ведет хозяйство, а крестьянские хаты в ее деревне «показывали довольство обитателей», имеются «просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свёклой и прочим хозяйственным овощем», есть «яблони и другие фруктовые деревья». Рачительность Коробочки изображена автором почти абсурдной: среди множества нужных и полезных предметов, каждый из которых лежит на своём месте, есть верёвочки, которые «уже никуда не нужны». «Дубинноголовая» Коробочка — воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое.

Зато проблемы денег и ведение хозяйства совершенно не заботят помещика Ноздрева, к которому Чичиков попадает после посещения поместья Коробочки. Ноздрев принадлежит к числу людей, которые «всегда говоруны, кутилы, народ видный». Его жизнь заполнена карточными играми, бессмысленной тратой денег. Нечестно играет в карты, всегда готов ехать «куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять всё, что ни есть, на все, что хотите». Все это не приводит Ноздрева к обогащению, а, напротив, разоряет его. Он энергичен, активен и ловок. Неудивительно, что предложение Чичикова продать ему мертвые души сразу же нашло живой отклик у Ноздрева. Авантюрист и лгун, этот помещик решил провести Чичикова. Только чудо спасает главного героя от физической расправы. Усадьба и жалкое положение крепостных, из которых Ноздрёв выколачивает все, что возможно, помогают лучше понять его характер. Свое хозяйство он совершенно запустил. В отличном состоянии у него только одна псарня. Ноздрев показал пустые стойла, где были прежде тоже хорошие лошади… В кабинете у барина «не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабля и два ружья». Автор воздаёт ему по заслугам устами Чичикова: «Ноздрёв человек – дрянь!». Он прокутил всё, забросил имение и обосновался на ярмарке в игровом доме. Подчеркивая живучесть ноздрёвых в русской действительности, Гоголь восклицает: «Ноздрёв долго ещё не выведется из мира».

4 стр., 1567 слов

Гоголь н. в. — Чичиков у ноздрева. роль эпизода

... Чичиков, не долго думая, соглашается. Видимо, он надеялся "даром выспросить" мертвых душ и у этого радушного барина. Гостю были показаны водяная мельница, кузница, поле, но Особой гордостью хозяйства Ноздрева ... у нее соответствующая - Коробочка. В короткой беседе выяснилось, что Чичиков так далеко заехал, что о его знакомых помещиках ... о Павле Ивановиче? Гоголь подмечает, что "Чичиков, Е говорилЕ с ...

У Собакевича в отличие от Ноздрева все отличается добротностью и прочностью, даже колодец «обделан в крепкий дуб». Но это не производит хорошего впечатления на фоне обрисованных Гоголем уродливых и нелепых построек и обстановки дома этого помещика. Да и сам он не производит благоприятного впечатления. Собакевич показался Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя». Описывая внешность этого помещика, Гоголь иронически замечает, что природа недолго мудрила над его лицом: «Хватила топором раз — вышел нос, хватила в другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши; пустила на свет, сказавши: «Живет!» Создавая образ этого помещика, автор часто использует прием гиперболизации — это и зверский аппетит Собакевича, и безвкусные портреты полководцев с толстыми ногами и «неслыханными усами», украшавшие его кабинет, и «клетка, из которой глядел дрозд тёмного цвета с белыми крапинками, очень похожий тоже на Собакевича».

Собакевич — ярый крепостник, который никогда не упустит своей выгоды, даже если речь идет об умерших крестьянах. В ходе торга с Чичиковым обнаруживаются его алчность, стремление к наживе. Заломив цену, «по сту рублей» за мертвую душу, он в конце концов соглашается на «два с полтиною», лишь бы не упустить возможности получить деньги за столь необычный товар. «Кулак, кулак!» — подумал о Собакевиче Чичиков, покидая его имение.

Помещики Манилов, Коробочка, Ноздрев и Собакевич описаны Гоголем с иронией и сарказмом. В создании же образа Плюшкина автор использует гротеск. Когда Чичиков впервые увидел этого помещика, он принял его за ключницу. Главный герой подумал, что если бы встретил Плюшкина на паперти, то «…дал бы ему медный грош». Но позже мы узнаём, что этот помещик богат — у него более тысячи душ крестьян. Кладовые, амбары и сушильни полны были всякого добра. Однако всё это добро портилось, превращалось в труху. Гоголь показывает безмерную жадность Плюшкина. В его доме скопились такие огромные запасы, которых хватило бы на несколько жизней. Страсть к накоплению неузнаваемо изуродовала Плюшкина; он копит только ради накопительства…Тоской проникнуто описание деревни и усадьбы этого хозяина. Окна в избах были без стекол, некоторые были заткнуты тряпкой или зипуном. Барский дом похож на огромный могильный склеп, где заживо погребен человек. Только буйно растущий сад напоминает о жизни, о красоте, резко противопоставляемой безобразной жизни помещика. Крестьян заморил голодом, и они «мрут, как мухи» (за три года 80 душ), десятками числятся в бегах. Сам он живёт впроголодь, одевается, как нищий. По меткому слову Гоголя, Плюшкин превратился в какую-то «прореху на человечестве». В эпоху роста денежных отношений хозяйство Плюшкина ведётся по старинке, основано на барщинном труде, хозяин собирает продукты и вещи.

2 стр., 735 слов

Души мертвые в поэме «Мёртвые души» образы помещиков (Гоголь Н. В.)

... просто сбегают. «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так изменится!» - Гоголь довольно жестко отзывается о Плюшкине. Возможно, если бы ... предпоследним помещиком, который встречается по пути, становится Собакевич. По своим габаритам и телосложению Собакевич ... эти помещики навсегда духовно мертвы. Начав свое сочинение словами Николая Васильевича Гоголя, хочется ими ...

Бессмысленная жажда накопительства Плюшкина доведена до абсурда. Разорил крестьян, губя их непосильной работой. Плюшкин копил, и всё, что он собирал, гнило, всё обращалось в «чистый навоз». Такой помещик, как Плюшкин, не может быть опорой государства, двигать вперёд его экономику и культуру. Писатель горестно восклицает: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком».

Гоголь наделил каждого помещика конкретными чертами. Что ни герой, то неповторимая личность. Но при этом герои сохраняют родовые, социальные признаки: низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными, безнравственность. Эти нравственные уроды, как показывает Гоголь, порождены крепостнической действительностью и раскрывают сущность крепостнических отношений, основанных на угнетении и эксплуатации крестьянства.

Произведение Гоголя ошеломило правящие круги России и помещиков. Идейные защитники крепостного права доказывали, что дворянство – лучшая часть населения России, истинные патриоты, опора государства. Гоголь же образами помещиков развеял этот миф.