Каждому поэту свойственны размышления о назначении своего творчества. Художник слова, по-видимому, так или иначе осознает себя причастным к происходящему. А. С. Пушкину присуща необъятная сила творческого воображения и дарования, позволившая ему ощутить свое бытие во времени историческом и пространство Вселенной. Но ощущение себя личностью такого масштаба напрямую связано с нравственными принципами этой личности.
Пушкин утвердил в русской литературе великую миссию поэта-пророка, провозвестника правды и справедливости. Его поэзия, словно сказочный талисман, спасала от бед, но для поэта талисманом являлась сама поэзия, в ней он обретал душевные силы, видел в ней жизненную силу:
В стихотворении «Андрей Шенье» сомнения поэта в правильности избранного пути опровергаются страстной убежденностью:
Здесь звучит любимая пушкинская идея — смысл жизни в поэзии, восславившей свободу. Именно так определил поэт цель своего творчества.
«К другу стихотворцу»
Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы!
Необходимо отметить и
«Послание цензору»
(1822), где Александр Сергеевич негодует, вспоминая о прошлом, и восклицает:
«Разговоре книгопродавца с поэтом»
«гражданином и поэтом»
В произведениях тех лет воплощается идеал свободного, независимого поэта-гражданина, мужественного и смелого обличителя зла, пророчески возвещающего истину.
Новой в пушкинской лирике стала символика, основанная на переосмыслении библейских образов и мотивов. Раньше, в поэзии двадцатых годов, библейская символика использовалась с оттенком иронии, носила характер пародийный, фривольный. После разгрома восстания декабристов Пушкин использует библейские образы, истолковывая их по-новому, в духе высокой гражданской поэзии.
Перечитаем стихотворения «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836) . Каждое из них имеет свои особенности, но весь цикл пронизывает общий мотив высокого назначения поэта, враждебного низким интересам, погоне за «минутной славой». Перед нами человек гонимый, одинокий среди враждебной среды, окруженный ненавистью, подвергающийся преследованию, травле, но остающийся твердым и непоколебимым.
Тема и образы лирики одного из современных отечественных поэтов ...
... это и неважно. Ни один из вышеперечисленных поэтов не вызвал в его поэзии перелома. Он оказался рано сложившимся, но готовым к любым совершенствованиям поэтом. Поэтическая система Бродского, говоря языком современного анализа, ...
«Пророк».
Так совершилось превращение человека в пророка-поэта, способного воплощать в своем творчестве высокие цели, быть глашатаем правды, поборником справедливости. Но какого духовного и физического напряжения потребовало оно!
Путь поэта-пророка ответствен, опасен, суров и труден, но ему предназначена великая миссия, он полон веры. Лаконично и образно описан сам процесс рождения нового слова, показан этот миг преобразования, когда поэт получает новое оружие — слово.
В стихотворении «Поэт» продолжается развитие того же мотива «божественного глагола». Художник может быть «всех ничтожней» в обыденной жизни, он очищается от забот «суетного» света в священном служении своему высокому делу.
Произведение «Поэт и толпа» рисует трагедию, повторяющуюся в разные эпохи. Толпа чувствует, что поэзия тревожит ее, но «какая польза нам от ней?». Толпа считает, что ее право учить поэта:
Но поэт не желает договариваться с чернью. Примечательно, что Пушкин не весь народ называет чернью, разделяя понятия «народ» и «толпа».
Сонет «Поэту» — о подвиге, мужестве перед лицом толпы, которая «бранит» поэта, «плюет на алтарь», где горит священный огонь поэзии.
Самое тяжелое для художника — понимание его творчества. В стихотворении «Эхо» (1831) эта тема находит свое отражение:
Однако поэт верит в силу своих стихов, в силу поэзии, в свое бессмертие. Примером этому служит стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Написанное за год до смерти, оно как бы подытоживает все то, что дал людям поэтический талант А. С. Пушкина.
Содержание стихотворения соответствует его художественной форме. Оно близко «Памятнику» Г. Р. Державина, глубинными истоками связано с одой Горация к Мельпомене. В первой строфе Пушкин подчеркивает народность своего творчества, предсказывает ему широчайшую известность среди всех народов России.
В четвертой строфе содержится основная мысль всего стихотворения — оценка поэтом своего творчества. Он заслужил право на бессмертие тем, «что чувства добрые… лирой пробуждал», что «в жестокий век восславил… свободу и милость к падшим призывал».
Поэт торжествует свою победу над временем, над властью, ведь он, «не требуя венца», равнодушно принимает «хвалу и клевету». Именно тогда творчество поэта становится вдохновенным подвигом.