«ЛЮБЛЮ ОТЧИЗНУ Я, НО СТРАННОЮ ЛЮБОВЬЮ» (образ родины в поэзии М. Лермонтова)

Сочинение

Сочинение «Странная любовь» к родине в лирике М. Ю. Лермонтова

«Странная любовь» к родине в лирике М. Ю. Лермонтова

Вот почему прошлое для него ужасно: разгром декабрис­тов, их казнь и ссылка; но и будущее тоже безотрадно: Гляжу назад — прошедшее ужасно; Гляжу вперед — там нет души родной! Предметом поэтического осмысления и отвержения вы­ступают не столько отдельные черты русской действительнос­ти, сколько вся Россия как социально-историческое целое. В стихотворении во главу угла поставлена действительно глав­ная черта самодержавно-крепостнической империи: рабство и господство. Поэт показывает и глубину своего понимания рабства. Оно для него не только характеристика внешнего положения народа, меры его угнетения и бесправия, но и печальная реальность внутреннего, духовно-нравственного состояния людей в царстве произвола. Все это, вместе взятое: крепостное рабство, жандармский произвол и жалкая преданность ему — предстает в поэтичес­кой формуле Лермонтова как нечто единое, что в совокупнос­ти и составляет понятие «родина», чему он говорит решитель­ное «прощай!». Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ. Но не только в таком облике предстает Родина в лиричес­ких произведениях Лермонтова.

Стихотворение «Родина», написанное незадолго до смерти поэта, — это раздумье о его отношении к отчизне. Понимание реакционности, ничтожности обращает мысль Лермонтова к иным социальным силам — демократическим. Неудача выступления первых дворянских революционеров, трагедия, которая коснулась всего русского общества и кото­рую с такой болью переживает поэт, поставила перед ним вопрос об общественно-исторической роли народа в развитии страны. Подлинно народная Россия становится предметом идейно-творческих раздумий поэта.

Отмечая это в его творче­стве и мировоззрении, Н. Добролюбов писал: «Лермонтов… умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути нахо­дится только в народе». Поэт «непобедимым рассудком» привязан к простым кар­тинам родной природы и русской деревни. В стихотворении «Родина» создан живой поэтический образ родины, основное содержание которого — широта ее просторов, русская природа и народная жизнь. В изображе­нии и того, и другого поражает сдержанность, экономия ху­дожественных средств.

2 стр., 704 слов

Стихотворение М.Ю. Лермонтова “Родина”

... стихотворении "Родина" Лермонтов первый верно определяет чувство любви к Родине у передовых русских людей в условиях самодержавного строя. Взгляд поэта точный, искренний, демократичный. Понятие Родины связано у Лермонтова, ... к конкретной. На мой взгляд, это стихотворение — предвестник тютчевской и блоковской России. Можно, наверное, говорить и о России некрасовской, впервые здесь заявившей о себе: ...

Поэт употребляет несколько эпитетов, точных, но не ярких: «печальные деревни», «желтая нива», «белеющие березы», «росистый вечер». Образ Родины дается в стихотворении в развитии: от ши­рокого плана к более узкому. За начальными строками, в которых Лермонтов перечисляет официальные формы патри­отизма, следует изображение большого мира России: Но я люблю — за что, не знаю сам — Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям. Затем даются частные детали пейзажа, непосредственно связанные с народным бытом: «дымок спаленной жнивы», «ночующий обоз», «полное гумно», «изба, покрытая соло­мой», «с резными ставнями окно». Завершает образ Родины картина сельского праздника.

Н. Добролюбов писал об этом стихотворении: «В удиви­тельном стихотворении «Родина» Лермонтов понимает лю­бовь к Отечеству истинно, свято и разумно».

Почему Лермонтов называет свою любовь к Родине «странной»?

«Люблю Отчизну я, но странною любовью», — признавался Лермонтов незадолго до гибели в одном из самых пронзительных своих стихотворений. «Родина» — это итог раздумий поэта о сущности России, ее судьбах в истории и в современности, ее прошлом и будущем. Именно в стихотворении «Родина» Лермонтов выразил то, к чему шел с первых шагов своего творчества, когда почувствовал себя «русским душою».

Россия входила в художественный мир Лермонтова через образы родной природы, воспринятые с детства и со временем вступившие в противоречие с миром «бездушных

людей», «приличьем стянутых масок», «затверженных речей». Поэт признается: «Наружно погружаясь в их блеск и суету, ласкаю я в душе старинную мечту, погибших лет святые звуки».

Погибшие годы — это детство в Тарханах, почти интимное общение с природой средней России, а святые звуки сливаются для поэта в гармоническое представление о родине, ее широте и святых камнях, ее протяжных песнях, из которых вырастет «Песня про купца Калашникова», и рассказах стариков:

И вижу я себя ребенком, и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей.

Зеленой сетью трав подернут старый пруд,

А за прудом село дымится, и встают

Вдали туманы над полями…

Так же, как родные Тарханы, близка Лермонтову Москва, куда он переехал еще мальчиком, где учился в благородном пансионе Московского университета, а потом — и в самом университете. «Москва, Москва! Люблю тебя, как сын, как русский — сильно, пламенно и нежно». Все нравится Лермонтову в древней столице: и ее седины, и «Кремль, зубчатый, безмятежный», и уклад неторопливой, гостеприимной жизни. Интересно, что в лермонтовском понятии Родины совершенно отсутствует Петербург, хотя и с ним связана биография поэта. Петербург стал особенно враждебен Лермонтову после стихотворения «Смерть поэта», где никому не известный автор дерзко бросил обвинение в глаза убийцам Пушкина: «Вы, жадною толпой стоящие у трона, свободы, гения и славы палачи!» Петербург для Лермонтова неразрывно соединился с убийцей Пушкина и хотя бы поэтому был отрезан в его сердце и мыслях от образа Родины. Этому бюрократическому, равнодушному и жестокому городу бросает Лермонтов свои гневные стихи:

6 стр., 2524 слов

»Моё любимое стихотворение поэтов 19 века»

... Сочинение на тему:»Моё любимое стихотворение поэтов 19 века» Русская классическая литература 19 века — это ... времени», единственного романа Лермонтова, является антигероем русского дендизма — красивым ... выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что ... литература «вечных тем». Русские писатели стремились ответить на сложные вопросы бытия: о смысле жизни, о счастье, о Родине, ...

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ.

Так же, как Пушкин, Лермонтов прекрасно понимал, что «уважение к прошлому — признак истинного просвещения»; так же, как Пушкин, он искал ответа на многие жгучие вопросы современности в российской истории. Не случайно его «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» принадлежит к числу самых великих русских поэм, содержанием которых стали «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Особое место в ряду таких произведений занимает лермонтовское «Бородино». В рассказе старого солдата о Бородинском сражении отразился восторг молодого слушателя, его преклонение перед воинской доблестью предков, его страстное желание разглядеть в недавней истории то, что, казалось бы, безнадежно утратило новое поколение.

В стихотворении «Родина» Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казенному. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, горестями и радостями его жизни. Свою любовь к родине Лермонтов называет «странной» потому, что он любит в своей стране народ, природу, но ненавидит «страну господ», самодержавно-крепостническую, официальную Россию. Именно таким был патриотизм Лермонтова и Радищева, Грибоедова и Пушкина, современников поэта — Белинского и Герцена и последующего поколения — революционеров-демократов 60-х годов XIX века Чернышевского и Добролюбова.

В стихотворении Лермонтова «Родина» Добролюбов находил полное выражение такого истинного патриотизма. Он писал: «Лермонтов… обладал, конечно, громадным талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение «Родина», в котором он понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно. Он говорит:

Люблю отчизну я, но странною любовью:

Не победит ее рассудок мой,

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья…

Что же любит этот поэт, равнодушный и к воинской славе, и к величавому покою государства, и даже к преданьям темной старины, записанным смиренными иконами-летописцами?.. Вот что он любит:

Проселочным путем люблю скакать в телеге…

Полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта».

Высокий патриотизм Лермонтова прекрасно раскрывается в этом небольшом стихотворении, написанном так задушевно.