Притчи Господа нашего Иисуса Христа

Сочинение

Предисловие, ЗНАЧЕНИЕ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ПРИТЧ

Господь Иисус Христос нередко проповедовал Евангельское учение в форме иносказательных рассказов, для которых брал примеры из природы или современной общественной жизни. Такие рассказы получили наименование притч. Хотя притчи были известны еще в ветхозаветные времена (2 Пар. 12, 1-6), особое совершенство и красоту они получили в устах Богочеловека.

В том, что Господь говорил притчами, св. Матфей видит исполнение пророчества Асафа: “Открою уста мои в притче” (Псал. 77:2).

Хотя Асаф говорил это о себе, но, как пророк, он служил прообразом Мессии, что видно из следующих слов того же стиха: “Произнесу гадания из древности” что, собственно, приличествует только Мессии Всеведущему, а не смертному человеку. Сокровенные тайны Царства Божья ведомы, конечно, лишь ипостасной Премудрости Божьей.

Что же такое притча? На этот вопрос епископ Аверкий отвечает: «Слово «притча» представляет собой перевод греческих слов «параволи» и «паримия». «Паримия» — в дословном переводе означает: краткое изложение, выражающее правило жизни (таковы, например, «Притчи Соломона»).

«Параволи» — это целый рассказ, имеющий глубокий смысл и в образах, взятых из повседневного быта людей, выражающий высшие духовные ценности. Евангельская притча — это параволи.

«Притчи Господа — это иносказательные поучения, образы и примеры для коих заимствовались из обыденной жизни народа и окружающей его природы»[2].

В «Полном церковно-славянском словаре», составленном протоиереем Г. Дьяченко, дается следующее определение: «Притча — загадка; загадочное, мудрое изречение, пословица; поучительное изречение; образ»[3].

«Притчи — это аллегория, в которой слушатель должен узнать себя, — отметил диакон Андрей Кураев. — Евангельские притчи — это не просто житейские иллюстрации некоторых нравственных истин, а обращение к совести человека: понимаешь ли ты, что происходит с тобой? Персонажи ее не наделяются каким-то строго определенным характером. Они не описываются, и сказитель притчи не дает их психологического портрета. Персонаж притчи — это чистый субъект нравственно-религиозного выбора. Это один из основных принципов построения библейского текста: он взывает к самоопределению человека, к выбору»[4].

Введение

В Ветхом Завете часто встречаются притчи – короткие иллюстративные рассказы, которые помогают человеку лучше понять духовные и моральные истины. Иисус Христос особо активно использовал эту форму общения с людьми в своей проповеди. Ученики Его были удивлены и спросили, почему Иисус говорит притчами. В ответ Христос объяснил, что это сделано для того, чтобы открыть тайны Царства Небесного у тех, кому это дано, а отнять от непонимающих. Используя притчи, Иисус хотел показать, что они видят, но не разумеют, слышат, но не слышат.

16 стр., 7703 слов

Трактовки жизни Христа в литературе

... Марка [Электронный ресурс] //ЭкзегетЪ.RU. URL: (дата обращения: 30.03.2018).. Сегодня Евангелием мы называем «раннехристианское сочинение, повествующее о жизни Иисуса Христа» Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] //Словарь Ожегова. Толковый словарь ...

Роль притчей в обучении

Притчи — это не только способ преподнесения урока, но и повод для обсуждения, а также пример для подражания. Господь Христос использовал притчи, чтобы заинтересовать своих учеников и заставить их задуматься над темой урока. Притча хорошо запоминается, и дети, возвращаясь домой, могут рассказать ее близким и друзьям. Если ученик уходит с занятий равнодушным, не переживая услышанное и не желая пересказать, значит, в его душе ничего не посеялось. Поэтому так важно, чтобы преподаватель обращал внимание на то, как ученики относятся к притче и участвуют в обсуждении.

Последовательность изложения

Иисус Христос строил свои притчи с определенной последовательностью, чтобы грамотно донести ученикам сложные заповеди и духовные истины. Он начинал с простых притч, которые не встревожили слушателей, а затем постепенно переходил к более сложным и глубоким. Важно отметить, что Христос не только предлагал блага и награды за исполнение заповедей, но и указывал на возможные наказания за грехи. Иногда это угрозой оказывало большее воздействие на людей, чем обещание благоденствия.

Заключение

Применение притч в обучении не только помогает лучше понять духовные истины, но и вызывает интерес учеников к изучаемой теме. Притчи легко запоминаются и могут быть использованы как повод для обсуждения с близкими и друзьями. Иуды делают вывод о том, что понимание притчей и активное участие в беседе позволяют глубже проникнуть в смысл урока и запомнить его. Преподавателю следует уделять внимание реакции учеников на притчу и вести обсуждение, чтобы они лучше усвоили уроки и приняли духовные истины в свою жизнь.

В Евангелиях мы находим более тридцати притч. Их можно разделить в соответствии с тремя периодами общественного служения Спасителя. К первой группе относятся притчи, рассказанные Спасителем вскоре после Нагорной проповеди, в период между второй и третьей Пасхой Его общественного служения. В этих начальных притчах говорится об условиях распространения и укрепления Царства Божия или Церкви среди людей. Сюда относятся притчи о сеятеле, о плевелах, о невидимо растущем семени, о зерне горчичном, о драгоценной жемчужине и другие.

Вторая группа притч рассказана Господом к концу третьего года Его общественного служения. В этих притчах Господь рассказал о бесконечном милосердии Божием к кающимся людям и изложил различные нравственные правила. Сюда относятся притчи о заблудшей овце, о блудном сыне, о немилосердном должнике, о милосердном самарянине, о безрассудном богаче, о мудром строителе, о судье неправедном и другие.

В Своих последних притчах (третьего периода), рассказанных незадолго до крестных страданий, Господь говорит о Благодати Божией и об ответственности человека перед Богом, а также предсказывает о наказании, имеющем постичь неверующих евреев, о Своем втором пришествии, о страшном суде, о награде праведным и о вечной жизни. В эту последнюю группу входят притчи о бесплодной смоковнице, о злых виноградарях, о званных на вечерю, о талантах, о десяти девах, о работниках, получивших равную плату и другие.

7 стр., 3227 слов

Признаки притчи как жанра мировой литературы

... в условных ситуациях бытового характера. В притче персонажи безымянны, очерчены схематично, лишены характеров (в привычном для нас смысле слова): некий человек, некий царь, некая женщина, крестьянин, (некий ... в переводе с греч. означает сравнение.) Притча не имеет четких жанровых границ: в роли притчи могут выступать при определённых условиях сказка и пословица, легенда и образное ...

ПРИТЧИ О ЦАРСТВИИ БОЖЬЕМ

Ученик Иисуса Христа, Матфей, повествуя о Царствии Небесном, приводит восемь притч Господа, хотя Иисус приводил их в пример гораздо больше. Если мы внимательно прочитаем эти семь притч (Матф. 13 гл.), то легко заметим, что в них Христос представляет нам Царство Небесное от начала до конца:

1. начало Царства Небесного;

2. развитие или распространение Царства Небесного;

3. завершение Царства Небесного.

Большая часть этих притчей помечена словами:

УПОДОБИСЯ ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ…

или: ПОДОБНО ЕСТЬ ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ…

или: ПАКИ ПОДОБНО ЕСТЬ ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ…

Притча о сеятеле

Эта притча является по времени первой притчей Спасителя. В ней говорится о том, как люди по-разному принимают Божественное слово (семя), и как это слово по-разному воздействует на людей, в зависимости от их душевного устремления.

Раскрытие притчи о сеятеле

В притче о сеятеле, Господь является сам сеятелем, а семя символизирует Слово Божье, которое Он проповедует. Походя напоминая им их собственные поля, которые могут быть заросшими колючим кустарником и каменистыми, Господь обращает внимание на сердца слушающих, которые являются почвой для семени.

Сравнение сеяния с проповедованием Слова Божьего является красивым образом, который объясняет, как Слово может либо остаться без плода на неплодородной почве, либо приносить разный урожай на разных почвах в зависимости от их состояния.

Проповедование Слова Божьего аналогично посеву семени Божьего в каждое сердце человека, и все слышат об этом. Однако, не каждый принимает Слово Божье и осознает его значимость. Слово Божье сравнивается с семенем жизни, и если оно не принимается, это может привести к гибели.

Заключительные слова Господа, «Имеющий уши, да слышит!», являются призывом обратить внимание на свою душу и понять свою природу. Необходимо задуматься, не является ли душа бесплодной почвой, покрытой лишь сорной травой греховных желаний. Однако, даже если так, не следует отчаиваться, потому что такая почва не обречена на вечную бесплодность.

С таким же старанием, с которым земледелец делает неплодородную почву плодородной, мы можем усовершенствовать себя путем поста, покаяния, молитвы и добрых дел. В результате, мы можем превратиться из духовно ленивых и грехолюбивых в верующих и благочестивых.

Притча о плевелах

«Царство Небесное», т.е. земная церковь, основанная небесным Учредителем и приводящая людей к небу, «подобна человеку, посеявшему доброе семя на поле своем». «Спящим же человеком», т.е. ночью, когда дела могут быть невидимы никем — здесь указывается на хитрость врага — «прииде враг его и всея плевелы», т.е. сорные травы, которые, пока малы, всходами своими очень похожи на пшеницу, а когда вырастут и начинают уже отличаться от пшеницы, то выдергивание их сопряжено с опасностью для корней пшеницы. Учение Христово сеется по всему миру, но и диавол своими соблазнами сеет зло среди людей. На обширной ниве мира живут поэтому вместе с достойными сынами Отца небесного (пшеницею) и сыны лукавого (плевелы).

Господь терпит их, оставляя их до «жатвы», т.е. до Страшного Суда, когда жители, т.е. Ангелы Божий, соберут плевелы, т.е. всех делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную, на вечные адские муки; пшеницу же, т.е. праведников, Господь повелит собрать в житницу Свою, т.е. в Царствие Свое небесное, где праведники воссияют, как солнце.

3 стр., 1101 слов

Какова роль притчи «О двух великих грешниках» в поэме Н.А. Некрасова ...

... Особое место в поэме занимает притча «О двух великих грешниках». Господу Богу помолимся, Древнюю быль возвестим... Так начинает рассказ о двух грешниках Некрасов. Разбойник Кудеяр был атаманом. Жил в дремучем лесу и промышлял грабежом. На его совести ...

О невидимо растущем семени (Мк. 4:26-29)

Царство Небесное подобно семени, которое, быв однажды брошено в землю, неприметно растет само собой. Внутренний процесс этого произрастания необъясним и неуловим. Как вырастает из семени целое растение, никто не знает. Точно так же неуловимо и необъяснимо религиозное преображение души человека, совершаемое силой благодати Божией.

О зерне горчичном (Матф.13,31-32)

На Востоке горчичное растение достигает крупных размеров, хотя зерно его чрезвычайно мало, так что у евреев времен Христа существовала поговорка: “Мал, как горчичное зерно.” Это сравнение Царства Божия с горчичным зерном вполне подтвердилось быстрым распространением Церкви по странам языческого мира. Церковь, будучи вначале малым, для остального мира неприметным религиозным обществом, представленным малочисленной группой некнижных галилейских рыбаков, распространилась в течение двух столетий по всему лицу тогдашнего мира — от дикой Скифии до знойной Африки и от далекой Британии до таинственной Индии. Люди самых различных рас, языков и культур обретали в Церкви спасение и духовный мир, подобно тому, как птицы в ненастную погоду находят убежище на ветвях могучего дуба.

Раскрытие значения притчи о закваске (Мф. 13:33-35; Мр. 4:33-34; Лк. 13:20-21)

Притча о закваске символизирует процесс преображения человека под воздействием благодати Божьей. Три меры муки представляют три душевные силы — ум, волю и чувства. Благодать Божья просвещает разум и открывает ему духовные истины. Она укрепляет волю и ведет ее к добрым делам. Она также умиротворяет и очищает чувства, принося в человека светлую радость.

Нет ничего на земле, что может сравниться с благодатью Божией. Земное питает и укрепляет наше тленное тело, в то время как благодать Божья питает и укрепляет нашу бессмертную душу. Поэтому мы должны ценить и хранить в нашей жизни благодать Божью, готовыми ради нее отдавать все, как нам об этом говорит Господь в следующей притче.

Притча о сокровище, скрытом в поле (Матфея 13:44)

Данная притча рассказывает о человеке, который узнал о кладе, находящемся на чужой земле. Чтобы им воспользоваться, он прикрывает клад землей и продает все свое имущество, чтобы купить это поле и стать владельцем клада. Эта притча говорит о Царстве Божьем, которое является наиболее ценным сокровищем для человека. Чтобы приобрести это Царство, необходимо быть готовым отдать все, что у нас есть.

Притча о драгоценной жемчужине

Как и предыдущая притча, эта притча говорит о ценности Царства Небесного для человека. Чтобы получить это ценное Царство, необходимо жертвовать все свои блага.

Притча о неводе, закинутом в море (Мф. 13:47-50)

Эта притча имеет схожее значение с притчей о пшенице и плевелах. Море в данной притче символизирует мир, невод — учение веры, рыбари — Апостолы и их преемники. Невод собирает рыбу самого разного вида, представляя различные народы и группы людей. Под образом берега и раздела рыбы следует понимать конец времен и страшный суд, когда праведников отделят от грешников, как хорошую рыбу отделают от плохой. Христос часто указывает на различие между будущей жизнью праведников и грешников.

14 стр., 6909 слов

Концепция «естественного человека» в романе Даниеля ...

... - "Жизнь и необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка" [1, с. 5]. Цель ... 17-18 веков" подчеркивает, что "главным произведением, благодаря которому Дефо остался в памяти ... и всякие бедствия, этот сильный духом и необычайно энергичный человек никогда не изменял своим ... появилось до тридцати сочинений Дефо, среди которых выдается его книга "Опыт о проектах", издание 1697 ...

ПРИТЧИ О МИЛОСЕРДИИ БОЖИЕМ

После сравнительно длительного перерыва и за несколько месяцев до Своих крестных страданий, Господь Иисус Христос поведал нам Свои новые притчи. Эти притчи условно образуют вторую группу. В этих притчах Господь раскрыл людям бесконечное милосердие Божие, направленное на спасение грешных людей, а также дал ряд наглядных поучений о том, как мы, следуя Богу, должны любить друг друга. Начнем обзор этой второй части с обсуждения трех притч: о заблудшей овце, о блудном сыне и о мытаре и фарисее, в которых изображается милосердие Божие к кающимся людям. Рассматривать эти притчи надо в связи с великой трагедией, порожденной первородным грехом и выразившейся в болезнях, страданиях и смерти.

Грех осквернил и исковеркал многие стороны человеческой жизни с самых древних, незапамятных времен. Многочисленные ветхозаветные жертвоприношения и обрядовые омовения тела подавали человеку надежду на прощение грехов. Но сама эта надежда зиждилась на ожидании пришествия в мир Искупителя, Который должен был снять с людей грехи и вернуть им утраченное блаженство в общении с Богом (Ис. 53-я глава).

О заблудшей овце (Мф.18,12-13; Лк.15,3-7)

Притча о заблудшей овце является одной из самых известных илюстраций милосердия Божьего. В этой притче, рассказанной Иисусом, говорится о пастухе, у которого осталось девяносто девять овец, но одна овца заблудилась. Пастух оставляет все остальные овцы и отправляется на поиски заблудшей.

Эта притча является символическим представлением о Божьей заботе о каждом грешнике. Бог, как пастырь, не желает потерять ни одну душу и идет на поиски каждого заблудшего человека. Он не оставляет никого за пределами Своего милосердия и готов принять каждого, кто обратится к Нему с искренним покаянием.

Притча о заблудшей овце показывает, что Божье милосердие не знает границ и не зависит от того, сколько грехов совершил человек. Бог всегда готов простить и спасти каждого, кто обратится к Нему и примет Его милосердие.

Одна из известных притч, рассказанных в Евангелии от Луки, это притча о блудном сыне. История вовлекает слушателя в мир добровольного изгнания, в котором младший сын, отвергнувший своего отца и семейные ценности, отправляется истратить свое достояние в «далекой стране».

Здесь метафора блудного сына служит предостережением для людей о пагубности добровольной самоизоляции и разврата. Духовное просвещение приходит только после крушения его мирской жизни, когда он осознает свою ошибку и решает вернуться к отцу. Метафора зерна, которое сначала погибает в земле, чтобы затем принести плод, может быть в данном случае уместна для описания душевного состояния блудного сына — гордость и самовластность погибают, давая путь скромности и внутренность покаянию.

Еще одна заметная притча, также взятая из Евангелии от Луки, это притча о мытаре и фарисее. В этой притче Иисус предостерегает нас от гордыни и самодовольного отношения к своим добрым делам. Фарисей полагает себя праведником по своим собственным меркам и забывает о духовной сущности своего служения, в то время как мытарь признает свою грешность и молится о милости. Это напоминает нам, что искренность и скромность значимы для Бога, и что заносчивость может лишить человека его духовного союза с Богом.

7 стр., 3466 слов

Классическая литература в современном мире. «Литература в жизни человека»

... классической детской литературы в воспитании и образовании на современном этапе жизни нашей страны? Зачем нам классическая литература? [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/literatura-v-sovremennom-mire/ Человек впервые сталкивается с классикой в , когда ...

В целом, эти притчи из Евангелия о Луке передают важность духовной осознанности, смирения и искренности в служении Богу.

Следовательно, молиться нужно со смирением, с сердечным сокрушением о своих грехах. Молитва мытаря: «Боже милостив буди мне грешнику», как образцовая, вошла во всеобщее употребление.

Из рассказа Господа о молитве фарисея и мытаря в храме, видно, каким должен быть характер молитвы верных последователей Бога. Фарисей принес свои молитвы с чувством самомнения, самоуважения и высокомерия. Он выставлял перед Богом свои добрые дела, считая их заслугами, и унижал других людей. Однако его молитва не была услышана.

С другой стороны, мытарь пришел в храм и молился с осознанием своей греховности и недостоинства. Он смиренно просил Бога о милости для себя, называя себя грешником. Такая молитва обрела успех перед Господом и мытарь ушел оправданным и прославленным в большей степени, чем фарисей.

Из этой притчи мы можем понять, что молиться нужно с искренним смирением и сердечным раскаянием о своих грехах. Мы должны признать свою непригодность перед Богом и просить Его милости и прощения. Молитва мытаря «Боже милостив буди мне грешнику» стала образцовой и вошла в общий оборот.

ПРИЧИ О ДОБРЫХ ДЕЛАХ И ДОБРОДЕТЕЛЯХ

Введение

Бог создал этот мир и человека из избытка Своей благости. Он дал людям жизнь и украсил их Своим божественным образом. Он также дал им свободную волю, чтобы они могли стать участниками Его блаженства.

Главная часть

Однако, когда люди согрешили, Бог не отвергнул их окончательно. По Своему милосердию Он решил вывести их из падения и вернуть им вечную жизнь через Своего Единородного Сына. Таким образом, Он установил идеал совершенной любви для человека.

Факты

Если мы имеем такой идеал любви от нашего Творца и Спасителя, мы, со своей стороны, должны прощать и любить наших ближних. Ведь все мы являемся братьями и сестрами.

Проявление любви к людям в притчах Господа Иисуса Христа

В четырех притчах Господь Иисус Христос наставляет нас, как нам следует проявлять любовь к людям. В их числе притчи о немилосердном должнике, о милосердном самарянине, о богатом и Лазаре и о неправедном домоправителе. Из этих притч следует, что дела милосердия, по своим внешним проявлениям, могут быть очень разными.

К делам милосердия относится все то доброе, что мы делаем для других: прощение обид, оказание помощи страждущим, утешение скорбящих, добрый совет, молитва за ближних и многое, многое другое. По одним лишь внешним признакам нельзя судить, какое из добрых дел является более значимым в очах Божиих. Добрые дела получают свою оценку не по количественным признакам, но по своему духовному содержанию, по глубине любви и силе воли, с которыми человек совершает их.

Прощение обид

Первым и самым необходимым, но далеко не самым легким делом милосердия является прощение обид. Прощать ближних Господь учит нас в Своей притче О прощении обид. В этой притче рассказывается о том, что прощать нужно всегда, неограниченное число раз. Мы можем рассчитывать на Божью милость только при условии, если мы от всего сердца прощаем обидчиков.

9 стр., 4140 слов

Проблема роли детства в жизни человека: аргументы из литературы. «Детство»

... жизни человека, аргументы в пользу влияния ранних лет на становление личности, дети могут в школе на уроках литературы. Этот вопрос поднимается во многих классических произведениях. Тема для сочинения «Роль детства в жизни человека» ... опыт и аргументы из нескольких литературных произведений. Проблема роли детства в жизни людей Категория: Примеры сочинений ЕГЭ по текстам Сочинение ЕГЭ по тексту:, ...

Притча о немилосердном должнике

Притча о немилосердном должнике, рассказанная Господом Иисусом Христом, иллюстрирует важность прощения обид. В этой притче царь, уподобленный Богу, имеет рабов, которые задолжали ему деньги. Человек является неоплатным должником перед Богом не только по причине своих грехов, но и по причине отсутствия добрых дел, которые он мог делать, но не делал. Таким образом, долгом человека является и отсутствие совершенных дел любви. В конечном счете, все мы становимся неоплатными должниками перед Богом.

Притча о немилосердном должнике напоминает нам о необходимости прощать обиды и отпускать долги другим. Мы должны проявлять милосердие и сострадание к нашим ближним, так как только тогда мы можем рассчитывать на Божью милость и прощение.

Добрые дела

Притча о милосердном самарянине

В притче о милосердном самарянине Господь Иисус Христос показывает нам, что дело милосердия не зависит от национальности, вероисповедания или социального положения. В этой притче рассказывается о человеке, который был нападен разбойниками и оставлен без помощи на дороге. Многие люди проходили мимо, не обращая внимания на его страдания. Однако самарянин, несмотря на то, что он был из другого народа и вероисповедания, оказал ему помощь и заботу.

Притча о милосердном самарянине учит нас проявлять любовь и сострадание к тем, кто нуждается в нашей помощи. Милосердие не знает границ и требует от нас готовности помогать другим, независимо от их происхождения или положения в обществе.

Притча о богатом и Лазаре

Притча о богатом и Лазаре напоминает нам о важности заботы о бедных и нуждающихся. В этой притче рассказывается о богатом человеке, который жил в роскоши и изобилии, и о бедном Лазаре, который страдал от голода и болезней. Богатый человек игнорировал страдания Лазаря, не оказывая ему никакой помощи.

Притча о богатом и Лазаре учит нас быть более внимательными к нуждам окружающих нас людей. Мы должны быть готовы помогать бедным и страждущим, делая все возможное для их облегчения и поддержки. Эта притча напоминает нам о важности сочувствия и сострадания в нашей жизни.

Притча о неправедном домоправителе

Притча о неправедном домоправителе напоминает нам о необходимости праведного и справедливого обращения с другими людьми. В этой притче рассказывается о домоправителе, который не справедливо обращался с должниками своего господина. Когда господин узнал о его неправедных действиях, он лишил его должности.

Притча о неправедном домоправителе подчеркивает важность честности, справедливости и ответственности в наших отношениях с другими людьми. Мы должны быть честными и справедливыми в своих делах, не обижая и не ущемляя других своими действиями.

Все эти притчи Господа Иисуса Христа направлены на то, чтобы научить нас проявлять любовь и сострадание к нашим ближним. Мы должны быть готовы прощать обиды, оказывать помощь страждущим, заботиться о бедных и нуждающихся, а также быть справедливыми и честными во всех наших делах. Только тогда мы сможем следовать примеру Господа и принести радость и благословение другим людям.

2 стр., 593 слов

«Жизнь замечательных людей» (Крысина К.)

... него была собственная семья, в которой родились две замечательные дочери - Татьяна и Наталья. Желание писать у ... рассказы, поэму и стихотворения. Основные темы его произведений - отношения между людьми, красота родной природы. Вдохновение к поэту ... политехнический институт по специальности "Радиотехника", затем работал на почтовом ящике в отделе микроэлектроники начальником комплексной лаборатории. ...

В данной притче, переданной святой Лукой, Господь отвечает на вопрос законника, который искушал Его, желая разобраться в смысле жизни вечной. Чтобы заставить законника задуматься над требованиями закона и осознать свою далекость от их исполнения, Господь заставляет его самому дать ответ, цитируя слова из Второзакония 6:5 и книги Левит 19:18 о любви к Богу и ближним. Законник, желая оправдать себя, задает вопрос: «Кто мой ближний?» Через этот вопрос он хотел показать, что неясно, кого следует считать своим ближним, и, следовательно, он не обязан исполнять требования закона в полной мере.

В ответ на это Господь рассказывает притчу о человеке, который был нападен разбойниками. Мимо проходили священник и левит, но только самарянин, человек, презираемый иудеями, пожалел его и помог. Этот самарянин понимал, что для исполнения заповеди о милосердии нет различия между людьми — все они равны в этом отношении и все они являются нашими ближними. Притча не отвечает напрямую на вопрос законника о том, кто является его ближним, но учит нас тому, как стать ближними для каждого человека, нуждающегося в милосердии.

Различие между вопросом законника и ответом Господа имеет большое значение. В Ветхом Завете были установлены различия между людьми, чтобы оградить избранный народ Божий от дурных влияний. «Ближними» для евреев считались только их соотечественники и единоверцы. Новозаветный нравственный закон отменяет все эти различия и учит нас любить всех людей. Законник задавал вопрос, опасаясь возлюбить тех, кого он не должен любить. Господь не говорит ему, кого он должен считать своим ближним, а учит его стать ближним для каждого, кто нуждается в милосердии. Необходимо смотреть не на людей, а на свое собственное сердце, чтобы быть похожими на Самарянина, а не на холодных священника и левита. Милосердие является необходимым условием для наследования жизни вечной.

Оневерном управителе

В притче о неверном управителе многих смущает, что хозяин имения, под которым несомненно разумеется Бог, похвалил своего управляющего за то, будто, что тот, будучи отставлен от управления имением, совершил мошенничество, подделав с должниками своего господина расписки для того, чтобы «они приняли его в домы свои», т.е. чтобы снискать себе в их лице поддержку после потери должности. Но господин похвалил управителя не за мошенничество как таковое, а за находчивость, которую тот проявил, оказавшись в бедственном положении.

Смысл притчи тот, что все мы лишь временные обладатели земными благами, которые находятся в нашем распоряжении лишь потому, что Господь доверил их нам на время нашей земной жизни. И мы должны использовать эти земные блага так, чтобы с помощью их обеспечить себя в будущей вечной жизни.

Мы, однако, этого часто не делаем, не проявляем догадливости, какую проявил неверный управитель, почему Господь и сказал, что «сынове века сего мудрейши паче сынов света в роде своем суть». Между тем мы, подобно приточному управителю должны были бы «приобретать себе друзей от мамоны неправды (богатством неправедным), чтобы они приняли нас в вечные обители».

Богатство называется «мамоной неправды», потому что часто неправедно приобретается, часто неправедно употребляется, часто делает человека несправедливым в отношении к другим и никогда не оправдывает прилагаемых о нем попечений и возлагаемых на него надежд. Поэтому единственно разумное употребление богатства это — использовать его на помощь нуждающимся, употребив на всевозможные добрые дела, дабы таким образом сделать его средством к приобретению себе Царства Небесного.

2 стр., 643 слов

Значение веры в жизни современного человека

Значение веры в жизни современного человека ничуть не меньше ее значения в жизни наших далеких и близких предков. Как и тысячелетия, назад, так и теперь ... быть либеральным демократом. Это утверждение принимается на веру. Оно опирается на целый ряд философских обоснований, но, в конечном счете, эти обоснования лишь оправдывают веру, на которой оно покоится. Марксистско-ленинский ...

Ведь богатство все равно мы так или иначе потеряем, с собой его на тот свет не возьмем, а добрые дела, сделанные при помощи его, всегда останутся с нами и послужат к нашему оправданию на Страшном Суде Божием.

В заключение Господь говорит: «Верный в малом и во многом верен; а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны: кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны: кто даст вам ваше?» — т.е., если вы в земном богатстве были неверны, не умели им распорядиться, как должно, на пользу души, то как можете вы заслужить, чтобы вам поверено было богатство духовное, богатство благодатных даров?

Сребролюбивые фарисеи в ответ стали смеяться над Господом, не желая, видимо, сознавать, что страсть к земному богатству может быть препятствием к приобретению духовных даров. В обличение им Господь произнес целую притчу о неправильном употреблении богатства — о богатом и Лазаре.

О богатом и Лазаре

Продолжение

Из притчи о богаче и Лазаре мы видим, что неправильное употребление богатства приводит к последствиям, как в земной жизни, так и в жизни после смерти. Богач жил в роскоши, не обращая внимания на страдания нищего Лазаря. Его беспечное отношение к чужому страданию и отсутствие сострадания привели к трагическим последствиям.

Богач попал в ад и испытывал муки, видя Авраама и Лазаря на лоне его. Это является примером того, как грешники могут страдать в аду, видя блаженство праведников. Созерцание блаженства других только усиливает их муки.

Авраам отказывает богачу в просьбе послать Лазаря к его братьям, чтобы предупредить их обреченную судьбу. Это показывает, что если сердце человека испорчено грехом, то даже необычные явления не могут убедить его принять истину. Авраам указывает, что даже если бы им явился умерший, это не изменило бы их неверие.

Эта притча напоминает нам о важности сострадания и справедливого обращения с богатством. Без сострадания и милосердия, мы рискуем лишиться Царства Небесного и столкнуться с тяжелыми последствиями. Мы должны стремиться к духовному богатству и праведной жизни, осознавая ответственность за наши поступки перед Богом.

О добродетелях

привязанность

О безрассудном богаче

предостережение

Притча о десяти минах и о талантах

(Луки 19:11-28 и Матф. 25:14-30)

Анализ притчи о талантах и притчи о минах

Сравнительный анализ этих двух притч указывает на общую тематику и цель этих учений, а именно, обозначения ответственности человека перед Богом и обществом за тот дар или ту благодать, которую он получил от Вышнего.

В текстах обеих притч присутствуют главные действующие лица — господин, представляющий из себя Христа, и рабы, чья роль выполняется учениками и последователями Царства Небесного. С точки зрения христианской теологии, здесь раскрывается видение Бога как милосердного благодетеля, дарующего человеку свою благодать, которую он должен умножить и не дать пропасть.

Обе притчи содержат ключевую мысль о том, что каждый человек стоит перед неотвратимой ответственностью дать отчет о своей деятельности. Наряду с этим, обе притчи подчеркивают значение добросовестного труда и подправления своих дарований.

Тем не менее, существуют и определенные различия в деталях, которые свидетельствуют о возможности толкования этих текстов в различных контекстах. Например, притча о талантах не включает в себя упоминание об отказе подданных принять власть господина, что представлено в притче о минах. Это указывает на особенность жизненного контекста, в котором проповедовалась эта учение, и может быть говорить о специфическом к иудейскому народу послании, того времени перелившегося в универсальную христианскую идею о вечной борьбе между добром и злом.

Таким образом, обе притчи, несмотря на свое символическое и метафорическое содержание, оставляют достаточно четкое и ясное послание для слушателей. Они призывают к ответственности, трудолюбию и благочестивому отношению к полученным от Бога дарам, которые необходимо умножить для более полного исполнения своего призвания и служения Господню.

О рассудительности и молитве

Для успеха в добрых делах недостаточно иметь одно усердие, но необходимо еще руководствоваться благоразумием. Благоразумие дает нам возможность сосредоточивать свои силы на тех делах, которые больше всего соответствуют нашим способностям и силам. Благоразумие помогает нам избрать и те действия, которые приведут к лучшим результатам. В святоотеческой литературе благоразумие именуется еще рассудительностью или даром рассуждения. Высшей степенью благоразумия является мудрость, которая сочетает в себе знания, опыт и прозрение в духовную сущность явлений.

При недостатке благоразумия даже благонамеренные поступки и слова могут привести к плохим последствиям. По этому поводу преп. Антоний Великий пишет: “Многие добродетели прекрасны, но иногда от неумения или чрезмерного увлечения ими может произойти вред… Рассуждение это — добродетель, которая учит и настраивает человека идти прямым путем, не уклоняясь на распутья. Если мы будем идти прямым путем, то никогда не будем увлечены врагами нашими, ни справа — к чрезмерному воздержанию, ни слева — к нерадению, беспечности и ленивости. Рассуждение есть око души и ее светильник… Рассуждением человек пересматривает свои желания, слова и дела и отступает от всех тех, которые удаляют его от Бога”[8].

О благоразумии Господь Иисус Христос говорит в двух притчах

Остроителебашни и оЦаре,готовящемся квойне

Кто не несет креста своего и идет вслед за Мною, не может быть Моим учеником”, Укажи мне путь, по которому мне идти… научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты — Бог мой,”

Одруге,просящемхлеба иосудьенеправедном

постоянство и терпение

“Все, хотящие познать волю Господню,” — пишет преп. Иоанн Лествичник, — “должны прежде умертвить в себе волю собственную. Некоторые из испытующих волю Божию отрешили помысел свой от всякого пристрастия к тому или другому совету души своей… и ум свой, обнаженный от собственной воли, с горячею молитвою в продолжение предназначенных дней представляли Господу. И достигали познания воли Его или тем, что бестелесный Ум таинственно вещал их уму, или тем, что одно из тех помышлений совершенно исчезало в душе… Сомневаться в суждениях и долго не решаться на избрание чего либо из двух есть признак непросвещенной свыше и тщеславной души”[10].

Теперь, когда ритм жизни стал таким напряженным, и жизнь бесконечно усложнилась, когда кажется, на наших глазах рушатся самые основы веры и морали, мы более, чем когда-либо, нуждаемся в Божием руководстве и укреплении. В этом отношении молитва принесет нам огромную пользу, потому что она — ключ к великой и неисчерпаемой сокровищнице даров Божиих. Всем нам нужно научиться пользоваться этим ключом!

ПРИТЧИ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И БЛАГОДАТИ

Время общественного служения Спасителя подходило к концу. В предыдущих притчах Господь дал учение об условиях распространения среди людей и в людях Царства Божия. В Своих последних шести притчах Господь тоже говорит о Своем благодатном Царстве, но подчеркивает мысль об ответственности человека перед Богом, когда он пренебрегает возможностью спасения или, еще хуже, когда прямо отвергает милость Божию. Сказаны были эти притчи в Иерусалиме в последнюю неделю земной жизни Спасителя. В этих последних притчах раскрывается учение о правде (справедливости) Божией, о втором пришествии Христовом и о суде над людьми. В число этих последних шести притч входят притчи о злых виноградарях, о бесплодной смоковнице, о брачном пире, о работниках, получивших одинаковую плату, о рабах, ожидающих пришествия своего господина и о десяти девах.

Об

О званных на брачный пир (Мф. 22, 1-14)

Этот притча из Евангелия от Матфея раскрывает еще одну сторону отношения Бога к людям. Господь, подобный Царю, устроившему пир в честь свадьбы своего сына, призывает всех на свой праздник. Гости изначально приглашены, символизируют избранный народ. Однако, многие из них проявляют равнодушие к приглашению, отвергают его и даже преследуют посланников Царя, что символизирует игнорирование и преследование пророков. Обида Царя приводит к его гневу и жестокому возмездию против тех, кто пренебрег его приглашением.

После этого Царь приглашает на пир всех, кто встретится на его пути, подчеркивая всеобщность призыва Божия. Однако, даже из этого нового сбора присутствующих Царь исключает того, кто не принял свадебного одежда, аллюзия на веро исповедание. Этот момент подчеркивает, что недостаточно просто ответить на приглашение Божие, необходимо также облечься в одежды веры и покаяния.

Таким образом, история брачного пира иллюстрирует жесткость Божественного суда над теми, кто отвергает Божественное приглашение, но также подчеркивает великую милость Божию к тем, кто отвечает на это приглашение.

О дарах, положенных в прокрустово горнило (Мф. 25, 14-30)

Эта притча конкретизирует форму преображения, которую Бог ожидает от людей, получивших от Него дары. Име ничего общего с мирскими талантами и умениями, их олицетворение — духовные способности, которые каждый получает для служения Господу. Для одного такому даром может быть вера, для другого – милосердие, для третьего – проповедь слова и т.д. В этой дифференциации дарования проявляется мудрость Создателя.

Однако, как показывает притча, не все хорошо управляют полученным достоянием. Кто-то из призванных может схоронить полученные дары, предпочитая заботиться о своих мирских делах, заведомо отказываясь от работы в духовном винограднике. Их суд будет очень тяжким, так как, не реализовав свои духовные таланты, они ничего не приумножат.

По притче очень важно понимать, что каждый дар от Бога — это не просто привилегия, но и взятое на себя обязательство. Это требует от каждого человека величайшего усердия и искреннего стремления к нравственному завершению.

В данной притче под «званными» подразумевается еврейский народ, а под «рабами» — Апостолы и проповедники веры Христовой. Так как «званные» отказались войти в Царство Божие, то проповедь веры была перенесена «на распутья» — к другим народам. Некоторые из этих народов, возможно, не обладали высокими религиозными качествами, но проявили большое усердие в служении Богу.

В контексте всех притч, приведенных ранее, данная притча не требует особого объяснения. Исторически известно, что Царство Божие (Церковь) перешло от евреев к языческим народам, успешно распространилось среди народов древней Римской империи и просияло в неисчислимом сонме угодников Божиих.

по гордости