Сочинение «Странная любовь» к родине в лирике М. Ю. Лермонтова
«Странная любовь» к родине в лирике М. Ю. Лермонтова
Вот почему прошлое для него ужасно: разгром декабристов, их казнь и ссылка; но и будущее тоже безотрадно: Гляжу назад — прошедшее ужасно; Гляжу вперед — там нет души родной! Предметом поэтического осмысления и отвержения выступают не столько отдельные черты русской действительности, сколько вся Россия как социально-историческое целое. В стихотворении во главу угла поставлена действительно главная черта самодержавно-крепостнической империи: рабство и господство. Поэт показывает и глубину своего понимания рабства. Оно для него не только характеристика внешнего положения народа, меры его угнетения и бесправия, но и печальная реальность внутреннего, духовно-нравственного состояния людей в царстве произвола. Все это, вместе взятое: крепостное рабство, жандармский произвол и жалкая преданность ему — предстает в поэтической формуле Лермонтова как нечто единое, что в совокупности и составляет понятие «родина», чему он говорит решительное «прощай!». Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ. Но не только в таком облике предстает Родина в лирических произведениях Лермонтова.
Стихотворение «Родина», написанное незадолго до смерти поэта, — это раздумье о его отношении к отчизне. Понимание реакционности, ничтожности обращает мысль Лермонтова к иным социальным силам — демократическим. Неудача выступления первых дворянских революционеров, трагедия, которая коснулась всего русского общества и которую с такой болью переживает поэт, поставила перед ним вопрос об общественно-исторической роли народа в развитии страны. Подлинно народная Россия становится предметом идейно-творческих раздумий поэта.
Отмечая это в его творчестве и мировоззрении, Н. Добролюбов писал: «Лермонтов… умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе». Поэт «непобедимым рассудком» привязан к простым картинам родной природы и русской деревни. В стихотворении «Родина» создан живой поэтический образ родины, основное содержание которого — широта ее просторов, русская природа и народная жизнь. В изображении и того, и другого поражает сдержанность, экономия художественных средств.
Стихотворение М.Ю. Лермонтова “Родина”
... стихотворении "Родина" Лермонтов первый верно определяет чувство любви к Родине у передовых русских людей в условиях самодержавного строя. Взгляд поэта точный, искренний, демократичный. Понятие Родины связано у Лермонтова, ... к конкретной. На мой взгляд, это стихотворение — предвестник тютчевской и блоковской России. Можно, наверное, говорить и о России некрасовской, впервые здесь заявившей о себе: ...
Поэт употребляет несколько эпитетов, точных, но не ярких: «печальные деревни», «желтая нива», «белеющие березы», «росистый вечер». Образ Родины дается в стихотворении в развитии: от широкого плана к более узкому. За начальными строками, в которых Лермонтов перечисляет официальные формы патриотизма, следует изображение большого мира России: Но я люблю — за что, не знаю сам — Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям. Затем даются частные детали пейзажа, непосредственно связанные с народным бытом: «дымок спаленной жнивы», «ночующий обоз», «полное гумно», «изба, покрытая соломой», «с резными ставнями окно». Завершает образ Родины картина сельского праздника.
Н. Добролюбов писал об этом стихотворении: «В удивительном стихотворении «Родина» Лермонтов понимает любовь к Отечеству истинно, свято и разумно».
Почему Лермонтов называет свою любовь к Родине «странной»?
«Люблю Отчизну я, но странною любовью», — признавался Лермонтов незадолго до гибели в одном из самых пронзительных своих стихотворений. «Родина» — это итог раздумий поэта о сущности России, ее судьбах в истории и в современности, ее прошлом и будущем. Именно в стихотворении «Родина» Лермонтов выразил то, к чему шел с первых шагов своего творчества, когда почувствовал себя «русским душою».
Россия входила в художественный мир Лермонтова через образы родной природы, воспринятые с детства и со временем вступившие в противоречие с миром «бездушных
людей», «приличьем стянутых масок», «затверженных речей». Поэт признается: «Наружно погружаясь в их блеск и суету, ласкаю я в душе старинную мечту, погибших лет святые звуки».
Погибшие годы — это детство в Тарханах, почти интимное общение с природой средней России, а святые звуки сливаются для поэта в гармоническое представление о родине, ее широте и святых камнях, ее протяжных песнях, из которых вырастет «Песня про купца Калашникова», и рассказах стариков:
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей.
Зеленой сетью трав подернут старый пруд,
А за прудом село дымится, и встают
Вдали туманы над полями…
Так же, как родные Тарханы, близка Лермонтову Москва, куда он переехал еще мальчиком, где учился в благородном пансионе Московского университета, а потом — и в самом университете. «Москва, Москва! Люблю тебя, как сын, как русский — сильно, пламенно и нежно». Все нравится Лермонтову в древней столице: и ее седины, и «Кремль, зубчатый, безмятежный», и уклад неторопливой, гостеприимной жизни. Интересно, что в лермонтовском понятии Родины совершенно отсутствует Петербург, хотя и с ним связана биография поэта. Петербург стал особенно враждебен Лермонтову после стихотворения «Смерть поэта», где никому не известный автор дерзко бросил обвинение в глаза убийцам Пушкина: «Вы, жадною толпой стоящие у трона, свободы, гения и славы палачи!» Петербург для Лермонтова неразрывно соединился с убийцей Пушкина и хотя бы поэтому был отрезан в его сердце и мыслях от образа Родины. Этому бюрократическому, равнодушному и жестокому городу бросает Лермонтов свои гневные стихи:
План Сочинения: Стихотворение Поэт Лермонтова
... ней. План Сочинения: Стихотворение Поэт Лермонтова Условия успешного выполнения работы Жанр сочинения — анализ поэтического текста; литературно-критическая статья. Содержание — творческая работа логического плана на литературную тему. Задания Прочитайте вариант анализа стихотворения «Поэт» М.Ю. Лермонтова. Выскажите свое ...
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ.
Так же, как Пушкин, Лермонтов прекрасно понимал, что «уважение к прошлому — признак истинного просвещения»; так же, как Пушкин, он искал ответа на многие жгучие вопросы современности в российской истории. Не случайно его «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» принадлежит к числу самых великих русских поэм, содержанием которых стали «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Особое место в ряду таких произведений занимает лермонтовское «Бородино». В рассказе старого солдата о Бородинском сражении отразился восторг молодого слушателя, его преклонение перед воинской доблестью предков, его страстное желание разглядеть в недавней истории то, что, казалось бы, безнадежно утратило новое поколение.
В стихотворении «Родина» Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казенному. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, горестями и радостями его жизни. Свою любовь к родине Лермонтов называет «странной» потому, что он любит в своей стране народ, природу, но ненавидит «страну господ», самодержавно-крепостническую, официальную Россию. Именно таким был патриотизм Лермонтова и Радищева, Грибоедова и Пушкина, современников поэта — Белинского и Герцена и последующего поколения — революционеров-демократов 60-х годов XIX века Чернышевского и Добролюбова.
В стихотворении Лермонтова «Родина» Добролюбов находил полное выражение такого истинного патриотизма. Он писал: «Лермонтов… обладал, конечно, громадным талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение «Родина», в котором он понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно. Он говорит:
Люблю отчизну я, но странною любовью:
Не победит ее рассудок мой,
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья…
Что же любит этот поэт, равнодушный и к воинской славе, и к величавому покою государства, и даже к преданьям темной старины, записанным смиренными иконами-летописцами?.. Вот что он любит:
Проселочным путем люблю скакать в телеге…
Полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта».
Высокий патриотизм Лермонтова прекрасно раскрывается в этом небольшом стихотворении, написанном так задушевно.