Подготовка к сочинению по рассказу Л. Н. Толстого Кавказский пленник»

Сочинение

III. Основная часть.

В начале урока мы вместе обсудим общие впечатления от прочитанного рассказа «Кавказский пленник». Ваши задания будут охватывать различные аспекты анализа этого произведения.

1. Работа над текстом «Кавказский пленник».

отбор цитат, которые могут быть использованы в сочинении; обсуждение действий и мотивов героев, их морального портрета.

2. Сравнение и сопоставление персонажей.

  • Обсуждение влияния окружающей среды на психологию персонажей.
  • Анализ и характеристика главных героев.

3. Работа над сочинением. Здесь я покажу вам, как основываясь на анализе произведения, вы можете создать качественное и содержательное сочинение.

Основные вопросы нашего занятия:

  1. Какие основные идеи вы видите в этом рассказе?
  2. Кто из персонажей произвел на вас наибольшее впечатление?
  3. Что именно заставило вас задуматься, при чтении этого произведения?
  4. IV. Подведение итогов.

    По окончанию урока мы соберем все ваши наблюдения, мысли и идеи, чтобы составить план для вашего сочинения.

    Важно помнить, что нет «правильного» или «неправильного» ответа на эти вопросы. Главное — это ваше индивидуальное восприятие и осмысление идей и образов, представленных в рассказе.

    Себялюбивый, слабохарактерный, испуганный.

    Жалуется, опасается, скрывается.

    Он предпочитает спокойствие и безопасность.

    Трус!

    Дина

    Независимая, бескорыстная, лояльная.

    Помогает, другует, спасает.

    Она стремится к свободе и справедливости.

    Героиня!

    Чтобы написать сочинение, вам нужно взять во внимание все эти характеристики персонажей, их поступки, изменения, произошедшие с ними. Почему они поступили так, а не иначе? Что они могли почувствовать? Как они взаимодействовали с другими героями? Как их характер и их поступки отражают идеи автора? Ответы на все эти вопросы должны быть отражены в вашем сочинении.

    IV. Развитие речи, обучение аргументации с опорой на текст.

    Обсуждение синквейнов.

    Какие качества характера в Жилине вы считаете главными?

    Главными качествами характера Жилина я считаю доброту, трудолюбие и силу воли. Именно они помогли ему сбежать из плена.

    Чем он завоевал расположение татар? Какие качества роднят всех людей?

    Всех людей роднят любовь к матери, трудолюбие, доброта. Именно этими качествами и обладает Жилин. Поэтому он и завоевал расположение татар.

    Как относятся татары к Жилину и Костылину? Почему к ним такое разное отношение: одного презирают, а другого уважают?

    Жилин отказался писать письмо домой, всегда был спокойным, уверенным и выносливым, а Костылин сразу согласился написать домой письмо с просьбой прислать выкуп, он все время ныл, стонал. Он был слабым человеком.

    Как бы сложились отношения горцев и Жилина, если бы не было войны?

    Простые люди всегда могут найти общие интересы, быть полезными друг другу. Мне кажется, что отношения горцев и Жилина были бы добрыми, дружескими.

    Понравилась вам Дина? Почему она перестала бояться Жилина?

    Дина мне очень понравилась своей добротой, внимательностью к пленникам. В Жилине она увидела доброго, хорошего человека, а у неё не было матери и подружек, она была одинока, пока не подружилась с Жилиным.

    Хотели бы вы иметь такого друга, как Дина? Чему можно поучиться у этой татарской девочки?

    Дина верный и преданный друг, готовый прийти на помощь, даже пожертвовав своей безопасностью. Поэтому каждый мечтает иметь такого друга.

    — Что хотел сказать писатель, повествуя о дружбе Дины и Жилина?

    Л.Толстой хотел сказать, что для дружбы неважна национальность и вера. Все люди способны жить в мире и должны к этому стремиться.

    Как протекает ежедневная жизнь в татарской деревне? Какими рисует Л.Н.Толстой горцев?

    — Жизнь горцев практически ничем не отличается от жизни в России: женщины готовят, стирают, ухаживают за скотом, а дети им помогают и так же, как все дети на свете, любят играть.

    — Как и все люди на земле, горцы разные: добрые и злые, весёлые и трагически одинокие.

    — Жилина уважали за умелые руки, за то, что не дал себя запугать, когда потребовали выкуп: настоял на своём.

    — Отношение горцев к пленникам сильно изменилось, когда в ауле погибло несколько мужчин в битве с русскими. Война не располагает к проявлению добрых чувств к людям.

    V. Закрепление литературоведческих понятий.

    [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/podgotovka-k-sochineniyu-kavkazskiy-plennik/

    — На предыдущих уроках мы работали над системой образов в рассказе и составили схему «Система образов в рассказе». Она есть у вас на листах. Какие выводы можно сделать, если внимательно рассмотреть и проанализировать взаимоотношения персонажей? Какие мысли хотел донести читателю Л.Н.Толстой?

    Система образов в рассказе

    Система образов в рассказе 1

    Я думаю, что писатель хотел, чтобы читатели поняли: все люди могли бы жить в дружбе, но им мешает война.

    Деньги, которые можно быстро получить за выкуп пленных, не дают людям относиться друг к другу

    по -человечески.

    Людей разных национальностей объединяет труд: в татарской деревне выполняют такую же работу, как и в любой русской.

    Развертывание

    Лев Толстой, один из величайших русских писателей, помогает нам лучше понять многие аспекты жизни и межличностных отношений. В его произведениях он поднимает сложные вопросы, которые заставляют нас задуматься и переосмыслить наши представления о мире. В рассказе «Толстой помогает нам понять, что всюду ценят людей смелых, отважных, с умелыми руками» он обращается к важным темам, связанным с войной, межнациональными отношениями и дружбой.

    Рассказ начинается с утверждения, что смелые и отважные люди с умелыми руками всегда будут цениться. Это отсылка к тому, что война и конфликты позволяют проявиться лучшим качествам человека, его способности к смелым поступкам и проявлению мастерства. Однако, далее автор переходит к осмыслению войны и ее последствий.

    Он признает, что война делает людей жестокими и несет с собой смерть и ненависть. Война лишает людей самых священных чувств, таких как любовь к ближнему, взаимопонимание и взаимоуважение между национальностями, которые возможны только в мирное время. Автор указывает, что война заставляет слабых людей подчиняться инстинктам, а не разуму, и проявлять негативные качества, такие как ненависть, жадность, эгоизм, трусость и предательство.

    Далее в рассказе ставятся проблемные вопросы, которые призваны заставить читателей задуматься. Как необходимо относиться к людям другой национальности? Что мешает людям жить в мире и дружбе? Что роднит всех людей и помогает преодолевать национальную вражду? Возможна ли дружба людей разных национальностей? Каковы основные идеи рассказа?

    Автор призывает к осмыслению и рефлексии, спрашивая читателей, какие идеи рассказа обязательно должны найти отражение в их сочинениях. Он подчеркивает, что жизнь каждого человека зависит от его характера и выбора, который он делает самостоятельно. Он призывает формировать сильный характер с детства, чтобы не повторить ошибки главного героя рассказа.

    Выводы

    Рассказ Л.Н.Толстого позволяет нам лучше понять, что дружба всегда лучше вражды. Важно относиться к людям других национальностей с уважением и пониманием. Преграды на пути к миру и дружбе между людьми часто возникают из-за недостатка общих интересов и непонимания. Однако, роднит всех людей желание преодолевать национальную вражду и стремление к миру и справедливости. Дружба между людьми разных национальностей абсолютно возможна и не требует общности веры или национальности. Основные идеи рассказа заключаются в значимости характера и самостоятельного выбора каждого человека, а также в призыве к формированию сильного и нравственного характера с детства.

    Над чем заставил меня задуматься рассказ «Кавказский пленник»?

    В рассказе «Кавказский пленник» Л.Н.Толстой заставил меня задуматься о том, как война влияет на людей и общество. Этот рассказ напомнил мне о том, что война делает людей врагами и разрушает нормальную мирную жизнь. Я согласен с тем, что конфликты между народами приводят к страданиям и потерям с обеих сторон. Мне близка мысль о том, что война превращает людей в злых и жестоких, что делает всех несчастными. Чтение этого рассказа заставило меня задуматься о том, как важно стремиться к миру и уважению различий между культурами народов.

    Я научился видеть, как война влияет на жизнь людей, и понял, что мирное сосуществование разных национальностей и культур основано на уважении и понимании. Мне особенно понравилось то, как автор рассказа актуализировал проблемы войны и межнациональных конфликтов, которые остаются актуальными и в современном мире. В своем сочинении я рассмотрю влияние войны на общество, анализируя основные идеи рассказа Л.Толстого и отмечая их применимость к сегодняшнему времени.

    План.

    1. История создания рассказа «Кавказский пленник».

    II

    1.

    2.

    3.

    III

    Проблемные вопросы к рассказу:

    1. Как необходимо относиться к людям другой национальности?

    2. Что мешает людям жить в мире и дружбе?

    3. Что роднит всех людей, помогая преодолевать национальную вражду?

    4. Возможна ли дружба людей разных национальностей?

    5. Каковы основные идеи рассказа?

    Составьте письменный ответ на один из проблемных вопросов

    (3-4 предложения)