Как осуществить подготовку к итоговому сочинению?

Сочинение

В декабре одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение, у которого две задачи: допустить выпускника к сдаче ЕГЭ и дать возможность набрать дополнительные баллы в качестве индивидуального достижения при поступлении в вуз. Пока не все вузы учитывают результаты сочинения, поэтому главная задача школьника — получить доступ к выпускным экзаменам.

В 2019 году итоговое сочинение будут писать 4 декабря. Разберёмся, каким должно быть это сочинение, на какие произведения стоит опираться и как готовиться, если до дня X осталось меньше месяца.

Как готовиться к итоговому сочинению 2020

Итоговое сочинение — это сочинение-рассуждение, основанное на литературном материале. Формат рассуждения подразумевает, что в тексте должен быть ряд логически связанных мыслей на предложенную тему.

Строить рассуждение нужно с опорой на литературное произведение — художественный или публицистический текст.

Не запрещается дополнительно писать и о других сферах культуры и истории: кино, живописи, театре, философии.

В школе сочинение оценивают по системе «зачёт/незачёт», то есть оценок за него не ставят. Школьники, получившие «зачёт», допускаются к сдаче ЕГЭ. Чтобы сочинение засчитали, оно должно соответствовать определённым требованиям и критериям оценивания.

Перед тем как проверить сочинение, эксперт оценивает его на соответствие двум главным требованиям: объёму и самостоятельности написания.

Требование № 1 — объём., Требование № 2 — самостоятельность.

Сочинение, отвечающее требованиям № 1 и 2, проверяют дальше по пяти критериям. В сумме нужно получить «зачёт» минимум по трём из них: обязательно по первым двум и одному из оставшихся.

Критерий № 1 — соответствие теме.

  1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги;
  2. Надежда и отчаяние;
  3. Добро и зло;
  4. Гордость и смирение;
  5. Он и она.

Конкретные темы заранее не известны. В министерстве их формулируют и распределяют по регионам в разных часовых поясах: школьники из Москвы и, например, Хабаровска получают разные темы.

На выбор выпускнику даётся по теме из одного направления, то есть всего пять тем. Выпускник самостоятельно выбирает тему. Сочинение должно чётко ей соответствовать. Если школьник в ходе рассуждений уходит от темы или не понимает в ней значение слов, то его работа получает «незачёт» по первому критерию, что равняется «незачёту» за всё сочинение.

Критерий № 2 — аргументация и опора на литературный материал., Критерий № 3 — композиция и логика.

Сам текст нужно делить на абзацы, потому что рассуждение выстраивается поэтапно. Также в сочинении должна прослеживаться логическая структура — то есть направление мысли, понятное любому читающему.

9 стр., 4239 слов

Как выставляются оценки за сочинения по русскому языку: критерии оценивания

... такой человеческий фактор, как скорость письма учащегося и уровень его развития, и так далее. За сочинение по русскому языку в основном всегда ... русский язык «Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии ...

Критерий № 4 — качество письменной речи, или речевое оформление., Критерий № 5 — грамотность.

Если школьник готовится к ЕГЭ по русскому языку и более-менее знает правила, у него не должно возникнуть проблем с этим критерием.

Итоговое сочинение можно отнести в вуз и получить за него максимум 10 дополнительных баллов к суммарному количеству баллов за ЕГЭ.

Правда, пока сочинения принимают не везде: во-первых, у вуза должно быть гуманитарное направление и специалисты, которые могут проверить сочинение. Во-вторых, проверка требует человеческих и финансовых ресурсов.

Поэтому стоит заранее уточнить, даёт ли желаемый вуз баллы за сочинения. Например, их точно дают в МГУ и в НИУ ВШЭ.

Вузы, которые принимают итоговое сочинение, предлагают свою систему проверки. Они добавляют дополнительные критерии оценки к школьным или ужесточают школьные.

Например, именно в НИУ ВШЭ предложили ввести в итоговое сочинение историко-культурный контекст, поэтому там ставят дополнительные баллы за привлечение аргументов не только из литературы, но и из других сфер.

То есть выпускнику нужно не только продемонстрировать знание литературного произведения, но и показать, что он понимает, когда оно было создано и как исторические, культурные и социальные события повлияли на содержание произведения.

Во ВШЭ строже относятся к вопросу грамотности: за определённое количество ошибок снимают баллы, за отсутствие ошибок баллов не дают. То же самое с требованием самостоятельности — за наличие в сочинении чужого текста школьник потеряет балл. Ещё одна особенность ВШЭ в том, что там дают балл за оригинальность, например, если в сочинении есть интересные и нестандартные рассуждения.

Бывает, что в формулировке темы есть слова, редко употребляющиеся в современном языке. Например, в одном из прошлых итоговых сочинений была тема «Разница между отвагой и безрассудством».

Слово «безрассудство» не самое частое в обиходе молодых людей, и некоторые пытались понять его значение по составу слова: «рассудок» и «без рассудка» — и восприняли его как «сумасшествие». Конечно, это было некорректно, и сочинения оказались на совершенно другую тему. Другой случай — когда школьник не понимает, какая проблема заложена в вопросе.

Поэтому стоит выбирать тему, которая максимальна понятна и прозрачна.

Поскольку большая часть тем формулируется в виде вопроса, выпускники считают, что их задача — дать ответ на этот вопрос и аргументировать ответ примерами из литературы. Например, на вопрос «По какой причине возникают конфликты между отцами и детьми?» написать набор причин в одном предложении и проиллюстрировать их примерами из романа Тургенева.

2 стр., 917 слов

Сочинение проблемные вопросы в лирике пушкина

... литературного искусства, и до сих пор лирика поэта находит отклик в сердцах. Также читают: Картинка к сочинению Лирика Пушкина Популярные сегодня темы Тема любви в русской литературе освещена довольно подробно. ... Символом пейзажа часто выступают вольнолюбивые порывы. Так, например, в творении «К морю» поэт образ моря связывает с вольной стихией свободы. Пушкин видел и понимал всю окружающую жизнь. ...

Рассуждение — это не простой ответ на вопрос, а многоэтапное развитие мысли, цепочка тезисов.

В подавляющем числе работ выпускники привлекают литературный материал только в виде иллюстрации: выдвигают простой и очевидный ответ на поставленный вопрос и вкратце пересказывают сюжет произведения. Это снова уход от критериев сочинения-рассуждения.

Литературный материал должен доказывать точку зрения школьника, убеждать проверяющего, что он прав.

При аргументировании стоит размышлять о причинах событий и поступков персонажей, о том, как историко-культурный контекст повлиял на авторский замысел, с помощью каких приёмов и композиционных решений автор доносит свою мысль. Другими словами, нужно отвечать не на вопрос «Что произошло?», а давать ответ «Почему произошло».

Как правило, выпускники при написании сочинения придерживаются схемы «вступление, основная часть, заключение», но это самая простая композиция текста. Внутри неё почти нет логики.

Логика же предполагает смысловую связь между частями: как вступление и заключение по смыслу связаны с основной частью, как внутри основной части между собой связаны абзацы.

Эту логику нужно продумывать заранее с помощью плана текста.

Например, решить, что во вступлении будут поставлены 1–2 проблемы, в первой части основного текста будут рассмотрены причины этих проблем, во второй — способы их решения, а в третьей — последствия.

Поэтому для аргументации школьнику нужно выбирать тексты, в которых он хорошо ориентируется.

Он должен помнить название, автора, быть уверены в сюжете и историческом контексте событий.

Итоговое сочинение предполагает уважительное отношение к литературе, и без её знания не получится написать хороший текст-рассуждение.

Самая серьёзная проблема в сочинениях — это орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.

Первый вариант — читать больше хороших, образцовых сочинений, чтобы привыкнуть к грамотной речи.

Здесь нужно быть осторожным: на многих сайтах и в социальных сетях выкладывают совершенно безграмотные тексты, которые пишут сами участники сообществ. Поэтому важно выбирать только надёжные сборники, составленные экспертами.

Например, учебно-методическое пособие А. Нарушевича и И. Нарушевич «Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение. 11 класс».

Второй вариант — редактировать чужие тексты с ошибками.

На этапе допуска к ЕГЭ итоговое сочинение проверяют школьные учителя, и это некоторым образом влияет на процесс. Во-первых, внутри школы проверка довольно лояльная: учителя ставят «незачёты» только в самых крайних случаях.

Во-вторых, в школе обычно преподают люди другого поколения — с читательским опытом, отличающимся от опыта выпускников. Это нужно учитывать при выборе произведения для аргумента.

Бывает, что на курсе по подготовке к итоговому сочинению возникает спор преподавателя со студентами о том, какую литературу можно привлекать, а какую не стоит. Ребята часто стремятся выбрать что-то малоизвестное или даже подпольное.

Например, произведения, которые были опубликованы только в интернете, или те, которые написали друзья школьников.

Студенты считают, что имеют на это право. Конечно, никто не может им запретить писать о тех книгах, которые им нравятся. Формально придраться будет не к чему, но у преподавателя может сложиться неблагосклонное отношение к такому сочинению.

4 стр., 1791 слов

План обучения сочинению по тексту в 10 классе

... сочинение по русскому языку пишется с опорой на прочитанный текст. Это сочинение отличается от сочинения по литературе, где вы видите тему. Предлагаю вашему вниманию пошаговый план сочинения. (СЛАЙД) План-схема к сочинению по русскому языку. ... писателей, чьи произведения пронизаны милостью к падшим людям. Особый акцент Д.Гранин делает на пушкинском завете к милосердию, который звучит в стихотворении ...

Другие произведения, которые предлагают студенты — современная подростковая литература и современная фантастика. Это более мягкий вариант, но тоже сомнительный. Ещё студенты спрашивают, можно ли считать литературой фанфики и тоже использовать их для аргументов. Нет, фанфики — это не литература, и к ним обращаться не стоит.

Советуем найти компромисс и не использовать совсем подпольные тексты. Лучше выбрать такое произведение, с помощью которого получится выстроить диалог с проверяющим.

При этом необязательно брать стандартные примеры. Учителя, по их собственным словам, очень устали от одинакового набора текстов в сочинениях, когда везде пишут про «Отцов и детей», «Капитанскую дочку» и «Войну и мир». «Незачёт» за них, конечно, не поставят, но интерес к такому сочинению снизится.

Подборки тем., Ключевые слова.

Например, если взять набор по «Он и она», то будет видно, что там часто повторяется слово «взаимоотношения». Определив, что может значить это слово в разных формулировках, гораздо легче подобрать нужную литературу.

При проверке текстов преподаватели сталкиваются с тем, что у школьников не хватает читательского опыта. На итоговое сочинение нужно идти с неким багажом прочитанных книг, хотя бы из школьной программы — таких знаний вполне хватит для всех заявленных тем.

Вместо этого советуем заранее определиться с направлением и взять несколько книг, подходящих под него.

Одной книги здесь будет недостаточно, потому что нет универсального произведения, охватывающего все возможные темы. Направления звучат очень общо, например, «Гордость и смирение».

Это может быть что угодно: чувство собственного достоинства или гордыня, рабская покорность или внутренняя сила. Альтернатива романам — стихи и небольшие рассказы.

Изучить несколько лирических текстов вполне возможно за месяц и даже пару недель. Если школьник понимает лирику и может использовать её в своём сочинении, такой способ вполне подойдёт. Сочинение, полностью построенное на стихах, — редкость, и оно имеет шансы вызвать большую симпатию у проверяющего.

Если же лирика не вариант, рекомендуем обратиться к компактным рассказам. Главное — выбрать произведения на разные темы и тщательно их изучить.

Чтобы сочинение допустили к проверке, в нём должно быть не менее 250 слов и только самостоятельные мысли.

Для получения «зачёта» текст должен отвечать трём из пяти критериев оценки. Обязательные два — соответствие теме и опора на литературный материал.

Тексты нужно читать самостоятельно, чтобы не допускать фактических и других ошибок. Краткие пересказы для этого не подойдут.

Чтобы выбрать литературу для аргументации, нужно смотреть подборки сочинений на возможные темы и искать в них ключевые слова.

Источник: https://media.foxford.ru/final_essay/

Как подготовиться к итоговому сочинению. 5 этапов подготовки

Так как многие откладывают на завтра подготовку к экзаменам, скажу лишь, что это портит общий результат. Итоговое сочинение пишут выпускники уже к началу октября, и заметить, как пролетело время, просто невозможно.

3 стр., 1035 слов

Роль пейзажа в произведении Олеся Куприна

... Также читают: Картинка к сочинению Роль пейзажа в произведении Олеся Популярные сегодня темы Каждый год мы ... рассказа речь о погоде, которая определяет планы главного героя. На улице сильный ветер. Герой собирается охотиться на ... сочинение сразу стало знаменитым в кругу коллег Короленко Александр Иванович Куприн трудился над произведением в Одессе, в 1910 году. Изначально автор задумал написать рассказ ...

Советую уделять на подготовку по полчаса каждые два дня. Это ненапряжно, а результат в декабре будет радовать.

1 этап

Для начала нужно посмотреть на сайте ФИПИ или в интернете 5 тем, которые предлагаются в этом году. Исходя из этого вы будете знать, примерно к чему готовиться, какая тема вам наиболее близка, и что из нее вытащить.

2 и 3 этап

Вторым этапом идет чтение литературы. Вернее чтение должно идти параллельно с подготовкой, оно поможет также в сдаче ЕГЭ-2020 по русскому языку, поэтому не пренебрегайте. Проанализируйте произведения, которые вы уже читали и хорошо помните — выпишите, какие из данных в перечне тем встречаются в этом произведении, запишите имена героев (так как это первое, что забывается).

Сформируйте для себя список книг (произведений и повестей) к каждой теме, запишите его и читайте книги перед сном по пол часа. Иногда это будет повесть в день или одна книга в 3-5 дней. Записывайте темы, которые поднимает автор в произведении, не забывайте про героев, их имена и поступки. Фиксируйте кратко, конспекты делать никто не заставляет:

  • Тема «Он и она» — А.И.Куприн «Олеся»- подтема «слабоволие и предательство любимого человека» — герои: Иван Тимофеевич и Олеся
  • «Добро и зло» — А.И.Куприн «Олеся»- подтема «жестокость и зло толпы» — герои: Мануйлиха,Олеся и люди у церкви.

4 этап

Структура сочинения. Посмотрите, из чего состоит декабрьское сочинение, найдите в интернете шаблон, обратите внимание, как должна быть сформулирована тема, сколько абзацев должно быть.

Зафиксируйте эту схему или структуру, распечатайте или схематично запишите. Ею вы и будете пользоваться при написании. Не бойтесь, что ваше сочинение будет написано все время однотипно. К сожалению, этого и требуют от нас сейчас комиссия и составители экзаменов.

5 этап

Практика. Пишите по 1-2 сочинениям в неделю. Просите учителя (а если есть репетитор — его) проверять ваши сочинения хотя бы поверхностно — по содержанию и основным ошибкам. Если нет возможности — просите родителей, друзей, одноклассников, а потом обсуждайте данные темы.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d6262be8c5be800aea8a8a3/5d74eec73f548700ad8b75e0