Краткое содержание «Фаталиста» — последней части философского романа Лермонтова

Сочинение

Опасный спор

Однажды две недели Печорину довелось проживать в казачьей станице. Так начинается повесть «Фаталист». На вечере у майора С. офицеры засиделись допоздна. Разговор зашел в метафизическую область и касался неразрешимого вопроса: правда ли, что человеческая судьба изначально уже предрешена? Многие присутствующие поддерживали эту точку зрения, но Печорин относился к этому скептически (о чем поспешил заявить).

Тогда серб Вулич, образ которого окутан таинственностью, предлагает тут же решить этот спор, причем сразу на практике. И очень интересным образом. Вулич приставил к голове пистолет и попросил Печорина подкинуть червонный туз. Не успела карта лечь на стол, как авантюрист нажал на курок. Выстрел не прогремел. Однако затем Вулич нацелился на висящую фуражку, и на сей раз осечки не было.

История создания

Последняя часть романа М. Ю. Лермонтова была написана в 1838 г. Мнения исследователей об источнике сюжета расходятся. Наиболее распространенная версия следующая: М. Ю. Лермонтов вместе со своим приятелем А. А. Столыпиным был участником происшествия с пистолетом. Биограф П. А. Висковатов утверждал, что основой для эпизода, воспроизводящего «приключения» Печорина в доме пьяного казака, стал случай из жизни дяди Михаила Юрьевича П. А. Висковатова.

Некоторые ученые считают, что сюжет новеллы был заимствован из мемуаров Байрона. Британский писатель вспоминал, как его школьный друг решил испытать судьбу, подставив к виску пистолет.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Фаталист»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Фаталист»

«Нынче вы умрете…»

Продолжаем описывать краткое содержание «Фаталиста». Увиденное потрясло Печорина. Он, привыкший сомневаться во всем, презирающий фатум, на вопрос, верит ли теперь в предопределение, ответил положительно. Но серб радоваться победе в споре долго не смог. Еще до выстрела Григорий Александрович, заметив на лице Вулича неуловимый отпечаток приближающейся кончины, сделал ему мрачное пророчество. И осечка не повлияла на убежденность Печорина. Вулич, задетый словами главного героя (что весьма странно, ведь он несколько минут назад целился себе в голову), покидает собрание.

Лермонтов — Фаталист. Анализ главы

Структурная основа произведения строится таким образом, что квинтэссенция главного героя и замысел раскрываются поэтапно. Каждая последующая часть инкорпорирует впечатления предшествующих, помогая найти ответы на возникающие у читателя вопросы, тем самым контролируя движение мыслительного процесса. Следовательно, допустимо предполагать, что ответы на вопросы оставшиеся у читателя после повести «Княжна Мери», необходимо искать — в «Фаталисте».

3 стр., 1081 слов

«Евгений Онегин», первая глава: краткое содержание. ...

... одну полку с мировыми гениями пера. «Евгений Онегин» (первая глава): Краткое содержание Первая глава произведения всецело посвящена детству и отрочеству Евгения. Начинается она с мыслей героя - «молодого повесы» - о письме от заболевшего ...

В повести «Фаталист» открываются подлинные поведенческие мотивы Печорина и вместе с этим, становится очевидна вся художественная идея произведения.

Основой главы «Фаталист» становятся стремительная смена событий в течении одной ночи. Сначала игра в карты, спор героев по вопросу фатальности судьбы, затем «трагически случайная» гибель Вулича, отважный поступок Печорина. Всё это способно притягивает внимание читателя.

Лермонтов сталкивает в данной главе две абсолютно разные позиции относительно мировоззрения. Печорин утверждает, что человек с помощью воли и разума сам способен решать свою судьбу. Что нет никакой высшей силы, которая управляет чужими жизнями. Такая позиция героя приводит к превозношению собственного я, которое становится для него единственным Богом. Фаталистом является Вулич, у которого кардинально другой взгляд. Он убежден, что все кругом подвержено фатальности.

Для чего автор романа создает из этих взглядов спор?

Такие спорные моменты помогают понять глубинную сущность человека, в частности Печорина, его убеждения, характер, способствуют раскрытию его индивидуальной позиции.

Такое мнение у Печорина сложилось засчет того, что он сам перестал верить во многие вещи. На страницах романа он признается, что любит во всем придаваться сомнению, абсолютное незнание исхода события придает ему смелость.

Основным критерием нравственной основы для Печорина предполагается личное упоение, поощрение прихотей, превозношение гордыни, достижение целей.

Действенность и напор характера герой культивирует в себе. Он достигает результатов любыми средствами. Порой такими средствами оказываются любящие его люди.

После прочтения романа читатель имеет возможность философствовать об эгоистичном индивидуализме героя, который затрагивает и современных людей. Подобные раздумья и поиски до сих пор являются мучительными проблемами перетекающими в споры.

«Я люблю сомневаться во всем»

Краткое содержание «Фаталиста» подходит к концу. Возвращаясь домой, Печорин с усмешкой думает, как раньше люди верили, что в их мелких делах принимало участие небо. Однако довольно метафизики: Григорий едва ли не споткнулся о свинью, которую убил мертвый казак… В четыре часа утра Печорина разбудили офицеры со страшной вестью: Вулич погиб, его заколол тот самый пьяный казак. А сейчас убийца скрывается в пустой хате. Рассудив, что ничего страшнее смерти нет, а ее все равно не избежать, Печорин хитростью ловит преступника. С возвращением в крепость Григорий рассказывает историю старому знакомому Максиму Максимычу, но тот не понял всей парадоксальности произошедшего, он вообще был не склонен к метафизическим рассуждениям.

Вариант 2

Произведение описывает жизнь одного молодого офицера. Роман состоит из нескольких глав, они дополняют друг друга. Ответы на вопросы возникшие в одной главе можно найти в следующей.

Михаил Юрьевич использовал сюжеты для своего романа из жизни. Все о чем он написал было на самом деле, герои реальные люди.Считается что это даже автобиографическое произведение. Сам писатель был немного фаталистом. Нельзя сказать, что на его характер повлияли нравы царившие тогда в армии или его жизнь в целом.

3 стр., 1248 слов

Нравственные искания героев (по роману «Война и мир»)

... над нравственными проблемами. Герои Толстого учат нас размышлять над своими поступками, они помогают нам постичь самих себя: учат задумываться о своем пути в жизни, поэтому роману “Война и мир” ... суждено бессмертие. 53125 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Рекомендуем эксклюзивные работы ...

В этой главе столкнулись два убеждения, причем мало отличающиеся друг от друга. Один офицер хотел доказать что всем правил господин «Случай», а другой убедиться в этом. Окружающие их люди не очень то и были против их спора. Зато после того как пистолет Вулича дал осечку многие расходясь недоумевали, почему это произошло, но вздохнули с облегчением, не надо объяснятся перед начальством.

Многие верили в судьбу. Взять хотя бы карточные игры офицеров. Выиграть в них мог любой все зависело не от умения, а от случая. Кому как повезет. То есть, игрок зависел полностью от госпожи фортуны. Между военными действиями, офицерский состав скучали надо было хоть как то разнообразить свой быт. Вот и приходилось играть роли фаталистов, пылких влюбленных, разочарованных странников и убежденных холостяков. Наш герой Печорин одинокий, свободолюбивый человек. Несмотря на то что сам страдал от своей чрезмерной свободы он не собирается становиться другим. Он боится кого то сделать счастливым, подарить частицу своего сердца. Зато ему ничего не стоит толкнуть человека на поступок, от которого будут потом страдать оба. Печорин получает удовольствие не столько от страданий тех кому причинил боль, а от собственных страданий. И в то же время сказать, что жить по другому не умеет или не хочет, вот такой вот он негодяй.

Анализируя главу начинаешь понимать, что такие люди существуют и сейчас. Они не умеют ценить хорошие отношения, а принимают это как должное. Играть со смертью, дразнить ее вот его предназначение.

Почему роман заканчивается повестью «Фаталист»?

При анализе различий между композицией и сюжетом романа Лермонтова стало уже общим местом утверждение, что нарушение порядка повествования служит средством лучшего раскрытия главного героя. Что сначала характер Печорина подается с точки зрения наивного Максима Максимыча, потом повествователя (человека, несомненно, более проницательного) и самого Григория Александровича. В то же время завершающая часть романа на то и завершающая, что должна быть неким итогом, чертой, довершающей образ Печорина. Хотя, на первый взгляд, произошедшее с Вуличем (см. краткое содержание «Фаталиста») ничего принципиально нового в понимание главного героя не добавляет. Читатель уже познакомился с крайним индивидуализмом главного героя: позади остались страницы с Беллой, княжной Мери, Грушницким и т. д. Видимо, в последней главе писатель стремился раскрыть причину такого мировоззрения своего героя.

Определение слова

Фаталист — это человек, который верит в заранее предопределенный путь, в неизбежность событий, в злой и добрый рок. Такие люди отрицают свободу выбора. Fatum — латинское слово, переводящееся как «судьба», считается антонимом волюнтаризма — веры в то, что человек сам определяет свою судьбу.

В той или иной степени явление встречается в следующих религиях и конфессиях:

  • Китайская философия.
  • Иудаизм.
  • Ислам.

Это 3 сестры:

  • Клото.
  • Лахесис.
  • Атропос.

В скандинавских сказаниях то же самое делают норны. Фатализм не всегда слепо верит в неизбежность судьбы. Иногда это просто вера в законы природы и общества, которые влияют на события.

Философская проза Лермонтова

В завершающей части «Героя нашего времени» мы осознаем, что рефлексия Печорина куда глубже, нежели предполагалось ранее. Ведь, рассуждая о роли предопределения в жизни человека, Григорий затрагивает очень глобальные, бытийные вопросы. При этом Богу в традиционно-христианском понимании места в размышлениях Печорина нет – это доказала повесть «Фаталист». Герой нашего времени пытается найти ему замену, по сути, размышляя о смысле человеческой жизни. И находит его заключенным в самом человеке, в крайнем индивидуализме. Отсюда – постоянные со стороны Григория психологические эксперименты над судьбой остальных персонажей, позволяющие проверить, каких пределов достигает его влияние. По сути, от произведения Лермонтова остался лишь шаг до книг Толстого и Достоевского, философских трактатов Ницше.

11 стр., 5481 слов

Печорин-герой своего времени

... к "запискам", Лермонтов написал специальное предисловие к "Журналу Печорина". Таким образом, роман разросся до шести глав, включая сюда и "Предисловие" к "Журналу". Появилось и окончательное название - "Герой нашего времени". ... из "Бэлы", "Максима Максимыча", "Фаталиста", "Княжны Мери". По-прежнему роман делился ... главных персонажей можно проследить линии судеб большинства человечества. Ведь до сих ...

Но необходимо заметить, что «Герой нашего времени» имеет черты и философского, и социально-психологического романов. Последнее проявляется в том, что состояние Печорина обозначается писателем как целая болезнь, поразившая его современников, как несладкий плод, порожденный сумрачно-неуверенной николаевской эпохой. Герцен однажды заметил, что вопросы бытия в их время становились все сложнее. Свое решение этих философских загадок пытался найти и Печорин.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Глава «Фаталист» и её философско-композиционное значение , Конспект урока литературы в 9 классе, Тема: М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»., Глава «Фаталист» и её философско-композиционное значение

Цели урока

:

Образовательные:

  • ознакомление учащихся с философскими понятиями судьба – фатализм – рок — случайность;
  • выяснение на примере художественного произведения, есть ли судьба или нет, возможно ли человеку управлять, руководить своей жизнью.

Воспитательные:

  • Воспитание субъекта собственной жизни, способного самостоятельно находить способы решения стоящих перед ним задач, способного к самоизменению, саморазвитию и самоопределению, направленных на правильное отношение к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.

Развивающие:

  • Развитие устной речи учащихся посредством создания на уроке ситуаций, дающих школьникам возможность рассуждать, высказывать свое мнение, отношение к произведению, герою или ситуации.

Задачи

:

  • привлечь учащихся к активной познавательной деятельности (разрешение проблемы, настойчивости в достижении цели, умению отстаивать свои взгляды);
  • выявить позицию учащихся к проблеме судьбы и синонимичных ей понятий.
  • обогатить терминологический запас слов;
  • создать условия для переосмысления прежних понятий на основе художественной литературы и жизненного опыта.
  • через творческое задание попытаться привести детей к долговременному планированию и созданию образа «Я».

Ход урока

  1. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя с элементами беседы

рок – судьба – предопределение

  • Какая глава из произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» раскрывает эти понятия? Конечно же, «Фаталист».
  • Почему роман заканчивается именно этой повестью? ( Ведь там поднимается очень важный философский вопрос, который всегда мучил людей: предопределена ли жизнь человека, или он сам, своими руками, строит собственную судьбу?)

А вот великий писатель-философ Л. Н. Толстой в свое время сказал: «В чем состоит фатализм восточных? Не в признании закона необходимости, но в рассуждении о том, что если всё предопределено, то и жизнь моя предопределена свыше и я не должен действовать».

2 стр., 952 слов

Пари Печорина с Вуличем Анализ главы Фаталист романа Герой нашего ...

... тут вопросы воли человека и его судьбы. Выглядит немного поучительно. Также читают: Картинка к сочинению Пари Печорина с Вуличем Анализ главы Фаталист Популярные сегодня темы Наверняка, каждый ... мистиком Вуличем стало центром завершающей главы романа – «Фаталист». Вулич верил в судьбу. Вероятно, это какие-то восточные учения. (Возможно, в наше время он бы занимался йогой.) Кстати, его в главе ...

  • Обратимся к этому высказыванию. В нем есть слово, от которого мы можем оттолкнуться в наших дальнейших рассуждениях. Слово, которое спорит с роком, с предопределением. Назовите его. (Действовать) (Записывается на доске и в тетрадях)
  • Какая это часть речи? (Глагол)
  • Какой человек – творец своей судьбы? (Тот, который действует)

рок – судьба – предопределение – действие – случайность —

тесно взаимосвязаны.

III. Объявление темы урока. Целеполагание. Обращение к эпиграфу

Тема нашего урока:

Глава «Фаталист» и её философско-композиционное значение в

романе «Герой нашего времени».

  • Исходя из темы урока, сформулируйте цели урока. Что мы должны сегодня выяснить? Чему научиться?

Цель

: что такое судьба, выяснение на примере художественного произведения, есть ли судьба или нет, возможно ли человеку управлять, руководить своей жизнью.

А эпиграфом будут слова замечательного поэта С. Есенина из его знаменитого стихотворения «Письмо к женщине»:

Но вы не знали,

Что в сплошном дыму,, В развороченном бурей быте, С того и мучаюсь,

Что не пойму,

Куда несет нас рок событий…

  • Действительно, куда несет нас рок событий? Ведь никто из нас не знает, что произойдет с ним через день, через год. Человек точно знает одну вещь – дату рождения, но не дату смерти.

IV. Выступление творческой группы

Итак, чтобы разобраться в этом вопросе, была организована творческая группа, состоящая из «социолога», «лингвиста» и «статиста». На предложенный вопрос они постараются ответить, используя социально-статистические исследования.

Почему же «Фаталист» — самая загадочная повесть из романа. Какая повторяющаяся лексика говорит об этом?

(ответ «статиста»)

  • «Лингвист» работал с философским словарём. Что же означает слово «фаталист?» И какие еще сопутствующие ему понятия вы нашли в словаре?

Фаталист– человек, верящий в фатум, склонный к фатализму.

Фатум – неотвратимая судьба, рок, неизбежное.

Фатальный– роковым образом случающийся, неотвратимый, неизбежный, словно предопределенный фатумом.

Предопределение – то, что предопределено, предназначено кому-нибудь, судьба, рок. Рок– судьба.

Судьба – участь, доля, жизненный путь.

  • А мы, люди XXIв, верим в судьбу?

Вопрос судьбы и предопределения наш «социолог» исследовал и в стенах школы. Попросим его поделиться результатами работы.

( диаграмма – результат соцопроса)

  • Социологи обобщили мнения старшеклассников нашей школы. А кого из героев повести «Фаталист» больше всего мучают вопросы судьбы, предопределения? (Вулича и Печорина)

V. Этап исследования (анализа) произведения.

2 стр., 741 слов

ПЕЧОРИН КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ «ЛИШНИХ ЛЮДЕЙ»

... его) времени». На этой странице искали : сочинение на тему печорин и максим максимыч сочинение на тему печорин лишний человек печорин как представитель лишних людей почему печорин лишний человек сочинение на тему печорин как представитель лишних людей Сохрани к ... Как только судьба застав­ляет его брать на себя ответственность, Печорин ухо­дит от контакта даже с любимым человеком. Печорина пугают не ...

  • Итак, перед нами последняя часть романа «Герой нашего времени» – повесть «Фаталист».
  • Где же эти загадочные вопросы начинает проявляться? (В споре)
  • Как вы поняли спор Печорина с Вуличем? О чем он? (Возникает спор о том, что же решает участь человека: его воля или судьба, предопределение)
  • Спор – это одно из основных событий повести «Фаталист». А какие еще два события лежат в основе этой главы? (Испытание судьбы Вуличем и Печориным)
  • Исходя из этих событий, давайте запишем план нашего урока, так как произведение сложное и это облегчит нашу работу.

План

  1. Спор Печорина с Вуличем.
  2. Испытание судьбы Вуличем.
  3. Испытание судьбы Печориным.

проблемные вопросы.

В «Фаталисте» есть слова, прямо формулирующие такой вопрос. Исходя из темы нашего урока, эпиграфа, найдите эти слова.

(«И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок? Почему мы должны давать отчет в наших поступках?»)

  • Все персонажи повести делятся на верящих в судьбу и противящихся этой вере. К кому же из героев относится философское определение, вынесенное в заглавие повести: к Вуличу, Печорину или, наконец, к Максим Максимычу?

Чтобы ответить на этот вопрос, проследим по тексту, что конкретно говорят о судьбе, роке участники этого спора.

Работа с текстом

: офицеры поначалу не верят, «будто судьба человека написана на небесах».

  • Найдите в тексте логическое продолжение этого спора.

Печорин: «Утверждаю, что нет предопределения».

— Поразительно, что в тот самый момент, когда он утверждает, что не верит в судьбу, он предсказывает Вуличу близкую смерть, основываясь на том, что «на лице человека, который должен умереть через несколько часов, есть какой-то странный отпечаток неизбежной судьбы». Это еще раз убеждает нас в том, что эти вопросы, есть ли судьба или нет, остаются до конца не разрешенными.

— Итак, поначалу общество офицеров и Печорин не склонны верить в «мусульманское поверье, будто судьба человека написана на небесах». Значит, кто является сторонником фатализма? (Вулич) Докажите текстом. («Я вам предлагаю испробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или каждому из нас заранее назначена роковая минута».)

  • Каким же образом Вулич доказывает свое убеждение? (Учащиеся приводят из текста пример, когда Вулич стреляет и происходит осечка)

— Итак, рискуя жизнью, Вулич доказал Печорину и офицерам свою правоту. Скажите, а что убедило всех, что есть высшее предопределение, не позволившее Вуличу умереть? (Осечка).

А как вы думаете, осечка – это случайность или вмешательство судьбы? (Учащиеся склоняются к мысли, что все-таки это случайность)

— Но пари затеяно Вуличем не только для того, чтобы сделать Печорина фаталистом. Вулич себе хочет доказать, что судьба к нему все-таки благосклонна. Хотя в картах он «обыкновенно проигрывал»: «постоянные неудачи только раздражали его упрямство». Вот это упрямство и заставило Вулича играть, но уже с жизнью своей. И он очень доволен, увидев в осечке пистолета признак благосклонности судьбы.

3 стр., 1031 слов

Пари Печорина с Вуличем

... и энергии. Именно с этих позиций — романтической и фаталистической — Печорин и Вулич заключают пари. Вулич, верящий, что «судьба человека написана на небесах», смело решает испытать свою судьбу: он стреляет в ... скуку, а общеполезный поступок, притом не связанный ни с какими «пустыми страстями»: тема любви в «Фаталисте» выключена вовсе. На первое место вынесена главная проблема — возможностей ...

— Ребята, сейчас я хочу предложить вам такое определение, относящееся к Вуличу. Игрок. Да, он игрок, постоянно испытывающий судьбу. И в картах, и в истории с выстрелом он ищет власти над судьбой. А если это игра, то в ней всегда должен быть победитель и побежденный. В этот раз Вулич – победитель. Но игра – это ведь не бесконечное везение. Когда-то оно закончится.

— Так что же тогда сильнее – человек или судьба? (В этот раз получается, что сильнее судьба (или случай).

Но до конца этот вопрос все же не решен. Поэтому Лермонтов не останавливается на этом. Он решает довести дело до конца, и поэтому ставит Вулича в более тяжелые обстоятельства, не зависящие от него.

— А Печорин в этом первом случае с Вуличем – участник или свидетель? (Свидетель).

А такому рисковому, смелому человеку, как Печорин, самому теперь хочется убедиться, что же сильнее: человек или судьба? А почему? Да потому что случай с осечкой не убедил Печорина в правоте Вулича, в том, что человек подчинен высшему предопределению. Докажите это тестом. (Вид ночного неба, в котором как бы спорят между собой «месяц полный и красный, как зарево пожара», и спокойно сияющие на темно-голубом своде звезды, освобождают его от «таинственной власти», какую приобрел над всеми присутствующими офицерами Вулич. Дети читают текст от слов «Я возвращался домой…» до слов «…во всякой борьбе с людьми или судьбой». В этот момент Печорин не верит, что существует высшая сила, управляющая жизнью людей).

  • И в то же время о чем он тоскует, сожалеет? (Тоскует по вере, воодушевлявшей предков, убежденных, что небесный мир участвует в их делах. Ведь потомки, не верящие в судьбу, не верят и в себя).

— В этих размышлениях Печорина есть слова, близкие строкам из стихотворения Лермонтова «Дума», где он так же горько судит свое поколение. Что это за строки?

Печально я гляжу на наше поколенье!, Его грядущее – иль пусто, иль темно,, Меж тем, под бременем познанья и сомненья,, В бездействии состарится оно… и т. д.

  • Зачитайте в тексте повести «Фаталист» строки, перекликающиеся по мысли со стихотворением «Дума». (Дети читают со слов «А мы, их жалкие потомки…»)

— Печорин, как и многие молодые люди его времени ищет веры, потому что без нее невозможно жить человеку. Ведь почему сейчас стало модно обращаться к астрологам? Потому что в кризисные, трудные минуты жизни человек всегда обращается за помощью к высшим силам.

— А Вулич между тем продолжает играть! Что же произошло с ним? (Вулич был убит пьяным казаком. И убит потому, что вера в счастливый свой жребий не позволила ему мгновенно понять ситуацию, ясно увидеть, кто перед ним. Ученики читают текст от слов «Вулич шел один по темной улице…» до «…печать близкой кончины»).

  • Какое слово здесь, в тексте, выделено автором курсивом? ( Тебя

— Смотрите, что получается: этот казак предстает перед Вуличем как судьба, которая все-таки настигла именно его, искала именно его. И Вулич это понял. Почему? (Потому что последние слова Вулича: «Он прав».) Кто прав? (Конечно, Печорин, который предсказал Вуличу смерть).

2 стр., 634 слов

Петербург в судьбе простого человека ( на свободную тему)

... Петербурга. Кроме того, тема неблагоприятного влияния Петербурга на жизнь и судьбу простого человека была традиционной для творчества Н. В. Гоголя. Так, например, подобная тема появляется в цикле «Петербургские повести», которые ...

Печорин берет здесь на себя роль пророка. В каких строках он сам это утверждает? («Я предсказал невольно бедному его судьбу…»)

— В чем убедил нас этот случай? (Этот случай с Вуличем убедил нас в том, что судьба все-таки есть, ведь Печорин предсказал Вуличу смерть, и это случилось. И если в первый раз от смерти Вулича спасла осечка, то во второй раз судьба настигла его. От судьбы, как говорится, не уйдешь).

Самостоятельная исследовательская работа учащихся

  • Вот так разрешилась ситуация с Вуличем. А что же Печорин? (Печорин сам теперь горит желанием испытать судьбу: «В эту минуту у меня в голове промелькнула странная мысль: подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу».)
  • Как же испытывает Печорин свою судьбу? (Читаем текст от слов «Велев есаулу…» до «…и точно было с чем».)
  • Чем окончилось это испытание судьбы для Печорина? (Из этой игры с судьбой он вышел победителем)
  • Как вы думаете, победа Печорина – случайность или проявление точно рассчитанных действий, ловкости, силы, ума? (Да, он победил, потому что действовал)

исследуя текст

  • (Учащиеся выбирают из отрывка, где Печорин испытывает свою судьбу,

только глаголы, то есть слова, обозначающие действие

VI. Заключительный этап урока. Обобщение.

— Итак, Печорин не желает подчиняться предопределению. Он берет ситуацию в свои руки. Это и делает его героем времени в подлинном, а не в ироничном смысле. Судьба есть, но нужно не слепо ей подчиняться, а действовать, брать каждую ситуацию в свои руки. Наша судьба – это наш анализ, расчет и воля. И только от нас самих она зависит.

Таким образом, мы ответили на главный вопрос нашего урока: воля, рассудок даются нам, чтобы действовать!

  • А то, что Печорин оказался в точно таких же обстоятельствах, как и Вулич, — это естественный ход событий или воля автора? Или случайность? (Воля автора. Ведь ему нужно было довести дело до конца, узнать, что же сильнее: человек или судьба).

  • Так кто же Печорин: фаталист? реалист? человек действия? В тексте есть подсказка.

Печорин сам говорит о себе, ведь точнее, чем ты сам, о тебе никто не скажет. (Учащиеся читают от слов «Я люблю сомневаться во всем…»)

VII. Рефлексия.

(Ладошки наклеиваются на плакат: «Все – в твоих руках!», записи озвучиваются)

Выводы:

Верить или не верить в предопределение – каждый решит для себя сам. Но важно помнить, что, если не все, то очень многое – в наших с вами руках. И мы сами должны строить свою судьбу.

Составление синквейна со словом СУДЬБА

ПРИЁМ «МИКРОФОН»

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

VIII. Выставление оценок за урок с комментариями учителя.

IX. Домашнее задание.

Домашнее задание будет связано с ответами на многие сегодняшние вопросы. Напишите мини — сочинение на тему: « Что такое судьба».