ЛЕРМОНТОВ И БАЙРОН
Михаил Юрьевич Лермонтов… Джордж Гордон Байрон… Два имени. Две страны. Два времени. Две судьбы… Что общего между этими людьми? Что сближает их? Что делает их фигуры такими значительными и важными в истории мировой культуры? Что заставляет нас снова и снова говорить об их творчестве? Говорить, как о ярком и неповторимом явлении жизни, литературы, истории.
Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит!
Наверное, трудно найти человека, которому не были бы известны эти прекрасные строки великого русского поэта М. Ю. Лермонтова. И вряд ли взволнованный, мятежный слог автора может кого-то оставить равнодушным.
Но вот в памяти всплывают другие строки, написанные двумя десятилетиями ранее в далекой Англии, другим поэтом:
Все кончено — и вот моя Трепещет на волнах ладья.
Крепчая, ветер снасти рвет,
И громко свищет, и ревет.
Пора… Так, видно, рок сулил…
В них те же чувства, тот же знакомый слог, та же мятежная душа. Но почему в сердцах двух разных поэтов родились такие похожие строки? Что заставляло их героев бежать от родных берегов? Куда? Зачем? На эти вопросы может ответить история.
Дж. Байрон жил и творил в сложную эпоху, наступившую после Французской революции. Сын своего века, он впитал в себя противоречивые устремления послереволюционной поры. Неуравновешенный, бунтарский облик его героя стал отражением переходного времени — периода крупных политических и экономических перемен, кровопролитных войн, крушения империи Наполеона.
Его Чайльд-Гарольд, образ во многом автобиографичный, охваченный духом непримиримости и неуспокоенности, восклицает:
Наперекор грозе и мгле,
В дорогу, рулевой!
Веди корабль к любой земле,
Но только не к родной!
Привет, привет, морской простор,
И вам — в конце пути — Привет, леса, пустыни гор!
Британия, прости!
«Поэзия Байрона, — писал В. Г. Белинский, — это вопль страдания, это жалоба, но жалоба гордая, которая скорее дает, чем просит, скорее снисходит, чем умоляет».
Сочинения об авторе лермонтов
... и образ Вернера в романе Герой нашего времени → Биография Лермонтова – Сочинение М.Ю. Лермонтов родился в Москве в 1814 году. По материнской ... мать, и ребенка передали на воспитание бабушке. Детство поэта прошло в селе Тарханы Пензенской губернии. Совет Семейная обстановка ... декабристом А.И. Одоевским. На Кавказе поэт закончил «Песню про купца Калашникова». На Кавказе раскрылись новые грани таланта ...
Стихотворения этого поэта отражают всю глубину его духовного мира, его боль за человека и человечество, страдания энергичной, свободолюбивой личности, вынужденной жить в эпоху торжества реакции. Произведения Байрона пропитаны героикой борьбы:
Я возглашаю: камни научу я
Громить тиранов! Пусть не говорит
Никто, что льстил я тронам!
Вам кричу я,
Потомки! Мир в оковах рабской тьмы!
Таким, как был он, показали мы!
Те же чувства, то же страдание, то же непреодолимое стремление к борьбе мы видим и в поэзии М. Ю. Лермонтова. И, наверное, именно поэтому им были переведены следующие строки Дж. Байрона, удивительно тонко передающие эмоциональное состояние обоих поэтов:
Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!
Вот арфа золотая;
Пускай персты твои, промчавшися по ней, Пробудят в струнах звуки рая.
Пусть будет песнь твоя дика. Как мой венец, Мне тягостны веселья звуки!
Я говорю тебе: я слез хочу, певец,
Иль разорвется грудь от муки.
Страданьями была упитана она,
Томилась долго и безмолвно;
И грозный час настал — теперь она полна,
Как кубок смерти, яда полный.
В 1814 году, когда родился М. Ю. Лермонтов, в памяти народа еще были свежи воспоминания о разгроме наполеоновской армии. Писать же Михаил Юрьевич начал после разгрома декабристов, в 30-е годы. Исторические события, потрясшие Россию, еще не ушли в прошлое, в воздухе витали тяжелые, противоречивые настроения. И, конечно, поэт не мог пройти мимо этих настроений, не мог не выразить дух эпохи, основными чертами которой были тревожные сомнения и раздумья о жизни, сожаление о прошлом без надежды на будущее:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Здесь вспоминаются строки байроновского «Дон Жуана», в которых звучит грустная ирония в адрес тех, кто ведет пассивную, безрадостную жизнь и потому не увидит грядущих перемен:
Где старый мир, в котором я родился? Воскликнул Юнг восьмидесяти лет,
Но я и через восемь убедился,
Что старого уже в помине нет.
Как шар, стеклянный этот мир разбился И растворился в суете сует;
Исчезли денди, принцы, депутаты,
Ораторы, вожди и дипломаты.
Атмосфера в стране во многом повлияла на то, что Лермонтов очень рано осознал себя как поэт, осознал потребность души откликнуться на события современности, высказать протест против покорности и пассивности, призвать к борьбе за свободу.
Жадно впитывая в себя творчество великих классиков (Пушкина, Жуковского, Рылеева, Шиллера, Гете и др.), Лермонтов у каждого из них находил мысли и чувства, созвучные своим собственным. Но особенно близким по духу ему был именно Байрон. Свобода, независимость и счастье людей стали главным смыслом жизни и творчества М. Ю. Лермонтова, так же, как в свое время эти идеалы стали главными для Дж. Байрона.
Сравнение романтического героя Байрона и романтического героя Лермонтова
... личностей писателей. Рассмотрим творческое наследие Д. Г. Н. Байрона и М. Ю. Лермонтова. 1.2 Джордж Ноэл Гордон Байрон и его лирика До Байрона не было поэта, который с таким же ... изображали её жизнь. Они нашли невиданные ранее художественные средства, новые звуки и краски, чтобы передать красоту и величие этой вольной стихии. Романтиков притягивали высшие сферы духа, прежде ...
Лермонтов всерьез увлекся творчеством английского поэта, многие из его стихотворений перевел на русский язык: «Умирающий гладиатор», «Еврейская мелодия» («Душа моя мрачна…»), «Как одинокая гробница» и др., из некоторых заимствовал отдельные строки, другие послужили основанием для создания им собственных произведений, таких как «Ночь. I», «Ночь. II», «Подражание Байрону», «Видение» и др. Многочисленные высказывания и мысли Дж. Байрона глубоко и надолго проникали в его сердце, некоторые из них он даже записывал в свою тетрадь: «Говорят (Байрон), что ранняя страсть означает душу, которая будет любить изящные искусства…» Так же как и Байрон, Лермонтов постоянно стремится к поиску героической личности, свободной и независимой, непреклонной в своем решении противопоставить себя общепринятому, мелочному, пошлому; героя, связанного с великими переменами, совершающимися в мире.
Байрона эти поиски привели к созданию гордого Чайльд-Гарольда, «мятежного сына свободы», Лермонтова — к появлению Мцыри, живущего «одной, но пламенной страстью» — стремлением к свободе, и восклицающего: