Заболоцкий прожил трудную, суровую жизнь: полуголодное существование, 8 лет лагерей, долгое замалчивание. В течение всей жизни его отличал напряженный духовный поиск: он пытался разгадать тайны бытия, задумывался над отношением человека и природы, над проблемой смысла человеческой жизни, над истинной красотой мира и человека, прославляя высокие чувства любви и дружбы. Поэт философ – З хотел посвятить себя науке, но привязанность к искусству (прежде всего – поэзии и живописи) оказалось сильнее.
Что есть красота? Эта афористическая строка становится главной темой многих стихов поэта. Будь это стихи о природе или о животных, или о человеке. Строчки, рисующие природу и животных, подчеркивают безграничность и красоту мира, с одной стороны и несправедливость, униженность их с другой.
Лицо коня прекрасней и умней
Он слышит говор листьев и камней
Внимательный! Он знает крик звериный
И в ветхой рощи рокот соловьиный
……..
На темный небосклон
Восходят звезд соединенья
И конь стоит , как рыцарь на часах,
Играет ветер в легких волосах
Глаза горят как два огромных мира
Игриво стелятся, как царская порфира.
Поэт подчеркивает выразительное, умное лицо коня и пишет о нем с уважением и нежностью потому, что он не ищет выгоды от него. А человек живет и не видит, что вокруг него существует много маленьких и больших жизней, что в мире столько красоты.
Красота мира и его несовершенство звучат в стихотворении \»Сентябрь\». Стихи построены на контрастной игре темного (даль нечиста, царство туманно, даль занавешена) и светлого (первый луч, арка засияла, золотой, как огонь и гранатовый, с улыбкою) начал. Композиционно стихотворение делится на 2 части, причем вторая начинается с противопоставления (Но взгляни…).
Первая строфа передает картину осеннего дождя с порывистым ветром (Сыплет дождик большие горошины. Рвется ветер и даль не чиста ).
Атмосфера дождя передана и в звукописи – аллитерации, подчеркивающей порывы осеннего ветра. Но уже вторая строфа являет собой поворот темы. Поэт говорит о пробивающимся сквозь туман солнечном луче, о приближающихся таинственных переменах в природе. Легкий и стремительный луч предсказывает торжество света и красоты. В последующих двух строфах появляется образ орешины, которая уподобляется девушке. Подобное сравнение усиливает картину преображения природы после очистительного дождя, говорит о ее красоте и вечной обновляемости.
История мира — это биография великих людей ()
... не только на факты, но и на множество попыток анализа этого периода истории со стороны самых разных людей, не только историков, но и литераторов, публицистов, военных и ... своими внутренними взаимоотношениями и правилами. Но поскольку отдельные подсистемы являются частью реального мира и их существование в таком виде во многом определяется не только их ...
Завершает стихи строфа, где образ орешины-девушки перевоплощается в \»словно деревце, в зыбкую молодую царевну в венце\». Это символ счастливого слияния природы и человека.
Не случайно и то обстоятельство, что З в самой природе хочет увидеть, прозреть истоки \»лица\». Подчас он употребляет выражения \»лицо коня\», \»лицо зверей\», этим самым поэт как бы хочет сказать, что человек – это только развитие того, что заложено в природе.
Проблема лица, его красоты и безобразия мучит поэта. В таких стихах как \»О красоте человеческих лиц\», \»Некрасивая девочка\» и во многих других З ставит вопрос: \»Что есть красота?\». Поэтической манере З близка живопись, он, как живописец выхватывает из человеческой толпы лица.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темницы.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Вот и стихотворение \»Некрасивая девочка\» представляет как бы еще одно звено в размышлениях поэта о сущности красоты. Уже в заглавии стихотворения сформулирована проблема \»источник противочувствия\».
Композиция стихотворения делится на две части: описание и рассуждение. Начинается стихотворение с описания внешнего портрета девочки.
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка
Заправлена в трусы худая рубашонка
Колечки рыжеватые кудри
Рот длинен, зубки кривы
Черты лица остры и некрасивы
И одновременно дается внутренний слепок с души.
Чужая радость так же, как своя
Томит ее и вот из сердца рвется
И девочка ликует и смеется
Охваченная счастьем события.
З – реалист трезво видит суровую реальную жизнь, которую не миновать, предчувствует день, когда девочка вдруг увидит с ужасом, \»что посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка!\» . Поэт возлагает надежду не на утешительную ложь, что внешняя красота ничего не значит. Он надеется на твердость человеческого сердца, что оно не \»хрупкая игрушка\». З вкладывает в эти слова веру, народные представления о том, как перенести беду. \»Под лежачий камень вода не течет, значит надо перетопить камень, перетерпеть боль\». В описании портрета девочки автор использует эпитеты оценочного ряда (длинен, кривы, остры, некрасивы), а в конце отрывка на первое место выступают глаголы, тоже по-своему оценивающие (томит, рвется, ликует, смеется).
Так от внешности поэт переводит разговор к божественному дару (обожествляют люди).
Красота и чистота чувств, естественность доброты и любовь ко всему, что нас окружает, к людям, к жизни, к чужой радости – вот что есть красота, которую обожествляют люди, которую увидел в этой младенческой душе своим поэтическим взором З.
Стихотворение заканчивается вопросами, которые усиливают эмоциональное воздействие и способствуют раскрытию идеи стихотворения. Поэт не дает готовых ответов на вопросы, заставляет нас задуматься над тем, \»что есть красота?\», но он сделал главное: не оставил нас равнодушными и заставил думать, размышлять об истиной красоте человека, о том какую спасительную силу он несет в себе. И не случаен образ \»огня, мерцающего в сосуде\», который является символом добра и человечности.
Тема красоты в лирике поэтов-символистов 20 века ( )
Красота в лирике поэтов-символистов также предстаёт в особенном, необычном обличье. Практически любое стихотворение, за исключением, может быть, «тревожной» апокалиптической лирики, так или иначе несёт на себе ... В блёстках туманится лес, В тенях меняются лица, В синюю пустынь небес Звоны уходят молиться... Мотивы красоты в лирике поэтов-символистов просматриваются на протяжении большого отрезка их ...