Творчество В. Распутина
Валентин Распутин – один из современных русских писателей, представитель так называемой деревенской прозы.
Проза В. Распутина прежде всего необычайно драматична («Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни»).
Финалом его повестей часто становится смерть героев. В «Последнем сроке» умирает старуха Анна, в «Прощании с Матерой» встречают смерть несколько человек, не пожелавших расстаться с родной землей, в «Живи и помни» — убивает себя, а вернее, топится в реке жена дезертира Настена. И зачастую конец повестей трагичен еще тем, что неожидан и непредсказуем – это бросается в глаза прежде всего, когда вспоминаешь прочитанный двухтомник избранных произведений Валентина Распутина.
Произведения В. Распутина глубоко психологичны.
Проза Распутина – это проза о семье, об отношениях между родственниками: между матерью и детьми («Последний срок», «Уроки французского»), между братьями и сестрами («Последний срок»), между мужем и женой («Живи и помни», «Пожар», «Василий и Василиса»).
Каждый раз перед нами настоящая мать и настоящая жена, настоящая вторая половина мужа. Она хозяйка, даже «добытчица», она то, на чем держится семья, без чего порою даже не может жить муж и дети. Думается, что проза Распутина – это гимн русской женщине, для которой ребенок («Уроки французского») может быть дороже собственной участи и карьеры; для которой муж – святое, свое, родное, что бы не думали люди и что бы не сотворила с ним судьба («Живи и помни»).
Ведь жена – это «больше, чем жена». Вот что пишет В. Распутин в повести «Пожар»: «Не принято ныне хвалить жен, но что делать, если нечего представить Ивану Петровичу даже и для Бога самого об Алене худого. И как вспомнит он: вот она бежит, вот бежит повечеру в дом, нетерпеливая и утолокшаяся, чтоб скорей увидеть мужика, вот на бегу еще выкрикивает что-то виноватое и прерывистое – и сразу мирью растягивается душа»… Еще оттуда же: «И сколько такого случалось, что кто-то ее руками подымал и подымал непосильные тяжели». Это ли не гимн женщине-жене?..
Сильной женщиной, настоящей женой своему мужу показана Настена в повести «Живи и помни». Никому, кроме нее не открылся дезертир Андрей Гуськов, даже отцу. Это она его кормила и морально поддерживала, готовая разделить его участь. У нее даже не было мысли предать мужа или отвернуться от него. Он по праву называет ее «Богородица ты моя». Только «сломалась» в конце повести эта сильная женщина. Не выдержала стыда…(или устала от непосильного бремени быть женой дезертира и носить от него ребенка?)…и перевалилась в воду из лодки навсегда, утопив с собою тайну мужа, так и не проронив никому ни слова о том, что она знает, где он… Хотя, когда читаешь, не догадываешься о финале – верится, что Настена будет сильной до конца – родит, перенесет стыд перед людьми. Впрочем, как и была надежда, что и Андрей Гуськов в конце повести откроется, выйдет в люди, повинится – и может, его помилуют…Но автор конец повести сделал драматичным, подчеркнув безумную любовь и самоотдачу героини, ее безграничную преданность, ее эмоциональность и способность жить и любить вопреки людскому мнению, вопреки власти и вопреки Богу. Для нее Бог – ее муж: он взял ее, сироту, к себе в дом. С ним ей было хорошо. Она «мужняя жена» и она уносит в могилу его тайну, но не предает, нет.
По повести Распутина В.Г. «Живи и помни»
... дей. Боль за судьбу русской деревни — сквозная тема творчества В.Г. Распутина. На этой странице искали : живи и помни анализ живи и помни сочинение распутин живи и помни анализ сочинение живи и помни сочинение на тему живи и помни Сохрани к себе ... Андрей сначала радуется, а потом понимает, в какое сложное положение попала жена: ведь все подумают, что женщина нагуляла этого ребенка, пока муж воюет ...
Об отношениях матери к детям и детей к матери рассказывается в повести «Последний срок». Вот лежит перед смертью старуха Анна, у которой в живых пять взрослых детей: Варвара, Илья, Люся, Михаил и Татьяна. Все они от одной матери, но такие разные. Самая любимая дочка «Таньчора» так и не приехала проводить мать в последний путь. Интересны рассуждения о характерах детей старухи Анны: «… Таньчора росла последней…Из последней могла получиться всякая. На нее больше заботы, больше сердца, а она тебе за это больше немилости. Мало ли так бывает. Нет, Таньчора, сама по себе была ближе к матери, по своему характеру. Если говорить о характере, то старухин нрав скорее переняла Люся – тоже твердая и гордая, мало кому спустит, только твердости и гордости дома у нее хватало на троих. Еще девчонкой была – как надуется, три дня в сторону смотрит, ничем ее не проймешь. Какой теперь стала Люся, старуха не знала – наверное, пообтерлась среди людей, пообломалась острыми краями об острые края, научилась, что к чему. С тяжелым характером и жить тяжелей – она грамотная, должна понять, а по ней не похоже, что ей живется плохо. Спрашивать старуха не хотела, спроси – скажет «хорошо» — и понимай как знаешь. Все они так говорят, чтобы отвязаться, только одна Варвара все равно стала бы жаловаться, если бы даже каталась как сыр в масле, без забот и переживаний. Вот ведь родные сестры, а друг до дружки не достать. Варвара уж в девках ходила, а плакала и от Люси и от ребят, и чуть ли не от мухи. Росла размазней, все шишки на нее валятся, а она под каждую готова подставить голову.
Таньчора не была похожа ни на кого из сестер. Она стояла как бы посередке между ними со своим особым характером – мягким и радостным – людским; она сердилась и тут же отходила, обижалась и сразу забывала об обиде…»
Не проводили дети старуху в последний путь – уехали, не дождавшись последнего вздоха матери, поторопились домой, словно и не нужна она им больше – ведь у каждого из них своя жизнь. Так и бывает: родители пекутся о детях, а дети о родителях – нет, потому что у них уже своя семья, дети и заботы. Природой устроено…
Роман «Отцы и дети». Всякий человек сам себя воспитывать
... является одним из любимых литературных героев. Сочинение на тему может ли человек сам себя воспитать Всякий человек сам себя воспитать должен (По произведениям И.С. Тургенева и ... плоды. «Роман «Отцы и дети». Всякий человек сам себя воспитывать» Роман Тургенева «Отцы и дети» создавался в 60-х годах ... тот «гроша медного не стоит». А перед смертью этот же человек скажет: «Дуньте на умирающую лампаду, и ...
И опять трагический финал: «Ночью старуха умерла». Опять немного неожиданный.
О любви к родной земле, родному краю написана повесть «Прощание с Матерой»: «Вот стоит земля, которая казалась вечной, но выходит, что казалась, — не будет земли. Пахнет травами; пахнет лесом, отдельно с листом и отдельно с иголкой, каждый кустик веет своим дыханием; пахнет деревом постройки, пахнет скотиной, жильем, навозной кучей за стайкой, огуречной ботвой, старым углем от кузницы – из всего дождь вымыл и взнял разные терпкие запахи, всему дал свой дых. Почему, почему при них, кто живет сейчас, ничего не станет на этой земле? Не раньше и не позже. Спроста ли? Хорошо ли? Чем, каким утешением унять душу?»
И как невозможно простить старожилам Матеры тех, кто разломал старое кладбище, также невозможно им понять и простить «царя природы – человека», который решил затопить Матеру, чтобы была электростанция.
Они тут росли, пахали и сеяли, растили детей и хоронили стариков – это их земля, их край… Трагедией заканчивается повесть – несколько человек, оставшихся на Матере, встретили затопление на острове.
Распутин пишет с болью в обращении к читателям строки: «Да и что такое «полусонная» деревня, если этот народ жил в беспрестанных трудах, играл свадьбы, рожал детей и воспитывал их, хранил традиции и держался вместе? И когда говорят о природной лени русского человека, уверяют, что он работать способен – только из-под палки, — не к ним, не к клеветникам, хочется обратиться, а к небу, которому они поклоняются: вразуми ты их, бесчестных, — разве знают они русского человека? Кто кормил их, кто защищал от гибели, пока они напитывались ядом?»
Интересны рассуждения о смерти в «Последнем сроке», интересно ожидание ее как избавления, как подруги: «Старуха много раз думала о смерти и знала ее, как себя. За последние годы они стали подружками, старуха часто разговаривала с ней, а смерть, пристроившись где-нибудь в сторонке, слушала ее рассудительный шепот и понимающе вздыхала. Они договорились, что старуха отойдет ночью: сначала уснет, как все люди, чтобы не пугать смерть открытыми глазами, потом та тихонько прижмется, снимет с нее короткий мирской сон и даст ей вечный покой.
Это неправда, что на всех людей одна смерть – костлявая, как скелет, злая старуха с косой за плечами. Это кто-то придумал, чтобы пугать ребятишек да дураков. Старуха верила, что у каждого человека своя собственная смерть, созданная по его образу и подобию, точь-в-точь похожая на него. Она как двойняшки, сколько ему лет, столько и ей, они пришли в мир в один и тот же день и в один день отойдут обратно: смерть, дождавшись человека, примет его в себя, и они уже никому не отдадут друг друга. Как человек рождается для одной жизни, так она для одной смерти, как он, не научившись жить раньше, сплошь и рядом живет как попало, не зная впереди себя каждый новый день, так и она, неопытная в своем деле, часто делает его плохо, ненароком обижая человека мучениями и страхом».
Смерть как судьба, как спутница жизни, как избавление, как сладость, как уход от обычных хлопот – рождения детей, ведения хозяйства, работы. Опять Распутин выступает как загадочный писатель со своим мировоззрением и пониманием жизни и смерти.
«Мой самый близкий человек. Жизнь-подвиг»
... моя мама, и будут песни, и расцветут тюльпаны … на его могиле, и придут, как всегда, родные и близкие люди, чтоб поклониться деду за великую Победу! Поклониться великим тем ... нет самого дорогого, любимого, близкого человека, но мы не будем ... отдавая болью воспоминаний всю жизнь, отзываясь каждым стоном, ... говорю, что мой дед ещё и отличный хозяин! Его слово ... это ж дедушка сказал! Самый радостный праздник в ...
Помимо сибирского диалекта проза В. Распутина богата фольклорными мотивами и народной мудростью. Интересно и красноречиво выставлена природа родного края.
В «Прощании с Матерой» борьба с вековым лиственем – это словно сопротивление всего острова затоплению, «человеку – царю природы». Листвень словно хочет сказать, что он, матеровец, что он хозяин, что он тут стоял и будет стоять, и не пила, не топор, не бензин не возьмет его.
Замечателен и художественно значим момент в «Живи и помни», когда Настена, заблудившись, попадает на место, где захоронены утопленники.
Загадочен образ хозяина земли в «Прощании с Матерой», — читатель так и не понимает до конца, кто он, но убеждается, что он, этот хозяин, этот дух есть: «А когда настала ночь и уснула Матера, из-под берега на мельничной протоке выскочил маленький, чуть больше кошки, ни на какого другого зверя не похожий зверек – Хозяин острова. Если в избах есть домовые, то на острове должен быть и хозяин. Никто никогда его не видел, не встречал, а он здесь знал всех и знал все, что происходило из конца в конец и из края в край на этой отдельной, водой окруженной и из воды появившейся земле. На то он и был Хозяин, чтобы можно было остаться Хозяином – чтобы никто его не встречал, никто о его существовании не подозревал»… И этот загадочный, уму непостижимый Хозяин появляется с воем в самом конце повести. Кто он? Леший? Домовой? Загадочный Хозяин воспринимается как естественное присутствие души острова в повести.
Размышление о доме, философия человеческой жизни и счастья приведены в повести «Пожар»: «Чтобы человек чувствовать себя в жизни сносно, нужно быть дома. Вот: дома. Поперед всего – дома, а не на постое, в себе, в своем собственном внутреннем хозяйстве, где все имеет определенное, издавна заведенное место и службу. Затем дома – в избе, на квартире, откуда с одной стороны уходишь на работу и с другой – в себя. И дома – на родной земле»
… «Конкретные ситуации и характеры старой и новой деревни стали поводом для широких размышлений писателя о нравственных проблемах бытия: о любви, ненависти, человеческого счастья, жизни и смерти, верности и предательстве, о благодарности и памяти. Живая конкретность рисунка, чувство времени, верность реальности, обостренность слуха, всегда безошибочно угадывающего подлинную интонацию речи, свойственные письму В. Распутина, исключают какой-либо рационализм и несовместимы с абстракциями». (В. Г. Распутин, Статьи о русской литературе, учебное пособие, МГУ, Москва, 1996, стр. 439).
Самые высокие общечеловеческие идеи о семье, долге, родном крае и доме выносишь из творчества современного русского писателя Валентина Распутина.
17 июля 2012 года.
Использованная литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-tvorchestvu-rasputina-2/
1) Валентин Распутин, избранные произведения, Москва, «Современник», Братск, ОАО «Братсккомплексхолдинг», 1997, том 1, то 2;
2) Статьи о русской литературе, учебное пособие для поступающих в МГУ им М. В. Ломоносова, Москва, 1996.