Сочинение 15 2 по тексту куклина для местных

Сочинение

15.2

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста (15.2)

Понимание смысла фрагмента текста

Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет.

2 балла

Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил 1 ошибку в его интерпретации.

1 балл

Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания

фрагмента текста,

или

экзаменуемый допустил 2 (или более) ошибки при

интерпретации содержания фрагмента текста,

или

объяснение содержания фрагмента в работе

экзаменуемого отсутствует.

0 баллов

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста (15.2)

Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл из текста 2 примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента.

3 балла

Экзаменуемый привёл из текста 1 пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента.

2 балл

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента,объясняющего содержание данного фрагмента,

или

экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента

данную в задании цитату или её часть,

0 баллов

  • Тезис — то, что выпускник будет раскрывать в сочинении; это та фраза, которая предложена ему в тексте задания.
  • Аргументация ( доказательства, которые нужно привести в подтверждение высказанной мысли — номера предложений или цитаты из исходного текста).

  • Вывод.

Исходный текст (1)Для местных мальчишек море было не курортной экзотикой, а повседневным бытом, родным домом. (2)Поэтому меня, приезжего, но плавающего настоящим кролем, – первый разряд! – они приняли за своего. (3)А вот в приезжем тощеньком мальчике, с завистью взиравшем на их шумное отчаянное береговое братство, местные упорно видели чужака. (4)Он носил выпуклые круглые очочки, за которые мальчишки метко прозвали бледнолицего мальчугана Бычок — есть в море такая забавная рыбка с огромной головой и вытаращенными в постоянном удивлении глазами. (5)Они презирали его и за суетливую манеру плавать, поэтому в своё братство не принимали. (5)Но однажды произошло невероятное! (7)Бычок, этот хилый очкарик, осмелился доплыть до Чертова Пальца — мрачной отвесной скалы у самого дальнего входа в бухту! (8)Для него, конечно, это было поистине отчаянным поступком. (9)И молчаливое сопение мальчишек являлось тому свидетельством… (10)Назад Бычок плыл слишком медленно, нелепо переваливаясь с боку на бок и высоко занося слабые, как тростинки, руки. (11)Вдобавок он то и дело поправлял очки: видимо, вода заливала стекла. (12) Не мог предусмотреть он и ещё одного обстоятельства. (13)С моря шла мертвая зыбь — широкая медленная волна. (14)Безобидная в открытом море, она свирепела в узких каменных лабиринтах бухты.(15)С каждой новой волной накат у берега становился сильнее и опасней. (16)Справиться с ним мог бы только опытный и сильный пловец. (17)Этого не мог, конечно, знать городской мальчик… (18)Отбойная волна отшвыривала его назад, словно слепого котенка. (19)Кто-то из мальчишек неуверенно сказал у меня над ухом: (20) — Ребята, а Бычок-то тонет… (21)Их сбивало с толку то, что он не кричал: «Помогите!» или что-нибудь в этом же роде. (22)Бычок тонул молча и, если можно так сказать, с достоинством. (23)Я натянул ласты, стараясь не упустить глазами то место, где последний раз мелькнула голова мальчика, и поднырнул под пенный гребень очередного вала. (24)Мне повезло: на четвертом или пятом заходе я задел мальчишку за руку. (25)Он уже обессилел, обмяк и наглотался воды, но быстро пришел в себя, хотя долго еще морщился и откашливался. (26)Потом, натягивая рубашку, он взглянул на меня и сказал: (27)- А все-таки я немножко совсем не доплыл… (28)Чуть-чуть… (29)- Чуть-чуть… — вскипев, передразнил я его. (30)- Не утонул ты чуть-чуть, заморыш несчастный! (31)Он не обиделся и только глубоко вздохнул.(32) А потом спросил вдруг: (33) — А завтра вы здесь будете? (34) — А тебе зачем? — не слишком вежливо буркнул я. (35)- Я опять поплыву! — горячо выпалил мальчишка. (36)- Понимаете? (37)Я же должен доплыть! (38)Обязательно должен! (39)Ну, а в случае чего… (40)Вы меня опять спасете…(41)Ладно? (42)Я просто-напросто опешил от такого нахальства. (43)Несколько мгновений я вглядывался в его серьезное очкастое лицо, раздумывая — не дать ли ему хорошенько в воспитательных целях. (44)Но было что-то такое в выражении его глаз, что совершенно неожиданно для себя самого я ляпнул: (45) — Ладно… приходи, там посмотрим… (46)И все мальчишки, столпившиеся вокруг нас, радостно загоготали: (47)- И чего смотреть? (48)Поплывем вместе — и кранты! (49)Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг понял: этот непременно доплывет. (50)Не завтра, так послезавтра… (По Л.Куклину) Объясните смысл последних фраз текста:

  • «Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг понял: этот непременно доплывет. Не завтра, так послезавтра…»

Работа над сочинением

  • 1) Вступление.(Раскроем тему текста и сформулируем тезис:
  • Целеустремленность и сила воли – вот что превращает слабого в сильного. Такой человек точно знает, чего хочет, и обязательно достигнет своей цели. Поэтому прав рассказчик, говоря о Бычке: «…Этот непременно доплывет. Не завтра, так послезавтра…».
  • 2) Приведём аргументы, используя вводные слова.
  • Во-первых, мальчик отчаянно смел, несмотря на физическую неподготовленность и слабое зрение (предложение 7). Во-вторых, он борется до последнего, и, лишь случайно оставшись в живых, всё равно не отступает от задуманного (предложения 35-40).

    Даже местные мальчишки, раньше презиравшие его, не могли не признать в нем равного по силе духа, а потому приняли Бычка в своё общество. 3) Вывод. Таким образом, рассказчик убеждает нас в том, что упорство и целеустремленность помогают достичь успеха в любом деле.

«Автор прав, говоря, что Бычок «обязательно доплывёт». «Автор прав, говоря, что Бычок «обязательно доплывёт». У него перед глазами был пример окружающих, которые плавали хорошо (предложение 1-2).

Он и сам постоянно тренировался каждый день (предложение 7).

Конечно, у Бычка не сразу всё получалось (предложение 25), но он всё равно будет учиться плавать, особенно если ему помогут местные мальчишки и приезжий. У каждого всё получится, если долго тренироваться».

Ученик не смог объяснить смысл последних фраз текста вследствие неправильной интерпретации прочитанного. Об этом свидетельствуют фактические ошибки в сочинении. У выпускника отсутствует умение создавать высказывание на заданную тему на основе прочитанного.

Памятка «Как работать над сочинением (часть С2.2)»

  • Внимательно прочитайте текст.
  • Вдумайтесь в смысл вопроса, на который вам предстоит ответить. Определите ключевое понятие, которое скрывается за строчками вопроса и будет главным в вашем сочинении.
  • Найдите в тексте смысловые части, которые помогут вам ответить на поставленный вопрос.
  • Сформулируйте собственное мнение о смысле заданного вопроса.
  • Приведите два примера-аргумента из текста, подтверждающих правильность высказанных вами мыслей. Цитируйте примеры или указывайте в скобках номера предложений.
  • Проверьте композицию сочинения: это должно быть сочинение-рассуждение (тезис, аргументы, вывод).

  • Проверьте, как соотносится ваше письменное высказывание с авторской позицией (идеей текста).

Образец сочинения

Повествование рассказчика о «хилом очкарике» заканчивается словами: ««Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг понял: этот непременно доплывет. Не завтра, так послезавтра…». Действительно, сильным человека делают не мускулы, а стремление осуществить свою мечту. Во-первых, Бычок смел, а это свойство присуще только мужественным людям (предложения 7,8). Во-вторых, поражает его целеустремлённость: даже смертельная опасность не смогла победить в нём желание осуществить задуманное (предложения 27-38). Следовательно, упорство и сила воли помогают человеку достичь желанной цели.