СТИХОТВОРЕНИЕ Н. А. НЕКРАСОВА «ЭЛЕГИЯ»

Сочинение

СТИХОТВОРЕНИЕ Н. А. НЕКРАСОВА «ЭЛЕГИЯ». Духовный облик лучших людей России 60-70-х годов XIX века отразился в стихотворении Н. А. Некрасова «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…» (1874), в котором поэт выступает стра­стным защитником и выразителем народных интересов.

Сам Некрасов называл «Элегию» «самым задушевным и люби­мым» из своих последних стихотворений. В русской и европейской поэзии элегия — один из жанров лирики, имеющий философский характер. В элегии обычно передаются размышления о жизни и людях, часто окрашенные грустью, печалью.

«Элегия» Некрасова — искренняя душевная исповедь, итог, под­водимый в конце пути. Тут немало колебаний и сомнений, свойствен­ных лирическому герою Некрасова, который думает об ответном от­клике своих читателей. Но эти сомнения ценой большого напряже­ния преодолеваются на наших глазах.

В стихотворении переданы многие сокровенные думы поэта о со­временной действительности, положении народа и о себе.

Осмысляя характер пореформенных лет, Некрасов пришел к не­утешительному выводу, что старая тема «страданий народа» не ут­ратила своей злободневности:

О, если бы ее могли состарить годы,

Процвел бы божий мир!

Но доля народа, участь крестьян по-прежнему оставались тягост­ными и невыносимыми. «Напевы сельских дев», как и раньше, ис­полнены грусти и скорби. Некрасов существенно расширяет карти­ну крестьянских тягот и говорит о бедствиях «народов», имея в виду торжество реакции в странах, соседних с Россией, где люди пережи­вают «ночь безрассветную», как сказано в стихотворении «Смолкли честные, доблестно павшие…».

Многими своими мотивами стихотворение Некрасова связано с пушкинскими традициями. В русской лирике были элегии, где философские раздумья соединялись с пламенным вольнолюбием — например пушкинская «Деревня». Некрасов хочет напомнить чита­телям о пушкинской традиции:

…Увы, пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам,

Оплакивать их рок, служить им будет муза,

И в мире нет прочней, прекраснее союза!..

Эти строки сразу напоминают пушкинские:

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца.

Некрасов подчеркивает прочность освободительных традиций поэзии, придает этим традициям всемирное значение: поэт говорит о народах, которые «влачатся в нищете». Как и в пушкинской «Де­ревне»:

2 стр., 606 слов

Стихотворение Н. А. Некрасова «Элегия»

... к этой теме Н. А. Некрасов доказывает тем, что вводит в "Элегию" описание жизни народа и показывает полнейшую несостоятельность реформы. И потому стихотворение становится своего рода декларацией отношения ... стихотворения: Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая — "страдания народа" И что поэзия забыть ее должна, — Не верьте, юноши! не стареет она. Для своего стихотворения Н. А. Некрасов ...

… Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят…

В некрасовской элегии тот же размер (шестистопный ямб) и пейзаж:

… По нивам, по лугам, уставленным стогами.

Задумчиво брожу в прохладной полутьме.

Некрасов верен самому духу пушкинской элегии, где отверга­ется возможность душевного покоя * на лоне счастья и забвенья » для каждого, кому невыносимо зрелище народного рабства.

В этом стихотворении поэт снова обращается к вопросу о содер­жании и роли поэзии в общественной жизни. Он обращается к мо­лодым силам — надежде своей страны — не обольщаться модными теориями, пытающимися увести поэзию и читателя от обществен­ных тревог и битв:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая — «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна, —

Не верьте, юноши! не стареет она:

Традиционность некрасовской элегии с особой контрастностью оттеняла приметы нового этапа русской жизни и русской поэзии. Пушкин мечтал увидеть «народ неугнетенный и рабство, падшее по манию царя».

Тогда, в 1819 году, такая мечта множества людей России каза­лась осуществимой, казалась залогом «просвещенной свободы» оте­чества. Некрасову довелось самому увидеть «царскую милость», он пишет об этом через полвека после того, как самодержавие распра­вилось с дворянами, стремившимися освободить крестьян. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» — главный вопрос некрасовс­кой элегии. Поэт обращается к юным гражданам своей страны с надеждой, что его голос дойдет когда-нибудь и до народа. Пока на­род безмолвствует, как в пушкинском * Борисе Годунове », он * не вне­млет», «не дает ответа».

Но Некрасов зовет «идти вперед» и свято верить в неизбежность победы:

Я лиру посвятил народу своему,

Быть может, я умру, неведомый ему,

Но я ему служил — и сердцем я спокоен.

Пускай наносит вред врагу не каждый воин.

Но каждый в бой иди. А бой решит судьба…

Размышления о народе и о лире, призванной оплакивать его бед­ствия и трагический рок, рождают проникновенную строфу о поэте и поэзии. Эта строфа является самым важным и глубинным некра­совским самоутверждением. Назначение поэта и поэзии не только в том, чтобы «толпе напоминать, что бедствует народ», чтобы «к на­роду возбуждать вниманье сильных мира», но и в том, чтобы звать народ к окончательному освобождению от рабства и обретению им подлинного счастья. Обращаясь к юношам, поэт зовет их помогать этому своими активными действиями.

Так в элегии, грустной песне, привычный жанр которой Некра­сов решительно преобразовал, сделав ее социально насыщенной и эс­тетически значимой, поэт выразил свою важнейшую творческую программу.