Точность и краткость – вот первые достоинства прозы., Она требует мыслей и мыслей –
без них блестящие выражения ни к чему не служат».
А.С.Пушкин.
А.С. Пушкин – великий русский национальный поэт. В его личности и творчестве с большой силой проявились такие замечательные черты русского народа, как свободолюбие, многосторонняя одаренность, могучая творческая сила.
Творчество А.С.Пушкина поражает не только богатством, глубиной идей и образов, мастерством художественной формы, но и многообразием жанров. Повесть «Капитанская дочка» полна глубокого идейного содержания, кратка по форме, отличается точным и простым языком. Высочайшее мастерство сочетается с простотой и доступностью. Слово Пушкина всегда идейно насыщено, богато мыслью и служит полной и точной характеристикой людей и жизни самых различных социальных групп и народов разных эпох.
Интерес к истории обострился у Пушкина особенно в 30-е годы 19 века. В это время в России увеличилось количество крестьянских волнений. Эти события ставили в центре внимания А.С.Пушкина вопросы о причинах волнений, о взаимоотношениях государственной власти и народа, помещиков и крестьян, о движущих силах истории. В «Капитанской дочке» тема крестьянской революции становится центральной.
Созданию повести предшествовала большая работа, проведенная А.С.Пушкиным по изучению Пугачевского восстания. Писатель исследовал архивные материалы, в результате этой огромной работы и появилась повесть «Капитанская дочка», в которой блестяще объединен труд историка и поэта.
«Капитанская дочка» является не только исторической, но и семейной повестью, Пушкин ставит вопросы, связанные с морально-бытовой стороной жизни дворянства, темы человеческого счастья, любви, истинного благородства.
Повесть построена в форме семейных записок П.А. Гринева, главным образом о тех «неожиданных происшествиях», которые «имели важные влияния на всю его жизнь и дали его душе сильное и благое потрясение». Пушкин заставляет Гринева подробно и точно излагать факты, и вот эти-то факты при их сопоставлении говорят читателю не то, что хотел бы сказать Гринев, и читатель осмысливает их по Пушкину, а не по Гриневу.
Мне представилась возможность ещё раз пережить историю повести «Капитанская дочка» на сцене Орловского театра «Свободное пространство». Главный режиссер-постановщик и художественный руководитель театра А.А. Михайлов по-своему преподнес зрителю сюжет Пушкинской повести. Интересно было начало спектакля, когда мы увидели на сцене не беспечного Петрушу Гринева, а отважного молодого офицера, отвечающего за свои поступки перед лицом власти. Хочу отметить, что задумка режиссера мне понравилась. Герои повести сразу же предстали перед зрительским залом, так как артисты блестяще справились со своей задачей – передать зрителю на эмоциональном уровне сюжет и главную мысль великого произведения, вызывающего интерес у современного читателя и театрала. А.А.Михайлов придерживался позиции А.С.Пушкина в том, что «точность и краткость – вот первые достоинства прозы» и поэтому мы увидели самые ключевые моменты повести «Капитанская дочка» на сцене театра «Свободное пространство».
Почему рассказ называется капитанская дочка. Почему повесть А. ...
... центральным событием произведения считала Пугачёвское восстание. Так почему Пушкин назвал свою повесть «Капитанская дочка»? Известно, что изначально роман должен был называться «История Пугачёвского бунта». Но, не желая ... мысль о том, что Гринев может найти себе другую жену – ту, которую примут его родители. Сочинение: Смысл названия в романе «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин) (389 слов) Название ...
Пейзаж в повести не только простое описание местности или погоды, он выполняет важную роль в характеристике героя и в развитии действия произведения. Снежная буря, во время которой возникает перед Гриневым фигура Пугачева, является завязкой сюжетной линии Гринев – Пугачев. Я думаю, если бы не было бурана, не произошло бы знакомства Гринева с Пугачевым, и судьба Петра Андреевича сложилась бы иначе.
Сценическое исполнение снежной бури меня сразу увлекло, так как хореография была исполнена отлично. Люди в белых, слегка потрепанных балахонах своими движениями передали весь ужас, который испытали герои повести той страшной ночью.
Необыкновенно привлекателен внутренний облик Емельяна Пугачева, роль которого блистательно исполнил заслуженный артист России Валерий Лагоша. Надо отметить, что Пушкинский герой совпал с представлениями о нем А.А.Михайлова. Режиссер подчеркнул то, что Пугачев кровно связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой. Народ видит в Пугачеве «народного царя» и своего заступника. Чтобы подчеркнуть близость Емельяна Пугачева к народной массе, А.С.Пушкин, раскрывая его образ, широко использует фольклор. Речь Пугачева пересыпана пословицами и поговорками: Долг платежом красен», «Честь и место», «Казнить так казнить, миловать так миловать». Очень хорошо, что все эти фразы А.А.Михайлов оставил в речи своего героя. Замечательно, что Валерий Лагоша произнес со сцены народную калмыцкую сказку об Орле и Вороне, которая помогает понять зрителям, как дорога Пугачеву свобода и вольная жизнь.
Хочу сказать, что внешне образ Емельяна Пугачева, который я увидела со сцены, не очень совпадает с созданным А.С.Пушкиным. Нет черной бороды, сверкающих глаз, но это не самое главное. Главное то, что зритель увидел, что Пугачев справедлив, великодушен, отзывчив. На всем протяжении спектакля один только раз показана суровая расправа Пугачева с Мироновыми и Иваном Игнатьичем.
Смех у зрителя вызвала сцена примерки Пугачевым заячьего тулупчика, подаренного Гриневым. Весело было наблюдать за реакцией слуги Савельича, так ревностно переживавшего растрату имущества юного барина. Владимир Крашенинников, сыгравший роль доброго и заботливого старичка, служившего верой и правдой своему воспитаннику, здорово справился с ролью. Я увидела поистине преданного крепостного, который был готов сделать всё что угодно, лишь бы сохранить жизнь Петра Гринева. Мне кажется, что Савельич лицо самое трагическое, которого больше всего жаль в повести. Все лучшее в Гриневе воспитано преимущественно Савельичем. В нем живет чувство человеческого достоинства. С болью в сердце я переживала грубое письмо к нему старика Гринева, было очень трогательно то, что обидели верного слугу.
Образ Пугачева в «Капитанской дочке» ( по повести Пушкина)
... Уникальность образа Пугачева в том, что он постоянно перевоплощается. Герой вызывает у читателя разные эмоции — от ненависти до симпатии, ему невозможно дать однозначное определение. Гринев и Пугачев Сочинение подготовила ... . Гринёв и Пугачёв. В повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», рассказывается о временах пугачёвского бунта. Рассказ ведётся от лица Петра Андреевича Гринё ...
Швабрин – морально опустошенный человек, он вызывает резко отрицательное к себе отношение. В нем нет чувства долга и чести. Оскорбленный отказом Маши выйти за него замуж, он мстит ей клеветой, пишет анонимный донос отцу Гринева на его сына, перешел на сторону Пугачева с целью расправы с Петром и овладения Машей.
Алексея Швабрина, на сцене театра «Свободное пространство» прекрасно сыграл Сергей Козлов. Благодаря своему обаянию, таланту и мастерству, артист справился с ролью на отлично. Честно сказать, Швабрин в исполнении Сергея получился не таким подлецом, как его описывал А.С.Пушкин, а очень даже симпатичным персонажем. Скорее это просто симпатия поклонников творчества Сергея Козлова, которого всегда приятно видеть на сцене. Он очень эмоционально играет, входит в роль, проживает её на сцене и доносит до зрителя задуманное режиссером. У актера прекрасная дикция, с выражением читает монологи, хореография на высоком уровне. Именно поэтому, как мне кажется, его герою Швабрину так сильно рукоплескал зал, а мои одноклассницы, когда вспоминают спектакль, в своих беседах очень часто упоминают имя Сергея Козлова. По-моему, девчонки симпатизируют актеру.
Конечно, главным героем повести «Капитанская дочка» является Петр Гринев, сын честного помещика, смотревшего на военную службу как на долг дворянина. Прощаясь с Петром, отец дал ему наставление, в котором выразил своё понимание службы: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся, и помни пословицу: «Береги платье снову, а честь смолоду». Петр стремится выполнить заветы отца. Артист Евгений Рассоха удачно показал на сцене своего героя, зритель увидел храброго офицера, честно выполнявшего свой долг. Евгений Рассоха серьезно подошел к своей работе. Образ Гринева полностью совпал с Пушкинским персонажем. Мы все увидели то, что молодой офицер — человек мягкий и добрый, влюбчивый, сентиментальный, очень искренний.
Очень интересно было представлено знакомство Петра с Машей Мироновой. Прекрасная девушка, миловидная и нежная, в простом русском наряде пленила героя, когда играла в снежки с подружкой. Сцена была немая, но запоминающаяся, было похоже на замедленный кадр, который мы часто можем видеть по телевидению. Мне понравилась игра актрисы, которая показала скромную простую русскую девушку, с самой обыкновенной наружностью, но воспитанную по твердым нравственным устоям.
На сцене театра играли роль Маши сразу две актрисы, и обе смогли передать не только робость и скромность влюбленной девушки, но и стойкость, решительность и смелость в борьбе за свою любовь.
Эмоциональна сцена встречи капитанской дочки с Екатериной II, которая в конце спектакля выступает в роли благодетельницы Маши и Петра. Меня восхитили костюмы императрицы и её свиты, пушные белые парики, роскошные платья, музыкальное оформление, игра света. Но признаюсь, что ходули, на которых вышли артисты, меня не впечатлили совсем, я не восхитилась, а боялась того, что артисты могут упасть. Мне они показались марионетками, которых водят на веревочках. Я поняла, что А.А.Михайлов хотел показать зрителям величие Екатерины II над всем происходящим в России, в Белогорской крепости и на сцене.
Развитие театра в России
... искусств завершились созданием Актерского отделения СГУ. К 2007 году состоялось три набора на театральное отделение, два поколения студентов уже работают на сцене театра. Глава 1 Первый государственный профессиональный театр ... спектакль «Артаксерксово действо». Увлеченный пышностью постановки и игрой актеров, царь смотрел спектакль в течение десяти часов. После открытия придворного театра спектакль ...
Конечно, надо сказать об игре актеров, сыгравших родителей Петра Гринева. Они молодцы, их роли хоть и были небольшими, можно сказать, игра за кадром была ими представлена хорошо, потому что мы увидели и любящую мать и переживающего отца. Я бы даже сказала, что у них был диалог со зрителем, особенно при прочтении нравоучительных писем нерадивому сыну и слуге Савельичу.
Капитан Миронов и его верная супруга были представлены нашему вниманию талантливыми актерами театра. Все зрители испытали ужас, когда казнили Василису Егоровну и Ивана Кузьмича, пожалуй, это самый жуткий момент в спектакле, если не считать казнь Емельяна Пугачева. Мне было жаль его, так как он все- таки помог Петру спасти Машу от рук Швабрина.
Надо отметить группу актеров, исполнивших роли казаков в стане Емельяна Пугачева. Крепкие парни, отлично произносившие свои реплики, прекрасно исполняющие песни и хореографические номера. Сцена захвата Белогорской крепости произвела впечатление на моих одноклассников, которые рьяно обсуждали боевые приемы, продемонстрированные на сцене. Ребята говорили, что казаки были похожи на омоновцев, при выполнении боевого задания – штурма. Естественно параллель им помогли провести сценические костюмы героев. Современный камуфляж был уместен, он помог понять, что военное дело всегда актуально, а отличная физическая форма и подготовка никому не помешает в жизни.
Мне понравилась постановка спектакля ещё тем, что в ней задействовано много молодых актеров. Это пробуждает интерес у юных театральных зрителей, ведь ни для кого не секрет, что на молодых приятно смотреть молодым и брать с них пример. Я не хочу этой фразой никого обидеть, особенно заслуженных актеров театра «Свободное пространство». Это моя точка зрения.
Заключительная сцена спектакля меня очень растрогала, особенно песня-молитва, прозвучавшая в исполнении всей театральной труппы, задействованной в спектакле. Песня – плач заставила и меня прослезиться. Я думаю, при её прослушивании каждый зритель вспомнил что-то свое, произошедшее с ним, и помолился Господу Богу о спасении.
По окончании спектакля зал встал, долго аплодировал и не хотел отпускать артистов со сцены. Спектакль удался. Режиссер А.А.Михайлов и его талантливая труппа донесла до зрителей идею повести великого русского писателя А.С.Пушкина. Спектакль понравился не только мне, но и всем любителям и поклонникам театра «Свободное пространство».
Хочется выразить благодарность художественному руководителю театра А.А.Михайлову, актерам и пожелать им творческих успехов на многие лета.