СОЧИНЕНИЯ по сказам П. П. Бажова

Сочинение

Развитие темы поиска счастья в произведении «Малахитовая шкатулка» Бажова

В произведении «Малахитовая шкатулка» П.П. Бажов основной темой являются поиски счастья. Автор представляет читателю уникальный мир уральских мастеров, которые отказались от принятия внешних религиозных влияний и остались верными своим языческим корням.

Хозяйка Медной горы, одна из главных героинь произведения, выступает не только как хранительница сокровищ, но и как покровительница смелых, мужественных и творчески одаренных людей. Её связь с миром природы явно прослеживается в описании её внешности. Она представлена как «девка небольшого росту», с косой, прилипшей к спине, на конце которой светятся и тонко звенят ленты из меди. Эти детали создают образ героини, проникнутой природной энергией и связанной с ней.

Отношения Хозяйки Медной горы с людьми определяются определенными запретами. Например, женщинам запрещено спускаться в шахту, впадения Хозяйки, а молодцам запрещено жениться, если они хотят обрести её покровительство. Рабочие, испытывая страх перед Хозяйкой, стараются избегать встреч с ней.

Встреча Степана с Хозяйкой ярко описывается Бажовым. Степан, хотя и хотел что-то сказать, внезапно ощутил удар по затылку и осознал, что перед ним сама Хозяйка. Он пытается незаметно уйти, боясь попасть в её внимание. Эта встреча подчеркивает мистическую силу и величие Хозяйки Медной горы в глазах обычных людей.

Важное место в сказах Бажова занимает творчество уральских мастеров, которые стремятся раскрыть красоту камня и приносить радость людям своими работами. Для настоящего художника важно не только вырезать узоры, но и учитывать свойства камня. Мастера Данила и Митя ищут истинное счастье в своём творчестве и стремятся пробудить радость в сердцах людей, видящих их работы.

Таким образом, в произведении «Малахитовая шкатулка» Бажова развивается тема поиска счастья. Хозяйка Медной горы и уральские мастера предстают перед нами как символы этого поиска, которые находят радость и исполняют свою судьбу в своей творческой деятельности и связи с природой.

В истории Урала сказы Бажова играют важную роль, передавая множество эпизодов о развитии региона и его богатств. Одним из героев, продолжающих трудный путь, является Митюнька, который, подобно своему отцу Даниле, учится у опытного мастера. Он перенимает все умения и приемы, но также придумывает что-то свое. Его успехом становится ювелирная обработка материала, создание изящных изделий из змеевика и шлака. В каждом изделии видна живая красота, точная проработка деталей, даже с некоторыми изъянами, которые придают им особый шарм.

3 стр., 1236 слов

Образ и характеристика Хозяйки Медной горы по рассказу Бажова

... узнала. Сочинение на тему Хозяйка Медной горы Хозяйка Медной горы – это главная героиня одноименной детской сказки «Медной горы Хозяйка» Бажова Павла. Все, в детстве, ... В образе Хозяйки пересекаются каменный холод и человеческое тепло. По преданиям, встреча с Хозяйкой не сулила счастья. ... прочими украшениями, которые даже не у всех богатых девушек есть. У хозяйки есть собственное маленькое войско – ...

Однако не всем удается оценить мастерство Митюньки. Для барина главное значение имеет только стоимость камней. Узнав, что материал недорогой, барин раздавил и уничтожил дорогое искусство Митюньки. Как и Данила, Митя исчезает: «Так и найти не могли, а поделку его и потом люди видали. Кто понимающи, те узнавали ее».

Сказы Бажова также вплетают в себя историческое прошлое Урала. Примером этого является поэтическая история «Ермаковы лебеди», которая представляет уральскую версию предания о покорении Сибири Ермаком. В ней присутствуют местные поверья, включая историю о неприкосновенности лебедей, которые якобы указывали на места, богатые ископаемыми.

Народ всегда приписывал своим героям особую удачливость и неуязвимость, а иногда даже бессмертие. Также и Бажов следует этой традиции. В его сказах встречаются чудесные силы природы, которые помогают героям. Например, волшебная кошка с горящими ушами помогает смельчакам, а Хозяйка Медной горы оберегает их от пуль. Однако эти же силы могут погубить незадачливого добытчика, как случилось с Ванькой Сочней. Он стал жертвой волшебной кошки и Хозяйки Медной горы, которые наказали его за его корысть.

Бажов показывает, что чудесные помощники не помогают жадным и корыстным людям, таким как Яшка Зорко и Кузька Двоерылко. Все их усилия поиска богатств и секретов добычи оказываются тщетными. Сказы, видимо, были «тайными» и передавались только в семьях потомственных рабочих, хранящих их от барских прислужников.

Расположение и местонахождение золота

Одной из особенностей природных богатств является их неоднородность и разнообразие местонахождения. Золото, например, имеет различные формы — от крупинок до больших самородков-«лапотков». Природные золотые месторождения расположены в земле и подземных пространствах. Люди, не имея понимания о точном местонахождении и структуре золотых месторождений, создали подземное царство, в котором обитают могущественные существа.

Золотой Полоз и его потомки

В сказах Бажова упомянута Золотая Полоз — владыка сокровищ и отец золотокосой дочери по имени Золотой Волос. Он символизирует богатство и сокровища, которые могут быть получены из золотых месторождений.

Другие персонажи и связь с золотыми месторождениями

В сказах Бажова также присутствуют другие чудесные персонажи, связанные с золотыми месторождениями. Одним из них является Огневушка-поскакушка — маленькая огненная сущность, а также бабка Синюшка, способная превращаться в молодую девушку.

Также сказы Бажова включают в себя персонажей, таких как козлик Серебряное копытце, чудесные муравьи и голубая змейка, которые также связаны с поисками и добычей золота и драгоценных камней.

Роль золота и драгоценных камней в сказах

В сказах Бажова золото и драгоценные камни часто являются символом счастья, богатства и добра. Они часто открываются детям, особенно сиротам и обделенным, которым народная сказка всегда сочувствовала.

11 стр., 5009 слов

Доклад : «Сказ в детском чтении (П. Бажов)»

... сказов создан кинофильм «Каменный цветок» и поставлен балет. 2. Сказы Павла Петровича Бажова В 1936 году — первый сказ ... народной сказки. Сказ ближе к литературной, авторской сказке. Включая ... Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы - ... золотом фонде русской словесности. Сам автор так определил настрой своих сказов: «Мои сказы ... нет никакого намека на преимущества жанра сказа. Сказ — особый строй ...

Детская натура и поиск приключений

Дети, по своей природе, бескорыстны, любознательны и стремятся к новым открытиям. Они хотят увидеть необычное, узнать неведомое, испытать свои силы и приобщиться к труду. В сказах Бажова это иллюстрируется через достоинство Дениски, который отвечает Жабрею, что он вырос и ест свой хлеб, не ища милостыни.

Дениска и его путь к золоту

В одной из историй сказов Бажова Дениска отправляется на поиски золота по следам Жабрея, который бросил перед ним золотой самородок. Дениска не позволяет себе жадности и принимает только два золотых «лапотка» — один для Никиты и второй для себя. Под действием его решения, губы земли, которые на первый взгляд закрылись, открылись и позволили Дениске добыть золото.

Чтобы добыть золото, Дениске потребовались смелость, смекалка и умение не только найти, но и добывать. Он активно искал и нарыл большое количество золотых самородков разных размеров. Важно отметить, что у Дениски появилось понимание, что ему не нужно столько золота, и он остановился на двух штуках. Это демонстрирует его скромность и моральные принципы в отношении деликатного баланса между нуждами и алчностью.

Волшебные сказки Павла Петровича Бажова

Волшебные сказки Павла Петровича Бажова являются настоящим сокровищем русской литературы. Они основаны на народных преданиях и фольклоре, что делает их общенародными по содержанию. Эти произведения пропитаны гуманностью и мудрыми идеями, которые помогают нам понять законы справедливости, взаимной выручки и поддержки.

В сказке «Голубая змейка» волшебница Змейка помогает ребятишкам не только добыть золото, но и преподает им ценные уроки о доброте и бескорыстии. Всегда вознаграждаются те, кто проявляет доброту и помогает другим.

Герои сказок Бажова, такие как добрый молодец и красная девица, всегда описываются как красивые, в соответствии с представлениями народа. Они становятся примером для нас, вдохновляя на доброту и справедливость.

Сказка — это универсальный жанр, который не знает границ во времени и между странами и языками. Она всегда нравственна и учит нас в игре. Она не выпячивает свою дидактику, но передает нам ценные уроки жизни.

Главные герои сказок Бажова — простые люди. Они достигают счастья благодаря своему мастерству и умелости. Божественные существа, помогающие им, не требуют от них аскезы или фанатичного поклонения. Они ценят только честность и добросовестность.

Сказка «Каменный цветок»

Одной из наиболее известных сказок Павла Петровича Бажова является «Каменный цветок». Это произведение рассказывает о приключениях главного героя — Данилы. Данила — характерный литературный герой, который воплощает в себе мужество, смелость и стремление к идеалу.

В сказке «Каменный цветок» Бажов передает нам важные идеи о том, что для достижения своей мечты необходимо преодолевать преграды и не бояться трудностей. Данила, благодаря своей умелости и смекалке, справляется с испытаниями и достигает своей цели — увидеть каменный цветок.

4 стр., 1682 слов

П. П. Бажов – сказочник земли уральской

... сказа. Однако не все было гладко в судьбе писателя.Анализ биографии Павла Петровича Бажова 25 января 1937 года Павел Петрович Бажов ... будущего писателя Павла Петровича Бажова. Именно благодаря этим людям, он ... Бажову найти свое место в литературе и выйти на путь литературного творчества. Однако первая публикация сказов Бажова была журнальной. Сказы ... Бажов о своём отце в автобиографии: « Отец по ...

Эта сказка является прекрасным примером того, как литературный герой может вдохновить нас и показать, что ничто не невозможно, если верить в себя и не бояться трудностей.

Таким образом, сказки Павла Петровича Бажова — это не только увлекательные и захватывающие истории, но и важные уроки для нас, которые помогают нам стать лучше, мудрее и справедливее.

Образ Данилы в сказах П.П. Бажова

Образ героя Данилы в сказах П.П. Бажова оказывает особое влияние на читателя благодаря своей многогранности и символическому значению. Данила предстает перед нами как мастер, стремящийся к идеалу красоты и совершенства, но сталкивающийся с трудностями и противоречиями реальной жизни.

С самого начала рассказа мы видим, что Данила не соответствует стандартам и ожиданиям общества. Он не гож в казачках господских и не подпасок, но благодаря своему упорству и таланту, он становится лучшим мастером по малахитному делу. Это позволяет нам увидеть его как символ настоящего труженика, который достигает успеха благодаря своему упорству и преданности своему делу.

Однако, несмотря на свое мастерство, Данила не находит в этом удовлетворения. Он чувствует, что в его работе не хватает красоты и гармонии. Это приводит его к желанию увидеть каменный цветок, о котором рассказывала старая ведунья. Здесь автор подчеркивает вечную тему поиска истины и прекрасного, которая присуща человеческой природе.

Когда Данила увидел каменный цветок, его разум переполнили противоречивые чувства. С одной стороны, он был потрясен его красотой и загадочностью, но с другой стороны, он ощутил невыносимую боль и разочарование. Это символизирует столкновение между идеалом и реальностью, между жаждой красоты и невозможностью ее полного осознания.

Дальнейшая судьба Данилы описана в других сказах, которые входят в книгу «Малахитовая шкатулка». Здесь мы видим, что Данила становится горным мастером и продолжает свои поиски идеала красоты. Это позволяет нам понять, что образ Данилы является символом вечного стремления человека к гармонии и совершенству, несмотря на все трудности и противоречия.

Волшебство сказов П.П. Бажова

Сказы «Малахитовой шкатулки» П.П. Бажова обладают особым волшебством, которое привлекает и захватывает читателя. Одна из особенностей этих сказов заключается в их объединении в группы, связанные общими героями и временем и местом действия.

Автор также использует историю одной рабочей семьи, которая становится основой для многих сказов. Это позволяет читателю увидеть связь между разными событиями и героями, а также погрузиться в атмосферу жизни и труда на Урале.

Волшебство сказов П.П. Бажова также заключается в их философско-поэтическом характере. Автор поднимает в них вечные вопросы о смысле жизни, поиске истины и прекрасного. Он показывает, что эти вопросы являются неотъемлемой частью человеческой природы и продолжают занимать умы и сердца людей на протяжении веков.

Таким образом, сказы П.П. Бажова привлекают своим волшебством и символическим значением, позволяя читателю окунуться в мир мифических событий и проникнуться глубокими философскими мыслями о смысле жизни и идеалах красоты и гармонии.

В сказах Бажова встречаются общие и волшебные персонажи, среди которых главными являются Хозяйка, или Малахитница, и Полоз. Интересно узнать их происхождение и роль в истории. Еще с давних времен люди верили, что подземные богатства охраняют чудесные существа. В уральском фольклоре их представляли в облике Хозяев или Хозяек, духов гор и рудников. Они могли быть как доброжелательными, так и враждебными к людям. Эти фантастические предания широко распространены среди тружеников, работающих в непростых условиях подземных работ, таких как рудники и шахты.

5 стр., 2257 слов

«В гостях у Хозяйки Медной горы» (П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»)

... ящерка с короной. Павел Бажов Это он написал книгу «Малахитовая шкатулка», в которой именно Малахитница появляется чаще других волшебных существ. В сказах Бажова Хозяйку Медной горы можно встретить довольно часто. ... богатства, не променял свою Настеньку на каменну девку». может чувствовать как обычный человек – она плачет, хоть и каменными слезами. Да и руки у нее горячие, ...

Бажов использует и развивает фольклорные традиции, внося свои изменения. Хозяйка Медной горы выступает не только как хранительница сокровищ, но и как защитница смелых и одаренных людей. Он описывает ее внешность, подчеркивая связь с природой. Ее помощники – разноцветные ящерки. Она живет в прекрасном подземном дворце, в который можно попасть только после того, как пройдешь сложные испытания, подобные тем, что проходят герои волшебных сказок.

Взаимоотношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются определенными запретами. Женщина не может спускаться в шахту, в владения Хозяйки. Она также не может выйти замуж за молодца, который ищет ее покровительства. Рабочие боялись Хозяйку и избегали ее встречи.

Сказам Бажова присущо уважение к народному искусству, особенно художникам-умельцам. Одним из таких мастеров был Данила, и его сын Митя, которые стремились привнести красоту в камень. Но не всем дано оценить их мастерство. Для барина главное было стоимость камней. Узнав, что использован недорогой материал, барин разгневался и раздавил Митины работы. По примеру Данилы, Митя исчез.

В исследовании рассматривается историческое прошлое Урала, местность, которая являлась основой для сказов Павла Петровича Бажова. В произведениях Бажова прослеживается взаимосвязь между историческими событиями, освоением природных ресурсов и закрепощением народа. Смельчаки и мстители, храбрые герои, которым была приписана особая удача и неуязвимость, способны победить благодаря чудесным силам природы, представленным в виде Хозяйки Медной горы и волшебной кошки с горящими ушами. Однако, эти же чудесные персонажи могут уничтожить незадачливых добытчиков и прихвостней богатых людей. Бажов также описывает других чудесных персонажей, таких как Огневушка-поскакушка, бабка Синюшка, козлик Серебряное копытце, мураши и голубая змейка. Все эти произведения Бажова ближе к сказам, которые основаны на фольклоре и отличаются глубоким народным языком и стилем.

Сказы Павла Петровича Бажова стали популярными среди читателей не одного поколения, их гуманные идеи и содержание окрыляли и вдохновляли. В своей книге «Малахитовая шкатулка» Бажов рассказывает о волшебной шкатулке, которую подарила Хозяйка Медной горы на свадьбу героям Степану и Насте. Шкатулка из красивого уральского камня символизирует труд и искусство уральских рабочих, а также передает тяжелый и упорный труд добытчиков и гранильщиков. Бажов, подобно хранителю самоцветов, добавлял новые и новые произведения в свою книгу, ограненные и обработанные его писательским искусством, чтобы блеск и переливы народных выдумок и фантазий оставались на страницах этой «шкатулки».

Павел Петрович Бажов уникальный сказочник и писатель, чьи произведения сердечно восприняты как взрослыми, так и детьми. Он сумел превратить обычные истории и легенды, слышанные в детстве, в захватывающие сказы, которые наполнены глубокими мыслями и необычной символикой.

3 стр., 1194 слов

««Счастье не в счастье, а в его достижении…» Ф.М. ...

... существа, помога­ющие этим людям в достижении счастья, не требуют от них аскезы или фанатичного поклонения. Напротив, только чест­ность, добросовестность и умелость открывают тайники Мед­ной горы. [/sms] ... Как и Данила, исчез Митя: «Так и найти не могли, а поделку его и потом люди видали. Кто понимающи, те узнавали ее». Историческое прошлое Урала вплетается в сказы Бажова не только эпизодами ...

Интересно, что до известности как сказочника Бажов изначально занимался написанием исторических и документальных очерков. Однако, его первые сказы покорили читателей и подтвердили его место в литературе как великого сказочника.

На первом съезде Советских писателей Бажов понял значение и стоимость фольклора для литературы, благодаря достижениям и рекомендациям А. М. Горький. Этот опыт привел его к созданию «Малахитовой шкатулки», уникальной книги, в которой Бажов превратил сказы и легенды Урала в литературу, увековечив их для будущих поколений.

Творчество Бажова расцветало и привлекло особое внимание во время Великой Отечественной войны. С помощью своих книг и успешной миссии редактора фронтовых газет, он общался с воинами на фронте, предлагая им сказы от родного Урала, на которые они могли бы обратиться для утешения в этих трудных временах.

Эффект его книг был настолько сильным, что бойцы писали ему письма из фронта, выражая глубокую признательность за те уроки и утешение, которые они нашли на его страницах. Благодаря этому, Бажов приобрел заслуженное место в сердцах читателей и значимость в общественной истории Урала.

В заключение, творческий подход Павла Петровича Бажова обеспечил не только его личный успех как писателя, но и оставил значимый вклад в историю Урала и всей России. Его сказы подтверждают многострадальность и мудрость народа Урала, укрепляя богатую культурную и историческую ленту области.

Интерес читателей к «Малахитовой шкатулке» П. Бажов помог ему раскрыть секреты своего творчества и рассказать о том, как создавались его сказы. Он получил много вдохновения от поездок и встреч со старыми уральскими рабочими, но самыми яркими впечатлениями оказались воспоминания из детства. Уже тогда он узнал многое от отца и бабушки, а также любил слушать других старых опытных людей.

Среди них особенно запомнился старый горняк Василий Алексеевич Хмелинин, рассказывавший удивительные истории о Гумешковском руднике, его работниках и необычных событиях. По мнению Бажова, эти сказы отличались от обычных сказок тем, что были основаны на реальных событиях, профессиях и характерах труда людей.

В сказах Бажова всегда ощущается присутствие рассказчика – веселого старичка, дедушки Слышко, которого постоянно интересовало мнение слушателей. Он часто обращался к ним в начале и в конце повествований, чтобы привлечь их внимание и предложить поразмышлять над услышанным.

Роль и характеристика речи дедушки Слышко

В рассказах дедушки Слышко мы не только слышим обращение к слушателям, но и получаем его взгляд на мир, его оценку людей и событий. Дед Слышко не просто рассказчик, передающий известные ему сказы, но и яркая личность. Он, как опытный мастер, увидевший и переживший многое, выражает мнение народа о том, что происходит вокруг, о народных героях и угнетателях. Он восхищается первыми и возмущается вторыми, он язвит и смеется над их глупостью и ничтожеством, он клеймит коварство и злобу.

Особого негодования дедушки Слышко заслуживают бары и приказчики, а одобрение и восхищение он питает к активным героям, способным защищать себя и других.

Тема счастья в произведениях Бажова

Одной из основных тем, затрагиваемых русскими писателями, является поиск счастья. В романе Бажова «Малахитовая шкатулка» это тема также является важной и интересно развитой.

3 стр., 1008 слов

Жизнь и творчество Павла Бажова

... сказы «Дорогое имячко» и «Медной горы Хозяйка», после которых он получил долгожданную популярность. В этих произведениях он пытался показать всю мощь русского народа, красоту природы и нежность природы. Большую известность Бажову ... увлекся народным творчеством и начал собирать, и записывать фольклорные записи. А уже в 1931 году Бажов посетил в Москве конференцию, посвященную фольклору. В результате ...

Автор перерабатывает уральские мастерские предания и рассказывает о поиске счастья весьма своеобразным образом. Уральцы не приняли официального религиозного культа, они ближе духу и привычкам простого народа. Языческие обряды и поклонения им были ближе и понятнее.

Например, Хозяйка Медной Горы не просто хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, мужественных и творчески одаренных людей.

Связь Хозяйки Медной Горы с природой

Детальный портрет Хозяйки Медной Горы передает связь героини с миром природы. Описание девушки, ее внешности и особенностей стиль показывает тесную связь с природой.

Девушка небольшого роста, с привлекательной внешностью. Ее коса не шатается, а ровно облегает спину. На конце косы — ленты, которые светятся и издают звонкий звук, напоминающий листовую медь.

Таким образом, отношения Хозяйки Медной Горы с людьми определяются особыми условиями и запретами. Например, запрещая женщине спускаться в шахту или запрещая брак для молодого человека, которого она хочет защитить.

Бажов описывает встречу Степана с Хозяйкой следующим образом: «Парень хотел что-то сказать, но вдруг почувствовал удар по затылку. Он понял, что перед ним сама Хозяйка с горы. Он обратил внимание на ее особый вид, косу и ленты, и решил побыстрее уйти, чтобы она не заметила его присутствия».

Роль творчества народных умельцев в сказах Бажова

В творчестве Сергея Бажова важное место занимает изображение народных умельцев, истинных художников. Мастера Данила и его сын Митя являются примерами неутомимого поиска красоты в камне. Они стремятся создать работы, которые будут радовать сердца людей своей красотой и придают этому процессу истинное счастье.

Однако достичь мастерства в этой области не так просто. Настоящему художнику неинтересно работать по бездушным барским чертежам и вырезать узоры, не учитывая свойства камня. Для них важна красота самого камня и его первозданность. Копирование дурман-цветка не приносит им удовлетворения. Они стремятся создать уникальные произведения и раскрыть всю красоту камня.

Трудный путь к овладению мастерством проходит через учение у опытного мастера. Митя, как и его отец Данила, отдается в учение, чтобы научиться искусству обработки камня. Он перенимает все установки и навыки своего учителя, но при этом придумывает что-то свое. Его успех приходит с тонкой ювелирной обработкой простого материала, такого как змеевик и шлак. В его работе передается живая и хрупкая красота, каждая деталь внимательно проработана и передает естественность растительных мотивов.

Однако не всем дано оценить мастерство умельца. Для барина главное значение имеет только стоимость камней. Узнав, что Митя использует недорогой материал, барин раздавил и уничтожил его «дорогую выдумку». Как и его отец, Митя исчезает, но его работу люди все же узнают и ценят. Те, кто понимает истинную ценность его творчества, узнают его произведения и оценивают их по достоинству.

Историческое прошлое Урала в сказах Бажова

В сказах Бажова историческое прошлое Урала олицетворяется через эпизоды освоения горных богатств и постройки заводов. Однако наряду с этим, он также вплетает в свои рассказы и поэтическую историю «Ермаковы лебеди», которая представляет уральскую версию предания о покорении Сибири Ермаком.

19 стр., 9487 слов

Идейно-художественные особенности литературных сказов уральских ...

... гор и их названия. Глава II. Анализ теории жанра сказа Сказ - специфическая по своей интонации и стилю форма изложения фольклорных произведений. Отсюда под сказом разумеют такой характер изложения в литературных произведениях, ... тематики Урала в сказах писателей. 2.Проанализировать жанр сказа. .Изучить генетические истоки образов и мотивов литературных сказов. .Проанализировать сказы писателей ...

Сказка насыщена местными поверьями, одно из которых связано с неприкосновенностью лебедей, которые, согласно преданию, указали Ермаку на богатые ископаемые места. Народ всегда приписывал своим героям особую удачливость и неуязвимость, а иногда даже бессмертие. Бажов отражает эту веру в своих произведениях. В сказках помощь смельчакам оказывают не только Хозяйка Медной горы, но и волшебная кошка с горящими ушами. Она приходит на помощь тем, кто достоин ее внимания и помогает им в трудных ситуациях.

Волшебная кошка продолжает свои игры и на этот раз попадает на незадачливого добытчика Ваньку Сочня. Она посмеивается над ним вместе с Хозяйкой Медной горы и обещает, что он будет «на всю жизнь доволен» ее подарком. Однако, вместо радости, Ванька получает удар зуботычиной от приказчика и розги от казны, после того, как зеленые камешки, которые он добыл, оказываются бесполезными.

Все попытки найти «ходок» или «травяную западенку», чтобы обнаружить местонахождение и расположение природных богатств, особенно золота, оказываются тщетными. Ни Яшка Зорко, ни Кузька Двоерыл-ко не могут помочь жадным и корыстным людям. Похоже, эти секреты были «тайными» и передавались только в семьях потомственных рабочих.

Неспособность объяснить местонахождение природных богатств привела к появлению подземного царства, в котором, помимо Хозяйки Медной горы, живут могущественные существа. Одним из них является Золотой Полоз, владыка сокровищ, отец Золотой Волос. Башкирский охотник Айлып, увидев ее, был очарован ее красотой и золотой косой.

Кроме Золотого Полоза, с золотыми месторождениями связаны и другие чудесные персонажи, такие как Огневушка-поскакушка и бабка Синюшка, способная превращаться в девицу. Среди них также есть козлик Серебряное копытце, чудесные мураши и голубая змейка. Эти сказы Бажова ближе к народным сказкам и часто рассказывают о том, как золото и дорогие камни открываются детям, особенно сиротам и обездоленным.

Развитие доброты и бескорыстия в сказках Павла Петровича Бажова

Дети бескорыстны, им свойственна любознательность, стремление увидеть невиданное, узнать новое и неведомое, испытать свои силы, приобщиться к труду. С достоинством отвечает Дениска испытывающему его Жабрею: «Милостину не собираю. Вырос — свой хлеб ем». Когда же раззадоренный его упорством Жабрей бросил ему под ноги золотой самородок, Дениска поглядел только да сказал: «Такой бы лапоток самому добыть лестно, а чужого мне не надо».

Подросший Денис отправляется по следам Жабрея на добычу золота. Путь ему указывают муравьи-мураши. Подвели они его к ходку, два камня лежат—ни дать ли взять губы. Старателю нужны и смелость, и смекалка, умение не только найти, но и добыть: «Денис живо привесился, очистил место и давай из песка золотые лапотки выковыривать. Много нарыл и больших и маленьких. Только глядит —темней да темней стает, губы закрываются. Денис и смекает: «Видно, я пожадничал, куда мне столько? Возьму две штуки. Одну Никите на помин, а другую себе — и хватит». Надумался так —губы и раскрылись: выходи, дескать. С каелкой по какому хочешь скату вылезти просто».

4 стр., 1595 слов

Образ и характеристика Степана в сказе Медной горы Хозяйка Бажова

... забыть Хозяйку медной горы, за это и поплатился. Как говорят люди: «Худому с ней встретиться – горе, да и доброму – радости мало». Сочинение на тему Степан в сказе Медной горы Хозяйка В данной сказке Бажова Степан является ... его расковать. И пообещал на волю отпустить, если большую глыбу малахита Степан выкопает. Так и случилось, только про волю как бы забыли, а сразу барину доложили ...

И в сказе «Голубая змейка» волшебница Змейка помогает ребятишкам не только добыть золото, но и понять мудрые законы справедливости, взаимной выручки и поддержки. Доброта и бескорыстие в сказках, как и в сказках, всегда вознаграждаются.

Фольклорные корни произведений Бажова

Произведения Павла Петровича Бажова основаны на фольклоре, они являются общенародными по содержанию и гуманными по идеям. Они глубоко народны и по языку, и по стилю. Положительные герои фольклора, такие как добрый молодец и красная девица, должны быть красивыми, и их красота описывается в соответствии с представлениями народа. Сказки Бажова также содержат красочные описания героев: «Глаза звездой, брови дугой, губы — малина, и руса коса трубчатая через плечо перекинута, а в косе лента синяя».

Универсальность сказки

Сказка не принадлежит одному человеку или одному народу. Она не знает границ во времени, а также не знает границ между странами и языками. Сказка всегда нравственна, ее дидактика не выпячивается в назидание, она учит в игре.

Простые люди и божественные помощники

Главные герои сказок Бажова — простые люди. Люди, для которых счастье заключается в мастерстве. Божественные существа, помогающие им в достижении счастья, не требуют от них аскезы или фанатичного поклонения. Напротив, только честность, добросовестность и умелость позволяют раскрыть тайники Медной горы.

Введение

В данном исследовании будем рассматривать литературного героя Данилу из сказа П.П. Бажова «Каменный цветок». Это философско-поэтическое произведение, основанное на уральском фольклоре и объединяющее фантастические и реалистические элементы. Цель нашего исследования — проанализировать характер и развитие героя Данилы, а также исследовать его связь с темами духовной жизни творца, поиска истины и прекрасного.

1. Характеристика литературного героя

Данила, известный как Данилка Недокормыша, является главным героем сказа «Каменный цветок». Он был отдан в обучение к мастеру Прокопьичу по малахитному делу и стал лучшим мастером в своем деле. Однако, несмотря на свои профессиональные успехи, Данила не находил удовлетворения в своей работе, так как она не доставляла ему красоту, которую он искал.

Интерес к колдовскому каменному цветку, о котором рассказывала старая ведунья Вихориха, стал для Данилы ключевым моментом. Он стремился увидеть этот цветок, который приносит несчастье, но также дарует познание прекрасного. После того, как Хозяйка Медной горы показала ему цветок, Данила потерял разум и исчез.

2. Дальнейшая судьба Данилы

Дальнейшая судьба Данилы рассказывается в двух других сказах — «Горный мастер» и «Хрупкая веточка», вошедших в книгу «Малахитовая шкатулка». В этих сказах автор продолжает исследовать тему поиска истины и гармонии.

В сказе «Горный мастер» рассказывается о том, как Малахитница взяла Данилу в «горные мастера». Это символическое действие указывает на то, что Данила продолжает свой путь в поисках прекрасного и истины. Он становится горным мастером, что может отражать его стремление к глубинным знаниям и пониманию мира.

В сказе «Хрупкая веточка» автор продолжает исследовать тему прекрасного и истины через приключения Данилы. В этой истории он встречает хрупкую веточку, которая становится символом прекрасного и непостижимой тайны. Данила понимает, что истинное прекрасное нельзя полностью постичь, но оно всегда будет притягивать его и давать смысл его поиску.

3. Заключение

Исследование героя Данилы из сказа «Каменный цветок» позволяет нам понять его характер и связь с темами духовной жизни творца, поиска истины и прекрасного. Данила является символом вечного стремления человека к гармонии и пониманию мира, а его история отражает сложность и непостижимость этого пути.

Сказ П. П. Бажова «Синюшкин колодец». Сочинение Когда уральский мальчик Паша Бажов в давние годы был привезен учиться в Екатеринбург, он с нетерпением ждал каникул, чтобы в родном городе (ныне г. Полевск) снова встретиться с Василием Алексеевичем Хмелининым, которого все наса звали «дедушка Слышко». Слышко сердился, когда мальчики просили его рассказать сказку: «Сказки старухи маленьким сказывают. А я — про старинное житье помню. Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются. Иное, слышь-ко, и говорить не всякому можно. С опаской надо. А ты говоришь сказки!» Побывальщина — это «сказ без тайности», то есть без элементов фантастики (например, «Живинка в деле», «Тяжелая витушка»).

Сказ — это как бы устный монолог-повествование, передача чужой устной речи, обладающей своеобразной манерой. Сам П. П. Бажов говорил, что в сказе есть элемент действительной истории, в его основе лежит истинное происшествие: «эта близость к истине и отличает сказ от того, что в народном понимании называется сказкой». Но в то же время Бажов называл себя и сказочником. Удачно обозначал он свое понимание сказа народными словами: «Было — не было, а былым пахнет». Важна указанная выше речевая особенность сказа: рассказчик как бы непосредственно обращается со своим пронизанным живой интонацией словом. Эта манера может быть замечена и самими учащимися в сказе «Синюшкин колодец» (например: «об этом и разговор сперва», «она, видишь, эта бабка, хитрая была», «она, вишь, из мраморских была»).

При чтении сказа в классе учителю следует интонацией подчеркнуть эту разговорность, обращенность к слушателю произведения да и спросить самих нас: «Можно ли доказать, что сказ Бажова обращен не только к читающим, но и к слушающим?» Бажов записывал народные выражения. Так, в его блокноте было найдено такое уральское присловье: «Достались по наследству перья от бабушки Лукерьи, после старушки, от курочки пеструшки». При обсуждении сказа можно предложить насам вспомнить, в каком месте сказа использовал Бажов эту поговорку, определить, что было главным в бабкином наследстве. Перья ведь должны были только напоминать о бабкином наставлении, а главным был Лукерьин наказ: «Ходи веселенько, работай крутенько…» Тогда «и белый день взвеселит, и темна ноченька приголубит, и красное солнышко обрадует». В 1934 году затеяли выпустить сборник дореволюционного уральского устного народного творчества. И вдруг оказалось, что никто его не собирал, записанного ничего нет, все в памяти, в головах. Вспомнил тут Бажов сказы дедушки Слышко, но не только их. Многих людей он расспрашивал и записывал, а потом и сам стал создавать свои сказы. Любимое выражение было у Бажова — «своеглазное знание». Именно глубокое знание, видение своими глазами Урала и его людей дало Бажову возможность создать замечательные сказы. Дедушка Слышко рассказывал Павлу Бажову сказки только старательские, о камнерезах он сказов не знал. Их создал сам Бажов, использовав разные источники. Писатель, сам неутомимо показывая «живинку в деле», «переплавил богатейшие руды народных преданий, сказов, поговорок, столетиями бытовавших по Уралу, в свои сказы» (Б. Полевой).

Особенностью их было и то, что они созданы на основе устного рабочего творчества, на основе записей словечек и оборотов речи, передающих характерные черты жизни уральских горных рабочих: «От отца — руки да плечи, от матери — зубы да речи, от деда Игната — кайло да лопата, от бабки Лукерьи — особый поминок». В 1936 году появились первые сказы «Малахитовой шкатулки». Это были «Дорогое имечко», «Медной горы Хозяйка», «Про Великого Полоза», «Приказчиковы подошвы». Сказ «Си-нюшкин колодец» был закончен в конце 1938 года, до выхода в свет «Малахитовой шкатулки», но не вошел тогда в нее. П. П. Бажов говорил: «Это другой стиль. Ни одного «слышь-ко» не употребил. Хмелининские сказы — те густо обросли бытом… Здесь этого нет». Впервые этот сказ напечатан в книге «Ключ-камень», изданной в 1943 году, а позднее включен в «Малахитовую шкатулку». Писатель Ф. Гладков писал: «Эта книга дорога для меня тем, что в ней удивительно чутко и проникновенно воплощена глубокая, большая душа народа — могучего работника, великого труженика, которого не сломило вековое рабство, который нес в себе неугасимую правду и творческую красоту». Это и определяет основное содержание сказа Бажова «Синюшкин колодец». Любовь к труду, гордость своим мастерством, непрестанное стремление совершенствоваться — эти дорогие Бажову качества воспеваются и в данном сказе. С этого и следует после чтения в классе сказа начать его обсуждение. О герое сказа Илюхе судачили: «Не иначе, знает Илюшка какую-то словинку, то он и удачливый, и на работе ему устатка нет». Спросим нас: какую словинку знает Илюха, что ему удача во всем? Жадные к золоту люди в сказах Бажова обязательно оказываются дурными людьми и жертвами своего корыстолюбия, душевной черствости. За что бабка Синюшка награждает Илюху, за что она губит Кузьку Двоерылка? С «тайной силой» встречаются у Бажова молодые горщики, рудокопы. Федюнька — с Огневушкой-Поскакушкой,.Дарен-ка — с козлом — Серебряным копытцем, Данило-мастер — с самой Хозяйкой Медной горы. Так же встречается приисковый рабочий Илюха с Синюшкой, полюбившей его за веселую сноровку в труде. Юными героями Бажова в их поисках руководит не жадность, не желание разбогатеть, а стремление проникнуть в тайны природы, встретиться с красотой. Поэтому духовной красоте и чистоте людей труда часто сопутствует и внешняя красота, как в сказе о мраморской работнице, «пригожей — сказать нельзя». Бажов как бы иронически полемизирует с привычной сказочной концовкой: «Стали жить-поживать да добра наживать». Не зря бабка Лукерья; предостерегала внука Илюху против «худых думок… про деньги да про богатство». На памятнике Бажову не зря высечены слова, взятые из одного сказа: «Работа, она штука долговекая, человек умрет, а дело его остается». К этому выводу ведем нас всем ходом урока, рекомендуя им в заключение другие сказы «Малахитовой шкатулки» Бажова для внеклассного чтения.