А. Фадеев в романе “Разгром” (1927 г.) впервые в советской литературе основное внимание сосредоточил на изображении внутреннего мира вымышленных героев – рядовых участников революции и гражданской войны. Решению этой задачи подчинено в романе все – от выбора ситуации, особенностей построения произведения до приемов психологического анализа.
Рассказывая о партизанском движении на Дальнем Востоке в годы гражданской войны, Фадеев выбирает ситуацию трагическую, обозначенную в заглавии произведения: речь идет о разгроме партизанского
отряда. В этих испытаниях наиболее ярко раскрываются характеры героев, происходит, по словам автора, “огромнейшая переделка людей”.
Первые восемь глав представляют собой развернутое введение. Ряд глав назван именами главных героев: “Морозка”, “Мечик”, “Левинсон”. Художник сознательно замедляет действие, чтобы рассказать об истории основных персонажей, охарактеризовать взаимоотношения между ними и подготовить читателя к пониманию закономерности поведения действующих лиц во время напряженных боев. Фадеев внимателен к мыслям и чувствам своих героев, он постоянно показывает,
как они воспринимают события.
В изображении психологии действующих лиц писатель опирается на традиции русской классической литературы, прежде всего Л.Н. Толстого. Фадеев следует принципам своего великого предшественника в те годы, когда яростно отрицалась литература прошлого, а внимание к внутреннему миру человека называлось не иначе как “психоложество”.
В традициях Толстого – изображение “широкого народного моря, взволновавшегося до самых глубин”, принципы психологического анализа (портретные и пейзажные детали, внутренние монологи, позволяющие обнажить тайные пружины действий героев, их мысли и чувства, например, в главах “Левинсон”, “Груз”, “Девятнадцать”).
Внутренние монологи показывают отклик героев на события, психологическую мотивировку их поступков. Они тесно связаны с действиями персонажей, их биографиями, нередко включают в себя элементы авторского комментария.
Золотая пора детства в произведениях Толстого, Бунина и Горького
... начал учить его цифрам, ему самому было стыдно за свою несдержанность. Сочинение Золотая пора детства в произведениях Толстого, Бунина и Горького 7 ... Золотая пора детства Бунина сочинение Детство-это особый период жизни каждого человека. В этот период закладываются основы развития личности. Многие писатели затрагивали тему детства в своих произведениях, желая показать начало пути становления героя. ...
Раскрывая напряженность исторических, нравственных, психологических конфликтов, Фадеев использует принцип антитезы. В противопоставлении Левинсона и Морозки, Левинсона и Мечика показано значение убежденности, сознательности в становлении личности. Столкновение Морозки и Мечика с самого начала выявляет превосходство безошибочного, по мнению Фадеева, “классового чутья” пролетария над колебаниями “чистенького” интеллигента, которому нужна не сама революция, а он в ней.
В романе, как мы можем убедиться, явно преобладает классовый принцип оценки человека, и в этом сказывается историческая ограниченность взглядов писателя.
Основное внимание Фадеев уделяет нравственно-психологическому формированию личности, участвующей в борьбе за новую жизнь. С наибольшей полнотой процесс духовного мужания человека в суровых испытаниях раскрыт на примере шахтера Ивана Морозова, прозванного Морозной. Двенадцать из семнадцати глав так или иначе связаны с последовательным изображением перемен в чувствах и мыслях бывшего шахтера, и особую роль в этом процессе играет командир отряда Левинсон.
Итогом короткого жизненного пути Морозки стал его подвиг – спасение товарищей ценою собственной жизни.
Противоположный результат воплощен в рассказе об истории Павла Мечика. Пришедший в революцию с романтическими мечтами и надеждами, он не выдерживает испытания суровыми реалиями боевой жизни. Фадеев трактует каждый поступок Мечика как выражение слабости, эгоизма, отсутствие твердого нравственного стержня. Эти черты, все яснее обнаруживающиеся в Мечике, в конце концов приводят его к предательству.
Автор последователен в развенчивании Мечика, для него это изначально “человек мелкий, трусливый, и страдания его поверхностны, мелки, ничтожны”. Всем ходом романа Фадеев стремится доказать свою точку зрения. В изображении героя-интеллигента очевиден прямолинейно-обличительный уклон, отсутствует стремление к раскрытию личности сложной, противоречивой, которое будет характерно – при всех различиях авторских позиций – для произведений современников Фадеева, рассказывающих о пути интеллигенции в революции (назовем книги В. Вересаева “В тупике”, М. Булгакова “Белая гвардия”, А. Толстого “Хождение по мукам”, М. Горького “Жизнь Клима Самгина”, позднее “Доктор Живаго” Б. Пастернака).
1
Образ и характеристика Мечика в романе Разгром Фадеева
... его полюбила, с Варей. Образ и характеристика Мечика в романе Разгром Фадеева Несколько интересных сочинений Николь обычная служанка в мещанском доме, он ... вскоре когда больше погружаешься в роман, мнение о Мечике начинает меняться. По сути как личность он пуст и ... напрямую то, что думает. Сочинение про Мечика Роман Фадеева «Разгром» рассказывает нам о тяжёлой жизни во время гражданской войны. ...
votes, average:
5.00
out of 5)