Сочинение по рассказу житкова наводнение

Сочинение

Конспект урока в 11 классе, Сочинение – рассуждение

на морально-нравственную тему

с использованием рассказа Б. Житкова

«Под водой»

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Тема урока — сочинение – рассуждение на морально – нравственную тему «Свобода выбора – это упоение свободой или осознанная ответственность?»

Цели урока:

1.воспитание в учащихся чувства ответственности за совершённое действие, за собственный выбор в реальной жизненной ситуации;

2.совершенствование навыка разноаспектного анализа художественного

текста ( со стороны содержания, проблематики, идейной направленности)

3.закрепление умения создания письменного монологического высказывания с использованием фрагментов исходного текста.

Ход урока.

Слово учителя:

— Нам сегодня предстоит очень интересная работа: написать сочинение-рассуждение на морально-нравственную тему, поэтому сначала давайте выясним, какие же нравственные ценности вы считаете главными, определяющими?

1 этап «Вызов» – кластер «Мои главные нравственные ценности».

— Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями. (Зачитывают кластеры)

— Любовь, честь, долг, ответственность, свобода, достоинство.

— Молодцы, одной из важнейших ценностей является свобода. Вся история жизни наших предков – это история борьбы за свободу. Ничто человек не ценит так дорого, как свободу, в том числе и свободу выбора. Сделать нужный выбор в определённой ситуации не всегда просто, ведь не секрет, что в одних и тех же условиях разные люди поступают по-разному.

Скоро вы уйдёте из школы, поступив в выбранные учебные заведения, уйдёте из дома, но жизнь не перестанет ставить вас в ситуацию выбора.

Утро. Пора идти на лекцию, но очень хочется спать… Как поступить? Пожалеть себя или подчиниться обстоятельствам? А какие последствия будет иметь поступок?

3 стр., 1494 слов

Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему ...

... пересказ полного текста изложения с элементами сочинения. YI .Написание черновика, затем чистовика изложения. Северо – Казахстанская область Аккайынский район Чаглинская школа-агролицей Открытый урок в 7 классе Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему Подготовила и провела учитель ...

Вот о свободе выбора и ответственности за свой выбор вам и предстоит сегодня поразмышлять. А поможет вам в этом известный писатель, который много своих произведений посвятил детям разного возраста, вы его хорошо знаете, очень уж «жизненная» у него фамилия. Догадались? Да, это Борис Житков. А название рассказа вы назовёте после ознакомления с ним.

Читать рассказ мы с вами будем вместе.

2 этап «Осмысление» – чтение с остановками. Послушайте, пожалуйста, опорные слова и попытайтесь предположить, о чём пойдёт речь в рассказе?

Опорные слова: солнечный день, манёвры, всё удалось, вздрогнул, сколько времени? Советую лечь, только трое.

(Варианты сюжета.)

Сопоставим ваши версии с текстом. Чтение первой части.

Был ясный солнечный день. Эскадра, состоявшая из двух дивизионных миноносцев и дивизиона подводных лодок, вышла на манёвры в море. Сигнальщики во все глаза наблюдали в бинокли, чтобы не пропустить сигнала. Подводные лодки шли, выставив спины, как морские чудовища. Сегодня всем было весело, даже кочегары чувствовали весёлое напряжение.

Подводной лодкой №17 командовал лейтенант Якушев. Он хорошо знал своё судно и надеялся, что погрузится вторым. № 11 всегда погружался так, как будто его какая-нибудь рука сразу топила – за ним не угнаться, ну, а другим он спуску не даст. Команда как один. Всем хотелось не дать промашки.

— Есть! – вдруг закричал мичман. Капитан ещё не договорил команды, как всё сделалось само собой. Вот уже близко крейсер. Надо только подойти как можно ближе и выпустить мину, …конечно, учебную. Кажется, всё удалось. №17 взял курс и пошёл обратно, к порту.

Лейтенант сохранял спокойствие, хотя его разбирало веселье удачи, но он сдерживался, чтобы казаться солиднее.

Вот он порт. Впереди на якоре всем корпусом торчит порожний коммерческий пароход. «Тут 50 футов, пароход сидит не больше двадцати. Есть где пройти под ним,» — подумал лейтенант. Весёлость вырвалась наружу.

_Что произошло дальше? Ваши версии?

Проверим ваши варианты. Чтение второй части.

Перископ убран, рулями дали уклон лодке вниз и потом стали подниматься. В это время ход лодки замедлился. Все пошатнулись вперёд. Лейтенант вздрогнул. Минёр вопросительно посмотрел на лейтенанта.

  • Сели на мель? Так ведь?- спросил он. Лейтенант соображал. Как он теперь раскаивался, что решил, поддавшись весёлости на этот мальчишеский поступок?!

Он приказал выкачать воду из всех цистерн. Вся команда понимала, что дело плохо, и сосредоточенно исполняла приказания. Лейтенант смотрел на приборы. Приборы показывали ту же глубину.

  • « Надо попробовать раскачать лодку,» — думал лейтенант. Команда стала перебегать из носа на корму и обратно. Лодка медленно раскачивалась.

— Мы ещё больше закапываемся, — проворчал мрачно механик. Лейтенант ничего не ответил. Все ждали и смотрели на него. Он чувствовал эти взгляды и напряжённое ожидание, и это мешало ему спокойно соображать. Он повернулся и ушёл в свою каюту, приказав остановить мотор.

4 стр., 1523 слов

По Тимуру и его команде Гайдара (рассуждение по книге)

... сочинению По Тимуру и его команде Гайдара Популярные сегодня темы ... Жене общаться с тимуровцами. Несмотря на то, что ребятам ... ходе повествования, представители команды делятся на несколько частей, что является ... Фёдора Михайловича Достоевского был создан во второй половине ... бы переходят из детского мира во взрослый, примеряют на ... на одном из утренников, посвященных природным богатствам, я продекламировала стихотворение ...

Как вы думаете, что произойдёт дальше? Чтение третьей части.

Все ждали капитана, а он сидел в своей каюте и думал, что из-за его шалости все эти люди погибли, что нельзя даже крикнуть «спасйся, кто может», потому что никто не может спастись. Эта мысль жгла его и туманила разум. Ему было бы легче, если бы весь экипаж возмутился. Если бы на него набросились, стали упрекать, проклинать…

А весь экипаж собрался возле рулевого управления.

  • Сколько времени? – спросил минёр.

Четыре часа, — сказал мичман, но так напряжённо спокойно, что все поняли, как он боится.

  • Ну, ещё на час, — …начал было механик. Он хотел сказать, что воздуху хватит на час, но спохватился, боясь взволновать команду. Но все и так понимали, что если не найдут, не вытащат, не спасут, то вот этот час им и осталось жить.
  • Ведь мы через час задохнёмся.

Эй, вы – раздражённо сказал механик по-английски и дёрнул мичмана за руку, — пойдите и скажите капитану, что остаётся час. Идите сейчас же.

В это время сам капитан показался в проходе. Он был бледен, как бумага. Только чёрные глаза горели, в них билась боль и решимость.

  • Я пришёл вам сказать, что я виноват во всём. И не по оплошности, а по шалости, не надо было. Затем круто развернулся и пошёл назад. Мичман побежал вслед за ним.
  • Капитан, не беспокойтесь…- начал было он. Но .
  • Вот возьмите, — сказал он, протягивая судовой журнал, и пишите дальше.
  • Приказаний никаких?

Я советую людям лечь и не двигаться. Берегите воздух.

  • Что же будет дальше? Чтение четвёртой части.

Мичман сел за стол, раскрыл журнал.

«…20 июня 1912 года в 2 часа 40 минут, — прочёл он, — я лейтенант Якушев, командир подводной лодки № 17, из мальчишеской шалости поднырнул под пароход, чем погубил 13 человек экипажа. Для спасения пытался… Затем шло описание действий, которые предпринял лейтенант и замечание, что команда вела себя геройски, не упрекнув его и не выйдя из повиновения.

«4 ч. 17 мин. , — написал мичман, принял журнал от лейтенанта Якушева. Команда лежит по койкам.»

«4 ч. 40 мин., — застрелился лейтенант Якушев в своей каюте. Прилагаю его записку: «Я не имею права дышать этим воздухом.»

« 5 ч. 12 мин. – что-то скребнуло по корпусу судна. Команда задыхается. Не могу встать. Что-то…»

Тут запись прервалась неровным росчерком внизу.

Мы подощли к финалу рассказа. Попробуйте его спрогнозировать.

А наверху два миноносца тащили по дну проволочный канат, концы которого были прикреплены к их кормам. Канат выдернул лодку из её липкого гнезда. Спешно заработали мастеровые. Врачи бросились спасать: всё уже было готово. Не привели в себя только троих.

Итак, рассказ закончен.

  • О чём же он? Какие проблемы поднимает автор в произведении?
  • О чём предлагает задуматься? О чём порассуждать?
  • Как называется рассказ? Известно, что Житков не имел пристрастия к экстравагантным названиям, он сосредотачивал внимание на содержании произведения. Рассказ называется «Под водой».

А сейчас вам нужно написать сочинение – рассуждение на тему «Свобода выбора – это упоение свободой или осознанная ответственность»?

14 стр., 6791 слов

Анализ рассказа Книга Бунина

... выбора невозможно в полном мере понять мудрость земного существования и познать истинное счастье. Также читают: Картинка к сочинению Анализ рассказа ... выборе, ведь именно сейчас он погружен в прочтение книги, перемещающей его в ... ошибок! Однако проза, несмотря на свою событийность, тоже « ... читать с самого детства каждый день. Герой понимает, что долгие годы был в плену «книжного наваждения» , а в ...

Дополнительные вопросы:

  • Какой важный нравственный закон нарушил командир лодки?
  • Почему никто не отговорил командира от легкомысленного и пагубного для всех шага?
  • Лейтенант совершил зло непреднамеренно, можно ли оправдать зло, если оно совершено непреднамеренно?
  • Какие выводы из рассказа для себя сделали вы?

3 этап – « Рефлексия» — работа над содержанием сочинения.

Виноградов Николай, 11 класс

«Не спасли только троих»…Так заканчивает Житков свой рассказ. Три человека – много ли это? Если сравнить со всем населением Земли, то, конечно, нет. А если рассматривать их как отдельные личности, впрочем, только так и следует, то какая же это огромная потеря! Как глупо оборвалась их жизнь…

А ведь этого можно было избежать, если бы командир лодки не поддался минутной слабости, мальчишеской шалости, которая и подтолкнула на необдуманный поступок.

Полное осознание того, что произошло, пришло к лейтенанту, когда было поздно, слишком поздно…Когда лейтенанту пришлось сделать выбор второй раз, уже осознанно. Вряд ли этот поступок можно назвать героическим. Ведь из-за его шалости, легкомыслия погибли три подводника, три молодые жизни. Чьи-то три сына. Три, возможно, брата, любимых и любящих человека. Но всё-таки, в первую очередь, трое из его команды, которая верила своему командиру, уважала, беспрекословно подчинялась.

Мне кажется, когда придётся делать выбор, я вспомню фразу: «Не удалось спасти только троих…» Её я запомнил навсегда, и она поможет мне сделать правильный выбор.

Свобода выбора… Что это такое? Попробую разобраться. Кажется, я только сегодня впервые задумался над этим. Бывало, прогуливал школу, не слушался матери, Ругался с братом. И всё так, запросто. Каково им было после моих поступков, если честно, то никогда меня не волновало. А сейчас, после рассказа «Под водой», у меня произошёл какой-то сдвиг.

«Не удалось спасти только троих», — так заканчивается рассказ. А из-за чего? Лейтенант признался сам: «Из-за шалости». Три человеческие жизни так, ни за что, шутя. Хотя нет, за них заплачено, но ещё одной жизнью, жизнью командира. У него был выбор: обойти пароход или поднырнуть под него? Движимый ребяческим задором и упоением свободой, он выбрал второе. Отчаявшийся лейтенант пытался спасти лодку, а значит, и экипаж. Когда же понял, что ошибку самому не исправить, второй раз сделал выбор и вынес себе приговор. Жестокий, но справедливый.

Он всё понял, но слишком поздно.

Теперь я в заключении скажу: «Свобода выбора – это не возможность делать всё, что тебе захочется, а то, что сейчас необходимо всем».

И уроки прогуливать – это такое же ребячество, оно в прошлом, это я решил точно. Я хочу обратиться к вам с небольшим советом. Прежде, чем что-то сделать, хорошо подумайте, а надо ли вам это? Может, стоит остановиться и сказать себе «Стоп!»

Кустов Алексей,