Проблема любви и свободы в рассказе М. Горького «Макар Чудра

Сочинение

Первые рассказы Максима Горького представляют собой уникальные творения, которых не было в литературе ни до, ни после писателя. Они дают возможность читателю полноценно увидеть внутренний мир автора еще на заре его творческой деятельности. Понять, что волновало его в юности, и каких идей он придерживался. Кратко описанный анализ произведения «Макар Чудра» пригодится для учащихся 8 классов при подготовке к сочинению или для сдачи ЕГЭ.

История написания

«Макар Чудра» является одним из самых первых произведений, которые написал молодой Алексей Пешков, опубликовавший этот рассказ под псевдонимом Максим Горький. Этот успешный дебют произошел в 1892 г. в журнале «Кавказ».

Автор трудился тогда в местном издательстве Тифлиса, а идеей для создания были беседы с Александром Калюжным, который являлся скитальцем и революционером. Именно он первым смог увидеть в юном писателе одаренного прозаика и внушал Горькому уверенность в его силах.

Калюжный также же помог Алексею Пешкову сделать первые шаги в мир русской литературы — издать написанный рассказ. Горький был ему очень признателен и считал его своим наставником.

Идея для написания у молодого Алексея появилась после продолжительной поездки по южным российским регионам. История замысла произведения автора «Макар Чудра» началась в степи, которая поразила писателя своим размахом. Именно такими и были романтические главные персонажи раннего творчества Пешкова: свободные люди с большой и чистой душой. Тихие провинциальные города, которые не затронула еще полностью капитализация и индустриализация общества, сильно запали в душу Горького, как и истории от местного населения.

Название произведения произошло, как и большинство остальных ранних сочинений Горького, по имени основного действующего лица — старого цыгана. И называется этот рассказ не случайно: в переводе с греческого Макар обозначает «счастливый», а Чудра — окказионализм автора повести, этимология которого, возможно, относится к слову «чудо».

2 стр., 566 слов

По рассказу «Макар Чудра»

... ранних произведений Горького является наличие образа повествователя, «прохобящего» , Этот незаметный образ и является выразителем авторской позиции. С одной стороны, автор, вслед за Макаром Чудрой, ... по мысли Макара, чувствовать себя человеком. Чтобы подтвердить и обосновать свою точку зрения, Макар Чудра рассказывает страннику быль о любви двух красавцев-цыган — Радде и Лойко Зобаре. (Этот рассказ ...

«Сочинение по рассказу Горького «Макар Чудра»»

В первом опубликованном рассказе — «Макар Чудра» легенда о влюбленных в свободу прекрасных людях соотнесена с размышлениями старого цыгана о жизни и человеке. Правда жизни для Макара заключается в свободе, ему ненавистна власть земли над человеком. В подтверждение мысли, что самым дорогим в человеке является внутреннее чувство свободы, Макар рассказывает легенду о гордой красавице Радде и прекрасном юноше Лойко Зобаре, для которых даже узы любви были посягательством на свободу. Ни Лойко, ни тем более Радда не показаны как борцы за свободу других людей, в основе рассказа лежит иная мысль: человек не может бороться за свободу других, если сам не добился внутренней свободы. Между прочим, у Лойко Зобара были задатки народного героя, готового к самопожертвованию во имя счастья другого человека: «…нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было». Но это уже тема легенды о Данко.

Одним из отличительных признаков романтических рассказов Горького принято считать то, что действие в них обычно происходит среди многокрасочной и величественной природы — в Карпатах, на Дунае, в Бессарабии, в украинском Причерноморье, на Кавказе. Однако это характеризует не только цикл романтических произведений. Не менее прекрасна природа и в ряде реалистических рассказов Горького 90-х годов. Только в тех и других по-разному соотнесены природа и человек. В романтических рассказах, как правило, яркая личность гармонирует с величественной картиной природы, в реалистических — роскошные пейзажи нередко противопоставлены серой и скучной жизни обывателей или нищете тружеников. Рисуя красочные пейзажи в реалистических рассказах, писатель нередко подчеркивает, что прекрасная природа как бы тоскует по людям. Очень выразительно сказано об этом в финале рассказа «Коновалов», где тщетной попытке маленьких серых людей сковать свободу морских волн противопоставлено живое, чувствующее и многое понимающее море. Ласковое, умиротворенно смеющееся море показано в «Мальве», и этот образ естественно сливается с образом свободолюбивой красавицы Мальвы. А серенький человечек Яков сумел заметить в море только соленую воду.

Таким образом, для Горького картины природы были важны и сами по себе — как олицетворение красоты и богатства родной земли, и как художественные символы. В, романтических рассказах символичность, условность пейзажей выступает на первый план. В них есть и некоторая декоративность, соответствующая стилю этих произведений — сказок, легенд, аллегорий.

Направление и жанр

Как и остальные рассказы Горького, которые он создал на заре своего творчества, жанр произведения «Макар Чудра» имеет все признаки и черты романтизма. Писатель пытался передать читателям собственные раздумья о высоких идеалах, свободе и смысле бытия. Для чего применил специальный прием: основной персонаж, который описывается мудрым престарелым человеком, рассказывает о произошедших событиях наивному молодому мальчику. Помимо изложения фактов, главный герой говорит о своих отношениях к настоящим ценностям. Все это описано без нравоучений и в ненавязчивой форме.

Одни видят свое счастье в оседлой жизни

Любовь и свобода в рассказе Максима Горького «Макар Чудра»

Тема: Любовь и свобода в рассказе Максима Горького «Макар Чудра»

Слайд 1. Представителей какой национальности Вы видите на иллюстрациях? Что Вы знаете о их нравах, образе жизни.

10 стр., 4815 слов

Традиции русской литературы в творчестве раннего Максима Горького

... Его самобытный талант поэтически трансформировал художественные достижения классиков, вырабатывал свой оригинальный стиль. Именно поэтому вопрос о традициях и новаторстве в творчестве Горького является чрезвычайно сложным, но и интересным. Сам ...

Слайд 2. Расскажите о своих ассоциациях со словом «Свобода»?

Слайд 3. Формулировка темы и целей урока

Слайд 4. Сегодня каждый из Вас может побывать в роли обвинителя или защитника.

Слайд 5. Расскажите кратко о фактах биографии Максима Горького, о тех произведениях, что вы уже прочитали

Слайд 6. Что Вы прочитали из истории создания рассказа «Макар Чудра»?

Слайд 7. Также этот рассказ был экранизирован режиссёром Эмилем Лотяну в 1976 году. Этот фильм стал лидером проката 1976 года. Только в СССР его посмотрело 64, 9 млн. зрителей

Слайд 8. С описания чего начинается рассказ? Что необычного в этом описании? Выделите ключевые слова. (Лист заданий)

Слайд 9- 10. Обратимся к личности рассказчика и расскажем о нём по плану. (Лист заданий)

Слайд 12. С какой целью Макар Чудра решил рассказать историю о Лойко и Радде?

Слайд 13. Сколько лет прошло с того времени, когда произошла история с Лойко и Раддой?

Слайд 14-15. Обратимся к личности главного героя и расскажем о нём по плану. (Лист заданий)

Слайд 16-17. Обратимся к личности главной героини и расскажем о неё по плану. (Лист заданий)

Слайд 18. Что необычного было в появлении Лойко Зобара в таборе? Докажите описанием из текста.

Слайд 19. Расскажите о первой встрече Лойко и Радды. Кто прав, а кто виноват? Почему? Как этот эпизод характеризует героев? (Лист заданий)

Слайд 20. Как Лойко играл, по мнению всех цыган, на скрипке? А что говорила по этому поводу Радда? Права ли она? С какой целью она это делала? Как это характеризует ее? (Лист заданий)

Слайд 21. Расскажите о сцене сватовства Лойко к Радде. Кто здесь не прав? Почему? Что данный эпизод говорит о качествах характера героев, о их отношении друг к другу? (Лист заданий)

Слайд 22- 24. Расскажите о ночном объяснении Лойко и Радды. Как они встретили друг друга в степи? О каких качествах характера это говорит. В чём была суть их разговора и о чём они договорились? Кто из них прав? Кто что чувствует? Аргументируйте. (Лист заданий)

Слайд 25-26. Расскажите о последнем дне для Радды и Лойко. Можно ли здесь кого-нибудь защитить? Аргументируйте. Что данный эпизод говорит о качествах характера героев, о их отношении друг к другу? (Лист заданий).

Слайд 27. Описанием чего заканчивается рассказ? Какими здесь предстают герои? Достигли ли они совершенства? Почему?

Слайд 28. Что у героев этого произведения на первом месте? Согласны ли Вы с ними в этом? Аргументируйте и сделайте вывод по произведению. (Лист заданий).

Слад 29. А сейчас поделитесь впечатлениями от урока. Поставьте вашу отметку в соответствующие сектора.

Слайд 30. Домашняя работа.

Слайд 31. Спасибо за урок. Оценивание ответов

Листы заданий сдают, выборочно оценки за работу в них.

Краткое содержание

Вначале рассказа Макар раздумывает о том, какими могут быть люди, в чем их основное назначение и как необходимо жить. После собеседники слышат звучный голос красивой девушки Нонки, которая является дочкой старика. Это стало поводом к размышлениям о любви, поскольку не все время она может приносить счастье, а зачастую заставляет людей становиться рабами этой страсти. Макар предложил собеседнику выслушать еще одну историю и пообещал, что если он ее не забудет, то до конца жизни будет «вольной птицей».

2 стр., 935 слов

Образ и характеристика Макара Чудры в рассказе Макар Чудра Горького

... разумеющееся. Макар Чудра – это один из героев, принявший такое решение. Сочинение Макар Чудра Макар Чудра старый, свободолюбивый, гордый цыган, рассказчик историй про настоящую вольную цыганскую жизнь и главный герой одноимённого рассказа Максима ...

Лойко Зобар — красивый и удалой мужчина, любимец девушек. Каждая готова пойти с ним, однако сердце цыгана было холодным. Повстречав Радду, он осознал, что лишь эта строптивая женщина может быть его супругой.

Ее отец дал добро на то, чтобы Зобар женился на ней, но только если у него это получится. Когда Лойко начал просить руки Радды, девушка обвила его ноги плетью, и цыган свалился на землю, ударившись головой.

Дальнейшим сюжетным поворотом было требование, которое предъявила женщина. Как она сказала, выполнив это условие, Зобар может владеть ей. Цыгану нужно было поклониться девушке в ноги перед всем табором. Этого унижения он не смог вытерпеть. Во время наступления кульминации герой воткнул нож в сердце упрямой Радды.

Никто не ждал этого, ни у кого не поднялась рука, чтобы драться с Зобаром. Первым встал отец девушки — солдат Данило. Он взял нож, который дочь перед смертью бросила женщина в сторону, и вонзил его в спину Лойко.

Это было не просто местью за смерть Радды. Он отлично осознавал, что Зобар не сможет без его дочери, как и девушка не хотела жить без Лойко. Так влюбленные ушли на небеса, где их души соединились.

Макар чудра сочинение на тему любви

1. Романтические рассказы М. Горького. 2. Композиция рассказа, сюжет, герои, конфликт. 3. Разрешение конфликта. Авторская позиция. Идешь ты, ну и иди своим путем, не сворачивая в сторону. Прямо и иди. Может, и не загинешь даром. Вот и все, сокол! М. Горький Ранние рассказы М. Горького называют произведениями романтизма «нового этапа». В одном ряду стоят его революционно-романтические «Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике». Их яркие герои наделены основной чертой — страстью к свободе. Это и определяет их поступки. Исходя из традиций русской классической литературы, писатель вкладывает в свои произведения особый пафос: романтика призывает действовать, бороться, идти на подвиг. Они были актуальны как пропаганда в преддверии революции и остаются актуальными сейчас, потому что содержат в себе мудрость. Годы странствий автора по России дали ему огромный жизненный опыт. Он записывал свои впечатления в дорожную тетрадь, и многие сюжеты вошли позже в его произведения. «Макар Чудра» был первым опубликованным рассказом М. Горького. Именно он, напечатанный в 1892 году в тифлисской газете «Кавказ», был впервые подписан этим псевдонимом. Рассказ сразу же обратил на себя внимание яркими образами и актуальной проблематикой. Горький рассказал услышанную им в путешествии легенду о людях, больше всего на свете ценящих независимость и свободу. Рассказ построен необычно — автор использует рамочную композицию, это так называемый «рассказ в рассказе». Начинается рассказ с диалога старого цыгана Макары Чудры и повествователя. Образ повествователя здесь особенный. Это диалог, где слов повествователя мы не слышим, и его самого не видим, есть только ответные реплики Макары Чудры. Герои Горького — это воплощение гордости и дерзости, цельные характеры, не зависимые от своих страстей, красивые и уверенные в себе люди. Старый Макар говорит о том, что для него правда жизни—в свободе. Он родился не для того, чтобы быть рабом, для него понятны воля и ширь степная, «говор морской волны веселит ему сердце». Макар считает, что жить нужно, не останавливаясь на одном месте и не задумываясь о жизни, чтобы не разлюбить ее. Не надо задавать себе вопросы, зачем живешь, иначе одолеет тоска. Он не понимает русского, который советует ему жить по божьему слову и говорит, что тогда бог даст все: почему же сам он не попросит у него новую одежду взамен порванной? Цыган рассказывает быль, которую «как запомнишь, — век свой будешь свободной птицей». Свобода для него — самая большая ценность на свете. Эта романтическая легенда помогает нам понять внутренний мир героя и то, что он ценит. Удалой малый Лойко Зобар любил только коней, и то недолго — у него не было ничего заветного и он ничего не боялся. Вот как характеризует его Макар Чудра: «Будь я проклят, коли я его не любил уже, как себя, раньше, чем он мне слово сказал или просто заметил, что и я тоже живу на белом свете! Вот, сокол, какие люди бывают! Взглянет он тебе в очи и полонит твою душу, и ничуть тебе это не стыдно, а еще и гордо для тебя. С таким человеком ты и сам лучше становишься. Мало, друг, таких людей!.. И мудр, как старик, и сведущ во всем, и грамоту русскую и мадьярскую понимал. Бывало, пойдет говорить — век бы не спал, слушал его! А играет — убей меня гром, коли на свете еще кто-нибудь так играл! Проведет, бывало, по струнам смычком – и вздрогнет у тебя сердце, проведет еще раз — и замрет оно, слушая, а он играет и улыбается. И плакать и смеяться хотелось в одно время, слушая его». Красавица Радда ни за какие деньги не продала бы свою свободу и гордость. Когда Зобар говорит ей о своей любви, она сшибает его с ног ременным кнутовищем. А потом приходит к нему мириться. Вот что говорит Радда Лойко: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня. Так вот я хочу, чтоб ты был моим и душой и телом». Радда требует от влюбленного цыгана, чтобы он покорился ей как старшему, на виду у всего табора. Цыгане — настолько гордые люди, что встать на колени для них подобно смерти. Однако жесто-косердечная Радда требует этого от Лойко, обещая ему свою любовь. Почему так ведет себя «дьявольская девка» Радда? Почему нелегко дается Лойко его признание в любви? Герои свободолюбивы и не хотят быть подчинены ничему, даже любовной страсти. Они не признают зависимости даже от любимого человека, и поэтому говорят о любви и тут же ведут борьбу за независимость, за главенство. Как относятся к происходящему цыгане? Им «даже уйти куда-то хотелось, лишь бы не видеть, как Лойко Зобар упадет в ноги девке — пусть эта девка и Радда. Стыдно было чего-то, и жалко, и грустно». Как же разрешается конфликт? Что выбирают герои? Финал рассказа трагичен. Лойко отказывается поклониться ей в ноги и вонзает в Радду нож, а потом становится перед мертвой девушкой на колени. Перед смертью Радда говорит, что знала, что Лойко так и сделает, оценив то, что он не отказался от своего идеала ради любви, не унизил себя. Отец Радды, Данило, вонзает тот же нож в спину Лойко. Пейзаж в рассказе передает чувства героев — «море распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган». Морской пейзаж с сильным холодным ветром, молчащая темнота степи, осенний дождь, пламя костра — эти зарисовки выглядят как обрамление легенды. Автор говорит о том, что человек только тогда станет борцом, если он достиг внутренней свободы. Горький придает Лойко черты и задатки народного героя, готового пожертвовать собой ради другого человека или ради идеи. История Зобара и Радды показывает, что свободу они ценят больше жизни и любви. Каждый ставит свои невыполнимые условия для любимого человека. По мнению Макара Чудры, гордость и любовь несовместимы, и больше всего на свете цыган должен оберегать свою независимость, даже если она может быть сохранена только ценой собственной жизни. Рассказчик же приводит нас к мысли о том, что гордость обрекает человека на одиночество. А поэтому герои становятся заложниками своей свободы.

3 стр., 1325 слов

Сочинение совместимы ли понятия любовь и свобода

... Лойко не согласен на роль, отведенную ему Раддой. Мини сочинение на тему: совместимы ли понятия любовь и свобода. Момогите пожалуйста! Да и не только Лойко, но и ... Лойко поравняться с гордой Раддой». Беру! 0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. / Сочинения / Горький М. / Макар Чудра / Проблема любви и свободы ...

6 стр., 2508 слов

Любовь в жизни героев (Отцы и Дети)

... Базарова тоже «мучила и бесила» любовь, от которой его спасла только смерть. И этом можно найти сходство историй двух героев. Любовь и в том и в другом случае оказывается связанной со смертью. Павел Петрович ... Всеми силами он пытается побороть отчаяние и боль. Популярные сочинения Сочинение Дуняшя в пьесе Вишневый сад (Образ и характеристика) Служанка Дуня является второстепенным персонажем ...

Особенности композиции

Основная особенность композиции заключается в том, что произведение написано как «история в истории». Рассказ начинается с того, что автор повстречал Макара, последний и начинает повествование о Лойко и Радде. Эта композиция дает возможность Горькому описать медитативную атмосферу южных регионов, насытить свое произведение как основной сюжетной линией, так и философскими размышлениями непосредственно старика Чудры.

Основной конфликт в повести заключается в столкновении двух сильных личностей, а также их приоритетов в жизни — любви и воли. Лойко и Радда привыкли постоянно лишь брать, но любовь впервые предъявила им требование пожертвовать самым дорогим, что у молодых людей было — это свобода. Никто из главных персонажей не мог заглушить чувства или отдать победу другому, это и привело их к такому грустному финалу.

«Проблема любви и свободы в рассказе М. Горького «Макар Чудра»»

Рассказ «Макар Чудра» — романтическое произведение, созданное в 1892 году. И, как почти все ранние произведения Горького, оно проникнуто духом романтизма. Поэтому и герои тут не обычные люди, а цыгане — свободолюбивые и непокорные. Это традиционные образы писателей-романтиков. Горький использует в рассказе цыган для того, чтобы поставить перед читателем вопрос о свободе и любви человека, о тех границах и смыслах, которые люди вкладывают в эти понятия.

Цыгане издревле связаны с понятиями «вольной» жизни и абсолютной свободы. Они никому не подчиняются и как бы роднятся с природой, являются ее частью. Это люди-бродяги, скитающиеся по земле, но никогда не находящие себе пристанища. Именно поэтому проблему любви и свободы можно наиболее ярко показать на жизни цыган, на их жизненной позиции.

В «Макаре Чудре» мы видим, что эта проблема встает отдельно у каждого из героев, а не между ними. Можно сказать, что это их внутренняя проблема. Каждый из героев для себя решает, что такое любовь и свобода. Каждый дает свою оценку этим понятиям и пытается найти ответ на вопрос: «Что же важнее для человека, любовь или свобода?» И каждый из героев приходит к выводу, что свобода важнее любви.

Любовь воспринимается и Раддой, и Лойко как поражение, как проигрыш в битве двух сильных натур. Да и сами любовные отношения между героями воспринимаются как противостояние, как борьба: кто кого одолеет, кто сможет «опутать», ограничить свободу другого. Радда говорит Лойко: «Ну, слушай меня, Лойко, я тебя люблю… Так вот я хочу, чтобы ты был моим и душой и телом. А еще вот что, Лойко: все равно, как ты не вертись, я тебя одолею, моим будешь».

3 стр., 1060 слов

По рассказу Макар Чудра Горького 8 класс

... серьезным смыслом. Многие читают и знакомятся с литературной работой «Макар Чудра», ее мы и рассмотрим в нашем сочинении. Основное действующее лицо - человек, которого зовут Макар. Он цыган. Больше ... героя свое представление о любви и свободе, каждый по – своему оценивает, что это такое. Но в одном они единогласны: всё – таки свобода главенствует над чувством любви. Любовь между Раддой и Лойко ...

Радда утверждает, что любит, но будет женой Лойко только после того, как он при всех признает ее старшей, вернее, главной в их отношениях. А это значит, что она, Радда, будет указывать Лойко, что делать, как делать и зачем делать.

Для Радды важно осознавать свою победу над таким удалым цыганом, как ее Лойко. Это значит, что она будет ограничивать свободу своего любимого, оставаясь при этом независимой. Героиня не желает равноправных отношений и тем более не хочет подчиняться кому бы то ни было, даже любимому человеку.

Радда уверена в своей силе, в том, что она победит Лойко своей красотой и смелостью. Девушка не уступает ему в удальстве. Она признается любимому: «Волю-то, Лойку, я люблю! А без тебя мне не жить, как не жить тебе без меня. Волю-то я люблю больше, чем тебя!».

Радда подчеркивает, что судьбы их переплетены, им суждено быть вместе, но каким образом? Ведь девушка не может пожертвовать своей свободой даже ради любви. Но именно этого она ждет от Лойко. Цыгана пленяет красота, смелость, храбрость Радды, но он никогда не сможет смириться с позором подчинения женщине.

Ведь он самый лучший из цыган: «Вот, сокол, какие люди бывают! Взглянет он тебе в очи, и полонит твою душу, и ничуть тебе это не стыдно, а еще и гордо для тебя. И мудр, как старик, и сведущ во всем. Бывало, пойдет говорить — век бы не спал, слушал его! А играет — убей меня гром, коли на свете еще кто-нибудь играл!»

Конечно же, Лойко не согласен на роль, отведенную ему Раддой. Да и не только Лойко, но и все цыгане против этого: «Вот чего захотела чертова девка! Этого и слыхом не слыхано было; только в старину у черногорцев так было, говорили старики, а у цыган — никогда!» Так говорит старый цыган, Макар Чудра, но мы чувствуем, что за его словами стоит жизненная позиция всех цыган, а не отдельного человека. Они тоже видят в любви угрозу «воле».

Отношения между Раддой и Лойко можно назвать поединком. Чудра так и описывает их встречу у ручья: «А ну, думаю, они теперь равны по силе, что будет дальше! Дивно это было, брат! Стоят два человека и зверями смотрят друг на друга, а оба такие хорошие, удалые люди!» И результатом этого поединка будет чья-то жизнь. Мне кажется, что Лойко и Радда чувствуют свою обреченность, свою гибель, ведь девушка так и говорит: «Я знала, что ты так сделаешь». То есть, оба героя стремятся к гибели, ведь именно в смерти они и видят абсолютную свободу. А жизнь для них — тюрьма, в которой они ограничены в своей свободе какими-то условиями и традициями.

Я думаю, что Радда специально унижала Лойко, играла на его чувствах, чтобы он разозлился до такой степени, что смог убить ее. Она понимает, что Лойко ни за что не подчиниться ей, но и ей не хочется терять свободу. Поэтому только смерть может решить проблему любви и свободы. Так и происходит.

После смерти герои получают истинную, абсолютную свободу. Но находят ли они любовь? На этот вопрос, я думаю, ответ содержится в последнем абзаце рассказа: «А они оба кружились во тьме ночи. Плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».

3 стр., 1339 слов

Реферат по произведению макар чудра

... произведениях, в том числе и в “Макаре Чудре”, Горький предстает перед нами как писатель-романтик. Главный герой — старый цыган Макар Чудра. Для него самое главное в жизни — личная свобода, ... систему ценностей. Для Макара Чудры Лойко и Радда — идеалы свободолюбия. ... общества. Совсем разной жизнью живут трюм и верхняя палуба. ... холодный ветер” разносит “по степи задумчивую мелодию плеска ...

Описание персонажей , Характеристика главных героев:

  1. Макар Чудра. Цыгану около 50 лет. Он безразличен и меланхоличен ко всему миру. С пренебрежением относится к работе и какому-то вероисповеданию, он считает, что все люди должны жить лишь ради своего счастья.
  2. Радда. Привлекательная юная цыганка, которая разбивает сердце мужчинам. Больше всего ее заботит собственная свобода, безразлична к материальным ценностям. Она жесткая и эгоистичная, у нее страстный характер и сильный дух. Жажда независимости и власти над Зобаром привела ее к гибели от руки возлюбленного.
  3. Лойко Зобар. Красивый цыган. Умелый вор. Заработал огромное количество врагов. Эгоист, который ставит собственные желания выше всего. Он все время брал от жизни то, что хотел.
  4. Автор. Юный путешественник, отличный слушатель, у него живое воображение и добрая душа. Рассказчик проникся этой историей, но не осуждает чужой народ, а наоборот, он пытается его понять.

Основная тематика , Это основные темы, которые затрагивает Горький в своем произведении:

  1. Свобода. Она в произведении представляется как основная ценность. Главные персонажи ценят свою свободу выше денег и готовы умереть лишь ради того, чтобы не подчиняться кому-то.
  2. Любовь. Автор изобразил это чувство опасным и сильным. Человек, который влюблен, может потерять контроль. Он борется с чувствами, и ему нужно или покориться им, или умереть.
  3. Цыганский быт. Писатель изобразил экзотические условия. Читателям показано кочевое племя со своими правилами и принципами. В нем вор — успешный человек, а не преступник, девушка — не супруга, а любовница, убийство — защита чести, а не нарушение закона. Этот быт противопоставляется цивилизации.
  4. Природа. В течение всего рассказа персонажей окружают бескрайние просторы. Безмятежность этого пейзажа показывает всю незначительность людей на фоне Вселенной.

Сочинение «Макар Чудра»

Идешь ты, ну и иди своим путем, не сворачивая в сторону. Прямо иди. Может, и не загинешь даром. Вот и все, сокол! М. Горький Сплав романтизма и реализма, с которого начинал свой творческий путь М. Горький, явился новым прогрессивным шагом в развитии русской литературы. Первым ярким произведением, с которым Горький вошел в литературу, был “Макар Чудра”. Небольшой по объему рассказ поражает богатством и глубиной заключенных в нем мыслей: прославление свободы, красоты и радости жизни. Рассуждения старого цыгана о жизни поражают глубиной и простотой одновременно: “Разве ты сам — не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому. . . ” — Единственная ценность на земле — свобода, ради нее стоит жить и умереть,— так считают герои этого рассказа. Никакие сокровища мира не заменят человеку свободу. В этом рассказе пока только намечен автором прекрасный романтический порыв человека к свободе. Она является самоцелью, герои не знают, что с ней делать, на что употребить. В рассказе есть отдельные замечательные фрагменты и части, когда старый солдат Данило рассуждает, что “это только паны продают все, от своих свиней до своей совести, а я с Кошутом воевал и ничем не торгую!”, или ответ Рады на предложение пана: “. . . кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?” Образная и яркая речь героев, прекрасная южная природа, на фоне которой происходит действие, но нет пока определенной цели у героев, ради которой они так высоко чтут свою личную свободу. Это скорее индивидуализм, гордая прихоть каждого, чем достоинство характера. Молодой Горький “размахнулся”, показал красоту и силу свободного человека, но еще не знает, куда ее применить, чтобы не погибла она бессмысленно. А именно так, красиво и зря, гибнут эти герои: Рада и Лойко, мечтающие о любви и видящие в ней только путы и цепи, а не возможность обрести счастье и покой. “Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня. . . ” Здесь каждый из героев хочет доказать свое превосходство, право на первенство и главенство. Здесь нет любви, а скорее игра честолюбий, которая заканчивается по всем законам романтизма: герои гибнут прекрасными, молодыми и несломленными. Горький продолжил работу в этом жанре, и романтический мотив прекрасного свободного человека, только намеченный в рассказе “Макар Чудра”, получает новый и глубокий смысл в легендах старухи Изергиль. От индивидуализма Ларры, через свободный порыв к счастью самой Изергиль автор приводит читателей к истинному герою Данко, отдавшему свою жизнь за свободу и счастье людей. Так, уже в раннем творчестве Горький заявляет о новом романтическом герое, показывая его самоотверженность и решительность. Он человек действия, и это главное. .

2 стр., 593 слов

«Жизнь замечательных людей» (Крысина К.)

... него была собственная семья, в которой родились две замечательные дочери - Татьяна и Наталья. Желание писать у ... рассказы, поэму и стихотворения. Основные темы его произведений - отношения между людьми, красота родной природы. Вдохновение к поэту ... политехнический институт по специальности "Радиотехника", затем работал на почтовом ящике в отделе микроэлектроники начальником комплексной лаборатории. ...

Раскрытие проблем , Горький поднимает следующие проблематики в произведении:

  1. Эгоизм. Зобар и Радда очень сильно любили себя, чтобы допустить проявления этого чувства к другому человеку. Потому им было трудно сойтись, не ранив друг о друга.
  2. Жестокость. Автор рассказывает читателю о свободном человеке, поступки которого вряд ли гуманны. Эгоистичная девушка, которая заставила Лойко унизиться перед табором, молодой человек также жесток, поскольку убил красивую Радду, жесткость проявляется и в Данило, зарезавшего Зобара ножом в спину. Как считает писатель, это неотъемлемая часть жизни отдельных этносов.
  3. Гордыня. Оба главных героя не обрели счастья, проиграв сражение со своей гордостью. Любовь для них являлась сражением, и никто не хотел проиграть, это и привело их к такому грустному концу.

Главная идея

Это повествование отвергает все мирское, оно призывает людей отказаться от разрушительных благ цивилизации. Как считает Горький, люди обязаны стремиться к свободе. Им нужно вернуться к своему истоку.

ужасные страдания причиняет людям чрезмерная гордость