Развитие сюжета
Дальнейшие события рассказа «Гигиена» Л. Петрушевской продолжают раскрывать фантастические масштабы эпидемии и ее влияние на общество. После изоляции в квартире семья начинает проявлять все более жестокое и эгоистичное поведение, потеряв человеческие качества под угрозой смерти.
Отец Николай, возвращаясь с промысла, не только с беспощадной жестокостью убивает женщину с рюкзаком, чтобы отобрать у нее продукты, но и дезинфицирует свой нож после каждого прихода. Это наводит на мысль, что убийства совершались им и ранее, возможно, в целях выживания.
Автор с горечью отмечает, что под угрозой смерти люди теряют свои человеческие качества. Они становятся жадными, подозрительными и жестокими. Фантастическая болезнь, которая поразила общество, становится критерием проверки гуманизма в обществе.
Семья, не задумываясь о последствиях, закрывает родного человека в комнате и обрекает его на медленную смерть в одиночестве. Первой оказывается изолированной маленькая девочка, которая возилась с любимой кошкой. Кошка съедает мышку, а по словам неизвестного молодого человека, мыши являются главным источником болезни. Дед накричал на девочку и отправил ее в детскую комнату, а затем позвал Николая и Елену.
Ситуация карантина формирует замкнутое пространство антиутопии, где люди остаются лишь со своими страхами, надеждами и эгоизмом. Внешний мир становится недоступным, а информация о происходящем доходит до героев только через знаковые детали, которые указывают на хаос и разрушение вне квартиры.
Таким образом, фантастический мотив болезни определяет всю структуру рассказа «Гигиена», создавая напряженную атмосферу и показывая, как экстремальные условия могут изменить людей и их отношение к окружающим.
Исследование на тему «Общественная дегуманизация в рассказе Людмилы Петрушевской «Гигиена»
Рассказ Людмилы Петрушевской «Гигиена» представляет собой не только один из лучших образцов советской литературы, но и произведение, целиком посвященное проблемам общественной дегуманизации и постоянного борьбы человека за свое выживание.
Анализ сюжета
Основная тема рассказа – трагическая история семьи, которая постепенно «перестает быть людьми», полностью замыкаясь на себя и отключаясь от общества.
Открывая рассказ Людмилы Петрушевской, читатель сталкивается с мрачным описанием того, как семья принимает решение изолировать свою дочь и «заключить» ее в комнату перед дверью, куда ей передают еду через небольшую дырку в двери. Изложенные детали создают атмосферу тревоги и беспокойства.
Какие нравственные законы соблюдались в семье героя рассказа
... подводить других людей. Пример 2 В рассказе «Конь с розовой гривой» мальчику Вите нужно было сделать тяжелый нравственный выбор. Что ... занимался, ребята росли невоспитанными, необразованными дикарями. Какой яркий диссонанс возникает у главного героя! С одной стороны есть бабушка – ... Леонтия ему было весело и беззаботно. Для главного героя признание друзьями оказалось важнее, чем уважение бабушки, ...
Художественно изображенное пребывание девочки в комнате, ее попытки остаться в своей камере и сохранить свою жизнь, и то, как она убивает кошку, вызывают глубокое сочувствие и переполнены кровавыми деталями.
Описывая картину семейного ужаса, писательница достигает целей: переносит на прочтение болезненной атмосферы, определяемой отражением современной общественной действительности «два в плюс два», видимо, всегда приносит в жизни истинное суммирование.
Критический анализ
Правда безжалостного отношения к жизни и человеческой дегуманизации в целом уступает место удивлению и узкому кругу человеческих эмоций. Рассказ показывает человеческий зоопарк, где животные одинаково жестоки к нам, и мы к ним.
Снова и снова обращаясь к нашей эмоциональной реакции, Л.Петрушевская дает нам уйти от убоиста и наблюдательности к импульсу родни героя.
Заключение
В конце рассказа, когда в квартире в которой закрыта девочка, случается трагическое событие, автор обращает наше внимание на то, что в верхней квартире также дошел до сильных стуков. Это символическая деталь общественной дегуманизации, результаты которой всегда могут дойти до потери смысла и направления.
Таким образом, рассказ Людмилы Петрушевской «Гигиена» является прекрасным инструментом анализа проблем общественной дегуманизации. Как раз представленный анализ сюжета доказывает наличие серьезных проблем в нынешнем обществе и показывает значимость необходимости жить так, чтобы не быть зверем.
Антиутопия Л. Петрушевской «Гигиена»
В антиутопии Л. Петрушевской «Гигиена» отмечается ослабление социальной линии в повествовании, где отсутствуют социальные мотивации, а развернутое изображение социальной системы отсутствует. Это сделано для того, чтобы подчеркнуть изменения, которые произошли в «человеческой природе». Писательница считает, что болезнь, поразившая мир, затронула не только общество, но и семьи и отдельных людей, из-за чего становится практически невозможным выживание.
Название рассказа ярко иронично по отношению к происходящим событиям. Описанные персонажи соблюдают правила гигиены в меру своих возможностей. Однако они не сохраняют такой важный элемент, как чистоту нравственную, и, несмотря на борьбу за жизнь и соблюдение гигиены, все они обречены на гибель.
Включение «времени после смерти» в антиутопии – отличительная черта произведения Л. Петрушевской. Автор предупреждает человечество о болезни, поразившей мир. Однако финальная сцена, где молодой человек находит почти живую девочку, может быть рассмотрена, как начало нового времени. Это может быть связано с библейским мотивом сотворения мира. Образ молодого человека может иметь черты Иисуса Христа, который ощущал своё призвание – помогать людям.
Мифологический образ кошки выполняет в произведении важную структурную роль. Кот несет в себе символ потусторонних сил, знания, смерти и зла. В рассказе Л. Петрушевской кошка невольно становится причиной страданий героев. Девочку закрывают в комнате после игры с кошкой.
Урок по рассказу Л. Петрушевской «Страна»
... рассказа. Стадия осмысления Мы будем читать текст с использованием метода КМЧЧП (чтение с остановками). Вот фрагмент 1: "Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком, ... поговорим о рассказе Л. Петрушевской "Страна". Как вы думаете, ... сочинения-рассуждения на одну из предложенных тем. Это позволит развить наше понимание одиночества и его влияние на нашу жизнь. В заключение, как сказал ...
В данном исследовании рассматривается роль кошки в рассказе, где она становится амбивалентным символом. Проанализировав события, связанные с появлением кошки в постели бабушки и дедушки, можно сделать вывод, что кошка играет важную роль в спасении девочки.
Когда бабушка с дедушкой обнаружили кошку в своей постели, они почувствовали, что их жизни находятся под угрозой. Они решили, что Николай, который принес кошку, должен быть наказан и обречен на смерть. Это указывает на то, что кошка в рассказе символизирует смерть, которая пришла в семью и дом.
Однако, вместе с тем, кошка спасает девочку. Если бы девочка осталась в комнате совсем одна, без живого существа, которое надо было кормить и заботиться о нем, она, возможно, умерла бы раньше. Таким образом, кошка также становится символом спасения в рассказе.
Услышав мяуканье, молодой человек решил заглянуть в квартиру. Именно кошка показала ему путь к девочке. Этот эпизод подчеркивает роль кошки в спасении девочки и поддержке ее жизни.
Таким образом, кошка в рассказе становится амбивалентным символом. Она не только символизирует смерть, которая пришла в семью и дом, но и символизирует спасение. Автор рассказа подчеркивает, что возможность спасения есть, если люди сумеют остаться людьми, проявить заботу и внимание к другим живым существам.