Для 7 класса по повести «Станционный смотритель»

Основная обязанность стационарного смотрителя — принимать лошадей от приезжающих людей и выдавать их им потом. А еще его работа — записывать все необходимые данные.

Начинается рассказ с того, что однажды к станции Вырина подъезжает гусар Минский. Влюблённый в дочь смотрителя, он, притворившись больным, остаётся у них в течение нескольких дней. Когда Минскому пришло время покидать станцию, гусар под предлогом отвезти Дуню (дочь Вырина) в церковь забирает её с собой в Петербург.

Самсон не дожидается своей кровинушки и отправляется на её поиски. Не найдя дочь в церкви, он понимает, что девушка уехала с Минским. Совсем разочарованный отец идёт к гусару, но тот отвечает, что Дуня останется с ним, так как они любят друг друга.

Автор доносит до читателя все страдания смотрителя

Не выдерживая горя и страданий, герой спивается и скоропостижно умирает. В конце повести Пушкин описывает, как Дуня с тремя детьми возвращается навестить отца, но узнаёт о его смерти. Убитая горем дочь идёт на кладбище и долго плачет над могилой. Конечно же, она понимает, насколько грешна перед отцом. Вероятно, чувство вины будет преследовать ее всю жизнь.

не бросил и не выгнал Дуню

Если говорить кратко, то несмотря на счастливый конец, из текста произведения видно, как автор делает акцент на том, что необходимо любить своих близких и по возможности сразу решать все разногласия.

Анализ произведения

В результате тщательного анализа и обдумывания повести Пушкина, а также некоторых отзывов критиков, можно понять, что мотивом произведения выступает, главным образом, разобщенность мыслей и действий близких людей. Финал произведения очень драматичен.

И, несмотря на то, что Дуня завуалирована под молодую женщину с детьми в описании повести, читатель без труда узнает ее, горюющую на могиле отца.

Каждый персонаж сложен и небезупречен. В результате такого явления, как сословная иерархия, случилась основная трагедия повести, так как богатый мужчина смог заполучить желаемую женщину себе, не спросив разрешения ее отца и даже выгнав его на улицу.

История создания

Однажды в «болдинскую осень», в то время, когда в окрестностях разразилась эпидемия холеры, Пушкин явился в родовое имение Болдино, дабы скорее разрешить все свои финансовые трудности. Но быстро разобраться с проблемой не удалось, и писатель задержался на целый сезон. Ему казалось, что время будет проходить долго, и пребывание окажется скучным. Но вдохновение настигло автора внезапно, и истории писались одна за другой.

38 стр., 18741 слов

Сочинения по произведению «Капитанская дочка» А. С. Пушкина

... Истории Пугачева». Пушкин художник в зрелом периоде своего творчества опирается на собственные исторические изыскания и труды, которые ставят его воображению строгие исторические границы и пределы. Над повестью «Капитанская дочка» Пушкин ... Повесть «Капитанская дочка» — одно из лучших произведений Александра Сергеевича Пушкина. Пушкин – мудрый спутник нашей жизни, а его повесть ... наказ отца, который ...

, в течение этого времени Александр Сергеевич написал три произведения:

  • 9 сентября была закончена повесть «Гробовщик».
  • 14 числа того же месяца — «Станционный смотритель».
  • 20 сентября — «Барышня-крестьянка».

Повесть «Станционный смотритель» оказала огромное влияние на творчество отечественных авторов.

Проблематика повести

Главной проблемой, которую можно проследить в «Станционном смотрителе», можно считать проблему отцов и детей. Не всегда нравы и воспитание молодых людей позволяют совершить такой поступок, который совершил богатый молодой гусар.

Тем не менее Дуня не могла ему противиться, ведь здесь выступает еще одна проблема повести – это разница в деяниях мужчин и женщин. Некая бесправность вторых четко прослеживается в «Станционном смотрителе».

Третьей основной проблемой можно назвать иерархию и разницу в состоянии и происхождении людей. Тот, кто богаче и состоятельнее, позволяет вести себя более откровенно и агрессивно, считая, что ему доступно многое.

Образ героев , Основными чертами его характера являются:

  • терпение;
  • нерешительность, связанная со смирением;
  • трусость.

Мужчина работает не покладая рук, сносит любую непогоду, Главному герою около 50 лет, он достаточно бодр и свеж для своих годов

Герой смирился со всем, что происходит вокруг. Его жизнь протекает в крохотном уголке земли. Он знает своё место и не хочет никому перечить, боится нарваться на конфликт с приезжими, которые и без того относятся к нему как к собаке. Самсон абстрагирован от целого мира, живёт лишь своей тихой убогой жизнью. После того как дочь его покинула, он развесил на стенах картины, на которых была изображена история блудного сына. Они являются для героя неким символом того, что Дуня, оставившая отца, в скором времени вернется.

Единственной отдушиной в тяжёлой жизни человека была его дочь.

Дуня — девушка, обладающая необычайной красотой, умница, помощница, одним своим видом могла успокоить разъярённых приезжих, которые при виде её, будто по команде, становились смиреннее и начинали вежливо вести беседу.

Она является полной противоположностью отца

Ротмистр Минский представляет из себя складного молодого человека с «чёрными усиками», коварного и высокомерного. Временами он бывает заносчив и груб, ссылаясь на гусарскую честь.

Собственным недостойным отношением к «маленьким людям» он подчёркивает свой особый статус в обществе, ставит себя выше других, притворяется умнее, сильнее, богаче.

Полезные

Конспект урока. Проблема «отцов» и «детей» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

Урок литературы в 7 классе

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-proizvedeniyu-stantsionnyiy-smotritel/

3 стр., 1176 слов

Самсон Вырин в повести Станционный смотритель (Образ и характеристика)

... Но то, что произошла с его дочерью заставило добродушного станционного смотрителя разлюбить жизнь и опуститься на самое дно. 6 класс. 7 класс ` Самсон Вырин в повести Станционный смотритель Популярные сочинения ... в повести Пушкина показана трудолюбивой, но легкомысленно девушкой, а Вырин—хорошим и очень любящим отцом. Образ героя Вырину отведена сложная роль. Ведь он станционный смотритель, эту ...

Учитель: Рузанова Галина Валерьевна

Тема урока: Проблема «отцов» и «детей» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Цели и задачи урока: 1. В процессе анализа урока выяснить, какими нравственными ценностями должен обладать человек, как складываются отношения между отцом и дочерью, Самсоном Выриным и Дуней и какие должны быть взаимоотношения родителей и детей в семье? 2. Сопоставить евангельскую притчу о “блудном сыне” с пушкинской историей. 3. Совершенствовать навыки проблемного сопоставительного анализа текстов. 4. Воспитывать почитание и уважение к родителям, умение признавать свои ошибки и прощать других, формирование понятий «ошибка», «раскаяние», способности признания своих ошибок; применение в повседневной жизни полученных на уроке знаний о взаимоотношениях родителей и детей. Эпиграф: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле». Ход урока Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Рада видеть вас на нашем уроке. Давайте улыбнёмся друг другу. Мне приятно видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. — Прочитайте слова, записанные на доске. Это эпиграф нашего урока. — Как вы понимаете эти слова? — Что значит почитать родителей? (Любить, уважать, не оскорблять ни словами, ни поступками, помогать им, слушаться их, заботиться о них, а также молиться за них Богу).

За это Бог обещает благополучную и долгую жизнь).

А теперь обратимся к карточкам. Перед вами традиционное японское жилище, окна в котором сделаны из бумаги, и традиционное японское стихотворение – хокку, написанное в 18 веке японской поэтессой Тиё.

Вспоминаю умершего ребенка

Больше некому стало Делать дырки в бумаге окон. Но как холодно в доме! — Скажите, о чём это стихотворение? -Кто будет шалить, протыкая пальчиками дырки в окнах? — Странно, почему же, когда окна целы, стало вдруг очень холодно? (С ребёнком что-то случилось, его нет в доме по какой-то причине, дом опустел. Мир дома наполняется светом, радостью и особым теплом, когда звучит детский лепет или смех. И наоборот, отсутствие в доме ребёнка вызывает ощущение пустоты).

— Как слова эпиграфа и японского стихотворения связаны с повестью А.С.Пушкина? Главная героиня Дуня уехала из дома с Минским, оказала непочтение, и в доме её отца и в его душе стало холодно, её исчезновение привело к трагедии. Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Проблема «отцов» и «детей в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»». — Запишите тему урока. — Что такое проблема? Проблема – сложный вопрос, требующий исследования, разрешения. — Что такое нравственность? Духовные качества человека, нормы, определяющие поведение человека, его поступки. Есть поступки, которые с точки зрения закона ненаказуемые, но есть и другой закон, закон совести. — А теперь подумайте и скажите, что мы должны на сегодняшнем уроке выяснить? Какова цель нашего урока? Одну проблему мы уже с вами затронули, когда говорили о японском стихотворении. — Какую? Это проблема отношения детей и родителей Запишем её в тетрадь. Произведение называется «Станционный смотритель». — Как вы понимаете смысл названия? — Что такое станция во времена Пушкина? Станция – это место, где останавливались проезжающие, чтобы сменить лошадей. -Кого называли смотрителями? Смотритель – начальник почтовой станции, коллежский регистратор. — Зачитайте, что об этой должности говорит автор? «Сущий мученик 14 класса, ограждённый своим чинно токмо от побоев, и то не всегда». таблица с табелем о рангах. Почему автор называет станционного смотрителя «сущим мучеником»? Таким образом, станционный смотритель – это чиновник самого низшего класса, которого каждый может обидеть и унизить, некому защитить такого человека, к унижению и издевательствам он привык. Главный герой — станционный смотритель, Самсон Вырин маленький, бессильный человек, никто его не послушает и не услышит. Я назвала Самсона Вырина «маленьким» человеком. — В каком значении употреблено это слово? — Какую ещё проблему поднимает А.С.Пушкин в своём произведении? Проблема отношений чинов, низших и высших, проблема отношений сильных и слабых мира сего, проблема «маленького» человека. (записать в тетрадь) А.С.Пушкин первым в русской литературе понял проблему «маленького» человека, которую продолжил Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский и другие русские писатели. Но первым это сделал А.С.Пушкин. Он первым в русской литературе сделал главным героем человека совсем обыкновенного, чиновника низшего класса сумел вызвать сочувствие читателя к нему. Маленький человек – это герой литературного произведения, который относится к среднему или низшему социальному строю, но обладает часто высокими душевными и духовными качествами. Вот так выглядел дом станционного смотрителя, стоящий у дороги, с покривившимся плетнём, убогими воротами, и вокруг – пустота, ни души, ни усадьбы. Только открытый со всех сторон горизонт и небо. Итак, именно на такой станции оказался рассказчик, молодой человек, Иван Петрович Белкин, от чьего лица ведётся повествование. — Каким он увидел Самсона Вырина? Это человек лет пятидесяти, свежий и бодрый, в длинном зелёном сертуке с тремя медалями на полинялых лентах. Его взгляд сразу падает на Дуню, дочку станционного смотрителя. Расскажите, какое впечатление производит на гостя девушка? — В каких словах выражается это отношение? Путешественника поразила красота 14-летней девочки, он замечает в её поведении самолюбование, стремление понравиться гостю: он даже называет её «маленькой кокеткой». Дуня ведёт себя с гостем без робости и даже позволила поцеловать себя на прощание. — Как смотритель относится к дочке? С любовью, он гордится ею. «Такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать» — Несомненно, рассказчик — человек добрый, искренний, внимательный. Он обращает внимание на обстановку комнаты, где живут эти добрые люди. — Что он увидел? Гостя умиляет обстановка этого небогатого, но очень милого, ухоженного жилища, горшки с бальзамином, кровать с пёстрой занавеской, и конечно же, картинки на стенах, изображавшие историю о блудном сыне. — Посмотрите сноску в учебнике. Что это за история? На востоке в древности возник жанр притчи. -Что же такое притча? Притча — маленькая нра¬воучительная история вроде басни, но без морали, без прямого поучения. Мораль каж¬дый должен извлечь из нее сам. Давайте еще раз вспомним содержание притчи о блудном сыне (пересказ) — Подумаем, почему эта притча получила такое название. Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сначала к лексическому значению слова “блудный”. Это прилагательное образовано от глагола “блудить”, который имеет два значения: 1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить. — Итак, в слове “блудный” соединились прямое значение глагола “блуждать” — скитаться, сбившись с пути, — и переносное: потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути, то есть совершить ошибку. — Так почему притча получила такое название? В ней рассказывается о блудном сыне – молодом человеке, сбившемся с пути истинного, блуждающем в нравственных потемках. — Как вы думаете, почему рассказчик так подробно описал сюжет этих картинок о бес¬покойном юноше, познавшем печаль и раскаяние и вернувшемся к отцу после долгого скитания? Эти картинки словно намекают на будущую историю «блудной дочери», Дуни. А «почтенный старик в колпаке и шлафроке» напоминает самого смотрителя. — В повести рассказчик трижды навещает почтовую станцию. Первый и второй приезды заключают в себе немало общего. Почти все, как в первый приезд? Как вы считаете? Нет. Нет Дуни, на окнах не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и небрежение. — А сам смотритель остался прежним или изменился? Он постарел. Седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина, хилый старик. — В чём причина такой перемены? Расскажите, что случилось с Дуней? На станцию прибыл молодой офицер, который очень спешил и гневался, что долго не подают лошадей, но, увидев Дуню, смягчился и даже остался ужинать. Когда же лошади прибыли, офицер внезапно почувствовал сильное недомогание. Приехавший лекарь нашёл у него горячку и прописал полный покой. На третий день офицер был уже здоров и собрался уезжать. День был воскресный, и он предложил Дуне довезти ее до церкви. Отец позволил дочери поехать, не предполагая ничего худого, но все же им овладело беспокойство, и он побежал к церкви. Обедня уже кончилась, молящие расходились, а из слов дьячка смотритель узнал, что Дуни в церкви не было. Вернувшийся вечером ямщик, вёзший офицера, сообщил, что Дуня отправилась с ним до следующей станции. Смотритель понял, что болезнь офицера была притворной, и сам слёг в сильной горячке. — Как смотритель начинает бороться за свою дочь? «Едва оправясь от болезни, смотритель выпросил у почтмейстера отпуск на два месяца и, не сказав никому ни слова о своем намерении, пешком отправился за своею дочерью». -Что происходит в Петербурге? Дуня стала богатой барыней, но от этого жизнь ее отца стала еще несчастнее. Отца не пустили даже на порог. Бедняк не просто остался бедняком — оскорбили и растоптали его человеческое достоинство. Он по-прежнему остался в стане бесправных бедняков, и тягаться ему с сильными мира сего бесполезно. -Почему смотритель так переживает за Дуню, ведь она живет в роскоши и богатстве? Всяко случается. Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы… — А третий и последний раз рассказчик приезжает на станцию осенью, «на закате». Понаблюдайте за деталями этого осеннего пейзажа. Прочитаем этот отрывок. Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев. Я приехал в село при закате солнца и остановился у почтового домика. — Что о судьбе смотрителя и Дуни узнает в свой третий приезд Белкин? Старый смотритель с год как помер, что в доме его поселился пивовар с женой. Белкин идёт на кладбище. — Какое впечатление производит на него кладбище? Голое место, ничем не огражденное, усеянное деревянными крестами, не осененными ни единым деревцом. Отроду не видал я такого печального кладбища. Всё это произвело на него удручающее впечатление. Хозяйский мальчик, провожающий его на кладбище, рассказал о «прекрасной богатой барыне», приехавшей однажды в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной моською… — Как вы думаете, кто эта барышня? — Почему вы так решили? А я было вызвался довести ее. А барыня сказала: «Я сама дорогу знаю». — Как вы думаете, что заставляет Дуню приехать к отцу? К Дуне пришло позднее раскаяние. Но она застала только могилу отца. Да, она стала богатой, у неё трое маленьких детей, но отец потерял её любовь навсегда, а вместе с этой любовью утратил и надежду на саму жизнь. Давайте сопоставим историю блудного сына и историю Дуни, опираясь на примерные вопросы. Слайд 1)Как герой (героиня) покидает родительский дом? 2)Ищут ли его (её)? 3)Как живет он (она) вдали от дома? 4)Происходит ли возвращение домой? 5)Произошло ли раскаяние? Притча История Дуни 1.Блудный сын добровольно уходит из дома, чтобы жить самостоятельно. 1. С разрешения отца уезжает из дома, не предполагая, что расстаётся с отцом навсегда. 2. Никто не ищет его. 2. Отец разыскивает дочь в Петербурге, чтобы вернуть домой. Дуня не желает, чтобы её нашли. 3. Ведёт разгульный образ жизни. 3. Дуня живёт в Петербурге в роскоши и богатстве. 4. Сын, голодный и нищий, возвращается домой. 4. Авдотья Самсоновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо. 5. Он осознал свой грех, раскаялся в содеянном 5. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца. -Похожи ли эти истории? И да, и нет! Обратите внимание, жизнь Выриных – это зеркальное, перевёрнутое изображение евангельского сюжета. Эпизод фильма. Приезд Дуни. — Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная и разбогатевшая? — Почему? Блудный сын вовремя опомнился, осознал грех, покаялся и вернулся к отцу, а Дуня не успела попросить прощение у родного человека. Теперь ей всю жизнь придётся жить с чувством вины перед отцом. Дуня поздно раскаялась, не смогла сдержать слёз на кладбище, «призвала попа», добрая барышня одарила «рыжего и кривого мальчишку серебряным пятаком». Есть в ней и сострадание, и доброта, и умение каяться, признавать свои ошибки. — Какую ещё проблему поднимает в своей повести А.С.Пушкин? Проблему ответственности за свои поступки. Если человек осознал свою вину. Его с радостью надо простить, а тот, кто чувствует, что он не прав или виноват, обязательно должен признать свою вину, покаяться. Действительно ли эта тема актуальна и сегодня? Какими примерами из жизни мы можем это подтвердить? Много одиноких пожилых людей, забытых своими детьми, брошенных. СЛАЙД. — Расставание детей и родителей неизбежно. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием. Разрушение связей с отчим домом и разрушение самого дома – это уничтожение корней человека, его истоков, а значит, его самого. В роли блудного сына или дочери может оказаться любой из нас. Что нужно сделать, чтобы с нами такого не произошло? Важно уметь говорить и показывать своим родителям, что мы их любим. Важно вовремя просить у них прощения за обиды, нанесенные им, потому что возможность сказать: “Прости меня” может больше не представиться. Вспомните, как вы относитесь к своим родителям, говорите ли им, что любите, просите ли прощения. И тогда в будущем лица ваших родителей никогда не попадут в презентацию на урок об одиноких людях, об одиночестве. Итак, какие же проблемы поднимает автор в своём произведении? Рефлексия. Продолжите предложения. Урок заставил меня задуматься…. Я понял(а), что…… После этого урока мне захотелось…… Домашнее задание 1) Написать поучение для ровесников «Как нужно относиться к своим родителям?» или 2) Написать рассказ – предположение « Как сложилась дальнейшая жизнь Дуни?» или 3) Написать сочинение «Поступок, о котором я сожалею».

10 стр., 4572 слов

Тема «маленького человека» в пьесе Островского «Бесприданница»

... – это картинный жест, поза маленького человека, самоутверждающегося в обладании женщиной, которая ему «не ... сочинения Трагедия героини «Бесприданницы» Действие драмы происходит в волжском городе Бряхимове. И в ... «Ночи на Волге». Главная тема произведения – описание конфликта, возникшего ... в пьесе «Гроза» Конфликт — это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях. В ...

12 стр., 5895 слов

Тема Дома, семьи в рассказе «Судьба человека. : Любовь к семье ...

... Это рассказ в рассказе. Кроме того, можно говорить о двух «планах» повествования: голосе героя и голосе автора. Повествователь становится здесь слушателем, в то время как центральное место в «Судьбе человека» отведено рассказу ... выжить. Ведь и защищал-то он семью, дом, родину. Не случайно место уничтоженной семьи в сердце Андрея Соколова занимает маленький Ванюшка, тем самым герой будто снимает с ...

7 стр., 3243 слов

Благодарность – одно из лучших нравственных качеств человека

... мы нуждаемся в общении и мы тем самым благодарим человека за то, что он живет на Земле и за то, что судьба свела вас вместе. Сочинение ученицы 9 «Б» класса МБОУ Гимназии № 2, г. ... Учась в музыкальной школе, я столкнулась с удивительным человеком — Галиной Николаевной. Я бесконечно благодарна ей за его труд, терпение и любовь к своему делу. Благодаря Галине Николаевне я закончила музыкальную школу, ...

3 стр., 1414 слов

Рассуждение о поступках людей

... сочинение-рассуждение о поступках людей( по тексту). Дать им оценку. Придумать название. Дополнительный материал к уроку. Чем большую ответственность человек берет на себя, тем он выше и больше. Совесть человека в его ... пригодится в работе над сочинением? А что нам нужно собрать? (аргументы) УІІ. Работа в группах Задание: дома вы подбирали афоризмы о человеке, его взаимоотношении с окружающим миром, ...

Значение повести

В своем произведении Александр Сергеевич описывает, какой нечестной, полной горечи и страданий бывает жизнь простых людей.

Их унижают, над ними насмехаются. Автор сочувствует главному герою, жалеет его. Обладая состраданием, Пушкин пытается донести до читателя мысль о том, что, несмотря на звание человека, его нужно уважать. Чин не должен влиять на отношение к людям, ведь главное, чтобы они обладали искренностью, добротой и честностью.

В пушкинские времена главной ценностью являлось положение в обществе. Чин превосходил любые положительные духовные качества человека.

Даже самая подлая личность, имеющая высокий статус, становилась авторитетом. Деньги закрывали глаза остальных людей на пороки богачей.

Характеристика произведения

В девятнадцатом веке профессия «станционный смотритель» была такой же незначительной и вызывавшей долю иронии со стороны людей, как, например, сейчас сторож или кондуктор. Повесть учит ценить всякий труд. Автор показывает, что любая работа бывает полезной и имеющей смысл для людей. Роль Самсона Вырина — показать людям, какая может быть тяжёлая судьба у сотрудника низшего чина, терпящего унижения со стороны посторонних людей.

смотритель — это символ всех простейших должностей

Главные герои и их характеристика

станционного смотрителя,

Самсона Вырина

  • Однако и остальные персонажи также важны, как и он. Ведь без них не было бы подано основной идеи повествования.

Дочка Вырина – Дуня

  • Покладистая и мирная, хозяйственная молодая девушка. Следит за станционным домом, ведет хозяйство, любит своего отца и старается не перечить ему.

Минский Ротмистр

  • офицер, который увез Дуню в другой город, далеко от ее родного края, жилища. Несмотря на ее переживания и душевные терзания ее отца, посчитал правильным забрать ее с собой, полагая, что в Петербурге им будет хорошо вместе.