В этот день РАПП гудел как опрокинутый улей. Неспокойно было и в резиденции главного бортника — Иосиф Сталин, нервно попыхивая трубкой, носился по своему кабинету. В своих руках он ожесточенно мял свежий номер журнала “Красная новь”, в котором только что прочел произведение Андрея Платонова.
Как известно, для вождя всегда существовала одна истина, одна “генеральная линия” или “столбовая дорога” и нестерпимы были никакие альтернативы, уклоны, а тем более оппозиции. Действие в повести “Впрок (Бедняцкая хроника)” разворачивалось сразу же после публикации знаменитой сталинской статьи на темы колхозного движения — “Головокружение от успехов”, в марте 1930 г. В новой платоновской повести он прочитал не только “сомнения в политике коллективизации”, но и прямую полемику со своей статьей. Следует отметить, что за год до случившегося, в сентябрьском журнале “Октябрь” вышел не менее “идеологически двусмысленный” рассказ Платонова “Усомнившийся Макар”. Этих двух серьезных выпадов было достаточно, чтобы начать крупномасштабную политическую кампанию против писателя.
* * *
Вернейший способ наскучить —
это сказать все.
И.С. Тургенев
Если я буду когда-нибудь писать
истинный ад, то откажусь от благоду
шных предрассудков и за
образец возьму ленинское царство.
Л.Н. Андреев
Повесть А. Платонова “Котлован” впервые была опубликована в журнале “Новый мир”(1987, №6).
Произведение относится к той возвращенной литературе, о которой читатель постепенно начал узнавать только с середины 80-х годов прошлого века. Оно принадлежит к страницам отечественной словесности, которые и после классики XIX века снова удивили мир, заставив его вздрогнуть и растеряться перед лицом русской литературы.
“ Магический кристалл” платоновского зрения сегодня доступен, но не разгадан: оказалось, что загадку этого литератора не решить одним махом, что осваивать его “космос” и тайнопись придется с тщательной постепенностью.
Если основной принцип литературной техники А.П. Чехова — краткость и лаконичность, то для Платонова это странная способность находить наивернейшие слова, покрывая лексику загадочной глубиной смысла.
Взаимоотношение отцов и детей в ХIХ веке по произведениям И. ...
... отцов и детей в ХIХ веке является влияние воспитания на становление личности человека. Ярким примером этого является роман И. А. Гончарова "Обломов", а конкретнее глава "Сон Обломова". Во всём произведении ... лишь отношение людей "века минувшего" к интересам, вкусам "века нынешнего". Раньше не было лучше, раньше было по другому, поэтому конфликт во взаимоотношениях отцов и детей вечный. Но, к счастью, ...
Создавая образы своих героев, автор оставляет их безликими, и в целом тексте нет ни одной портретной характеристики; парадокс, но… — самих лиц нет, а есть их выражение, подчеркивающее характер человека или отсутствие оного характера. “Муж и жена со страхом совести, скрытой за злобностью лиц, глядели на свидетеля”, “… семья ждала, пока он уйдет, и держала свое зло в запасе”.
Секундочку!… Но ведь этот прием писателя подводит нас к творчеству художника Казимира Малевича. Малевич использовал такую же технику в конце 1920 — начале 1930-х годов. Распознать безобъемные фигуры на его полотнах еще возможно — по деталям русского национального костюма (поясок, сарафан и т. д.).
Вот, допустим — крестьянка. Вот — крестьяне. Однако, позвольте, а где их лица??
“ Был один рыжий человек, у которого не было глаз и ушей. У него не было и волос, так что рыжим его называли условно.
Говорить он не мог, так как у него не было рта. Носа тоже у него не было…. Ничего не было! Так что не понятно о ком идет речь.
Уж лучше мы о нем не будем больше говорить.”
На полотнах вместо голов — одни белесые яйцевидные болванки. То ли люди, то ли, извиняюсь, куклы. Итак, Андрей Платонов и Казимир Малевич “создают” свой особый ТЕАТР русской культуры 20-30-х гг. Здесь по сцене плавно движутся куклы. Те самые куклы, которых из различного тряпья и чулок в русских деревнях собирали дети. (Однако богобоязненные бабки и мамки всегда запрещали детям рисовать черты лица. ”Это божья забота, а не твоя — близко посадить глаза или нет, или дать брови в разлет”, — говорили они).
* * *
Колхоз имени “Генеральной Линии” в “Котловане” — это примерно то же самое, что Интеграл имени Благодетеля в замятинском “Мы”. Между тем, никто не знает, кто такой мудрый благодетель и каков он. Генеральная линия партии — то же: никто не знает, какой она будет завтра, какой должна быть. И там, и тут слепое поклонение некой абстракции, геометрии не чувствующих себя людьми существ. Великолепные образы! “Вертикаль”, ”интеграл”, “линия”, “уклон”. Великолепные политики-геометры! Что так и хочется вспомнить Хармса — диалог Математика и Андрея Семеновича:
Математик
(вынимая из головы шар):
Я вынул из головы шар.
Я вынул из головы шар.
Я вынул из головы шар.
Я вынул из головы шар.
Андрей Семенович:
Положь его обратно.
Положь его обратно.
Положь его обратно.
Положь его обратно.
Слепая вера, подобие новой религии, этатизм — преклонение перед государством, как в “Мы”; марксизм-ленинизм как в повести “Котлован”: в обоих случаях подчинение людей, народа, массы высшей силе — сверхличной, иррациональной.
Образ мечтателя в повести Белые ночи Достоевского
... к сочинению Образ мечтателя в повести Белые ночи Популярные сегодня темы Главными героями ... повести Белые ночи Белые ночи это самое лирическое и сентиментальное произведение автора. В нем рассказывается о ... главного героя показал портрет множества людей что убегают от реальности в искушающие небылицы. В мечтах есть все что пожелаешь, радость, веселье и яркие воспоминания придуманные в голове. Повесть ...
Художественной своеобразие повести Андрея Платонова заключается в сложнейшей архитектонике произведения, навеянной тактами действительности. Работа Платонова над созданием чернового варианта была подобна труду скульптора, который берет массив камня и отсекает лишнее (первоначальный текст, по оценкам текстологов, был сокращен как минимум в три раза).
Две половины повести “котлованная” и “деревенская” недостаточно скреплены между собой, и то и дело распадаются. Основное стержневое различие между ними — оппозиция “город-деревня”. Их противостояние задается как будто не самим автором, но требованиями доктрины, которой подчинены вершители котлованной истории. Город и деревня связаны в поэтике “Котлована” с противоположными рядами устойчивых мотивов: город — свет, беспредельность, будущее, деревня — тьма (или полумрак), плетень (предел, граница), прошлое. Переход от города к деревне — не просто изменение места действия, но и новый круг проблем, начало новых сюжетных коллизий.
Котлован начинается и разворачивается как путешествие. Нарастание обреченности, концентрация мук и кар является внутренней связью, которой подчинена последовательность сюжетных кругов. По ним читатель проходит вместе с Вощевым.
В христианской культуре тридцатилетие героя есть знак подведения им жизненных итогов, обретение нового духовного качества личности, часто — обращение к новой общественно значимой деятельности. Мотив тридцатилетия, появляясь в самом начале произведения и выступая в составе его сюжетной завязки, определенно отсылает к первой терцине “Божественной комедии” Данте:
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в призрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины
За строками Данте стоят слова пророка Исайи: ”Я сказал в себе: в преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней” (Ис. 38:10), которые безусловно знал, и на которые безусловно опирался великий поэт средневековья.
Итак, параллелизм заглавий: ”Котлован — Ад” (при том, что ад у Данте — гигантская воронка в теле Земли), дискретность текста, который организован как цепь эпизодов, составляющих в своей совокупности “путешествие по кругам”; и, наконец, указание на особый преломный возраст героя: 30 лет — говорят о том, что Платонов сознательно ориентировал свое произведение на идейно-эстетический опыт “Божественной комедии”.
У Данте грешники располагаются в девяти кругах ада тем ниже, чем ближе к дьяволу, чем тяжелее их вина. В мире, который изображает Платонов — три круга: пивная — дом шоссейного надзирателя — кузница. Но здесь господствует представление о каре, следующее не за грехи, т.е. не за нарушение морального закона, а за классовую принадлежность.
Аналитика произведения Платона «Апология Сократа»
... ru.wikipedia.org/wiki/Апология_(Платон) Платон Платон (Аристокл) (примерно 428 - 348 до н.э.) - древнегреческий философ. платон апология сократ Родился Платон в ... сочинений Платона было составлено Аристофаном Византийским в 3 веке до н.э. Он же расположил произведения трилогиями. Философия Платона ... Обвинительная речь, по словам Сократа, оклеветала его. Несмотря на свою простую речь, Сократ требует ...
Особенно резко эта градация прослеживается во второй части повести, когда выявленных и утвержденных официальным порядком кулаков сплавляют вниз по течению реки. Впрочем, картина страданий крестьян как раскулачиваемых, так и оставленных для колхоза, равносильно трагична.
Искомого Царствия Земного героями повести так и не будет найдено. В космосе Данте за Адом и Чистилищем следует Рай. В повести Платонова две части: котлован (Ад) и деревня (Чистилище).
Далее же следует резкий обрыв…
Развязка композиции — смерть и погребение девочки Насти. Предвестием неожиданного финала является эпизод с гробами, которые Чиклин припас для Насти: один для жилья (“постель на будущее время, когда она станет спать без его живота”), другой — “для игрушек и всякого детского хозяйства” (“Красный уголок”).
Котлован как пропасть, как “смерть без надежды на спасение” (пропа
И все же, в очерке “В поисках будущего” Андрей Платонов задает иную тональность заключительной философской мысли своего произведения. “В природе было хорошо, но как-то тревожно. Очевидно, весна есть эпоха трудностей и для живого мира. Быть может, ежегодно растения и звери тратят на свое создание и обновление столько же сил, сколько людям потребно на устройство социализма. Но ведь природа все же устраивается однажды в год, значит и мы сумеем устроиться раз в век”.
А.Данилов