Аналитика произведения Платона «Апология Сократа»

Контрольная работа

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА

________________________________________________________________

ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Философия»

(Котляровская Анастасия Андреевна)

2 курс , 203 группа

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО КУРСУ

«ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ»

ПО ТЕКСТУ АРИСТОКЛА «АПОЛОГИЯ СОКРАТА»

МОСКВА ( 2014 )

Аннотация:

Апология Сократа — произведение Платона, содержащее его версию речи, произнесенной Сократом в 399 году до н. э. в свою защиту против выдвинутых ему обвинений. Большинство историков признают текст внушающим доверие источником об обстоятельствах суда над Сократом. В частности, из «Апологии» становятся известны детали обвинения, имена и общественное положение обвинителей (Мелет, Анит, Ликон), и другие подробности. Апология — первый сохранившийся текст Платона, написанный вскоре после суда (в 397 или 396 гг.).

В центре «Апологии Сократа» проблема несовместимости индивидуальной добродетели и существующего государственного устройства.

Источник: ru.wikipedia.org/wiki/Апология_(Платон)

Платон

Платон (Аристокл) (примерно 428 — 348 до н.э.) — древнегреческий философ. платон апология сократ

Родился Платон в семье с аристократическими корнями. После знакомства с Сократом принял его учение. Затем в биографии Платона состоялось несколько путешествий: в Мегарц, Кирену, Египет, Италию, Афины. Именно в Афинах Платоном была основана собственная академия.

Свои сочинения философ излагал в форме диалогов. Впервые собрание сочинений Платона было составлено Аристофаном Византийским в 3 веке до н.э. Он же расположил произведения трилогиями.

Философия Платона получила наибольшее выражение в учении о познании, а также политико-правовом направлении. Теория познания у Платона базируется на двух способах обретения знаний — посредством ощущений (вера, уподобление) и умом.

В своем труде «Государство» философ описывает политическую утопию. Также в своей биографии Платон рассматривал различные виды правления, представленные тимократией, олигархией, демократией, тиранией. Следующий труд «Законы» также был посвящен утопическому государству. Целиком изучить наследие философа удалось лишь в 15 веке, когда его работы были переведены с греческого. Источник: http://all-biography.ru/alpha/p/platon-plato

Сократ

6 стр., 2808 слов

Философия в понимании Сократа

... устной беседы в форме своеобразного спора. Мысли Сократа изложены его учеником Платоном в знаменитых диалогах «Горгий», «Софист», «Федр», центральным персонажем которых является Сократ. Например, теория красноречия изложена Платоном в диалоге «Федр», в котором представлена беседа философа Сократа с ...

Сократ (469 — 399 до нашей эры) — великий греческий мыслитель. Сам Сократ ничего не написал, поэтому о его взглядах мы можем судить только на основании их отражений в сочинениях других греческих философов (главным образом в книгах его гениального ученика Платона).

Центр тяжести философских размышлений Сократа заключался в стремлении твердо обосновать этические понятия (добродетели, справедливости, честности и т.д.).

К возможности разрешить метафизические вопросы о начале и сущности мироздания он относился скептически. Характерной особенностью философского исследования Сократа был его метод, заключавшийся в том, что, развивая свои взгляды в устной беседе, он не излагал их систематически, а ставил вопросы своим собеседникам, пробуждая в них активную работу мысли и получая правильный вывод в результате цепи положений и возражений. Сократ был присужден к смертной казни афинскими судьями за неверие в отечественных богов и введение новых божеств. За новое божество был сочтен тот «демон», о котором часто говорил Сократ, разумея под ним внутренний голос совести, предостерегающий человека от дурных поступков. Источник: dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/167191/сократ

Основные понятия, их характеристики

Вопросы к тексту

Размышления и комментарии

Аналогии и ассоциации с будущей профессией

1

2

3

4

Красноречие

«… речи с разнаряженной, украшенной, как у этих людей, изысканными выражениями…» (Сократ)

— Дар хорошо и красиво говорить. (Словарь Ожегова)

Оратор — Тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия. (Словарь Ожегова)

1. Как будет говорить Сократ, защищая себя? (простыми словами и выражениями, «… какими привык говорить и на площади у меняльных лавок , где многие из вас слыхали меня, и в других местах…»)

2. Почему Сократ говорит таким языком? («… в первый раз пришел я теперь в суд, будучи семидесяти лет от роду ; так ведь здешний-то язык просто оказывается для меня чужим, и как вы извинили бы меня, если бы я, будучи в самом деле чужеземцем, говорил на том языке и тем складом речи, к которым привык с детства…»)

3. Какое обвинение в свой адрес Сократ считает обвинением «страшных обвинителей»? («…некий Сократ, мудрый муж, который испытует и исследует все, что над землею, и все, что под землею , и выдает ложь за правду.c Вот эти-то люди, о мужи афиняне, пустившие эту молву, и суть страшные мои обвинители, потому что слушающие их думают, что тот, кто исследует подобные вещи, тот и богов не признает…»)

4. Как делит своих обвинителей Сократ? («… одни — обвинившие меня теперь, а другие — давнишние, о которых я сейчас говорил…»)

5. Против кого первого защищается Сократ? И почему? (… сначала я должен защищаться против давнишних, потому что и они обвиняли меня перед вами раньше и гораздо больше, чем теперешние…)

6. «В каких именно выражениях клеветали на меня клеветники?» («… Сократ преступает закон, тщетно испытуя то, что под землею, и то, что в небесах, с выдавая ложь за правду и других научая тому же…» )

Сократ говорит, что его ложно обвинили в красноречии, и оратором его можно назвать только в том случае , если под искусством красноречия подразумевается говорить правду. Обвинительная речь, по словам Сократа, оклеветала его. Несмотря на свою простую речь, Сократ требует судей прислушаться именно к тому, что он говорит правду, и это будет справедливо. Сократ возмущен главным обвинением, которое существовало в его сторону еще до нынешних обвинителей. Сократ говорит о том, что все обвинения в его адрес не справедливы, так как он не говорил о тех вещах, о которых говорится в речах его обвинителей.

Параллель с курсом ОПР:Платоном разрабатовался такой инструментарий в теории принятия решений, как концептуализация.

Когда мы рассматривали тему «Вопросы в ВОП» рассматривая навигационную функцию, мы вспомнили о Сократе в диалогах Платона.

Мудрость

— Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. (Словарь Ожегова)

Изречение Бога.

— «А на самом деле, о мужи, мудрым-то оказывается бог, и этим изречением он желает сказать, что человеческая мудрость стоит немногого или вовсе ничего не стоит, и, кажется, при этом он не имеет в виду именно Сократа, bа пользуется моим именем для примера, все равно как если бы он говорил, что из вас, о люди, мудрейший тот, кто, подобно Сократу, знает, что ничего-то по правде не стоит его мудрость.»

7. За что Сократ получил такую «известность»? («. Эту известность, о мужи афиняне, получил я не иным путем, как благодаря некоторой мудрости.»)

8. Какая же это мудрость? (« Да уж, должно быть, человеческая мудрость.»)

9. Кто засвидетельствовал мудрость Сократа? (Херефонт, после смерти Херефонта — его брат)

10. Почему Сократ думает, что он умнее государственного мужа, к которому он пришел? («… потому что мы с ним, пожалуй, оба ничего в совершенстве не знаем, но он, не зная, думает, что что-то знает, а я коли уж не знаю, то и не думаю, что знаю. На такую-то малость, думается мне, я буду мудрее, чем он, раз я, не зная чего-то, и не воображаю, что знаю эту вещь…»)

11. Кого Сократ счел умнее себя? (ремесленников)

12. Почему ремесленники мудрее Сократа? ( «…в самом деле, они знали то, чего я не знал, и этим были мудрее меня…»)

13. Но чем грешили ремесленники? («…оттого, что они хорошо владели искусством, каждый считал себя самым мудрым также и относительно прочего, самого важного,e и эта ошибка заслоняла собою ту мудрость, какая у них была…»)

14. «…что бы я для себя предпочел, оставаться ли мне так, как есть, не будущий ни мудрым их мудростью, ни невежественным их невежеством, или, как они, быть и тем и другим?…»(Сократ)

(«… И я отвечал самому себе и оракулу, что для меня выгоднее оставаться как есть…»)

15. Почему Сократа обвинили в развращении молодежи?(«…сыновья самых богатых граждан, рады бывают послушать, как я испытываю людей, и часто подражают мне сами, принимаясь пытать других; ну и я полагаю, что они находят многое множество таких, которые думают, что они что-то знают, а на деле ничего не знают или знают одни пустяки. От этого те, кого они испытывают, сердятся не на самих себя, а на меня и говорят, что есть какой-то Сократ, негоднейший человек, который развращает молодых людей…»)

16. Причина обвинений, по мнению Сократа?(« А когда спросят их, что он делает и чему он учит, то они не знают, что сказать, но, чтобы скрыть свое затруднение, говорят то, что вообще принято говорить обо всех любителях мудрости: он-де занимается тем, что в небесах и под землею, богов не признает, ложь выдает за истину. А сказать правду, думаю, им не очень-то хочется, потому что тогда оказалось бы, что они только делают вид, будто что-то знают, а на деле ничего не знают.»

Сократ недоумевает , почему его считают мудрым, он идет к государственному мужу, который слывет мудрее его, чтобы потом убедить оракула, что тот государственный деятель мудрее его. Но сам того не ожидая, Сократ понял, что тот человек, к которому он пришел, хоть и слывет мудрым, и хоть считает себя таковым, но он не является мудрым на самом деле. «… и я старался доказать ему, что он только считает себя мудрым, а на самом деле не мудр…». После этой ситуации Сократ стал ненавистен другим людям. Сократу было это неприятно, он боялся этого, но все же «… слова бога необходимо ставить выше всего…». Сократ начал ходить к другим людям, которые «… слывут знающими что-либо…». И он выяснил, что: «… те, что пользуются самою большою славой, показались мне, когда я исследовал дело по указанию бога, чуть ли не самыми бедными разумом, а другие, те, что считаются похуже, — более им одаренными…». Искал Сократ мудрецов и среди поэтов : « Таким образом, и относительно поэтов вот что я узнал в короткое время: не мудростью могут они творить то, что они творят,c а какою-то прирожденною способностью и в исступлении, подобно гадателям и прорицателям; ведь и эти тоже говорят много хорошего, но совсем не знают того, о чем говорят». « Ушел я и оттуда, думая, что превосхожу их тем же самым, чем и государственных людей.»

Сократа оклеветали как раз именно за это исследование : кто мудрее его. Показывая человеку, который заблуждается в том, что он мудрый, что он не мудрый, Сократ стремиться поддержать Бога.

Так комментирует А.Ф Лосев тот отрывок, который я разобрала : « Хотя Сократ здесь и заявляет, что он ничего не знает, ведет он себя, однако, как человек, прекрасно знающий, что такое философия, как человек, уверенный в невежестве и моральной низкопробности своих судей, даже как человек, достаточно гордый и самоуверенный, который не прочь несколько бравировать своей философской свободой, своим бесстрашием перед судом и обществом и своей уверенностью в наличии у него особого вещего голоса его гения (дбЯмщн), всегда отвращающего его от недостойных поступков. Учитывая эту самоуверенность Сократа в платоновской «Апологии», некоторые исследователи в прошлом даже сомневались в подлинности этого произведения.»

Хоть и ОПР не были сформулированы во времена Платона, видны в его философии отдельные элементы ОПР: 1) Отказ от долгих речей; 2) последовательное чередованиевопросов и ответов. Конвенция Сократа : 1) вопросы нужно задавать о том, что кажется совершенным ясным; 2) новый вопрос можно сформулировать только после того, как был дан ответ на предыдущий; 3) всегда следует формулировать конкретные вопросы;4) спрашивающий не должен вести пространственных речей и задавать несколько вопросов сразу. Сократовская методика олицетворяет то, как можно управлять интеллектуальной дейтельностью без использования НЛП. Вопросы (на примере сократовских диалогов) задают исходный путь мысли, корректируют последующие движение мысли, распаковывают проблему.

Параллель с курсовой: единственную параллель, которую я могу провести со своей курсовой работой, — это то, что как и герменевтика пытается добиться понимания, так и Сократ пытался добиться его в суде. И для лучшего понимания нельзя отвергать принцип лучшего понимания Шлейермахера , что необходимо полностью входить в ситуацию, окружающий мир человека, чтобы его понять, т.е возможно судьям для начала следовало бы подробнее изучить ту общность, которая окружает Сократа.

Развращение.

— Искажение, порча; порча нравов, упадок нравственности, деморализация. (Словарь синонимов)

Гений.

-сын богов. (Сократ)

17. На чем основывается защита Сократа от 2 обвинителей? (« Мелет говорит, что я преступаю закон, развращая молодых людей, а я, о мужи афиняне, утверждаю, что преступает закон Мелет, потому что он шутит важными вещами и легкомысленно призывает людей на суд, делая вид, что он заботится и печалится о вещах, до которых ему никогда не было никакого дела; а что оно так, я постараюсь показать это и вам.»)

18. В чем состоит противоречие Мелета в обвинении Сократа в непризнании богов? ( «Итак, если гениев я признаю, как ты утверждаешь, а гении суть своего рода боги, то оно и выходит так, как я сказал, что ты шутишь и предлагаешь загадку, утверждая, что я не признаю богов и в то же время что я признаю богов, потому что гениев-то я по крайней мере признаю. А с другой стороны, если гении вроде как побочные дети богов, от нимф или каких-то еще существ, как это и принято думать, то какой же человек, признавая божьих детей, не будет признавать богов? Это было бы так же нелепо…»)

2ое обвинение от Мелета в сторону Сократа звучит так : « Сократ, говорят они, преступает закон тем, что развращает молодых людей и богов, которых признает город, не признает, а признает другие, новые божественные знамения.»

Сократ вступает в полемику с Мелетом. Мелет говорит, что никто не портит юношей, кроме Сократа.

Кроме того, если Сократ кого-нибудь и развращал, то еще надо доказать, что это развращение было намеренным; а невольное развращение не подлежит суду и могло бы быть прекращено при помощи частных увещаний.

Дальше идет разъяснение насчет обвинения, связанного с богами: « то ли, что некоторых богов я учу признавать, а следовательно, и сам признаю богов, так что я не совсем безбожник и не в этом мое преступление, а только я учу признавать не тех богов, которых признает город, а других, и в этом-то ты меня и обвиняешь, что я признаю других богов; или же ты утверждаешь, что я вообще не признаю богов, и не только сам не признаю, но и других этому научаю.

— Вот именно, я говорю, что ты вообще не признаешь богов.» Мелет обвиняет Сократа в том, что он считает Солнце камнем, а Луну — землей. Но Сократ говорил, что эти мысли выражал еще Анаксагор, поэтому не один он развращает молодежь.

Зло.

— «… Но ведь это он или еще кто-нибудь считает все подобное за великое зло, а я не считаю; гораздо же скорее считаю я злом именно то, что он теперь делает, замышляя несправедливо осудить человека на смерть

(Сократ.)

— Нечто дурное, вредное, противоположное добру (Словарь Ожегова).

Божественное знамение .

— «… вдруг — какой-то голос , который всякий раз отклоняет меня от того, что я бываю намерен делать, а склонять к чему-нибудь никогда не склоняет.»

19. Чтобы выбрал Сократ: смерть или прекратить философствовать? (смерть)

20 Что по-настоящему проповедает Сократ? («… Могу вас уверить, что так велит бог, и я думаю, что во всем городе нет у вас большего блага, чем это мое служение богу. Ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, молодого и старого, заботиться раньше и сильнее не о телах ваших или о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше, говоря вам: не от денег рождается доблесть, а от доблести бывают у людей и деньги и все прочие блага, как в частной жизни, так и в общественной. Да, если бы такими словами я развращал юношей, то слова эти были бы вредными. А кто утверждает, что я говорю что-нибудь другое, а не это, тот несет вздор…»

21. Почему Сократ дает советы частным образом, а не выступая на всенародных собраниях? («… Причина этому та самая, о которой вы часто и повсюду от меня слышали, а именно что мне бывает какое-то чудесное божественное знамение… Нет, кто в самом деле ратует за справедливость, тот, если ему и суждено уцелеть на малое время, должен оставаться частным человеком, а вступать на общественное поприще не должен.»)

22. Что , по мнению Сократа, важнее смерти? (воздерживаться от всего беззаконного и безбожного).

23. «Но отчего же некоторые любят подолгу бывать со мною?» (« Слышали вы это, о мужи афиняне; сам я вам сказал всю правду: потому что они любят слушать, как я пытаю тех, которые считают себя мудрыми, не будучи таковыми. Это ведь не лишено удовольствия.»)

24. Почему Сократ не просит о помиловании? (он сохраняет честь свою, города и обвинителей).

25. Какое было прозвище у Сократа? ( мудрец, мудрейший из людей).

Затем Сократ начинает говорить речи в свою пользу, чтобы отбиться от множества других обвинителей. Сократ не боится смерти, он считает, что важнее отстаивать и соблюдать то, что есть справедливо . В качестве примера, он приводит полубога, сына Фетиды. Переносить опасность — это долг человека в том случае, если «… кто поставил себя, думая, что для него это самое лучшее место, или же поставлен начальником…». Боязнь смерти противоречит принципам Сократа: «… что бояться смерти есть не что иное, как думать, что знаешь то, чего не знаешь. Ведь никто же не знает ни того, что такое смерть, ни того, не есть ли она для человека величайшее из благ, а все боятся ее, как будто знают наверное, что она есть величайшее из зол…».Сократ считает невежеством думать, что ты знаешь то, чего не знаешь. Сократ признается, что недостаточно знает об Аиде. Сократ отстаивает свои принципы, говоря, что «…поступать с иначе, чем я поступаю, я не буду, даже если бы мне предстояло умирать много раз…». Сократ говорит, что «… если вы меня такого, как я есть, убьете, то вы больше повредите себе, нежели мне…».Это связанно с тем, как Сократ понимает зло.

Сократ считает, что он дан городу Богом, и в доказательство приводит свою бедность.

(«… А что я такой как будто бы дан городу богом, это вы можете усмотреть вот из чего: похоже ли на что-нибудь человеческое, что я забросил все свои собственные дела и сколько уже лет терпеливо переношу упадок домашнего хозяйства, а вашим делом занимаюсь всегда, обращаясь к каждому частным образом, как отец или старший брат, и убеждая заботиться о добродетели. И если бы я от этого пользовался чем-нибудь и получал бы плату за эти наставления, тогда бы еще был у меня какой-нибудь расчет, а то сами вы теперь видите, что мои обвинители, которые так бесстыдно обвиняли меня во всем прочем, тут по крайней мере оказались неспособными к бесстыдству и не представили свидетеля, который показал бы, что я когда-либо получал какую-нибудь плату или требовал ее; потому, думаю, что я могу представить верного свидетеля того, что я говорю правду, — мою бедность…».

Сократ пробывал себя на государственном поприще, но с ним возник следующий казус : «Тогда я, единственный из пританов, восстал против нарушения закона, и в то время, когда ораторы готовы были обвинить меня и посадить в тюрьму и вы сами этого требовали и кричали, — в то время я думал, и что мне скорее следует, несмотря на опасность,и стоять на стороне закона и справедливости, нежели из страха перед тюрьмою или смертью быть заодно с вами, желающими несправедливого.» Сократ также не делал ничего несправедливого и при правлении олигархии.

Вот какой комментарий пишет Лосев : « Сократ никогда никого ничему не учил, он лишь не препятствовал ни другим в том, чтобы они задавали ему вопросы, ни себе самому — в том, чтобы задавать такие же вопросы другим или отвечать на них. Это поручено Сократу богом. И нельзя привести ни одного свидетеля, который бы утверждал, что в вопросах и ответах Сократа было что-нибудь дурное или развращающее, в то время как свидетелей, дающих показания противоположного рода, можно было бы привести сколько угодно.»

Просить помилование есть «нечестие».

« …Мелет, обвиняет меня в нечестии. Ибо очевидно, что если бы я вас уговаривал и вынуждал бы своею просьбою нарушить присягу, то научал бы вас думать, что богов не существует, и, вместо того чтобы защищаться, попросту сам бы обвинял себя в том, что не почитаю богов. Но на деле оно совсем иначе; почитаю я их, о мужи афиняне, больше, чем кто-либо из моих обвинителей, и предоставляю вам и богу рассудить меня так, как будет всего лучше и для меня, и для вас.»

26. Что удивило Сократа в его осуждении? (что он был осужден маленьким количеством голосов)

27. В чем не может состоять, с точки зрения Сократа, его наказание? ( С точки зрения Сократа, его наказание не может состоять ни в тюремном заключении (ибо он не хочет быть чьим-либо рабом), ни в изгнании (ибо он не хочет быть в жалком и гонимом состоянии), ни в наложении штрафа (ибо у него нет никаких денег), ни в отдаче его на поруки состоятельным ученикам, которые внесли бы за него залог (ибо он в силу веления бога и ради человеческой пользы все равно никогда не прекратит своих исследований добродетели и наставления в ней всех людей).)

28. Почему Сократ не стал защищаться? (Пусть не думают, что у Сократа не хватило слов для защиты: у него не хватило бесстыдства и дерзости для унижения перед не понимающими его судьями. От смерти легко уйти и на войне, и на суде, если только унизиться до полного морального падения. Но Сократ себе этого не позволит.)

29. Какое пророчество дает своим обвинителям Сократ? ( « И вот я утверждаю, о мужи, меня убившие, что тотчас за моей смертью придет на вас мщение, которое будет много тяжелее той смерти, на которую вы меня осудили.»)

30. Велика ли надежда, что смерть есть благо?

(« Так если смерть такова, я со своей стороны назову ее приобретением, потому что таким-то образом выходит, что вся жизнь ничем не лучше одной ночи. С другой стороны, если смерть есть как бы переселение отсюда в другое место и если правду говорят, будто бы там все умершие, то есть ли что-нибудь лучше этого, о мужи судьи? В самом деле, если прибудешь в Аид, освободившись вот от этих так называемых судей, и найдешь там судей настоящих, тех, что, говорят, судят в Аиде, — Миноса, Радаманта, Эака, Триптолема, и всех тех полубогов, которые в своей жизни отличались справедливостью, — разве это будет плохое переселение?… И наконец, самое главное — это проводить время в том, чтобы распознавать и разбирать тамошних людей точно так же, как здешних, а именно кто из них мудр и кто из них только думает, что мудр, а на самом деле не мудр; чего не дал бы всякий, о мужи судьи, чтобы узнать доподлинноc человека, который привел великую рать под Трою, или узнать Одиссея, Сисифа и множество других мужей и жен, которых распознавать, с которыми беседовать и жить вместе было бы несказанным блаженством. Не может быть никакого сомнения, что уж там-то за это не убивают, потому что помимо всего прочего тамошние люди блаженнее здешних еще и тем, что остаются все время бессмертными, если верно то, что об этом говорят.»)

После обвинительного приговора.

Сам Сократ за то, что он совершил (а он считает, что не совершил ничего ужасного), назначил бы себе другое, а именно бесплатное питание в Пританее.

Сократу остается мало времени, чтобы снять с себя клевету.

Причина непонимания между Сократом и судьями с обвинителями является недоверие к Сократу.

После смертного приговора.

Сократ говорит, что те , кто приговорили его к смертной казне принесли вред прежде всего не ему, а себе, так как те, кто считают Сократа мудрецом, будут обвинять афинян в смерти Сократа. По мнению Сократа, не он один наказан: его обвинители также наказаны, т.к проповедуют зло и неправду.

Смерть не есть зло. Внутренний голос подсказывает, что все, что произошло с ним, — к благу.

Умерев, Сократ полагает, что станет окончательно бессмертен, поэтому пусть его сторонники не страшаться смерти.

Что же касается обвинителей, то Сократ просит их наказывать его детей (если они будут иметь слишком высокое мнение о себе и отличаться корыстолюбием), принимая такие же меры, какие сам Сократ принимал в отношении своих обвинителей, т.е. меры убеждения.

Заключение.

Сократ идет на смерть, а его обвинители будут жить, но не ясно, что из этого лучше и что хуже.

Краткие биографические справки

Алексемй Фёдорович Ломсев

(в монашестве Андроник; 10 (22) сентября 1893, Новочеркасск, Область Войска Донского, Российская империя — 24 мая 1988, Москва) — русский философ и филолог, профессор (1923), доктор филологических наук (1943), видный деятель советской культуры, тайный монах Русской Православной Церкви.

Анаксагомр

Анаксагор из Клазомен; ок. 500 до н. э. — 428 до н. э. — древнегреческий философ, математик и астроном, основоположник афинской философской школы.

Анаксагор — один из самых выдающихся ионийских философов, сын богатых и знатных родителей, родился в Клазоменах около 500 до н. э. С ранних лет он отказался от удовольствий, на которые мог рассчитывать по своему богатству, и пристрастился к философии.

Джон Дьюи

Выдающийся американский философ первой половины XX века. Его профессиональная жизнь пришлась на жизнь трёх поколений, а голос его отчетливо звучал в хоре дискуссий по вопросам культуры, которые велись как в США, так и за рубежом с 1890-х годов и до самой его смерти — он скончался в 1952 г. в возрасте 93 лет. За свою продолжи­тельную карьеру он разработал философию, проповедовавшую единство теории и практики, единство, примером которого служит его собственная интеллектуальная и политическая дея­тельность. Его мышление строилось на нравственном убеждении, что «демократия есть сво­бода», и он посвятил свою жизнь построению его философского обоснования, активно бо­ролся за его реализацию. Ни в одной другой области приверженность Дьюи демократии и идее интеграции теории и практики не проявлялись с такой очевидностью, как в его деятельности педагога-реформатора.

Ушинский Константин Дмитриевич

Великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Ушинский создал теорию и совершил переворот, фактически революцию в русской педагогической практике.

Гейзенберг Вернер Карл

(1901-1976), немецкий физик-теоретик, удостоенный в 1932 Нобелевской премии по физике за создание квантовой механики в матричной форме. Родился 5 декабря 1901 в Вюрцбурге. В 1920 поступил в Мюнхенский университет, где прослушал курс лекций по теоретической физике А.Зоммерфельда; окончил университет в 1923. В 1923-1927 — ассистент М.Борна в Гёттингенском университете, в 1927-1941 — профессор физики Лейпцигского и Берлинского университетов, с 1941 — директор Института физики Макса Планка в Берлине и профессор Гёттингенского университета.

Бор Нильс Хендрик Давид (1885—1962), датский физик-теоретик

Родился 7 октября 1885 г. в Копенгагене, там же в 1908 г. окончил университет. Некоторое время работал в Кембридже (Англия) в лаборатории у светила в области физики Дж. Томсона, затем был приглашён в Манчестер в лабораторию другой знаменитости — Э. Резерфорда.

Спустя несколько лет создал и возглавил Институт теоретической физики в Копенгагене. Этот научный центр дал Бору возможность собрать вместе всех выдающихся физиков того времени. Основной заслугой учёного считается формулирование принципиально нового подхода в представлении физической картины атомных процессов. К этому времени массивный и противоречивый экспериментальный материал, работы М. Планка, А. Эйнштейна, анализ спектров излучения атомов показали необычность закономерностей микромира.

Демокрит из Абдеры (460-360 гг до н.э.)

Древнегреческий философ. Родился в знатной семье. Путешествовал по Египту, Персии, Индии, Эфиопии. Автор 50 трактатов.

По его теории, существуют только атомы и пустота. Атомы — неделимые материальные элементы (геометрические тела, «фигуры»), вечные, неразрушимые, непроницаемые; различаются формой, положением в пустоте, величиной; движутся в различных направлениях; из их «вихрей» образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры. Атомы невидимы для человека; истечения из них, действуя на органы чувств, вызывают ощущения.

Питер Друкер

Питер Друкер родился в 1909 г. в Вене, Австрия. В 1931 году получил степень докторскую степень в области публичного и международного права в Университете Франкфурта. Работал газетным репортером во Франкфурте и экономистом в одном из банков Лондона.

В 1937 Друкер переехал в США и начал преподавать политику и философию в Беннингтонском колледже. Более двадцати лет, с 1950 по 1971 гг., он был профессором менеджмента в Высшей школе бизнеса Нью-Йоркского университета. С 1971 г. Друкер — профессор социальных наук и менеджмента в университете Клермонт, в 1984 году его именем была названа Высшая школа менеджмента этого университета. Последний курс Питер Друкер выпустил весной 2002 года.

Иммануил Кант (1724 — 1804) — немецкий философ

Обучение в биографии Канта проходило в гимназии «Фридрихс-Коллегиум», затем в университете Кёнигсберга. Из-за сложного материального положения в результате смерти отца оставляет учебу, занимается преподавательской деятельностью.

Первый труд Канта (космогоническая гипотеза) был разработан с 1747 по 1755 год. После получения степени доктора наук преподавал в течение 40 лет. В 1770 году в биографии Иммануила Канта была получена должность профессора логики, метафизики в родном университете.

Кант работал над решением четырех задач: метафизики, морали, религии, антропологии. Главными работами в области гносеологии, этики, эстетики, благодаря которым идеи Канта широко распространились, были «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

В теории познания Кант выделил категории: количества, качества, отношения, модальности. Этика в биографии Канта рассматривалась с двух позиций: человека, как явления и вещи в себе. В эстетике великого философа выделяются идеи прекрасного, возвышенного (динамического, математического).

Скончался Кант 12 февраля 1804 года в Кёнигсберге.

Бурдье

БУРДЬЕ (Bourdieu) Пьер (1930-2002) — французский социолог, представитель поструктурализма . Основатель и издатель (с 1975) журнала «Ученые труды в социальных науках», заведующий кафедрой социологии Коллеж де Франс (с 1981), профессор Высшей школы социальных наук, глава издательства «Liber — Raison d’agir». Учился на отделении философии Эколь Нормаль у Л. Альтюссера , Г. Башляра и М. Фуко . С 1955 по 1958 преподавал философию в лицее г. Мулен, затем уехал в Алжир, где продолжил преподавание и начал работать как социолог. Преподавал в университете Лиля, затем в Париже. С 1964 — директор-исследователь Высшей школы практических исследований. В 1975 возглавил Центр Европейской социологии. Автор 35 книг и нескольких сотен статей, Б. исследовал социальное воспроизводство, систему образования, государство, власть и политику, литературу, масс-медиа, социальные науки.

Одиссей

Одиссей прославился как участник Троянской войны, как один из главных бессмертных героев Гомеровской поэмы «Илиада», и главный герой поэмы «Одиссея».

Одиссей прибывает в Спарту для участия в сватовстве к Елене Прекрасной. Предлагает отцу Елены, Тиндарею, связать всех женихов клятвой помощи будущему мужу Елены, чтобы избежать конфликтов. Во время этого посещения встречает Пенелопу и, победив в состязании в беге за руку Пенелопы, женится на ней. В честь этого воздвигает в Спарте три храма: Афины Келевтии, и статую Посейдону Гиппию в Фенее (Аркадия).

После чего возвращается на Итаку.

После долгих просьб Спартанского Царя Агамемнона Одиссей решился принять участие в походе на Трою. На 12 кораблях он повел туда кефаленцев. Он был первым лицом и стратегом в греческом лагере, и благодаря его разумным советам и участию неприступная Троя была взята. Им лично было убито 17 троянцев, он командовал греческим «десантом» спрятанном в придуманном им «троянском» коне. В ходе войны и последующих невообразимых приключений по возвращению домой, Одиссей потерял всех воинов с которыми отправился в Трою.

После возвращения домой вместе с сыном Телемахом Одиссей устраивает кровавое побоище, истребив несколько десятков человек, женихов Пенелопы. Вспыхнувшее восстание родственников женихов подавлено Одиссеем, Телемахом и Лаэртом, но родители погибших женихов, видные люди, выдвигают против Одиссея обвинения. Третейским судьей выбирается царь Эпира Неоптолем. Он выносит вердикт: Одиссей изгоняется на 10 лет из своего царства, а царём Итаки становится Телемах.

Одиссей построил в Аркадии, на горе Борея, храм Афины Сотеры и Посейдона.

Одиссей мирно умер в Эпире, где почитался как герой, наделённый даром посмертного прорицания. Похоронен на горе Перга у Кортоны в Этрурии.

Минос, Миной — мифический царь Крита, на которого перенесены многие факты, известные древним из истории этого острова за последние два века до Троянской войны. Сын Зевса и Европы (версия — сын Ликастия и Иды).

Жил в 11 поколении после Инаха. Минос — брат Радаманфа и Сарпедона, отец Федры, Ариадны, Девкалиона, Главка, Катрея и других детей.

Получил от Зевса скипетр. Написал законы для критян, по преданию, получая их от Зевса в пещере. Согласно по-разному уже в древности толкуемому месту Гомера, каждый девятый год («девятилетиями») отправлялся в горы в пещеру Зевса. Девятилетие, по древнему счету времени, должно пониматься как происходящее раз в восемь лет. Иная точка зрения, не учитывающая, что в древности греками и период между Олимпиадами (раз в четыре года) назывался пятилетиями, представлена в большинстве энциклопедий.

Радамант, Радамамнф — в греческой мифологии сын Зевса и Европы, брат Миноса и Сарпедона. Согласно поэту Кинефону, Радаманф — сын Гефеста, сына Тала, сына Крета.

Родился на Крите, куда прибыл Зевс, в образе быка похитив Европу. Критский царь Астерий, вступив в брак с Европой, усыновил её детей. Радамант, славившийся своей справедливостью, дал критянам законы. Предположительно его имя связано с важным термином поземельных отношений микенской эпохи da-ma-te. По Гомеру, связан с феаками, но характер связи неясен. Отец Гортина.

Согласно Цецу, убил брата и изгнан. Будучи изгнан с родины, поселился в Окалее в Беотии и женился на вдове Амфитриона Алкмене.

После смерти Радамант стал судьёй в загробном мире — Аиде. Живет на Елисейских полях, или Островах блаженных.