Нападение на аул (анализ эпизода повести Толстого «Хаджи-Мурат»)

Сочинение

Эпизод «Нападение на аул» расположен в XVI главе повести . Границы же его следующие: начало («… был предпринят набег в Чечню»), конец («… песенники по ротам выступили вперед, и раздались песни»).

В основе эпизода лежит предписание Николая Павловича, которое было приведено в действие буквально сразу же, в январе 1852 года.

Участником названного эпизода становится отряд из четырех батальонов пехоты. Конкретнее же можно отметить офицера Бутлера, который совсем недавно перешел из гвардии, только второй раз выходил на дело, испытывал чувство радости жизни, но в то же время несколько страшился предстоящего сражения. Второстепенными персонажами являются солдаты, разоряющие аул.

В начале эпизода четко определено, почему был предпринят этот набег, — по указанию самого императора Николая I. Финал же, сопровождаемый песнями, олицетворяет легкую победу над горцами.

Вопрос, который можно поставить к анализируемому эпизоду, применим и к повести в целом: кто одержит победу в противостоянии горцев с русскими?

Конфликт данного эпизода масштабен: перед нами один из фрагментов войны на Кавказе.

Одним из значимых участников эпизода «Нападение на аул» является Бутлер. Молодой и красивый офицер радуется предстоящему сражению, хотя опасность вызывает в нем смутное волнение. Можно отметить и чувства Бутлера после сражения. Офицер рад тому, что в его роте никого не ранило.

Что касается композиции этого эпизода, то ее можно условно представить тремя частями: первая – встреча с горцами, вторая – разорение пустующего аула, третья – торжественное возвращение с песнями назад. Следует отметить еще и то, что продолжение данного эпизода мы находим в следующей главе, точнее даже описание того, как разгромили русские аул горцев, что они в нем натворили.

Одной из важных художественных деталей становится песня. Особенный акцент делает Толстой на песне, сочиненной в пятой роте Бутлера. Она написана во славу полка.

16 стр., 7706 слов

Бородинское сражение (2)

... генерала Пеле, Наполеон часто повторял подобную фразу: «Бородинское сражение было самое прекрасное и самое грозное, французы показали себя достойными победы, a русские заслужили быть непобедимыми»[2]. Считается ... В. В. Верещагин, 1897 М. И. Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения. А. Шепелюк, 1951 Замысел главнокомандующего русской армией Кутузова состоял в том, чтобы ...

Из художественных описаний следует отметить пейзаж, разворачивающийся на пути у бойцов: быстрая чистая речка, неглубокие балки, таинственные вечно прелестные снеговые горы. Природа Кавказа никого не могла оставить равнодушным.

Кроме того, здесь мы видим портрет Бутлера. Высокий красивый офицер в папахе и с шашкой через плечо изображен автором для того, чтобы показать молодость, радость жизни, чувство предвкушения перед предстоящим делом.

Автор рисует одно из сражений в масштабном противостоянии русских и горцев, какой-то ярко выраженной оценки этому небольшому эпизоду он не дает. Понять его отношение к поведению русских солдат мы можем по тому моменту, где он показывает их шныряющими по пустому аулу и уничтожающими все на своем пути.

Основная мысль заключается в том, чтобы показать ненужность военных действий. Сражение переносится в аул, от рук русских солдат гибнет имущество ни в чем не повинных жителей.

Данный эпизод важен с точки зрения понимания всей ситуации, происходящей на Кавказе в 19 столетии. Кроме того, он четко определяет политику императора Николая.

Понравилось сочинение? А вот еще: