«Заколдованное место», анализ повести Николая Васильевича Гоголя

Сочинение

Анализ произведения «Заколдованное место» Н.В. Гоголя

Николай Васильевич Гоголь удивил читателей своей новеллой «Заколдованное место», написанной в 1831-1832 годах. Произведение вошло в сборник «Миргород», представленный читателю в 1835 году. Это сочинение уникально и полно неожиданных сюжетных развитий, фольклорных элементов и содержит мистические добавки.

Особенности произведения

Автор осознанно выбрал для себя сложный сюжет, поскольку здесь тесно переплетены такие разные темы, как древние предания народов, мистика, фолклор, суеверия и религия. В произведении можно увидеть потрясающую игру концепциями реального и воображаемого.

Из-за подобного сюжета в «Заколдованном месте» можно найти незавершённые образы героев. Несколько раз появляется главный герой, который в разное время описывается в разных образах. Кроме того, большинство героев неполноценны, вследствие чего становится трудным увидеть в каждом из них цельную личность с характером.

Художественная ценность данного произведения вызывает интерес и находит своё отражение в миллионах читателей.

Ключевые моменты сюжета

Литературным зерном на этом ржаном поле стала история про старика Мартына, который ищет клад на «заколдованном месте». Область эта особая, и слухи говорят, что много столетий назад на ней было построено помпезное здание со шпильками и башнями, которое боги уничтожили, покарав за гордыню. С тех времен земля здесь отъяла жизнь, но также почувствовала своёцарство. Раскопки проводить нельзя, — отвлекают калитки украшенные венками из белого финтофакена,

Но старик Мартыну этот лес не пугает, он на заброшенное поле ходит ежедневно и получает от таинственного места, жажду сокровищ и почестей. Однажды желание старика исполняется, и он находит решение отправиться на кладбище и поставить свечу в нужном месте. Но вскоре происходит нечто невообразимое, заколдованный участок отправляет в ответ его самого.

В искомом месте найден развалившийся дворец турецкого хана, на котором жили злые мученики. Крадовали они у других, сидя в ловушках. Особенность ловушках была в том, что в них вместо дверей были ворота, и из них спрыгивали несчастные коровы и овцы и превращались в золу. А можно было попасть к машинам только через дверцу с засовом. Потому что гуща мелкая, как пилмо, минералния и не даёт прохода. Вскрытые шкатулки оказались без сукна с зубовой щёлкой обезкураживания. Кнопки из резьбы были за все дни посвящены исламу и не годились для использования. Среди точёных фигур были маскусатние фирмы, заказанные для богачей.

8 стр., 3517 слов

Основная мысль произведения заколдованное место гоголь. Реальное ...

... сочинение? . И ссылка на это сочинение; Анализ произведения Н. В. Гоголя «Заколдованное место» уже в твоих закладках. Дополнительные сочинения по данной теме "Заколдованное место" ... старик решился поднять котел с кладом. "Заколдованное место" уникально фольклорными особенностями - использованием народных легенд. Гоголь ... поосторожнее. Дьячок, внук главного героя произведения, убедился в том, что если ...

Во время невероятных приключений старика Гоголь обращает особое внимание на диалектику языка. Народный язык, использованный автором, только украшает произведение всеми возможными способами. Ориенталский язык, использованный на протяжении произведения, создаёт целостный и сохраненый текст.

Реальное и фантастическое в «Заколдованном месте»

В произведении Н.В. Гоголя символизируется идеи о том, что необходимо стараться избегать эгоизма и жадности, дабы никогда не нажить себе несуразное богатство. В ходе чтения становится понятным, что именно порочность старика стала его главной проблемой, хоть он надеялся на то, что благодаря огнеупорности сможет найти клад и обеспечить себе хорошую жизнь. В результате Мартына ждет несчастная концовка — опустошенный участок сотни раз обдувается преисподнюгою, и это остаётся последним, что получает шендехорс.

Итак, произведение «Заколдованное место» вызывает напряженность для читателя благодаря устрашающей ауре. Написанное в весьма тонкой манере, оно приглашает тех, кто хочет провести свой досуг в поисках уникальных и интеллектуальных сюжетов.

Сюжет повести «Заколдованное место»

Персонажи повести говорят о своей любви к историям про клады и приключения, связанные с их поиском. Однако Артём замечает, что не все истории заканчиваются нахождением клада и получением награды за храбрость и упорство. Затем становится известен сюжет самой повести «Заколдованное место», рассказанной дьяком, который вспоминает историю своего деда. Главным героем истории становится молодой человек по имени Оксана, который влюбляется в дочь дьячка в близлежащей деревне. Но ее отец не одобряет их отношений и даёт молодому человеку задание найти клад в месте, где, по слухам, обитают нечистые силы. Молодой человек отправляется на поиски в компании своих друзей.

В процессе поисков герои сталкиваются со странными явлениями. Сначала они натыкаются на затерянную избушку, что уже само по себе наводит на мысль о наличии здесь нечистой силы. Затем они находят место, на котором кто-то явно копался, но не нашли там никакого клада. В итоге герои понимают, что всё это было укладка дьячка, который решил проверить молодого человека на силу духа.

Особенностью сюжета здесь является то, что читатели не знают, нашёл ли молодой человек клад, до самого конца повести, что придаёт ей дополнительную загадочность и делает невозможным предсказание исхода событий.

Фантастическое и реальное в повести

Повесть Гоголя по своей природе является образцом реалистической литературы. Однако автор использует фантастические элементы, чтобы создать загадочную и увлекательную атмосферу, рассказывая об истории, связанной с поисками клада.

Читатели сталкиваются со странными явлениями, которые наводят на мысль о наличии нечистой силы. Описания леса, в котором происходят поиски, создают таинственную и угрожающую атмосферу. Автор создает иллюзию того, что герои не только ищут клад, но и пытаются выжить в влажной и мрачной среде.

Таким образом, Гоголь сочетает реальное и фантастическое, чтобы создать увлекательную и интригующую историю.

Язык повести и ее звучание

Язык, используемый Гоголем в повести, очень яркий и выразительный. Описания леса и событий вокруг крайне детальны и позволяют читателю почувствовать атмосферу места, в котором происходят события. Автор использует разные стили звучания, в зависимости от ситуации, описываемой в повести. Так, например, когда герои чувствуются уверенно, язык повести более уверенный и активный. Когда же появляются признаки нечистой силы, язык становится более осторожным и загадочным.

9 стр., 4331 слов

Фантастическое и реальное в повести Н.В. Гоголя «Вий»

... в описании привидений, а чтения Хомы в церкви, восстание красавицы, явление Вия бесподобны". Н.В. Гоголь основательно готовился к написанию своих мистических повестей. Автор тщательно собирал всю фольклорную информацию, касающуюся нечистой силы. ...

В целом, язык Гоголя в повести «Заколдованное место» очень музыкальный и имеет свою мелодику. Он повествует о той самой неуловимой тайне кладоискательства, которую мы так любим.

В проводе появление фантастического в повести было особенно неожиданно

Никто не ожидал, что дед исчезнет посреди танца, создавая таинственное и странное событие. Такое появление фантастики делает повесть Гоголя особенно интересной и захватывающей.

Реалистичная часть повести занимает немало места в тексте

Рассказчик медленно раскрывает историю, описывая своего деда, баштан и встречу с чумаками. Бытовые моменты также детально описываются, придавая рассказу достоверность.

Использование местных диалектных слов и названий предметов

Использование слов, типичных для местности, где разворачивается сюжет — таких как «кавун», «цыбуля», «сопилка», «люлька», «плетень», «галушки», «чумаки», «баштан» — придает истории абсолютно обыденный характер.

Издевательства нечистой силы над главным героем

  • В основе сюжета лежат издевательства нечистой силы над главным героем таинственным образом его привлекая к поиску несуществующего клада.

Разворачивается повесть Гоголя ярко и увлекательно, создавая впечатление постоянного взаимодействия реального и фантастического. Герой не испуган встречей с нечистой силой и даже раскрывает её отборными ругательствами, не уступая в страхе перед сверхъестественным. Несмотря на это, чудеса в повести выглядят пугающими, и, как отмечают персонажи, отличаются от нечистой силы из народных сказок. Действия героя и разговоры предметов создают жутковатую атмосферу, которая сохраняет напряжение на протяжении всего произведения.

Встречаясь с чудесами и нечистой силой по пути, герой не теряет своей храбрости и невозмутимости, несмотря на их пугающий вид.

  • Как отмечает Миша — «В сказках нечистая сила совсем не страшная, и её легко обмануть».
  • Артём дополняет, что в повести Гоголя всё не так, чем в народных сказках.

Видно, что в создании своих текстов писатель опирался на страшные сказки и истории, которые рассказывали у костров ночью, что было одним из ключевых источников для творчества Гоголя. Разговоры предметов в повести создают жутковатую атмосферу, отличную от сказочной легкости. Чудеса встречают героя на каждом шагу, но вызывают у него не страх, а скорее удивление и недоумение. Эти элементы делают повесть насыщенной и увлекательной для читателя.

Интересно, что ни чёрт, ни какой-нибудь леший здесь не появляется и не вступает с дедом в разговор. Нечистая сила пугает и дразнит, но общаться не собирается.

«И чудится деду, что из-за неё мигает какая-то харя: у! у! нос — как мех в кузнице; ноздри — хоть по ведру воды влей в каждую! губы, ей-Богу, как две колоды! красные очи выкатились наверх, и ещё и язык высунула и дразнит!».

16 стр., 7646 слов

Аргументы : искусство и ремесло в повести «портрет» (н. в. гоголь)

... Гоголя рассказать свою историю о человеке, которого погубила жажда золота. Автор назвал свою повесть «Портрет». Потому ли, что портрет ... над своими этюдами. Он тянется к свету и не хочет превращать ... Гоголь, переделав финал повести, отнимает надежду на искоренение зла. В первой редакции облик ростовщика таинственно испаряется с полотна, оставив чистым холст. В окончательном тексте повести портрет ...

проигравшим

Клад оказывается обманом, мороком. И герою только и остаётся, что запомнить урок: не попадаться на крючок нечистой силы.

  • Ой-ёй, – призналась Алина. – Что-то мне уже совсем не хочется гоголевских кладов…
  • Не так все страшно, – успокоил Артем. – Ведь автор находит и над чем посмеяться!

Например, над тем, как явившегося с котлом деда окатывает помоями жена. Рассказчик сам признается:

«…а, право, смешно показалось, когда седая голова деда вся была окутана в помои и обвешана корками с арбузов и дыней».

Да и сама развязка выглядит довольно комично: дед предвкушает золото… и вот он уже плюётся и моет руки, потому что в котле оказалась всякая гадость.

И разве можно назвать серьёзной концовку повести? Только вслушайтесь:

«Засеют как следует, а взойдёт такое, что и разобрать нельзя: арбуз не арбуз, тыква не тыква, огурец не огурец… черт знает что такое!»

Тут уж читатель прямо представляет себе этот тыкварбузец – и остается в хорошем настроении.

Дрожь проняла деда  1

Юмора в произведении действительно много

  • потому что сам рассказчик так же любит посмеяться, как автор. Поэтому многие фразы несерьёзно и ироничны.

«Бывало, наешься в день столько огурцов, дынь, репы, цыбули, гороху, что в животе, ей богу, как будто петухи кричат».

И повествование окончательно становится похоже на забавную байку, которую рассказал простоватый, но весёлый и умудрённый опытом человек.

Анализ фантастического в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место»

Одной из важнейших сторон народного мировоззрения для Николая Васильевича было фантастическое. В повести «Заколдованное место» мы видим, как автор умело переплетает реальность и фантастику, создавая атмосферу таинственности и загадки.

Фантастические события в повести кажутся для персонажей чем-то обыденным, не вызывая изумления и удивления. Однако, нечистая сила, которая действует в округе, пугает и дразнит главного героя, обводя его вокруг пальца. Атмосфера страха и неопределенности поддерживается и юмором, присутствующим в тексте. Таким образом, сама повесть напоминает байки у костра, от которых бывает то смешно, то страшно.

Отметим, что в повести фантастическое имеет недобрый и жутковатый оттенок, ставя персонажей перед опасностью и создавая при этом мистическую атмосферу. Автор, в свою очередь, не просто демонстрирует фантастические элементы, но и дает читателю понять, что нечистая сила, за которой стоят все загадочные события, не может принести никакого счастья и удачи.

Урок литературы в 5 классе «Н.В. Гоголь «Заколдованное место». Реальность и фантастика»

Целью данного урока является объяснение понятия фантастики, а также знакомство учеников с творчеством Н.В. Гоголя и украинским бытом прошлых веков. Урок нацелен на первичное закрепление новых знаний и научение школьников пользоваться словарем и грамотно составлять тексты.

16 стр., 7960 слов

Сочинения об авторе лиханов

... А. Лиханову. Сочинение по тексту: Альберт Анатольевич Лиханов – писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, а также директор научно-исследовательского института детства, рассуждает о проблеме сиротства. Автор задается ... познания неизвестных доселе слов и чувств». Мальчишки были полны восторгом от прочитанного. Затем они увлеклись лексикой поэта, вставляя «в свою речь пушкинские ...

Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 году на Украине. Знакомство с украинским бытом и фольклором отразилось на его творчестве. В многочисленных произведениях автора содержится мистика и фантастика, отражающие представления народа о прошлом и настоящем, о добре и зле.

В качестве примера для анализа на данном уроке была выбрана повесть «Заколдованное место». Автор умело смешивает реальность и фантастику, создавая необычную атмосферу таинственности и загадочности. События, происходящие в повести, кажутся чем-то обыденным и не вызывают у персонажей удивления, но за этой обыденностью скрывается нечистая сила, пугающая и дразнящая главного героя.

Отметим, что фантастическое в повести имеет жутковатый оттенок, создавая атмосферу страха и неопределенности. Однако автор не просто демонстрирует фантастические элементы, но и показывает, что нечистая сила не может принести никакого блага.

Таким образом, на примере повести «Заколдованное место», мы видим, каким образом Н.В. Гоголь использовал фантастику в своем творчестве и как важное место она занимает в народном мировоззрении.

В данном исследовании будет рассмотрено произведение, в котором использованы народные легенды и сказки о заколдованных местах, так называемых «обманных местах».

Обратимся к тексту:

  • С чего начинается произведение, прочитайте.

(«Быль рассказанная дьячком ***ской церкви)

  • Кто такой дьячок? Посмотрите словарь? (ответы)

  • А что такое быль? по-другому реальность (попробуйте дать определение, посоветуйтесь).

    Быль – рассказ о действительном происшествии.

  • А что такое фантастика? Как бы вы определили? (попробуйте поработать в парах)

2 (экран) Фантастика – (гр. способность воображать, — разновидность художественной литературы, в которой авторский замысел простирается до создания вымышленного, нереального «чудесного» мира) прочитайте!

  • Близки мы были в определении?

  • А сейчас давайте разберемся, что здесь было в повести реально?

  • Мог ли дьячок рассказывать быль? Найдите момент в тексте, когда он начинает свой рассказ, прочитайте.

  • Найдите отрывок, где дьячок (рассказчик) обиделся на своих слушателей? А почему? Что нужно рассказчику, чтобы он смог начать свое повествование?

  • А найдите в тексте момент, в котором рассказывается о чумаках? Кто это такие? Реально это?

  • Посмотрите внимательно, что я вам показываю (огурец, лук).

А как лук назван в повести? Найдите, прочитайте, какое выражение автор использует, чтобы описать состояние человека, когда он наестся за целый день этих овощей?

  • Что значит это выражение? (уши развешивать)

  • Что я сейчас взяла в руки? Найдите эпизод, в котором бы говорилось об этом (кухоль) предмете? Как он называется??? Найдите в словарях. Прочитайте в тексте.

Все, о чем мы сейчас говорили, это все реально!

  • А что еще реально? А эпизод с танцем? Давайте найдем, прочитаем?

    6 стр., 2587 слов

    (1)Яконов взбирался тропинкой через пустырь, не замечая – куда, ...

    ... стоять запятые? 1,2 2)1,4 3)1,2, 4 4) 1,2,3,4 А 27. Прочитайте текст. Задолго до создания Интернета земной шар начала опутывать другая «паутина» ... де Труа. Расцвет рыцарского романа приходится на XII столетие. Ученые сочинения в средние века писали на латыни. А 8. Какое ... должны стоять запятые? Дорога (1) поворачивавшая вправо (2) шла через огромное поле (3) засеянное яровыми (4) и углублялась в ...

  • АС.

Пушкин называл жителей Украины того времени: «Племя поющее и пляшущее». Вот мы в тексте и прочитали с вами, что «ноги у деда не месте не стояли».

Обсуждение

  • Историческая часть этого рассказа о деде и внуках начинает переходить в фантастическую, когда дед не смог танцевать на чистке. В тексте это место названо автором как «заколдованное». Заколдованное, в данном случае, означает что место находится под магическим или сверхъестественным влиянием.
  • Следовательно, начиная с этого момента повесть начинает включать фантастические элементы. Прочитав текст, мы видим такие фантастические моменты, как появление голов, перемещение деда и эпизод со свечкой.
  • Место изображено как страшное, что подтверждается словами «жуть берет», в частности, фрагмент с головами. С какой интонацией мы бы его читали? Давайте прочитаем его, разыграв по ролям.

Стоит отметить, что в тексте есть авторские реплики, которые помогают нам понять, как нам следует взаимодействовать с произведением.

Закрепление материала

  • Так что давайте подведем итоги нашей работы. Какой автор вас сегодня приковал? Как называется произведение, над которым мы трудились? Из какого сборника оно происходит?
  • Какое наказание предложил дед своим внукам в тексте? Пожалуйста, найдите и прочитайте это место в тексте.

Продолжите данные предложения:

Дед не смог стать богатым, потому что…

Не стоит искать помощи в нечистой силе, потому что…(ако ввяжешься с нечистью, то хорошего не дождешься).

Итак, к какому выводу мы приходим? Идея: богатство, полученное нечестным путем, не несет в себе счастья.

Найдите последний параграф, где рассказывается о том, что выросло на «заколдованном месте». Прочитайте его. Вы сможете нарисовать иллюстрацию по нему?

Сегодня мы с вами продуктивно работали, это было весьма интересным занятием. Всем благодарю за активное участие в нашем обсуждении!

Домашнее задание

В ваших привычных домашних заданиях для сегодня будет:

1. Посмотреть последний абзац, прочитать о том, что выросло на заколдованном месте, и нарисовать иллюстрацию по нему. Это поможет нам создать сборник иллюстраций к этому произведению.
2. Напишите в тетради, что по вашему мнению такое быль, фантастика и как вы их запомнили.