«Заколдованное место», анализ повести Николая Васильевича Гоголя

Сочинение
  • Гоголь
  • Анализ произведения Заколдованное место

Сборник, к которому относится данное произведение написан благодаря рассказам дьячка церкви. Автор опирается на опыт священнослужителя и тем самым избегает причисления его работы к выдумке. Помимо этого, произведение пропитано фольклором и мистикой.

Николай Васильевич вырос на фольклорных традициях, поэтому относится к ним с особой теплотой. Всякие мифы о проклятых и аномальных зонах по-современному характерны для разных народностей. Как повелось у славян клад искали на кладбищах. Существовало поверье, что в необходимом месте должна загореться свеча. Также существовало поверье, что нечестно заработанное богатство превратиться в мусор и грязь.

Повесть наполнена диалектами, характерными для украинского языка, что еще больше украшает данное произведение. Автор тонко передает народный быт, также не обходится без юмора. Николай Васильевич погружает читателя в происходящее. Возникает ощущение, что тот самый сидит и слушает дьячка. Автор активно комментирует происходящее, поэтому умело вовлекает чтеца в центр событий.

Главным героем, Ключевым моментом

Дед не боится этого места, а напротив проявляет к нему нездоровый интерес. Это место ведет себя своеобразно, оно никому не вредит, но пугает кого только можно. Земля в этом месте не плодовита. Заколдованный участок играется со стариком. Примечательно, что эта зона играет с погодой, здесь могут появиться чудовища. Это все-таки пугает деда. Однако, желание разбогатеть сильнее. За что старик получает серьезный урок. В искомом месте был мусор и всякая гадость.

После этих фокусов старик поддался в религию и принял решение больше не общаться с нечистой силой. Также он запретил соваться к аномальной зоне всем своим родственникам. Теперь в это место летит только мусор.

Дед извлек огромный урок, что не стоит пытаться получить богатство, не прилагая никаких усилий.

Реальное и фантастическое в повести «Заколдованное место»

Сегодня мы…

  • Поговорим о сюжете повести «Заколдованное место».
  • Выясним, как сочетается реальное и фантастическое в повести.
  • Рассмотрим язык повести и поразмышляем, что именно придаёт ей неповторимое звучание.

А пока что присоединимся к нашим героям, которые решили посмотреть мультики. И наткнулись на момент, когда персонажи отправились за кладом.

5 стр., 2323 слов

«Повести Белкина» анализ произведения Пушкина – история создания, ...

... школьные сочинения по литературе «Повести Белкина» сочинение. Александр Пушкин — непревзойденный мастер поэзии и прозы. В 1831 году он написал цикл произведений «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Считается, ... чтобы их автор знал, что его произведения «рассеивали хандру его несчастного друга». “Пять повестей” Даже не самый глубокий анализ «Повестей Белкина» позволит заметить, что автор с ...

  • Ох, и люблю я истории про старинные клады! – вздохнула Алина.
  • Вот бы самому такой найти! – размечтался Миша.
  • Ну, такие поиски не всегда безопасны, – резонно заметил Артём.
  • Ещё бы, – усмехнулся Миша.

– Ведь искать клад нужно непременно ночью. А скрываются сокровища в самых таинственных и жутких местах.

А часто клады ещё и охраняются призраками или зловещими чарами. И это становится для героя настоящим испытанием.

Но зато и награда! В историях храбрость и упорство всегда вознаграждаются. И храбрец получает целый сундук с золотом!

  • Вообще-то, так бывает не всегда, – заметил Артём. – Во всяком случае, не во всех историях!

повесть «Заколдованное место».

Мы уже говорили на прошлом уроке, что повестью мы зовём этот текст только по привычке, потому что так называл его сам автор. По сути же, перед нами небольшой

рассказ

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

  • первую известную книгу Гоголя. В первый раз эта повесть увидела свет в 1832 году.

И эту повесть можно саму назвать немножко заколдованной! Она так и норовит запутать читателя. Даже когда речь идёт о рассказчике и главном герое.

Как и другие повести в сборнике, «Заколдованное место» имеет пометку: «Быль, рассказанная дьячком энской церкви».

рассказчик – это дьяк

, так называют того, кто помогает священнику в богослужении. Но повествует он о своём детстве и об истории, которая произошла с его дедом.

не рассказчик, а его дед

Да и основная мысль в повести излагается прямо в лоб, в самом начале:

« Да, вот вы говорили насчёт того, что человек может совладать, как говорят, с нечистым духом. Оно конечно, то есть, если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи… […] Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-Богу, обморо

чит!»

А весь рассказ идёт как бы в подтверждение этой мысли. Получается, что в самом начале читатель получает подсказку о том, что будет происходить!

Действительно, в

основе сюжета – издевательства нечистой силы над главным героем

  • И его попытки найти несуществующий клад.

Если бы нас попросили на уроке пересказать сюжет произведения буквально в несколько словах, мы бы сказали примерно вот что:

  • Дед из-за заколдованного места на огороде попадает за околицу села, решает, что нашёл клад… но это шутки нечистой силы.

Вообще-то, такие сюжеты встречаются в сказках довольно часто. Герой тоже встречается в этих сказках с нечистой силой. Можно там увидеть и поиски клада.

Но сама фантастика в произведении Гоголя очень уж необычная.

Для начала – как мы представляем себе заколдованное место? Это, конечно, кладбище со старыми склепами и надгробиями. Или таинственный заброшенный дом со скрипучими половицами. Или древний лес с кривыми стволами деревьев…

4 стр., 1727 слов

Контрольная работа: Защита прав авторов на музыкальные произведения

... актах по авторскому праву находят отражение особенности отдельных видов произведений, в том числе и музыкальных. Авторские права на музыкальные произведения охраняются законом. В законе подробно описываются все ситуации, предусматривающие защиту прав авторов различных произведений, а ...

на баштане

! То есть, посреди большого огорода, среди арбузов и дынь! Где же вся таинственность, где ужас?

Из-за этого появление фантастического в повести особенно неожиданно: никто не ждёт исчезновения деда посреди танца.

Получается, что это самое заколдованное место больше похоже на аномальную зону, которые показывают в фильмах и телепередачах. Но там хотя бы пытаются объяснить, отчего зона аномальная. Например, на её месте раньше произошло преступление.

Здесь же никаких объяснений нет: место просто заколдовано.

Реальная часть повести занимает в тексте немало места!

Мы видим, как рассказчик неторопливо принимается за свою историю, повествует о своём деде, описывает баштан, рассказывает о встрече с чумаками.

При этом бытовые моменты описываются во всех подробностях – взять хотя бы поедание дыни.

Зачем? Затем, что это придаёт рассказу достоверность.

диалектные слова

из местности, где всё происходит:

Кавун, цыбуля, сопилка, люлька.

И названия предметов:

Плетень, галушки, чумаки, баштан.

Из-за этого история звучит совершенно обычно.

До того момента, как прямо посреди белого дня происходит чудо, и дед перемещается за околицу. И даже тогда герой не испуган и не растерян. Удивление его проходит очень быстро.

Создаётся впечатление, что и чудеса, и нечистая сила встречаются в жизни героя на каждом шагу. Так что после возвращения дед своим приключением не особенно удивлён и не видит в нем ничего выдающегося.

В ответ на вопрос внука:

«— А куда тебя, дед, черти дели сегодня?

Он отделывается невозмутимой и немного хвастливой репликой.

— Не спрашивай, — сказал он, завёртываясь ещё крепче, — не спрашивай, Остап; не то поседеешь! — И захрапел так, что воробьи, которые забрались было на баштан, поподымались с перепугу на воздух».

Да и вообще, к сверхъестественному герой относится совершенно без трепета и почтения. И даже кроет нечистую силу отборными ругательствами!

«А, шельмовский сатана! чтоб ты подавился гнилою дынею! чтоб ещё маленьким издохнул, собачий сын!»

«— А чтоб ты, проклятый сатана, не дождал детей своих видеть!»

Как худшего врага, который может это слышать…

реальное и фантастическое в повести перемешиваются очень тесно.

Только что герой видел чудеса в лесу, и вот его уже обливают самыми настоящими помоями!

  • Ну, в сказках тоже так бывает, – заметил Миша. – Зато в сказках нечистая сила совсем не страшная, и её легко обмануть.
  • В народных сказках, которые ты читал – поправил Артём. –Но в повести Гоголя всё не так.

Писатель, когда творил свои тексты, скорее опирался на те страшные сказки и истории, которые ночами пересказывают у костров…

В повести, как и в сказках, разговаривают предметы и животные. Точнее, они повторяют слова героя. Но выглядит это неестественно и жутковато.

«— А, голубчик, вот где ты! — вскрикнул дед, подсовывая под него заступ.

  • А, голубчик, вот где ты! — запищал птичий нос, клюнувши котёл.

Посторонился дед и выпустил заступ.

  • А, голубчик, вот где ты! — заблеяла баранья голова с верхушки дерева.
  • А, голубчик, вот где ты! — заревел медведь, высунувши из-за дерева своё рыло.

Дрожь проняла деда».

Так что чудеса в повести Гоголя выглядят пугающими – как и положено нечистой силе.

7 стр., 3221 слов

Реальное и фантастическое в повести Гоголя «Заколдованное место. ...

... бросился наутек. О том, что произошло с незадачливым героем дальше, расскажет приведенная ниже следующая глава (ее краткое содержание). Гоголь, «Заколдованное место». Концовка А дома деда уже хватились. Сели ... Хорошие там арбузы выросли. Рисунки и иллюстрации к сказке "Заколдованное место" Повесть «Заколдованное место» - это один из рассказов Н.В. Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». В ...

Интересно, что ни чёрт, ни какой-нибудь леший здесь не появляется и не вступает с дедом в разговор. Нечистая сила пугает и дразнит, но общаться не собирается.

«И чудится деду, что из-за неё мигает какая-то харя: у! у! нос — как мех в кузнице; ноздри — хоть по ведру воды влей в каждую! губы, ей-Богу, как две колоды! красные очи выкатились наверх, и ещё и язык высунула и дразнит!».

проигравшим

Клад оказывается обманом, мороком. И герою только и остаётся, что запомнить урок: не попадаться на крючок нечистой силы.

  • Ой-ёй, – призналась Алина. – Что-то мне уже совсем не хочется гоголевских кладов…
  • Не так все страшно, – успокоил Артем. – Ведь автор находит и над чем посмеяться!

Например, над тем, как явившегося с котлом деда окатывает помоями жена. Рассказчик сам признается:

«…а, право, смешно показалось, когда седая голова деда вся была окутана в помои и обвешана корками с арбузов и дыней».

Да и сама развязка выглядит довольно комично: дед предвкушает золото… и вот он уже плюётся и моет руки, потому что в котле оказалась всякая гадость.

И разве можно назвать серьёзной концовку повести? Только вслушайтесь:

«Засеют как следует, а взойдёт такое, что и разобрать нельзя: арбуз не арбуз, тыква не тыква, огурец не огурец… черт знает что такое!»

Тут уж читатель прямо представляет себе этот тыкварбузец – и остается в хорошем настроении.

Юмора в произведении действительно много

  • потому что сам рассказчик так же любит посмеяться, как автор. Поэтому многие фразы несерьёзно и ироничны.

«Бывало, наешься в день столько огурцов, дынь, репы, цыбули, гороху, что в животе, ей богу, как будто петухи кричат».

И повествование окончательно становится похоже на забавную байку, которую рассказал простоватый, но весёлый и умудрённый опытом человек.

Так что мы можем сказать о фантастическом в повести Гоголя?

  • В повести «Заколдованное место» тесно связано реальное и фантастическое. При этом чудеса кажутся чем-то обыденным и не особенно удивляют персонажей.
  • Однако чудеса эти – недобрые и жутковатые. Нечистая сила пугает и дразнит главного героя и в конечном счёте обводит его вокруг пальца.

При этом тон повествования несерьёзный, в нём много юмора. Так что сама повесть напоминает байки у костра, от которых бывает то смешно, то страшно.

И это и есть подход Гоголя к фантастическому, который мы видим в этой повести.

Урок литературы в 5 классе «Н.В. Гоголь «Заколдованное место». Реальность и фантастика»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

10 стр., 4855 слов

Мистика и фантастика в творчестве Н.В. Гоголя

... специфика мистических персонажей в произведениях Гоголя, их отличие от первоначальных фольклорных прообразов; 3) С точки зрения их места в повседневной реальности, которая тоже находит себе место в повестях Гоголя. Объект и ...

Цель:

  • дать понятие фантастики
  • познакомить учащихся с повестями Н.В. Гоголя
  • познакомить учащихся с украинским бытом прошлых веков
  • научить пользоваться словарем и самостоятельно добывать необходимый материал.

Идея: нечистым путем добытое богатство счастья не принесет.

Слово о биографии Н.В. Гоголя. (Рассказывает подготовленный ученик)

Н. В. Гоголь родился в 1809 на Украине, в местечке Большие Сорочинцы Полтавской губернии. Он провел детские и юношеские годы среди украинской природы. С раннего детства, он знакомился с бытом родной Украины, фольклором, с невероятными историями о различной нечисти, духах, вурдалаках. Эти истории оказали большое влияние на творчество автора.

А сегодня мы с вами познакомимся с не менее загадочным, таинственным произведением автора, с повестью «Заколдованное место», рассказывающей о загадочных событиях.

Таких произведений у автора достаточно много. Онивошлив сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», который был восторженно встречен читателями XIX века и остается одним из любимых нами сборников.

Работа с текстом.

Итак тема нашего урока: Н.В. Гоголь «Заколдованное место». Реальность и фантастика.

Фантастическое для Николая Васильевича – одна из важнейших сторон народного мировоззрения. Реальность и фантастика причудливо переплетаются в представлениях народа о прошлом и настоящем, о добре зле. У Гоголя очень много произведений, содержащих мистику и фантастику.

В этом произведении использованы народные легенды и сказки о заколдованных местах (т.е. «обманных местах»).

Обратимся к тексту

  • С чего начинается произведение, прочитайте.

(«Быль рассказанная дьячком ***ской церкви)

  • Кто такой дьячок? Посмотрите словарь? (ответы)
  • А что такое быль? по-другому реальность (попробуйте дать определение, посоветуйтесь).Быль – рассказ о действительном происшествии.
  • А что такое фантастика? Как бы вы определили? (попробуйте поработать в парах)

2 (экран)Фантастика – (гр. способность воображать, — разновидность художественной литературы, в которой авторский замысел простирается до создания вымышленного, нереального «чудесного» мира) прочитайте!

  • Близки мы были в определении?
  • А сейчас давайте разберемся, что здесь было в повести реально?
  • Мог ли дьячок рассказывать быль? Найдите момент в тексте, когда он начинает свой рассказ, прочитайте.
  • Найдите отрывок, где дьячок (рассказчик) обиделся на своих слушателей? А почему? Что нужно рассказчику, чтобы он смог начать свое повествование?
  • А найдите в тексте момент, в котором рассказывается о чумаках? Кто это такие? Реально это?
  • Посмотрите внимательно, что я вам показываю (огурец, лук).

А как лук назван в повести? Найдите, прочитайте, какое выражение автор использует, чтобы описать состояние человека, когда он наестся за целый день этих овощей?

  • Что значит это выражение?(уши развешивать)
  • Что я сейчас взяла в руки? Найдите эпизод, в котором бы говорилось об этом (кухоль) предмете? Как он называется??? Найдите в словарях. Прочитайте в тесте.

Все, о чем мы сейчас говорили, это все реально!

2 стр., 953 слов

Как найти аргументы в тексте?

... аргумент должен быть из прочитанного текста, Структура сочинения-рассуждения 15.3. ОГЭ по русскому языку: 1. Тезис. 2. Аргумент 1 + пример + комментарий. 3. Аргумент 2 + пример + комментарий. 4. Заключение (по тезису). Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку ... красота человека. (125 слов) Как найти аргументы в тексте? Самым трудным является поиск аргументов в тексте. Если Вы не очень хорошо ...

  • А что еще реально? А эпизод с танцем? Давайте найдем, прочитаем?
  • АС.

Пушкин называл жителей Украины того времени: «Племя поющее и пляшущее». Вот мы в тексте и прочитали с вами, что «ноги у деда не месте не стояли».

  • С какого момента начинается фантастика? Прочитали весь фрагмент, а реально ли то, что дед в определенном месте не смог танцевать?
  • Почему у деда не получилось танцевать? Как автор назвал это место? (заколдованное) а что значит заколдованное?
  • Значит, с этого момента в повесть вплетается фантастика?
  • Так теперь поищем что фантастического в произведении, прочитайте в тексте. (ответы) (перемещение, эпизод со свечкой)
  • А к какому месту в повести вы бы отнесли слова «жуть берет», т.е. очень страшно? (где головы) Как бы вы его прочитали? С какой интонацией?- Прочитаем по ролям (Стал копать – земля мягкая)

Обращаю внимание на авторские реплики, которые дают нам понять, как нужно прочитать текст.

Обобщение.

  • Ребята, с каким автором мы сегодня с вами познакомились? Как называется произведение, с которым мы работали? Из какого сборника оно?

Итоги:

  • Какой наказ (найдите в тексте) дает дед своим внукам? (читают)

Закончите предложения:

Дед не получил богатства, потому что…

Не ищи в нечистой силе проку, потому что…(свяжешься с нечистью, хорошего не жди).

Так какой мы можем сделать вывод? Идея: нечистым путем добытое богатство счастья не принесет.

Найдите последний абзац, где говорится о том, что росло на «заколдованном месте», прочитайте. Нарисуйте сейчас картинку???

Ребята, мы сегодня с вами очень хорошо поработали, было интересно. Благодарю вас. За то, что помогали мне.

Д/З

1) последний абзац (прочитайте), рассказывает нам о том, что же росло на этом месте, нарисуйте иллюстрацию (затем мы составим сборник иллюстраций к этому произведению).

2) Напишите сами в тетрадь, что такое быль, фантастика, как вы запомнили.