Русский язык. по пословице

Сочинение

Материалы к конкурсу

«Мои методические разработки урока»

учителя начальных классов

общеобразовательного учреждения

гимназии № 261

Кировского района, Кикимориной Татьяны Валерьевны

Цели: формирование умения использовать различные синтаксические конструкции для описания сходных ситуаций; формирование подчинять содержание текста его основной мысли.

Оборудование для учителя:, Оборудование для учеников:

Ход урока

  1. Вводная беседа.

На экране слова: «скуки», «Не», «коли», «будет», «руки», «заняты».

(см. Электронное приложение. 2 слайд)

На экране слова скуки  1

  • Прочитай слова. Как вы думаете, какое задание я хочу вам предложить? (Составить предложение.)
  • Составь. Прочитай. Что получилось?

(см. Электронное приложение. 3 слайд)

На экране слова скуки  2

  • Чем интересно это предложение? ( Это пословица.)
  • Как догадались, что это пословица? (Требует объяснения смысла.)
  • Как понимаете смысл этой пословицы?
  • Приходилось ли вам слышать эту пословицу в жизни? В какой ситуации?
  • Для чего люди в своей речи используют пословицы? ( Делают речь образной, точной, выразительной)

II . Объявление темы урока.

( см. Электронное приложение.4 слайд)

На экране слова скуки  3

  • Прочитай и расположи дни недели по порядку.

( см. Электронное приложение. 5 слайд)

На экране слова скуки  4

  • На какие две большие группы разделила? (Будние и выходные дни.)
  • Назови по порядку, какие дни относятся к будним дням?

( см. Электронное приложение. По щелчку появляются дни недели.)

12 стр., 5600 слов

Методическая разработка русского языка «Обучение сочинению-рассуждению ...

... обучения Тип урока : развитие речи. Ход урока I. Организационный момент. II. Вступительное слово учителя. – Ребята, нам сегодня предстоит очень важная и сложная задача: мы будем учиться писать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту ... -информатор №1, слайд 2), Карточка-информатор №1:, Структура сочинения-рассуждения по прочитанному тексту Структурный компонент текста Речевые клише Проблема ...

— Чем занимаетесь в будние дни? А в выходные?

III . Постановка учебной задачи.

Открой учебную тетрадь. Прочитай задание 1.О чём нужно догадаться?

( О том, какую часть в тексте нужно будет составить.)

(см. Электронное приложение.6 слайд.)

На экране слова скуки  5

  • Из каких частей состоит текст? (Вводная, основная и заключительная.)

( см. Электронное приложение. По щелчку появляются термины.)

— Какие части текста уже составлены? ( Вводная и заключительная.)

— А какую часть текста нужно составить? ( Основную часть.)

— А поможет нам в этом заголовок текста. Как называется текст? О чём будет говориться в основной части текста? ( О том, как Саша провёл выходной день.)

  • Прочитай вводную часть текста. О чём узнали из вводной части текста?
  • А какая часть текста поможет догадаться, как Саша провёл выходной день? (Заключительная.)
  • Прочитай заключительную часть текста. Чем интересна эта часть? ( Это пословица.)

— Прочитай вопрос урока в учебной тетради. Чему будем учиться, работая над сочинением? ( Описывать ситуацию, которая раскрывает смысл пословицы.)

  • А какую ситуацию нужно описать в основной части? ( Саша так и не нашёл себе интересного дела.)

IV . Обсуждение содержания основной части и её речевого оформления.

( Задание в учебной тетради №2.)

  • Чем бы мог заняться Саша, чтобы день не казался скучным, нам подскажут картинки.

На экране слова скуки  6

  • Чем же мог заняться Саша по первой картинке? ( Поиграть.)
  • Выбери из задания №3 слово, которое подходит для этой ситуации

( Мог бы поиграть, но…)

( см. Электронное приложение. По щелчку появляется схема предложения.)

— Как бы сам Саша объяснил, почему он не хочет играть? (Игрушки надоели, после игры не хочет убирать игрушки, одному играть скучно.)

  • Чем мог заняться Саша по второй картинке? (Почитать.)
  • Выбери из задания №3 слово, которое подходит для этой ситуации. ( Решил почитать, да…)

( см. Электронное приложение. По щелчку появляется схема предложения.)

10 стр., 4694 слов

Типология электронных изданий

... электронных изданий разной направленности (см. Приложение 1). Электронное издание должно иметь ISBN, систему навигации или меню, а также гипертекст. Помимо веб-сайтов, электронными изданиями могут быть электронные ... применив для размножения текстов медные литеры. История же европейского книгопечатания восходит к XV веку, когда появились прообразы печатных изданий. Изобретение книгопечатания ...

— Как бы Саша объяснил, почему не хочет читать? ( Не нашёл интересной книги, заснул во время чтения и т.п.)

— Чем бы мог заняться Саша по третьей картинке? ( Подклеить учебники, навести порядок на столе и т.п.)

  • Выбери из задания №3 слово, которое подходит для этой ситуации?

( Надо…)

(см. Электронное приложение. По щелчку появится схема предложения.)

— В каких ситуациях говорим «надо»? ( Выполняя обязательное дело.)

— Какое оправдание найдёт Саша, чтобы не выполнить дело? ( Ещё успею, потом сделаю и т. п.)

— Что общего во всех попытках? ( Попытки неудачны.)

— Ситуации похожи. Если мы скажем о них одинаково, текст получится неинтересным. Наша задача описать ситуации разными словами и предложениями.

— Какие две части будут в описании ситуации? ( То, что мог бы сделать, и объяснение, почему не сделал.)

  • Какой знак нужно поставить в предложении, объединяющем две части? (Запятую.)
  • Какой вопрос может задать себе Саша? ( Может, порисовать?)

— Какой знак поставишь в таком предложении? Как он сам ответит себе на этот вопрос? ( Плохо получается, не умею и т. п.)

  • Составь такие предложения.

V . Орфографическая подготовка. ( Задание №3,4)

( см. Электронное приложение. 8 слайд.)

На экране слова скуки  7

  • Пользуясь учебной тетрадью, назови пропущенные буквы.

( см. Электронное приложение. По щелчку появляются буквы.)

— Какие слова нужно писать раздельно? Прочитай.

— Почему слова разделены на два столбика? ( Слева записаны слова, которые описывают то, что мог бы сделать Саша. Справа – объяснение, почему не сделал.)

VI . Запись текста.

Примерный текст., Сашин выходной, Было воскресенье. На улице шёл дождь. Папа чинил телевизор, Мама шила платье. А Саше что делать?

Мог бы поиграть, но потом убирать игрушки не хочется. Решил почитать, да книжку интересную не нашёл. Может, порисовать? Рисунки плохие получаются. Надо навести порядок на столе. А это и потом сделать можно.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

VII . Проверка.

Что нужно проверить, читая текст? (Раскрывает ли он смысл пословицы.)

VIII . Итог урока.

Расскажи, как раскрыть смысл пословицы?

4 стр., 1768 слов

Урок развития речи в 3 классе:»Текст. – повествование. Работа ...

... словом. (привык) (исправления вносятся в текст сочинения) ... текст для печати. Поэтому, главной задачей нашего заседания редколлегии является обнаружение и исправление речевых и смысловых ошибок, допущенных ... темы урока: Учитель: Сегодня урока не ... слово повторяется и в 3, и в 4 предложении? (повторяется слово еж) Учитель: Как можно исправить эту ошибку? Замените слово «еж» в 4 предложении местоимением 3 ...

Анализ текстов сочинений

I . По содержанию:

  • полно и точно передали содержание текста 15 уч.
  • допустили пропуски существенного для раскрытия темы и основной мысли 2 уч.- 2ош.

II . По построению:

последовательно и связно изложили содержание 14 уч.

допустили ошибки в последовательности изложения текста —

допустили ошибки в связности текста 3 уч.- 3ош.

допустили ошибки в выделении частей 3 уч.- 3ош.

III . По речевому оформлению:

  • не допустили речевых ошибок 13 уч.
  • допустили речевые ошибки и недочёты:
  • повторы слов 1 уч.- 1 ош.
  • неудачно употребили слова 5 уч.- 6 ош.
  • употребили лишние слова 1уч. – 1 ош.
  • неудачный порядок слов в предложении 1 уч.- 1 ош.
  • нарушение границ предложения

VI . Выполняли работу 26 уч.

Высокий уровень 14 уч., Средний уровень 11 уч., Низкий уровень 1 уч.

Считаю, что успешность освоения учебного материала во многом зависит от системы развития связной письменной речи. В системе обучения предусматривается постепенное, целенаправленное ознакомление с текстом как речевой единицей, осознание его признаков: тематическое единство предложений, основная мысль и средства её выражения, связь заголовка с темой и основной мыслью текста, последовательность и связь предложений. Наличие в тексте смысловых частей.

Особенностью данной системы уроков является использование учебной тетради на печатной основе « Моя письменная речь» и компьютерная поддержка. Это способствует успешному овладению комплексом текстовых умений, овладению таких действий, которые должен выполнить ученик при подготовке к сочинению или изложению (выбрать точно заголовок, сформулировать тему и основную мысль, составить вводную и заключительную части текста и т. п.) Система позволяет с меньшими затратами времени и в то же время с включением каждого ученика в работу проводить орфографическую подготовку. Итог урока содержит вопрос или задание, которые позволяют организовать повторение и обобщение знаний о тексте и его признаках.