Материалы к конкурсу
«Мои методические разработки урока»
учителя начальных классов
общеобразовательного учреждения
гимназии № 261
Кировского района, Кикимориной Татьяны Валерьевны
Цели: формирование умения использовать различные синтаксические конструкции для описания сходных ситуаций; формирование подчинять содержание текста его основной мысли.
Оборудование для учителя:, Оборудование для учеников:
Ход урока
-
Вводная беседа.
На экране слова: «скуки», «Не», «коли», «будет», «руки», «заняты».
(см. Электронное приложение. 2 слайд)
- Прочитай слова. Как вы думаете, какое задание я хочу вам предложить? (Составить предложение.)
- Составь. Прочитай. Что получилось?
(см. Электронное приложение. 3 слайд)
- Чем интересно это предложение? ( Это пословица.)
- Как догадались, что это пословица? (Требует объяснения смысла.)
- Как понимаете смысл этой пословицы?
- Приходилось ли вам слышать эту пословицу в жизни? В какой ситуации?
- Для чего люди в своей речи используют пословицы? ( Делают речь образной, точной, выразительной)
II . Объявление темы урока.
( см. Электронное приложение.4 слайд)
- Прочитай и расположи дни недели по порядку.
( см. Электронное приложение. 5 слайд)
- На какие две большие группы разделила? (Будние и выходные дни.)
- Назови по порядку, какие дни относятся к будним дням?
( см. Электронное приложение. По щелчку появляются дни недели.)
Методическая разработка русского языка «Обучение сочинению-рассуждению ...
... обучения Тип урока : развитие речи. Ход урока I. Организационный момент. II. Вступительное слово учителя. – Ребята, нам сегодня предстоит очень важная и сложная задача: мы будем учиться писать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту ... -информатор №1, слайд 2), Карточка-информатор №1:, Структура сочинения-рассуждения по прочитанному тексту Структурный компонент текста Речевые клише Проблема ...
— Чем занимаетесь в будние дни? А в выходные?
III . Постановка учебной задачи.
— Открой учебную тетрадь. Прочитай задание 1.О чём нужно догадаться?
( О том, какую часть в тексте нужно будет составить.)
(см. Электронное приложение.6 слайд.)
- Из каких частей состоит текст? (Вводная, основная и заключительная.)
( см. Электронное приложение. По щелчку появляются термины.)
— Какие части текста уже составлены? ( Вводная и заключительная.)
— А какую часть текста нужно составить? ( Основную часть.)
— А поможет нам в этом заголовок текста. Как называется текст? О чём будет говориться в основной части текста? ( О том, как Саша провёл выходной день.)
- Прочитай вводную часть текста. О чём узнали из вводной части текста?
- А какая часть текста поможет догадаться, как Саша провёл выходной день? (Заключительная.)
- Прочитай заключительную часть текста. Чем интересна эта часть? ( Это пословица.)
— Прочитай вопрос урока в учебной тетради. Чему будем учиться, работая над сочинением? ( Описывать ситуацию, которая раскрывает смысл пословицы.)
- А какую ситуацию нужно описать в основной части? ( Саша так и не нашёл себе интересного дела.)
IV . Обсуждение содержания основной части и её речевого оформления.
( Задание в учебной тетради №2.)
- Чем бы мог заняться Саша, чтобы день не казался скучным, нам подскажут картинки.
- Чем же мог заняться Саша по первой картинке? ( Поиграть.)
- Выбери из задания №3 слово, которое подходит для этой ситуации
( Мог бы поиграть, но…)
( см. Электронное приложение. По щелчку появляется схема предложения.)
— Как бы сам Саша объяснил, почему он не хочет играть? (Игрушки надоели, после игры не хочет убирать игрушки, одному играть скучно.)
- Чем мог заняться Саша по второй картинке? (Почитать.)
- Выбери из задания №3 слово, которое подходит для этой ситуации. ( Решил почитать, да…)
( см. Электронное приложение. По щелчку появляется схема предложения.)
Типология электронных изданий
... электронных изданий разной направленности (см. Приложение 1). Электронное издание должно иметь ISBN, систему навигации или меню, а также гипертекст. Помимо веб-сайтов, электронными изданиями могут быть электронные ... применив для размножения текстов медные литеры. История же европейского книгопечатания восходит к XV веку, когда появились прообразы печатных изданий. Изобретение книгопечатания ...
— Как бы Саша объяснил, почему не хочет читать? ( Не нашёл интересной книги, заснул во время чтения и т.п.)
— Чем бы мог заняться Саша по третьей картинке? ( Подклеить учебники, навести порядок на столе и т.п.)
- Выбери из задания №3 слово, которое подходит для этой ситуации?
( Надо…)
(см. Электронное приложение. По щелчку появится схема предложения.)
— В каких ситуациях говорим «надо»? ( Выполняя обязательное дело.)
— Какое оправдание найдёт Саша, чтобы не выполнить дело? ( Ещё успею, потом сделаю и т. п.)
— Что общего во всех попытках? ( Попытки неудачны.)
— Ситуации похожи. Если мы скажем о них одинаково, текст получится неинтересным. Наша задача описать ситуации разными словами и предложениями.
— Какие две части будут в описании ситуации? ( То, что мог бы сделать, и объяснение, почему не сделал.)
- Какой знак нужно поставить в предложении, объединяющем две части? (Запятую.)
- Какой вопрос может задать себе Саша? ( Может, порисовать?)
— Какой знак поставишь в таком предложении? Как он сам ответит себе на этот вопрос? ( Плохо получается, не умею и т. п.)
- Составь такие предложения.
V . Орфографическая подготовка. ( Задание №3,4)
( см. Электронное приложение. 8 слайд.)
- Пользуясь учебной тетрадью, назови пропущенные буквы.
( см. Электронное приложение. По щелчку появляются буквы.)
— Какие слова нужно писать раздельно? Прочитай.
— Почему слова разделены на два столбика? ( Слева записаны слова, которые описывают то, что мог бы сделать Саша. Справа – объяснение, почему не сделал.)
VI . Запись текста.
Примерный текст., Сашин выходной, Было воскресенье. На улице шёл дождь. Папа чинил телевизор, Мама шила платье. А Саше что делать?
Мог бы поиграть, но потом убирать игрушки не хочется. Решил почитать, да книжку интересную не нашёл. Может, порисовать? Рисунки плохие получаются. Надо навести порядок на столе. А это и потом сделать можно.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
VII . Проверка.
— Что нужно проверить, читая текст? (Раскрывает ли он смысл пословицы.)
VIII . Итог урока.
— Расскажи, как раскрыть смысл пословицы?
Урок развития речи в 3 классе:»Текст. – повествование. Работа ...
... словом. (привык) (исправления вносятся в текст сочинения) ... текст для печати. Поэтому, главной задачей нашего заседания редколлегии является обнаружение и исправление речевых и смысловых ошибок, допущенных ... темы урока: Учитель: Сегодня урока не ... слово повторяется и в 3, и в 4 предложении? (повторяется слово еж) Учитель: Как можно исправить эту ошибку? Замените слово «еж» в 4 предложении местоимением 3 ...
Анализ текстов сочинений
I . По содержанию:
- полно и точно передали содержание текста 15 уч.
- допустили пропуски существенного для раскрытия темы и основной мысли 2 уч.- 2ош.
II . По построению:
— последовательно и связно изложили содержание 14 уч.
— допустили ошибки в последовательности изложения текста —
— допустили ошибки в связности текста 3 уч.- 3ош.
— допустили ошибки в выделении частей 3 уч.- 3ош.
III . По речевому оформлению:
- не допустили речевых ошибок 13 уч.
- допустили речевые ошибки и недочёты:
- повторы слов 1 уч.- 1 ош.
- неудачно употребили слова 5 уч.- 6 ош.
- употребили лишние слова 1уч. – 1 ош.
- неудачный порядок слов в предложении 1 уч.- 1 ош.
- нарушение границ предложения
VI . Выполняли работу 26 уч.
Высокий уровень 14 уч., Средний уровень 11 уч., Низкий уровень 1 уч.
Считаю, что успешность освоения учебного материала во многом зависит от системы развития связной письменной речи. В системе обучения предусматривается постепенное, целенаправленное ознакомление с текстом как речевой единицей, осознание его признаков: тематическое единство предложений, основная мысль и средства её выражения, связь заголовка с темой и основной мыслью текста, последовательность и связь предложений. Наличие в тексте смысловых частей.
Особенностью данной системы уроков является использование учебной тетради на печатной основе « Моя письменная речь» и компьютерная поддержка. Это способствует успешному овладению комплексом текстовых умений, овладению таких действий, которые должен выполнить ученик при подготовке к сочинению или изложению (выбрать точно заголовок, сформулировать тему и основную мысль, составить вводную и заключительную части текста и т. п.) Система позволяет с меньшими затратами времени и в то же время с включением каждого ученика в работу проводить орфографическую подготовку. Итог урока содержит вопрос или задание, которые позволяют организовать повторение и обобщение знаний о тексте и его признаках.