Опера «Аида», Д. Верди

Сочинение

Опера «Аида»: история создания и сюжет

Опера «Аида» была написана итальянским композитором Джузеппе Верди в 1870 году. Интересно, что идея написания оперы пришла не от самого композитора, а от правительства Египта, которое обратилось к нему с просьбой написать оперу на египетскую тему годом раньше.

Краткий сценарий для оперы написал французский египтолог Мариетт. Однако Верди не сразу согласился взяться за сочинение музыки к этому произведению и начал работу только спустя год.

Сюжет оперы

Действие опера разворачивается во времена древних фараонов, в городах Мемфис и Фивы.

Действие первое

Радамес, изабранник покровительницы Египта Изиды, мечтает выиграть войну против эфиопов и освободить свою возлюбленную — пленницу фараона Аиду.

Адмнерис, дочь фараона тоже любит Радамеса. Она выясняет у него его чувства и узнает о его любви к рабыне Аиде

Аида в свою очередь находится в сильном тревожении. Ее сердце разрывается между страхом за судьбу своего эфопского народа и любовью к Радамесу, своему врагу.

В то время как Радамес мобилизует египетскую армию, чтобы отразить нападение эфиопов, Аида молится за спасение своего отца – царя Амонасро.

В конце первого акта Аида в отчаянии понимает, что возлюбленный, Радамес, должен умереть, если египтяне будут иметь верх в этой войне.

В храме идет торжественный обряд посвящения Радамеса. Рамфис вручает юноше священный меч («Nume, custode e vindice» – «Боги, победу дайте нам») и просит богов ниспослать победу войскам Египта.

Действие второе.

Рабыни одевают Амнерис, которая ждет возвращения Радамеса («Ah! vieni, amor mio» – «Мой милый! Приди»).

Он одержал победу над эфиопами. Аида приносит ей корону. Подозревая в Аиде соперницу, Амнерис сообщает ей о Джузеппе Верди гибели Радамеса, чтобы выведать о ее чувствах к нему. Вопль отчаяния выдает чувства Аиды к Радамесу. Узнав правду, Амнерис отвечает ей страстно-гневными угрозами (дуэт «Tu la sorte dell’armi» – «Твоим братьям оружие изменило»; «Amore, amore!» – «Любовь и радость»).

4 стр., 1760 слов

М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»

... подголосочной полифонии. Монументальный квартет из III действия приближается к симфоническому циклу - вступление, анедгейо, медленная часть и быстрый финал, В опере «Иван Сусанин» подлинно симфонический метод сквозного развития. ... трио Вани, Антониды и Собинина «Ах, не мне, бедному...» с хором; и 3) финала-нового, заключительного изложения «Славься». В гениальном «Славься» с предельной выпуклостью ...

На площади в Фивах все готовы к торжественной встрече победителей («Gloria all’Egitto, ad Iside» – «Слава Египту и богам!»).

Въезд Радамеса на колеснице вызывает всеобщее ликование на площади. Радамес склоняется перед фараоном, и его дочь Амнерис возлагает на голову победителя корону. Царь спрашивает у полководца, чего он желает. Радамес просит ввести пленных. Среди них – Амонасро, который предупреждает бросившуюся к нему дочь, чтобы она не называла его имени и сана. Он пытается отвести подозрения и выдает себя за военачальника, сообщает, что царь эфиопов погиб в бою. Несчастные пленники и рабы просят у фараона пощады («Quest’assisa ch’io vesto» – «Видишь эти одежды простые»).

Жрецы выступают против, они требуют смерти пленников, но египетский народ просит помиловать побежденных. Царь связан своим обещанием перед Радамесом и освобождает пленников, оставив, по настоянию жреца, Аиду и Амонасро заложниками. А Радамесу в качестве награды отдает руку своей дочери. Амнерис, конечно, ликует; Аида и Радамес, напротив, в отчаянии.

Действие третье.

Ночь. Из храма доносятся гимны Изиде («O tu che sei d’Osiride» – «Матерь бессмертная богов»).

Это Амнерис готовится к бракосочетанию с Радамесом. А на берегу Нила Радамеса ждет Аида, чтобы проститься с ним навсегда («O cieli azzuri» – «Небо лазурное»).

Но прежде чем появляется Радамес, Аиду находит Амонасро. Узнав о любви Радамеса и Аиды, он требует, чтобы она выведала у египтянина секрет, какой дорогой поведет Радамес войска против эфиопов. Он красноречиво объясняет ей, что будет означать для ее собственного народа новое поражение, а если он будет знать, где атаковать египтян, это поможет эфиопам победить («Riverdrai le foreste imbalsamate» – «Возвратимся мы скоро в край родимый»).

Сначала Аида в ужасе отказывается, но отец напоминает ей, что она не рабыня, а дочь царя. И она соглашается. Радамес с нежностью встречает Аиду («Pur ti riveggo, mia dolce Aida» – «Опять с тобой, дорогая Аида!»).

Аида предлагает бежать в Эфиопию – только там они смогут быть счастливы. Радамес не хочет быть предателем, он обещает ей вернуться с очередной победой и попросить у царя ее руки. Но Аида отвечает, что ему следует забыть ее и жениться на Амнерис. Тогда Радамес уступает и даже открывает ей тайну, какая дорога через границу не охраняется. Это как раз та дорога, по которой египтяне должны обрушиться на врага. Амонасро слышит разговор Аиды с Радамесом. Царь эфиопов выходит из укрытия, он открывает свое имя и предлагает Радамесу трон в Эфиопии. Он торжествует: теперь победа обеспечена (терцет «Ma dimmi per qual via» – «Скажи мне, где идти нам»).

Из храма выходят Амнерис и Рамфис. Аида с отцом бегут, а несчастный юноша трепещет при мысли, что предал родину, и отдает свой меч жрецу.

Действие четвертое.

Царский дворец. Несмотря на предательство Радамеса, Амнерис хочет спасти возлюбленного. В ее душе смешанные чувства: любовь и ревность, отчаяние и жажда мести. Амнерис спускается в подземелье дворца фараона, где готовится суд над Радамесом. Она умоляет возлюбленного покаяться и обещает ему заступничество царя, свободу, богатство, трон – все, лишь бы он забыл Аиду. Но Радамес отвергает ее чувства и помощь, даже когда узнает, что Аида спаслась (дуэт «Gia i sacerdoti adunansi» – «Там собрались все жрецы»).

Ради любви он пожертвовал честью, предал родину и готов понести наказание.

Фильм-опера «Аида», Франко Дзефирелли и Сан-Франциско 1981 года: анализ фильма

Фильм-опера «Аида» был снят Франко Дзефирелли в 1953 году. Эта версия достаточно успешна и популярна, однако в 1981 году режиссер провел еще одно прекрасное исполнение этой оперы в Сан-Франциско. Какую из них предпочесть?

В основе фильма лежит опера Жюля Массне и А/Неера «Аида», которая повествует историю разделенной любви двух молодых людей — Радамеса и Аиды. Их любовь поставлена на многочисленные испытания.

«Аида» подчеркивает темы, способствующие эмоциональным переживаниям зрителей. Главными средствами передачи таких состояний стали музыка и зрелищные сцены, создаваемые на экране благодаря динамическому камерной работе и актерскому мастерству.

Совокупность всего вышеперечисленного, как уверены критики, делают обе версии фильма неотъемлемой частью культурного наследия. Выбор каждого зрителя может быть обусловлен индивидуальным восприятием того или иного времени и интонации.

Фильм-опера «Аида», Франко Дзефирелли Фильм-опера «Аида», Сан-Франциско 1981
Длительность 134 минуты 166 минут
Режиссер Франко Дзефирелли Франко Дзефирелли
Год выпуска 1953 1981
Жанр музыкальный фильм музыкальный фильм

Этот род искусства является захватывающим и запоминающим, он осветляет и расширяет мысли, закладывает душевный цвет приключений в сердца его зрителей. Если вы хотите испытать огромный культурный потенциал, загляните в Аиду, открыть для себя картину тех самых времен.