направлением
–
классицизм;
узнать
элементы
художественного
произведения,
научиться
характеризовать
образный
мир
изучаемых
произведений и выразительные средства художественной речи, используемые в
них.
В
программе
6
класса
все
эти
теоретические
понятия
присутствуют,
предполагается,
что
уровень
их
восприятия
школьниками
будет
совершенствоваться;
появляются
и
новые:
силлабо-тоническая
система
стихосложения,
трехсложные
стихотворные
размеры,
понятие
конфликта,
замысла, мотива, прототипа в литературном произведении.
Казалось
бы,
такой
объем
теоретических
знаний
для
пяти-
шестиклассников
неподъемен,
но
авторы
программы
утверждают,
что
дети
именно
этого
возраста
«отличаются
более
сильным
воображением,
эмоциональной активностью, предметным восприятием».
3
Они могут заметить
важные для текста художественные особенности, и задача учителя «помочь
осмыслить
прочитанное
не
поверхностно,
а
глубоко,
в
меру
читательских
возможностей пятиклассников и шестиклассников»
4
С
возрастом
эта
мера
читательских
возможностей
должна
расти.
В
седьмых-восьмых классах на основе углубления и расширения представлений о
понятиях, с помощью которых характеризуется отдельное произведение или его
фрагмент,
изучение
литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-literature-merkin/
с
учетом
родовой
и
жанровой
специфики литературного источника.
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-literature-merkin/
Как оформлять электронные ресурсы (интернет-источники)
... описаний [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/referat/kak-pravilno-dat-opisanie-elektronnogo-resursa-v-spiske-dlyaa/ Однотомные издания Семенов, В. В. Философия: итог тысячелетий. Философская психология [Текст] / В. В. ... же», или - для документов на языках, применяющих латинскую графику, - «Idem», «Eadem» , «Iidem». В отличие от описания источника в списке литературе, в ссылках допускается ...
В
9
классе
делается
упор
на
усвоение
материала
курса
в
историко
литературном
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-literature-merkin/
аспекте.
Школьники
к
этому
времени
учатся
не
только
осмысливать отдельное художественное произведение, но и постигать наиболее
существенные стороны литературного процесса, видеть творчество писателя в
историко
литературном
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-literature-merkin/
контексте.
В
связи
с
этим,
наряду
с
понятиями
и
категориями, характеризующими конкретные эстетические явления, вводятся
системные
понятия
и
категории:
литературный
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-literature-merkin/
процесс,
литературные
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-literature-merkin/
направления, историзм, народность, поэтический мир, стиль писателя.
В результате этой цепочки ко времени обучения в старшей школе итоговое
сочинение по литературе перестанет вызывать у ребят панику.
Конечно, необходимость серьезного изучения теории литературы в школе
не открытие авторов учебников анализируемой линии. Например, в учебнике
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-literature-merkin/
под
редакцией
В.Я.Коровиной
при
изучении лирики А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова представлены сведения о
двусложных стихотворных размерах, изобразительно-выразительных средствах;
в
качестве
нового
материала
дается
определение
антитезы
–
в
учебнике
Г.С.Меркина
к этому добавляется понятие ритма, стопы, строфы, спондея,
пиррихия, а из изобразительно-выразительных средств — риторический вопрос,
инверсия
и
метафора.
Но
кроме
расширения
объёма
изучаемых
понятий,
инновационный учебник предлагает сделать сложный теоретический материал
не статичным, а динамичным, погрузить обучающихся в сам литературный
процесс. Ребятам предлагается сочинить монолог Паруса, скользящего «в луче
золотом», написать рассказ от имени листка о его путешествиях к Черному
морю «из отчизны суровой» или диалог туч, мчащихся «с милого севера в
сторону южную».
4.
А
при
изучении
романа
А.С.Пушкина
«Дубровский»
задания,
предложенные в учебнике, нацеливают на достаточно скурпулезную работу по
Конспект классного часа «На кого я хочу быть похожим?» (Электронный ...
... «На кого я хочу быть похожим» ... быть похожим на кого-то – это хорошо или плохо? Если вам нравится какое-то душевное качество, не забывайте, пожалуйста, что оно должно быть истинным, а не ложным. Сочинение ... их отцы. Сочинение «На кого я хочу быть похожим» для мальчиков ...
сравнительной характеристике Владимира Дубровского и князя Верейского (это
некий поворот от социального к личному, что, вероятно, на сегодняшний день
более интересно для ребят), а уже потом в качестве самостоятельного задания
ученики
готовят
сравнительную
характеристику
«Троекуров
–
старший
Дубровский».
Есть
здесь
и
совсем
необычное
задание:
«Как
вы
себе
представляете герб рода Дубровских, герб рода Троекуровых? Нарисуйте их,
объясните свой замысел ».
5.
Такой значительный объём теоретических знаний и достаточно высокая
степень
их
сложности
приводит
к
тому,
что
не
все
учащиеся
правильно
выполняют подобные работы. Однако они нужны и важны, в первую очередь,
для средних и сильных ребят, которые в дальнейшем придут в старшую школу.
Творческое освоение теоретической стороны литературного процесса позволит
им
успешно
сдать
выпускные
экзамены
и
поступить
в
высшие
учебные
заведения
разной
направленности,
так
как
это
развивает
интеллект
и
способствует формированию творческой личности.
Список использованной литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-literature-merkin/
1.
«Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования (с изменениями от 31 декабря 2015 года).
– С.2
2.
Критерии оценивания итогового сочинения 2017 — 2018 на учебный год от
ФИПИ.
3.
Программа по литературе для 5—9 классов общеобразовательных
учреждений. Авторы — составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин (ФГОС
Инновационная школа).- М., «Русское слово» 2014.- С.6.
4.
Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций: в 2
частях. Ч.1/ Автор-составитель Г.С.Меркин. – 4 изд.- М.:ООО «Русское слово»,
2015.- С.159.
5.
Там же. – С.142.