Готовимся к сочинению
Тема 328-332
Ольга ЕРЁМИНА
Тема 328.
Нравственная проблематика лирики А.Т. Твардовского.
Сложность подхода к этой теме в том, что в разных программах предложены для изучения различные стихотворения Твардовского. Они разбросаны по разным учебникам с 5-го по 11-й класс. Это баллада «Рассказ танкиста» (лироэпический жанр), стихотворения «Братья», «Снега потемнеют синие…», «Июль — макушка лета…», «Отыграли по дымным оврагам…», «На дне моей жизни…», «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины…», «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «К обидам горьким собственной персоны…», «Урожай», «Родное», «Весенние строчки» и другие. Поэма «Василий Тёркин», наиболее знакомая ученикам, является лироэпической поэмой, и при рассмотрении проблематики лирики поэта можно обращаться к этому произведению, главным образом к главам «О себе» и лирическим отступлениям. Лирические мотивы сильны в поэме «По праву памяти».
Ход работы может быть таким: сначала раскрываем понятие проблематики произведения. Говоря простым языком, тема в произведении — это данность, а проблематика — личный взгляд автора на эту данность, сфера, в которой проявляется индивидуальный взгляд автора на понимание мира и человека. Нравственная проблематика сосредотачивается на изменениях в личности человека под воздействием внешних обстоятельств. Человек в поисках личности, процесс идейного самоопределения — важнейшее с точки зрения нравственной проблематики. В лирике мы имеем дело с нравственными исканиями лирического героя, в которых отражается судьба самого автора.
Проблематика — это комплекс проблем. В лирике Твардовского особенно ярко отражаются проблемы отношения к павшим на войне («Я убит подо Ржевом…», «Я знаю, никакой моей вины…»), проблема связи поколений, которая была трагически разорвана («Братья», «Памяти матери», «По праву памяти»), проблемы ответственности за жизнь и страдания окружающих («К обидам горьким собственной персоны…»).
Твардовский утверждает бессмертие воинского подвига, непреходящее значение нравственных ценностей, необходимость неразрывной связи поколений, необходимость воспитывать в себе чувство ответственности за происходящее.
Тема 329.
Тема памяти в лирике А.Т. Твардовского.
Тема памяти раскрывается в двух аспектах: во-первых, это важность памяти о погибших на войне; во-вторых, это значение цепочек родовой, семейной памяти, которые безжалостно разрушались в годы сталинских репрессий, когда многие публично отказывались от родства с теми, кто был объявлен врагом народа.
Стихотворение «Памяти матери» Твардовский Александр Трифонович
... из Смоленска с похорон, Твардовский написал четыре замечательных стихотворения, которые составили цикл «Памяти матери». Он признан лучшим во всей русской лирике, посвящённой этой теме. ... водогребщик (Ю.Эдельштейн — А.Твардовский) 04 Людмила Зыкина — Ой да, перевозчик- водогрёбщик (Автора музыки не определила…) 05 Александр Ведерников — Перевозчик-водогребщик (В.Рубин — А.Твардовский) Гос. ...
Памяти сражавшихся и погибших на войне посвящены строки поэмы «Василий Тёркин» (например, глава «Переправа», главы «О себе»), стихотворения «Я убит подо Ржевом…», баллада «Рассказ танкиста»).
Тема памяти переплетается с темой личной ответственности человека за судьбы многих («Я знаю, никакой моей вины…», «К обидам горьким собственной персоны…»).
В противовес официальной идеологии, господствовавшей в стране, Твардовский утверждал, что необходимость помнить о своих корнях, о своих родственниках и близких — это не просто право, но и обязанность человека. Ощущение трагического надлома прошло через судьбу самого поэта, у которого были репрессированы отец и брат. Для Твардовского любовь к своей семье, малой родине и память о ней неразрывно связаны с любовью к Родине с большой буквы. Такое утверждение поэта во времена сталинизма было гражданским подвигом.
Тема 330.
Как в творчестве А.Т. Твардовского представлена тема войны?
Тема сформулирована достаточно свободно, можно говорить о различных проблемах, поставленных в произведениях поэта (см. тему 328).
Учеников, которые обрадуются простоте темы, следует предупредить, что недостаточно будет ограничиться только поэмой «Василий Тёркин»: в сочинение необходимо включить и знакомые баллады, и лирические стихотворения о войне.
Тема 331.
Образ русского солдата в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».
Логическая цепочка сочинения такова. Василий Тёркин — русский солдат, обладающий всеми лучшими чертами солдата и человека: его ведут любовь к Родине, смелость, готовность к подвигу, чувство собственного достоинства. Он ловок, удачлив, мастер на все руки, гармонист, умеет вовремя пошутить, поднять дух бойцов. Он не один: с ним рядом воюют, ему помогают и поддерживают его другие солдаты: повар, который “ложку лишнюю кладёт”; те, что дали ему “валенки с ноги”; танкисты, доставившие его в санбат; шофёр, подвозивший Тёркина на передовую; два бойца похоронной команды, которые в мороз сняли с себя шинели, чтобы сделать носилки и донести раненого бойца. В каждой главе мы слышим реплики эпизодических героев-солдат, остроумные, исполненные нравственной чистоты.
Почему Твардовский говорит — “труженик-солдат”? Война — тяжёлая, но необходимая для всего народа работа. Каждый отдельный солдат — не былинный богатырь, а простой человек, которому может быть страшно и больно, и только совместными усилиями возможно победить врага.
Слово “солдат” теряет в поэме значение “рядовой”: солдат — это боец, воин, защитник Отечества, а значит, генерал — тоже солдат, сражающийся за освобождение Отчизны. В главе «Дед и баба» возникает образ старика, который был солдатом Первой мировой войны. В этом образе — не просто реалии прежней войны (разрывы снарядов, вши), но и звучание струн фольклорной традиции (Тёркин — мастер на все руки; мотив ловкого, смекалистого солдата: “Может, сало надо жарить?” — суп из топора).
Героизм в произведении василий теркин. рассуждение о подвиге василия теркина
... зачем мне орден? Я согласен на медаль. Теркин, Теркин, добрый малый... А. Т. Твардовский написал выдающееся произведение о войне - поэму «Василий Теркин». Литературный герой Твардовского заслужил по праву, чтобы ... воинского долга. Василий Теркин был очень близок солдатам Великой Отечественной войны, он напоминал им их самих. Теркин вдохновлял солдат на подвиги, помогал им в годы войны и может ...
Образ Василия Тёркина словно укореняется в русской истории, приобретает обобщающее значение, становится воплощением русского национального характера: “…В бой, вперёд, в огонь кромешный // Он идёт, святой и грешный, Русский чудо-человек…”
Сочинение может оживить рассказ о том, как автор создавал образ Василия Тёркина (финская кампания, затем — поиск героя в первые месяцы войны).
Можно проследить фронтовой путь Василия Тёркина: от первой встречи с ним на привале, отступления, боёв, ранений, госпиталей — до взятия Берлина.
Тема 332.
“«Василий Тёркин» Твардовского — поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль… и какой необыкновенный народный солдатский язык” (И.А. Бунин).
Что имел в виду Бунин, говоря: “редкая книга”? Редкая в русской литературе вообще или редкая в своё время, в эпоху господства принципа “социалистического реализма”, когда художников призывали изображать жизнь не такой, как она есть, а такой, какой она должна быть? Какая свобода имеется в виду: свобода композиции, свобода в использовании изобразительно-выразительных средств или свобода от обязательных в то время элементов официальной идеологии, пустой риторики и призывов сражаться за Сталина?
Чтобы быть объективными, скажем о неразрывной связи этих сторон в произведении Твардовского. Лживые восхваления — это прежде всего ложь автора перед самим собой, которая уничтожает талант, поэтому обе стороны свободы в поэме диалектически связаны друг с другом.
Итак, говорим о том, что Твардовский показывает читателям подлинное лицо войны, откидывая флёр официальной идеологии. Он свободен в выборе героя, показывая его простым человеком со слабостями и недостатками, не стремящимся во что бы то ни стало совершить подвиг, но готового к этому подвигу. Тёркин не говорит лозунгами, как многие герои в произведениях того времени, а шутит просто и душевно, вызывает чувство родства и близости. Автор-рассказчик сам становится одним из героев поэмы, подчёркивает свою духовную близость с Тёркиным.
Свободой и простотой отличается композиция поэмы. Каждая глава — фактически самостоятельное произведение. Эпизоды, представленные в главах, типичны для военного времени и быта: каждый из солдат узнавал в них свою собственную фронтовую судьбу. Нить повествования несколько раз прерывается лирическими монологами от лица автора.
Следующий этап раскрытия темы — анализ литературных качеств поэмы: “Литературные качества книги неоценимы. Её отличает удивительная, почти зримая образность, психологическая убедительность, точность художественной детали, речевая выразительность. Поэтический язык Твардовского прост и естествен, включает много разговорных элементов.
Рифма Твардовского большей частью бесхитростна и проста. Среди рифм много оригинальных («из Казани» — «сказали», «за стол» — «простой», «ехать» — «от смеха»).
Образ русского солдата в поэме Василий Теркин
... и навыками. Образ Василия Теркина — это идеал русского солдата. Русский солдат в поэме Василий Теркин Твардовский написал поэму «Василий Тёркин» с 1941 по 1945 годы. В персонаж Василия Тёркина фронтовики влюбились сразу. Чем же так понравился герой? Василий Тёркин ... Тёркин – храбрый солдат и человек: ... и вера в победу. Также читают: Картинка к сочинению Образ русского солдата в поэме Василий Теркин ...
В то же время его отличает высокая культура стиха, мастерское использование мелодических, ритмических средств в изобразительных целях. Поэме свойственно богатство звукописи — аллитераций.
Как отмечал А.Л. Гришунин, традиция народного творчества определилась в пословичности, афористичности, меткости формулировок («Не гляди, что на груди, а гляди, что впереди», «Береги солдат солдата», «Ради жизни на земле»)”.