Константин Фёдорович Юон — известный советский живописец, театральный художник и теоретик искусства. Он был редким человеком, который смог всецело посвятить свою жизнь любимому занятию, позволившему ему, в свой черед, безбедно жить до самой смерти. Юон закончил Московское художественное училище, был преподавателем теории искусства, писал пейзажи и создавал графические работы, готовил декорации для спектаклей.
Пейзаж был любимым жанром живописи художника, к нему он относился с особым трепетом, всегда долго готовился перед тем, как начать писать: обдумывал, что конкретно он хотел показать зрителю, а после много путешествовал в поисках нужных мест. Любимым городом художника был Ростов Великий. Лучше всего, по мнению самого художника, эти места ему удалось изобразить в работе «Зима. Ростов Великий», выполненной в 1906 году, на которой представлена панорама Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Эти места так полюбились художнику, а сама картина принесла столько успеха, что Юон позже создал несколько схожих полотен, написанных с подобного ракурса.
На картине представлен один день зимы в Сергиевом Посаде в момент празднования некого религиозного торжества. Город утопает в снегах: он застелил плотным покрывалом крыши домов, дорогу. Путь к лавре наполнен спешащими людьми. Кто-то идет пешком, кто-то едет на телеге. Люди нарядились, в руках несут поношения. Все хотят помолиться в соборе в этот важный день.
На переднем плане зритель видит две женских фигуры. Наверное, это знакомые, давно не видевшие друг друга, случайно встретились по дороге и захотели поболтать о жизни. Разговор получился долгим, руки начали замерзать на морозе, но расходиться женщинам все не хочется, вот они и трут озябшие руки. Неподалеку две мамы, степенно прогуливаясь, говорят о своем, а их сыновья играют в снежки. Чуть поодаль видна дорога, вдоль которой стоят тонкие нагие деревья: березы и осинки. Проезжая часть широкая, телегам хватает места ехать в две полосы, никому не мешая. Рядом, по протоптанной дорожке, идут люди.
Искусство Серебряного века
... в России; самый философичный из поэтов серебряного века - Вячеслав Иванов… Поэты серебряного века, даже не первого ряда, были крупными ... в стихотворении Блока. «Искусство вне символизма в наши дни не существует. Символизм есть синоним художника»,- утверждал в те ... темой отечественной культуры. Руси, России посвящали своё творчество люди искусства. Первый долг для нас - долг самопознания - упорный ...
Снег на дороге резко контрастирует со снегом на обочинах. От сотен прошедших по нему за день людей и промчавшихся повозок с лошадьми он приобрел грязно-коричневый оттенок.
На картине показаны представители разных сословных групп. Вот купцы. Они едут в красивых широких с узорами санях. Женщины, сидящие в них, укрылись расписными шерстяными платками и ватными одеялами, чтобы не замерзнуть по дороге. А вот крестьяне, расположившиеся на дровнях, которые тащит по снегу худая лошаденка. Такие семьи укрылись соломой, чтобы не озябнуть в пути.
От основной дороги бежит вверх тропинка. Сей путь ведет к часовне. Несмотря на то, что она очень крутая и, видимо, скользкая, по ней медленно взбирается много людей.
За поворотом дорога уходит далеко в город. Вереница людей тянется вдоль всего этого пути. Люди, добравшиеся до входа в арку, издали походят на шахматные фигуры черного цвета, что расставлены в определенном порядке на белых клетках поля.
Лавра возвышается над всем происходящим. Несмотря на то, что день выдался пасмурным, ее позолоченные купола с православными крестами будто горят в небе. Их отсвет выделяет синие колокольни. Позади обращает на себя внимание высокая колокольня. Наверняка, звон этих колоколов всегда раздается по всей округе.
Дома города покрашены в сочные цвета: голубой, красный, розовый, зеленый. Юон любил яркие оттенки и старался привнести их в любой свой пейзаж. Интересно, стены домов этого города были окрашены пестрыми красками в действительности или это желание автора?
На заднем плане полотна показано серое небо в облачной дымке и плывущие по нему снеговые тучи. Кое-где видны маленькие просветы, через которые можно разглядеть голубизну спрятавшихся под мрачным покрывалом небес. Большая стая птиц летит по небу, словно тоже хочет успеть в храм в этот праздничный день.
Данная картина воспринимается зрителем по-особому. Кажется, что перед тобой не просто холст, а живая композиция: вот каркают вороны, говорят люди, лают собаки, смеется детвора, вот рассеялся в небе малиновый перелив колоколов, вот чувствуется зимний морозец и дуновение ветра. Но главное, непременно создается ощущение душевной теплоты и радости от того, что ты стал незримым участником великого торжества православного народа.