Леонардо да винчи «мадонна литта» описание картины, анализ,

Сочинение

Леонардо да Винчи. Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа) , Италия, 1478–1480 годы

Второе название происходит по фамилии владельцев картины. При каких обстоятельствах произведение великого Леонардо попало в Россию, до сих пор неизвестно. Существует легенда, что семейство Бенуа купило ее у бродячего цирка. Шедевр достался Марии Сапожниковой (после замужества — Бенуа) в наследство от отца. В 1914 году Эрмитаж приобрел у нее эту картину. Правда, после революции, в тяжелые 1920–30-е годы, правительство СССР чуть не продало ее министру финансов США, страстному коллекционеру Эндрю Меллону. Искусствоведам, выступавшим против этой продажи, повезло: сделка сорвалась.

«Мадонна с веретеном» (около 1501)

Подлинник этой картины утерян. Но существуют три копии, две из которых в 1501 г. создал Леонардо да Винчи (или ученики его школы).

Другая копия создана в 1510 г.

Национальная галерея Шотландии

Одна копия в настоящее время находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге, другая – в частной коллекции в Нью-Йорке. Эта маленькая картина с изображением очень юной Мадонны с ребенком понравилась современникам Леонардо. Поэтому были созданы копии.

«Мадонна с веретеном» (1501)

Деревo, масло. 48,3 x 36,9 cм. Частная коллекция

Но вполне возможно, что это не копия, а новая версия, созданная в том же 1501 г., что и оригинал.

«Мадонна с веретеном» (1510)

Масло, холст на дереве, 50,2×36,4 cм. Частная коллекция (Нью-Йорк)

Высокое качество картины доказывает, что она исполнена в мастерской Леонардо да Винчи, возможно, под его наблюдением.

Описание картины

На картине изображена юная Дева Мария и младенец Христос, держащий веретено в виде распятия – символ одновременно домашнего очага и креста. В классической мифологии веретено символизировало человеческую судьбу. Вся фигура Марии выражает любовь к ребенку. Кажется, что она хочет отвлечь ребенка от веретена. Но даже Мать не может предотвратить Распятие на кресте, которое Христу предназначено. А ребенок всецело обращён к символу Его будущей Страсти и отворачивается от любящего взгляда Матери.

5 стр., 2303 слов

Мадонна Литта Леонардо да Винчи (1452-1519)

... единственная картина Леонардо да Винчи, которая находится за пределами Европы, и выставлена в Вашингтонской Национальной галерее. 8 «Мадонна с веретеном» (около 1501) Подлинник этой картины утерян. Но существуют три копии, ... в будущем. Мадонна Бенуа (Мадонна с цветком). 1478–1480 годы. Масло, перенесенное с доски на холст. 48×31,5 см. Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия). «Мадонна Литта» (1490-1491) ...

Италия |Леонардо да Винчи(1452-1519)|»Мадонна Бенуа»|1478|х.м.|Государственный. Эрмитаж| Санк-Петербург

К числу ранних леонардовских работ, относящихся к 70-м гг., ко времени, когда он только что оставил мастерскую мастера, относят несколько изображений Мадонн. Разные авторы по-разному разграничивают авторство Леонардо. Наиболее достоверна атрибуция Леонардо в знаменитой Эрмитажной «Мадонне Бенуа», названной так по имени прежних владельцев.

Сфумато в переводе с итальянского означает «неясный, рассеянный, мягкий».

Это светотень, но не активная, та, которая стереометрически лепит форму, контрастом темного и высветленного вырывая объем из мрака и резко освещая его, а почти непередаваемые градации затененности. Причем заметим, что для Леонардо в его сфумато тень важнее света. Он и впоследствии редко когда будет давать ослепительно освещенные участки объема. Со временем, учитывая весь его будущий опыт, эта легкая затененность будет набрасываться на всю фигуру, на всю композицию целиком. Это и хорошо, и плохо. С одной стороны, это давало его гениальному, зоркому глазу возможность проследить тончайшее движение воздуха в композиции, движение и состояние атмосферы во всех участках изображенного пространства. Образно говоря, под каждой складкой. С другой стороны, утвердившись в живописи Леонардо, перейдя от него к его ученикам, эта практика легкой затененности у художников менее зорких, менее талантливых превращалась в известную светотеневую тяжеловесность, в некую затененность, мрачноватость общего тона. Впоследствии Леонардо будут упрекать в том, что он научил живопись быть погребной, мрачновато-черной, что он на века задержал развитие цвета, развитие колористики в сторону большего высветления тона, высветления колорита в целом.

Ведь Леонардо в своих заметках, в своем так называемом «Трактате о живописи» (который не есть трактат, он сведен в некое целое в более позднее время) иногда говорит потрясающе смелые вещи, в том числе и о колорите. Например, разбирая цветовые оттенки, которые должны читаться в белом платье женской фигуры, освещенной солнцем на зеленой лужайке, он говорит о голубых тенях, о теплых и холодных рефлексах, он говорит то, что только в XIX в. эмпирическим путем получили импрессионисты. Но в его собственной практике этого нет. Его живопись дает совершенно иные эффекты, эффекты вот этого, чуть затененного пространства, слегка влажноватого воздуха, сквозь который мы видим фигуры. И хотя в «Мадонне Бенуа» эта светотень как система еще не сложилась, здесь можно видеть уже первые приметы ее присутствия. А светотень диктует и тонкость колористических отношений в деталях, в цвете тканей, в излюбленных им желтовато-золотистом и неопределенном фиолетово-голубом с легкой прозеленью. Замечательно противопоставлена почти детская хрупкость Мадонны и крупные, тяжеловатые формы упитанного младенца. Есть в этом какой-то особый эквивалент психологическому состоянию персонажей. Уже в самом физическом противопоставлении матери-девочки и крупного ребенка заложено какое-то дополнительное зерно сюжета.

Легко и естественно Леонардо сосредоточивает внимание Богоматери и маленького Иисуса на игре с цветком. Сам по себе этот мотив далеко не нов — Христос, играющий с цветком. И нидерландцы в XV в. много раз его писали, и итальянцы – цветок или птичка в руке, иногда цветок с символическим значением. Но здесь очень свежа детская радость Марии, она как будто в равной степени радуется и игре сына, и красоте самого цветка. И насколько мать весела, настолько серьезен малыш. Какая-то огромная внутренняя работа происходит в нем, когда он исследует своими ручонками лепестки цветка. И это тоже несколько неожиданное психологическое сопоставление. Вещь, несмотря на кажущиеся камерные размеры, довольно сложно организована и пластически-пространственно, и эмоционально-психологически.

14 стр., 6517 слов

Леонардо да Винчи художник и изобретатель

... и для ведения боя предлагалось использовать экипаж в 8 человек. Считается, что в 1495 году Леонардо да Винчи впервые сформулировал идею “механического человека”, иначе говоря ... художникам, скульпторам и архитекторам того времени. И хотя автор не был знаком с Леонардо лично, в настоящее время его книга — наиболее достоверный источник информации о великом изобретателе. Леонардо. Молодой (слева) и ...

Эта картина, названная по имени один из ее прежних владельцев, отличается от Мадонн других художников более темными цветами и тонкостью передачи света. В эскизах этого периода Леонардо пытался передать впечатление движения, движение передано и здесь.Картину только что завершивший обучение молодой художник Леонардо да Винчи написал во Флоренции в конце семидесятых годов пятнадцатого столетия. Ее приняли с восторгом, сделали много копий, а в начале шестнадцатого века… потеряли.Через триста лет в Астрахани гастролировала труппа бродячих актеров. Один из служителей Мельпомены предложил местному поклоннику муз и богатейшему из купцов города Александру Сапожникову купить потемневшую от старости, написанную на доске картину. Сделка состоялась.Спустя много лет его внучка Мария выходила замуж. К роскошному приданию прилагалось и творение неизвестного итальянца, на которое поначалу мало кто обратил внимание. Неизвестно, что бы с ним стало, если бы мужем Марии Александровны не стал преуспевающий архитектор и будущий президент Академии Художеств Леонтий Бенуа (сын еще более прославленного зодчего) и если бы его младшим братом не был известный художник, искусствовед и организатор объединения «Мир Искусства» Александр. «Внемля настойчивым просьбам брата Леонтия и его жены, — вспоминает он, — мне пришлось задержаться в Берлине. Дело в том, что они поручили мне показать принадлежащую им картину знаменитому Боде». (В скобках заметим, что Боде – один из главных авторитетов по истории европейского искусства, директор Государственных берлинских музеев).

Он отсутствовал, но в музее оказалось несколько специалистов мировой величины. Их приговор был суров: картина не является произведением Леонардо, скорее, ее написал кто-либо из его соучеников по мастерской Вероккио. Позже и сам Боде подтвердил этот вывод».Целый год пролежала «Мадонна» из дома Сапожниковых в парижской квартире Александра Николаевича, а затем была увезена им обратно в Петербург и возвращена владельцам. Однако, по прошествии восьми лет (это было уже в 1914-м), когда он пребывал в суете и хлопотах, связанных с подготовкой русской выставки в Париже, ему подали визитную карточку с именем одного из берлинских специалистов: «Профессор Моллер Вальде».«Не успел я согласиться его принять, — рассказывал Александр Бенуа, — как на меня налетела собственная его персона с криком: «Теперь я твердо убежден, ваша Мадонна — Леонардо!» Тут же, не присев, не давая мне опомниться, красный от волнения, он стал вытаскивать из огромного, туго набитого портфеля кипу фотографий тех несомненных рисунков Леонардо, которые являлись в его глазах (и на самом деле) подтверждением его уверенности в авторстве великого мастера.На предложение о продаже шедевра в музеи Берлина Бенуа ответили отказом, передав его в коллекцию Императорского Эрмитажа. Там картина находится и по сей день, известная всему миру под названием «Мадонна Бенуа».

13 стр., 6140 слов

Рафаэль «мадонна конестабиле» описание картины, анализ,

... наравне с Мадонной Бенуа и Мадонной Литой Леонардо да Винчи. Кстати, на нашем сайте topcafe.su вы сможете узнать самые интересные факты о Леонардо да Винчи. 3 «Мадонна ди Фолиньо» (1512) Эта картина была создана ...

Рафаэль. Мадонна с Младенцем (Мадонна Конестабиле) , Италия, около 1504 года

«Мадонна с Младенцем» — одно из ранних произведений Рафаэля. Александр II приобрел эту картину в Италии у графа Конестабиле для любимой жены Марии Александровны. В 1870 году этот подарок обошелся императору в 310 тысяч франков. Продажа работы Рафаэля возмутила местную общественность, однако у итальянского правительства не было средств, чтобы выкупить картину у владельца. Собственность императрицы сразу же была выставлена в здании Эрмитажа.

LiveInternetLiveInternet

История одной картины. «Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа)». Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа», 1478—1480, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Леонардо да Винчи (1452 — 1519)

Небольшой тосканский городок Винчи стал некогда родиной для одного из величайших гениев человечества. В десятилетнем возрасте Леонардо, сын нотариуса и крестьянки, переехал во Флоренцию — эпицентр экономической, промышленной и культурной жизни эпохи Возрождения. Здесь он постигал первые основы художественного творчества, и уже тогда у него проявилась необыкновенная разносторонность интересов. Среди всего прочего Леонардо прельщала наука, но его современники считали, что она только отвлекает от служения высоким идеалам искусства. Отчасти они были правы, потому что чрезмерная увлеченность гения всеми сферами бытия послужила косвенной причиной его скромного живописного наследия, которое насчитывает сегодня чуть более десяти произведений. Но с другой стороны, именно научные изыскания поспособствовали тому, что каждая из созданных Леонардо картин есть бесценный пример того, насколько высоко может воспарить человеческий дух, стремящийся к познанию мира. Картина «Мадонна с цветком» — одно из таких свидетельств.

11 стр., 5454 слов

Бенуа «петергоф. большой каскад» описание картины, анализ,

... картина «Петр I на прогулке в Летнем саду», где в многофигурной сцене воссоздается облик минувшей жизни, увиденной глазами современника. В творчестве Бенуа ... на каждом из уступов по два водомёта. Император, рассмотревший и одобривший проект в 1721 году, ... сочинений Сен-Симона, литературы Запада XVII-XIX вв. , интерес к старинной гравюре — явились фундаментом его художественного образования. В 1893 Бенуа ...

Большинство исследователей относят создание этой картины к 1478 году, а это означает, что Леонардо да Винчи написал ее, когда ему было всего 26 лет. В 1914 году «Мадонна с цветком» была приобретена в коллекцию Императорского Эрмитажа из частного собрания семьи Бенуа. Незадолго до этого хранитель картинной галереи Эрмитажа Эрнст Карлович Липгарт высказал предположение, что произведение принадлежит кисти великого Леонардо, и в этом его поддержали ведущие европейские специалисты. Известно, что уже в первой трети XIX века «Мадонна с цветком» находилась в России у генерала Корсакова, из собрания которого она попала потом в семью астраханского купца Сапожникова. Мария Александровна Бенуа, урожденная Сапожникова, получила эту картину по наследству, и когда она решилась на ее продажу в 1912 году, лондонский антиквар предложил за нее 500 тысяч франков. Тем не менее, за гораздо более скромную сумму владелица уступила «Мадонну» Эрмитажу – она пожелала, чтобы творение Леонардо осталось в России.

Довольно скромная и непритязательная на первый взгляд «Мадонна с цветком» удивительна тем, что раскрывает свою прелесть далеко не сразу, а постепенно, по мере погружения в этот особенный внутренний мир. Богоматерь и младенец Иисус окружены полумраком, но глубина этого пространства отчетливо обозначена светлым окном. Дева Мария совсем еще девочка: пухлые щечки, вздернутый носик, задорная улыбка – все это черты не абстрактного божественного идеала, а совершенно конкретной земной девушки, послужившей некогда моделью для этого образа. Она одета и причесана по моде XV века, и каждая деталь ее костюма, каждый локон ее прически рассмотрен художником пристально и передан по-ренессансному подробно. Любовь и радость материнства отразились на ее лице, сосредоточенном на игре с ребенком. Она протягивает ему цветок, а он пытается его ухватить, и вся эта сцена настолько жизненна и убедительна, что впору позабыть о предстоящей трагедии Христа. Тем не менее, цветок с его крестообразным соцветием здесь не просто композиционный центр всей картины, но еще и знак, символ, предзнаменование грядущих Страстей. И, кажется, что в этом осознанном и сосредоточенном лице младенца, тянущегося к цветку, уже проглядывает будущий Спаситель, который принимает свой предначертанный крест. Но с другой стороны, в этом жесте и символ эпохи Возрождения с ее безграничным стремлением познать мир, открыть его тайны, выйти за его границы – в общем, все то, к чему так стремился сам Леонардо.

15 стр., 7227 слов

Васнецов виктор «богатыри» описание картины, анализ,

... Васнецова как певца русского эпоса. «Три богатыря» — картина, ставшая центральным его полотном. История создания картины «Три богатыря» Идея написать масштабное полотно с героями русских былин возникла у художника в 1871 году. ... чуткость. Сочинение описание картины Три богатыря (Богатыри) Васнецова Я вижу (и все видят, кто не слепой) на этой сказочной картине – трёх богатырей. Картина эта немного тё ...

Гармония целого у Леонардо создается за счет синтеза частностей: математически выверенная композиция, анатомическое построение тел, светотеневая моделировка объемов, мягкие контуры и теплое звучание цветов. Традиционный сюжет здесь переосмыслен: образ Мадонны человечен как никогда, а сама сцена более обыденна, нежели религиозна. Фигуры объемны и почти осязаемы за счет тонкой игры света и тени. Каждая складка одежды ложится согласно объему тела и наполнена движением. Леонардо одним из первых в Италии использует технику масляной живописи, которая позволяет более точно передавать фактуру тканей, нюансы светотени, материальность предметов. Для того чтобы еще нагляднее представить, насколько далеко простирались в то время все эти открытия, достаточно просто сравнить «Мадонну» Леонардо с работой его предшественника и учителя — живописца Андреа Верроккьо.

Мадонна с Младенцем Андреа Верроккьо Около 1473—1475 годов Дерево, темпера

Первоначально «Мадонна с цветком» была написана на дереве, но для большей сохранности в 1824 году ее перевели на холст.

В 2012 году картине исполнилось 534 года.

Тициан. Даная , Италия, около 1554 года

Полотно Тициана Екатерина II приобрела в 1772 году. Картина написана по мотивам мифа, в котором царю Акрисию предсказали, что он умрет от руки собственного внука, и чтобы избежать этого, он заточил свою дочь Данаю в темницу. Однако находчивый бог Зевс все же проник к ней в виде золотистого проливного дождя, после чего Даная родила сына Персея.

Екатерина II была просвещенным монархом, обладала прекрасным вкусом и отлично понимала, что именно надо приобретать для своей коллекции. В Эрмитаже есть еще несколько картин с подобным сюжетом. Например, «Даная» Фервилта и «Даная» Рембрандта.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-kartine-madonna-s-tsvetkom/

  • Махо О. Г.

    Леонардо да Винчи. «Мадонна с цветком». — СПб.: Государственный Эрмитаж, 2007. — 20 с. — ISBN 5-93572-246-1.

  • Банников А. П.

    Астраханская коллекция А. П. Сапожникова // Панорама искусств. М., 1988. Вып. 11.

  • Кустодиева Т.К.

    «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи : [К 500-летию картины]. — Л.: Аврора, 1979. — 31 с.

  • Врангель Н. Н.

    «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи. СПб., 1914.

    7 стр., 3388 слов

    «Творчество Леонардо да Винчи»

    ... к позднему периоду творчества Леонардо; 4. определить феномен мастерства Леонардо да Винчи. Леонардо ГЛАВА Среди его ранних работ была картина “Мадонна с цветком” (1472 г.). В отличие от мастеров X V в. ...

  • «Новое время». 1913. 5, 11, 27 ноября.
  • Константинова А.А.

    Мадонны Леонардо да Винчи. — СПб.: Тип. «Сириус», 1908. — 100 с.

Эль Греко (Доменикос Теотокопулос).

Апостолы Петр и Павел , Испания, между 1587–1592 годом

Картину подарил музею в 1911 году Петр Дурново. За несколько лет до этого Дурново показывал ее на выставке императорского общества поощрения художеств. Тогда об Эль Греко, которого считали весьма посредственным художником, заговорили как о гении. В этом полотне живописец, который всегда был далек от европейского академизма, оказался особенно близок византийской иконописной традиции. Он постарался передать духовный мир и характеры апостолов. Павел (в красном) напорист, решителен и уверен в себе, а Петр, напротив, — сомневающийся и колеблющийся… Считается, что в образе Павла Эль Греко запечатлел самого себя. Но исследователи об этом до сих пор спорят.

Караваджо. Юноша с лютней , Италия, 1595–1596 годы

Караваджо — известный мастер барокко, перевернувший своим «погребным» светом сознание нескольких поколений европейских художников. В России хранится лишь одна его работа, которую художник написал еще в юные годы. Для картин Караваджо характерна некая драма, есть она и в «Лютнисте». В нотной тетради, изображенной на столе, записана популярная в то время мелодия мадригала Якова Аркадельта «Вы знаете, что я вас люблю». А треснувшая лютня в руках юноши — символ несчастной любви. Полотно приобрел Александр I в 1808 году.

Питер Пауль Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы , Фландрия, середина 1620-х годов

Несмотря на название, считается, что это портрет дочери художника — Клары Серены, умершей в 12 лет. Картина создана уже после смерти девушки. Художник тонко выписал и пушистые волосы, и нежную кожу лица, и задумчивый взор, от которого невозможно отвести глаза. Перед зрителем возникает одухотворенный и поэтический образ.

2 стр., 881 слов

Описание по картине Сикстинская Мадонна Рафаэля

... с ребенком. Картина пропитана болью, пониманием и смирением. Вариант 2 В годы Второй мировой войны полотно Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна», вместе с другими награбленными художественными ценностями, по особому ... на руках Иисус Христос. На полотне художник не нарисовал пол, стены и даже потолок. Потому, что действия происходят на облаках. Мадонна идет вперед, наверное, она направляется ...

Картину в коллекцию Эрмитажа приобрела Екатерина II в 1772 году.

Рембрандт ван Рейн. Возвращение блудного сына , Голландия, около 1668 года

Одну из самых известных и узнаваемых картин Рембрандта Екатерина II купила в 1766 году. Евангельская притча о блудном сыне волновала художника на протяжении всей его жизни: первые рисунки и офорты на этот сюжет он создал еще в 1630–40-е годы, а за написание картины взялся в 1660-е. Полотно Рембрандта стало вдохновением и для других творческих личностей. Композитор-авангардист Бенджамин Бриттен под впечатлением от этой работы написал оперу. А режиссер Андрей Тарковский процитировал «Возвращение блудного сына» в одной из заключительных сцен «Соляриса».

Эдгар Дега. Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия) , Франция, 1875 год

Картина «Площадь Согласия» была перевезена в Россию после Второй мировой войны из Берлина — там она хранилась в частном собрании. Полотно интересно тем, что, с одной стороны, это портрет, а с другой — типичная для импрессионистов жанровая зарисовка из жизни города. Дега изобразил своего близкого друга, аристократа Людовика Лепика, вместе с двумя дочерьми. Многофигурный портрет до сих пор хранит в себе немало загадок. Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах картина была создана. Искусствоведы предполагают, что работа была написана в 1876 году и не на заказ. Другой подобной картины ни до, ни после художник не писал. Нуждаясь в деньгах, он продал все же полотно графу Лепику, и до конца XIX века о нем не знали. После падения Берлина в 1945 году шедевр в числе других «трофейных» произведений был отправлен в Советский Союз и оказался в Эрмитаже.

«Мадонна в скалах»

Леонардо да Винчи создал две картины, схожие по композиции. Одна написана раньше, в настоящее время выставлена в Лувре (Париж).

Другая (написана до 1508 г) экспонируется в Лондонской Национальной галерее.

«Мадонна в скалах» (1483-1486)

Дерево, переведённое на холст, масло. 199х122 см. Лувр (Париж)

Эта версия была создана для капеллы в церкви Сан Франческо Гранде в Милане. В XVIII в. её купил английский художник Гэвин Гамильтон и привёз в Англию. Далее она находилась в различных частных коллекциях, пока в 1880 г. её не купила Национальная галерея. В 2005 г. при помощи инфракрасного исследования под этой картиной была обнаружена другая картина, поэтому некоторые исследователи считают, что изначально Леонардо планировал написать поклонение младенцу Иисусу.

2 стр., 986 слов

По картине Сикстинская Мадонна Рафаэля

... картинах. Не именно "Сикстинская Мадонна" стала таким сплавом прекрасной композиции, гармонии, смысла, который вот уже пять веков восхищает и завораживает зрителя. Рафаэль - Сикстинская Мадонна Несколько интересных сочинений ... Сикстинская Мадонна", и, наверное, нет на земле человека, которому не была бы знакома эта картина. Написанная ... картины Рафаэля Сикстинская Мадонна Прошло 500 лет ... художник ...

«Мадонна в скалах». Лондонская Национальная галерея

Описание картин

На обеих полотнах изображена стоящая на коленях Дева Мария, держащая руку на голове маленького Иоанна Крестителя. Справа изображён младенец Иисус, которого придерживает ангел. Иисус поднял руку для благословения. Сцена взаимоотношения изображённых персонажей и пейзажный фон контрастируют: с одной стороны покой и нежность, с другой – тревожное чувство сурового пейзажа. Художник использует свой излюбленный приём (сфумато) для смягчения очертания лиц и предметов.

Анри Матисс. Танец , Франция, 1909–1910 годы

Картина была создана по заказу Сергея Щукина, известного русского коллекционера французской живописи XIX — начала XX века. Композиция написана на тему золотого века человечества, и потому на ней изображены не конкретные люди, а символические образы. Матисс вдохновлялся народными плясками, которые, как известно, хранят в себе ритуальность языческого действа. Неистовство древних вакханалий Матисс воплотил в сочетании чистых цветов — красного, синего и зеленого. Как символов Человека, Неба и Земли. Картина была передана в Эрмитаж из московского собрания Государственного музея нового западного искусства в 1948 году.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5

    Все цитаты приведены по изданию

    О. Г. Махо.

    Леонардо да Винчи. «Мадонна с цветком». — СПб.: Государственный Эрмитаж, 2007. — 20 с. — ISBN 5-93572-246-1.

  2. Мадонна Бенуа на офиц. сайте Эрмитажа (недоступная ссылка — история

    — Проверено 20 мая 2014. Архивировано 21 мая 2014 года.

  3. Ernest Samuels, Jayne Samuels. Bernard Berenson, The Making of a Legend

    — 2nd edition. Harvard University Press, 1987. ISBN 9780674067790. Page 216.