Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926) — знаменитый русский художник в историческом и сказочно-былинном жанрах — в 1899 году создал иллюстрации к поэтическому произведению А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Одна из них — «Прощание Олега с конём».
Иллюстрация размером 28.5 × 40 см выполнена на бумаге акварелью.
Жанр произведения можно назвать историческим, хотя в нём изображена литературная сцена, так как «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина имеет исторически достоверное основание.
Композиция иллюстрации линейная, группа стоящих вертикально людей изображена в горизонтальной плоскости.
В центре — седовласый князь Олег в шлеме и кольчуге, с мечом за поясом, покрытый багряным плащом (отличие князя).
Рука его лежит на шее прекрасного белого коня с богатой сбруей («И верного друга прощальной рукой И гладит и треплет по шее крутой»).
Князь печально прижался к нему головой. Конь, словно понимая предстоящую разлуку, приник в ответном движении к своему хозяину. Он неспокоен, в волнении бьёт копытом.
По обеим сторонам изображения стоят двое светловолосых юношей («отроки-други») в расшитых древнерусских рубахах с поясами. Отрок с правой стороны в синей рубахе держит княжеского коня под уздцы, собираясь его уводить. Отрок слева, в белом, стоит рядом с серым в яблоках конём, приведённым князю на замену. Юноша, стоя в полуобороте, с грустью смотрит на сцену прощания. Серый конь тоже повернул голову в сторону расстающихся друзей, в его взгляде сочувствие.
Князь и его люди стоят в поле, под ногами их зелёная трава. На заднем плане кое-где видны маленькие сосёнки, вдали полосой чернеет лес. Слева, за фигурами юноши в белом и серого коня, видны стволы двух сосен, которые справа композиционно уравновешены фигурой дружинника с копьём на коне. Фон картины — облака в бледном зареве.
Цветовая палитра иллюстрации насыщенна сочными, яркими красками. Сочетание белого, красного, голубого и зелёного создаёт впечатление некой сказочности и былинности происходящего. В то же время тёмная туча по верхнему краю картины, тёмно-зелёный лес вдали, зарево над ним придают ощущение тревоги. Олег делает всё, чтобы избежать исполнения предсказания кудесника, но предначертанное ему судьбой неведомым образом всё же свершится.
По картине В.М. Васнецова «Витязь на распутье»
... План: Васнецов — былинный живописец. Описание картины: витязь на белом коне; камень ... И даже конь, верный спутник витязя, стоит с поникшей ... Искусствоведы спорят и по сей день: что ... картина «Князь на распутье». В центре полотна стройная и могучая фигура князя верхом на своем добром белоснежном скакуне. Задумавшийся лирический герой, склонил прикручинившись буйную головушку, перед ним стоит ...
Свет в иллюстрации мягкий, неяркий. Небо пасмурное, и не видно теней. Похоже, уже вечер: свет зари пробивается на заднем плане сквозь белые кучевые облака.
Художник великолепно передал в своей работе печаль князя Олега в расставании со своим любимым конём, который был ему верным товарищем в походах. Грусть сцены прощания также дополнена тревогой, заданной в изображении природы, неба. Главное — художнику удалось достичь согласия иллюстрации с эпическим звучанием стихов Пушкина.
Творчество Васнецова в конце 19 века достигло расцвета. Иллюстрации к «Песни о вещем Олеге» уже написаны в стиле модерна: с декоративной яркостью, плавностью линий, духом романтизма. Одновременно в них звучит возрождённый дух Древней Руси. В.М. Васнецов своим оформлением «Песни» задал новое направление в искусстве книжной иллюстрации.