В четвертом действии фонвизинской комедии есть сцена экзамена Митрофанушки. Автор неслучайно располагает данную сцену в четвертом действии. В предыдущих действиях писатель демонстрирует сущность самого недоросля Митрофанушки, отношение его родителей к образованию и сущность тех учителей, которые якобы давали Митрофану знания. В сцене же экзамена Митрофанушки демонстрируется полная необразованность как шестнадцатилетнего дворянина, так и его родителей.
Стародум, видя необразованность Цыфиркина и Кутейкина, понимает, что они ничему хорошему Митрофана научить не смогли. Стародум хочет посмотреть, чему Митрофана смог научить учитель-немец, который занимался с Митрофанушкой французским языком и науками.
Автор показывает, что уверен в том, что обучение с тремя учителями пошло ему на пользу. Он хвалится перед Правдиным, говоря, что он знает грамматику.
Правдин спрашивает у Митрофана, что он знает о грамматике, на что недоросль кратко отвечает: «Много. Существительна да прилагателъна». Когда Правдин спрашивает у Митрофана, какой частью речи – именем существительным или именем прилагательным – является слово «дверь», Митрофанушка отвечает, что та дверь, которая уже «приложена», является прилагательным, а та дверь, что еще стоит, не приделанная, является существительным.
Такие комичные размышления Митрофана не могут не вызвать читательский смех. Вызывают смех ответы недоросля и у положительных персонажей. Стародум задает Митрофану вопрос: «Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?». Этот вопрос имеет явный иронический и даже сатирический характер, однако Митрофан из-за своей глупости и необразованности не может понять, что Стародум смеется над ним. Не могут этого понять и родители Митрофана, которые радуются тому, что Правдин сказал, что Митрофанушка силен в грамматике, хотя и это высказывание несет иронический характер.
, Стародум и Милон продолжают проверять знания Митрофана. Они понимают, что недоросль не знает ни того, что такое история, ни того, что такое география. История рассматривается Митрофанушкой как рассказ о чем угодно, а не как наука. О географии Митрофан и вовсе не слышал, как не слышала об этой науке и госпожа Простакова.
Учителя Митрофана в комедии Недоросль Фонвизина характеристика и образы
... и Митрофан. Сочинение Учителя Митрофанушки В комедии «Недоросль» автор поднимает очень значимые проблемы воспитания и образования. Митрофан, ... благовоспитанная девица Софья, ее дядя Стародум, ее жених Милон, честный чиновник Правдин. А с другой стороны оказываются ... учителей Митрофана нельзя назвать истинными педагогами, знающими тонкости преподавания. Так, Кутейкин, призванный научить недоросля чтению ...
Сцена экзамена Митрофанушки, во-первых, показывает, что учителя Вральман, Цыфиркин и Кутейкин ничему не смогли научить Митрофана, во-вторых, демонстрирует полную необразованность Митрофанушки и его близких, в-третьих, показывает отношение Митрофанушки и его близких к образованию.
Интересно, что в экзаменацию Митрофанушки вклинивается его мать. Она не знает, что такое география, даже больше: она ни разу не слышала этого слова. Переспросив, как звучит слово «география», госпожа Простакова говорит «еоргафия». Когда же Правдин объясняет, зачем нужно изучать географию, госпожа Простакова в изумлении отвечает: «Да извозчики-то на что ж? Это их дело». Д.И. Фонвизин вновь подчеркивает, что недоросль так и останется недорослем с такими необразованными родителями, для которых образование носит лишь формальный характер.
Комичная по своему характеру сцена экзамена Митрофанушки введена для того, чтобы ярко продемонстрировать, к каким результатам приводит формальное обучение дворян, которые не хотят учиться сами и которым потворствуют родители, не видящие смысла в образовании.