Песню «Бьется в тесной печурке огонь» можно назвать, пожалуй, одной из самых известных песен Великой Отечественной войны. Она давно уже стала народной, и мало кто знает, что и слова, и музыка этого произведения сугубо авторские: слова принадлежат поэту и фронтовому корреспонденту Александру Суркову, а музыка — композитору Константину Листову.
Сурков создал свое стихотворение, которому, кстати, дал название «В землянке», в ноябре 1941 года, находясь на Западном фронте. В начале произведения стоит посвящение конкретному лицу — возлюбленной поэта Софье Крево. Чуть позже, в феврале 1942 года, Сурков передал стихотворение композитору Листову, который очень быстро положил это произведение на музыку. Получилась песня, которая приобрела необыкновенную популярность в Красной Армии:
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега…
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти — четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.
В чем секрет этой незатейливой, на первой взгляд, песни? На мой взгляд, ее самое главное достоинство — искренность. Читая это произведение даже сейчас, спустя 65 лет после Великой Отечественной войны, испытываешь невольное волнение и трепет. А что говорить о солдатах того времени, каждый из которых переживал нечто похожее на то, о чем поет лирический герой?
Эта песня затрагивает самые главные струны в душе любого человека. Она о вечном — о жизни и смерти, о страхе и о силе, о любви, которая единственная способна вдохновить, уберечь, спасти.
Первая строфа является вводной. Она обрисовывает «место действия». Мы понимаем, что герой после боя сидит в землянке, в окружении своих товарищей. И здесь, в редкую минуту отдыха, он думает о самом главном — о своей любимой, невыносимо тоскует по ней:
Сравнительный анализ формы романсов различных композиторов на один текст
... о близости или же, напротив, резком несоответствии идей, выраженных поэтом в стихотворении и композитором в музыке романса. Соответствие музыки и поэзии в одном вокальном произведении, даже если ... формы данных произведений. Методы исследования Данная работа основана на комплексном подходе к анализу формы и средств музыкальной выразительности жанра романса. В качестве основных методов исследования ...
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
В печи бьется огонь — символ жизни, света, тепла, любви. Но и огонь слабо греет героя — его отдых «приправлен» печалью и горечью. Об этом нам говорит сравнение «На поленьях смола, как слеза». Герой погружен в воспоминания о любимой: «И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза».
О ней он думает всегда — настолько велика сила любви героя:
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
В самые трудные и страшные моменты войны лирического героя спасали лишь воспоминания о любимой женщине: «Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой». Он невыносимо тоскует по ней: по теплу, ласке, радости — по мирной жизни.
Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега…
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти — четыре шага.
Таким образом, любимая героя становится олицетворением всего живого и прекрасного — того, в чем так нуждается каждый человек. И ей в стихотворении противопоставляется зло, разрушение, смерть: «До тебя мне дойти нелегко, А до смерти — четыре шага».
Этот метафорический образ — «до смерти четыре шага» — стал хрестоматийным, «опознавательным» местом данного произведения. Наверное, это произошло потому, что образ был близок каждому в то время, особенно тем, кто находился на фронте. Он выражал самые сокровенные страхи — быть убитым, не дожить до победы, никогда вновь не испытать счастья мирной жизни.
Но герой не собирается сдаваться. Несмотря ни на что, он уверен, что будет бороться до последнего — назло врагам, страху, тоске:
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.
Образ вьюги символизирует все это. Солдату кажется, что его счастье где-то «заплутало», но это ненадолго. Ведь у него есть самое главное — «негасимая любовь», которая его греет, поддерживает, дает силы сражаться и побеждать.
Две последние строки автор повторяет дважды:
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.
Он стремится акцентировать внимание на этих словах, потому что они — главные. И приобретают здесь общечеловеческий, философский смысл: любовь — вот то, что всегда спасает человека, поддерживает его в самой трудной ситуации. Любовь к женщине, к родителям, к своей родине. Это сильнейшая созидательная сила, в которой заключается смысл жизни.
Думаю, людям, прошедшим Великую Отечественную войну, в этом можно верить. Несмотря ни на что, нужно сохранять в своем сердце любовь, и за это, как говорится в святых книгах, нам воздастся.