Александр Сергеевич Пушкин бережно относился к историческому наследию своей Родины, поэтому не раз в своих произведениях обращался к этим темам. В основе баллады “Песнь в вещем Олеге” лежит запись о походе князя Олега в “Повести временных лет” Нестора. В летописи Нестора повествуется, что “волхвы предсказали князю, что ему суждено умереть от любимого коня своего. Прошло четыре года: в осень пятого Олег вспомнил о предсказании, и, слыша, что конь давно умер, посмеялся над волхвами; захотел видеть его кости; стал ногою на череп и
сказал: его ли мне бояться?
Но в черепе таилась змея: она ужалила князя, и герой скончался..”. Воспроизводя летописный текст, Карамзин описывает те же факты в произведении, но делает собственные выводы.
Легенду о смерти Олега Пушкин знал с юности. Она поразила воображение поэта своим драматизмом. Пушкин передает эту легенду, облекая в поэтическую форму, наполняет более эмоциональным звучанием, выделяя мотив привязанности князя к своему коню и добавляя новый образ “вдохновленного кудесника”, имеющий особую значимость.
Реально существовавший князь Олег многое сделал для благополучия своего народа:
он совершил удачные походы на Царьград, в сторону Каспийского моря, освободив земли от набегов хазар, а для русских купцов заключил с Византией выгодный торговый договор. Поэтому и в памяти народа он оставил неизгладимый след. О правителе сложено много песен, легенд и преданий, в которых воспевались его мудрость, талант великолепного военачальника, умного, бесстрашного и находчивого правителя.
Это отражено и в “Песне о вещем Олеге”.
С этого момента князя стали считать “вещим”. Пушкин рассказывает об Олеге как о былинном богатыре, которого берегла судьба. Известно, что князь прожил до глубокой старости. Такая легендарная личность не могла просто тихо умереть в своей постели смертью простого человека.
Его гибель в бою или смерть должны быть как знамение, как высшая воля, таинственная и неизбежная, способная породить легенды и сказания, навсегда остаться в памяти потомков. Но рока не избежать, судьба предначертана. Чтобы подчеркнуть свою мысль, Пушкин уже в начале произведения иронично называет Олега “вещим”.
«Песнь о Вещем Олеге» А.С.Пушкина на х в начальной школе
... почитаем само стихотворение Пушкина, – почитаем вместе, внимательно, размышляя над каждым словом. А.С.Пушкин Песнь о Вещем Олеге Как ныне [1] сбирается вещий Олег Отмстить неразумным ... с конем отошли, А князю другого коня подвели. Пирует с дружиною вещий Олег При звоне веселом стакана. ... волны, и суша покорны тебе; Завидует недруг столь дивной судьбе. И синего моря обманчивый вал В часы роковой [ ...
Поэт должен быть свободен, он не страшится гнева властей за правдивое повествование, ведь он в ответе перед потомками. Позднее эта мысль получила продолжение в исторической трагедии “Борис Годунов”. Летописец Пимен предстает перед читателями как ревностный историк, стремящийся только к достоверному отражению фактов.
Таким образом, в рассказанной А. С. ПушкинЫм легенде о славном князе Олеге, отражены две основные мысли автора: мнение о неизбежности судьбы и о высшем предназначении поэтов как волхвов, чья основная задача состоит в реальном отражении события.
1
votes, average:
5.00
out of 5)