О Первой мировой войне в романе «Тихий Дон» (М. Шолохов)

Сочинение

Предлагаем вам ознакомиться с сочинением, в котором кратко раскрыта тема Первой мировой войны в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон», принимая во внимание несколько глав произведения. Однозначно, что это трагическое событие встряхнуло весь мир. Никто не ожидал столько смертей, потерь, ранений, слез. После войны в литературе появилось много разных версий, какой же она была. Одни писатели изображали ее в романтическом ключе. Их главные персонажи были героями и совершали подвиги, некоторые умирали на поле боя.

Другие же писатели пытались рассказать правду. Они показывали военные сцены, не прибегая к метафорам и эпитетам. Михаил Шолохов относился ко второй когорте литераторов. Он наследовал традицию Льва Толстого и показал войну такой, какой она была на самом деле. Для того чтобы не быть голословным, писатель рассказывал о войне устами разных людей: от высоких командирских чинов до простых крестьян, которых больше заботила не война, а сбор урожая.

Именно на войне происходит становление и формирование характеров главных персонажей романа-эпопеи. Читатель имеет возможность увидеть полную панораму Первой мировой войны, ведь Михаил Шолохов распределяет своих героев по всем фронтам. В романе «Тихий Дон» война – это не то место, где каждый пытается совершить подвиг, получить орден или же другую награду. Все военные сцены – правдивые.

Шолохов охватывает весь масштаб человеческой катастрофы и подробно показывает ужас этих страшных военных событий. Структура романа определяется образом войны. Сам народ по-разному реагирует на эту катастрофу. Одни люди полностью поддерживают власть и слепо следуют их убеждениям. Потому такие крестьяне не имеют своего мнения. Что бы они ни думали, говорят только то, что им медленно вкладывала в голову власть. Другие же не боятся говорить от себя.

Эти единичные смелые отклики звучат громче над всеобщим гудением. Роман рассказывает нам в первую очередь о донских казаках, поэтому очень важно, что говорит автор их устами. Донские казаки считают войну очередным долгом по службе. Возможно, где-то в душе каждый из них также боится отправляться на войну, но они воспитаны и научены так, что пойти на войну – приказ, который не обсуждается. Хотя, пребывая на войне, казаки также проходят свой этап эволюции. Они не могут воспринимать это человекоубийство как обычный процесс. Со временем война в них вызывает много вопросов, и они начинают сопротивляться ей любыми силами.

39 стр., 19083 слов

Эпос войны в произведениях Шолохова «Судьба человека» ...

... творчеству писателя обращались многие критики и литературоведы. Среди них сложнейшие драматические судьбы героев Шолохова, тема войны в его произведениях раскрывается в работах: Бочарова А. Человек и война. ... подвига народа в Великой Отечественной войне. Творческое влияние Шолохова, разумеется, более ощутимо в советской литературе, с которой писатель связан общностью идеологии и творческого ...

Главным героем романа является Григорий Мелехов. Он выходец из рода донских казаков. Григорий, так же как и другие казаки, отправляется на войну, чтобы исполнить свои обязанности. Но там, в бою, все меняется. Он вовсе не герой, хотя и обладает такими качествами. Позже казак совершил не один подвиг и был достойно награжден. Но сначала военные сцены его угнетают. Он видит всю безжалостность войны, и ему становится страшно от того, что эта машина продвигается все вперед и вперед, и никто не знает, как остановить массовое уничтожение людей.

Огромным потрясением становится для Мелехова первое убийство на войне. Ему сложно принять то, что он должен убивать. Образ того человека теперь стоит перед его взором. Все нутро Григория сопротивляется жестокости этой войны. Но проходит время и, как ни странно, этот герой привыкает к войне. Есть такая поговорка: «Ко всему можно привыкнуть». Казалось бы, что к войне она не относится. Но нет, Шолохов доказывает обратное.

Если сначала вид трупов, что покрывают собою всю землю, угнетал Мелехова, то теперь он мог смотреть на эти картины с внутренним спокойствием. Они просто стали для него привычными. Григорий даже как-то огрубел на войне, очерствел. Все то, что когда-то могло его впечатлить, уже таким не являлось. Он прошел огромную школу жизни на выживание. Здесь он видел товарищей, которые подставляли дружеское плечо и предателей, что бежали с поля боя быстрее всех.

После всех этих событий герою было очень сложно вернуться к размеренному ритму жизни. Еще один персонаж, через которого автор подает новые факты о войне, это Евгений Листницкий. Аристократ по происхождению, он по-своему воспринимает войну. Этот образ мне чем-то напоминает Николая Ростова и Андрея Болконского из романа Льва Толстого «Война и мир». Как и Болконский, Евгений высоко ценит свое происхождение и род.

Для него война – это шанс показать себя, доказать, что именно такие аристократы и решают исход войны. Он также имел пренебрежение к простому народу. Листницкий считал, что обычные мужики ничем не могут помочь на войне. У него была своя философия на этот счет. Простой народ – не образованный, а война, думал Евгений, – это тактика ума. Так же как и Николай Ростов, он хотел совершить какой-нибудь подвиг. Ведь это действие тоже было подвластно только таким аристократам, как он. Листницкий хотел быть полезным на войне и одновременно прославиться, получить высокое звание.

Интересно посмотреть на начало Первой мировой войны в романе «Тихий Дон». Оно тоже не выглядит романтично. Не происходит ничего особенного, кроме военной рутины. Для тех людей, которые впервые ступают на тропу войны, война начинается не так, как они ее себе представляли. В первой сцене задействован некий Крючков. Он обычный примитивный казак, который состоит в полку под командованием Астахова.

По словам автора, это грубый, неотесанный казак. Он позволяет себе насмехаться над другими, ведет себя нагло и возвышенно. Его никто не любит, потому что Крючков умеет находить человеческие слабости и выносить их на всеобщий суд. Но в первом бою мы видим другого человека. Он спасает товарища од немца. Это говорит о том, что Шолохов совсем не идеализировал своих героев.

5 стр., 2159 слов

Дух патриотизма русского народа в годы Отечественной войны 1812 ...

... не сказать и о М.И. Кутузове, назначенном главнокомандующим русской армии. «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой ... но как только она в опасности, нужен свой, родной человек», - скажем об этом назначении ... нам важный урок : величие народа - в единении всех сил. Роман Л. Н. Толстого "Война и мир" отличается необычайным богатством идейного содержания. Толстой глубоко раскрывает широчайшие ...

В жизни это был обычный казак, который, впрочем, больше неприятный человек, чем хороший. Но в бою все эти условности не имеют значение. Там нужно действовать, нет времени на размышления. Настоящий Крючков тот, который бросился спасать товарища. Но сам он после этого попадает в окружение немцев. Крючков ведет себя как истинный герой. Этот казак до конца боролся в неравном бою, пока не потерял свое оружие. Да и тогда он выхватил у врага пику и сражался до последнего.

Эта ситуация, кажется, возносит грубого Крючкова и раскрывает его в ином свете. Но Шолохов не спешит петь своему герою дифирамбы. Он показывает, что каждый человек идет на войну с определенным представлением о ней. И все же, когда начинается настоящая война, он теряется и действует только на уровне инстинктов. Одним из главных является инстинкт самосохранения. Именно этим, доводит Шолохов, и занимался в этой сцене Крючков.

Понимал ли он, что находится на войне и воюет за свою родину, когда защищал себя от кучки немцев? Понимали ли враги, зачем они наступают на этих казаков в данный момент? Автор романа отвечает на эти вопросы «нет». Первая военная сцена больше напоминает обычную уличную драку, когда каждый сам за себя. И немцы, и Крючков лишь только пытались сохранить себе жизнь в первой же схватке. Эти люди испугались друг друга, но еще не смогли понять, что такое война. Они не герои, а действие Крючкова – не героизм, а реальность.

Весь ужас войны Шолохов также переосмысливает через военный пейзаж. Он показан нам в контрасте с мирным. Мы все время видим три сцены: как было, как есть, но не на войне, и как сделали люди. Природа также не романтична и не передает чувств казаков, которые сражаются за родину. Она скорее наоборот резко контрастирует с военными картинами. Если в природе все красиво, мирно, свежо, то на войне много пыли, крови, боли и бездыханных тел.

Очень интересной является сцена, где по высокому житу шагают военные с лошадьми. Впереди они видят красивое, полное колосьев жито, но за ними остаются поваленные и растоптанные колосья. Вот что на самом деле делает война. Военный пейзаж не накладывает на события эстетику и красоту, не шифрует какие-то послания и переживания. Он обнажает весь трагизм человека на войне. Этот контраст в военной и мирной жизни очень похож на тот, который сотворил Лев Толстой в романе «Война и мир». У него также два мира существуют отдельно друг от друга.

Я думаю, что главным достоянием романа-эпопеи Михаила Шолохова «Тихий Дон» является правдивость в изображении Первой мировой войны. Автор имел такую смелость, что показал те времена именно такими, какими они были на самом деле: без подвигов, но с настоящими человеческими поступками. На войне нет место романтике, разве что в мирных селениях в военное время.

Это событие изменило много судеб человеческих, кто-то не вернулся с войны, а кто-то пришел уже совсем другим человеком, как главный герой романа Григорий Мелехов. Первая мировая – одна из самых трагических страниц в истории человечества. Михаилу Шолохову в романе удалось передать ее настоящий дух и показать жестокую реальность тех лет.

2 стр., 649 слов

«Тихий Дон» М. А. Шолохова — роман-эпопея о всенародной ...

... гражданской войн... Великим горем обернулись эти события для героев Шолохова. Подобно тому как в «Слове о полку Игореве» грозные предзнаменования природы предвещают Игорю неудачу, в «Тихом Доне» мрачный ... дождь... По ночам на колокольне ревел сыч...» «Тихий Дон» — это роман-эпопея и вместе с тем — роман-трагедия. Шолохов показывает трагическую беспомощность людей перед налетевшим вихрем социальных ...