«Тихий Дон» анализ произведения Шолохова – проблематика, история создания, жанр, проблемы романа

Сочинение

Анализ произведения “Тихий Дон” Шолохова будет актуален для учащихся 11 классов при подготовке к урокам литературы, а особенно – тем, кто планирует сдавать ЕГЭ. В “Тихом Дон” анализ художественного текста сложен по многим аспектам: культурно-историческим, политическим, индивидуально авторским. Для более глубокого понимания книги необходимо познакомиться с биографией автора и историей создания текста.

Написание романа

Анализ «Тихого Дона» Шолохова стоит начать с истории его создания. Автор романа – потомственный казак — решил описать реальные события, происходившие после Октябрьской революции на юге центральной России. Его интересовал Корниловский мятеж, вспыхнувший на Дону в 1917 году, который еще больше расколол Россию на две половины — белых и красных. Эта трагедия коснулась не только страны, но и станиц, казачьих семей, где сосед шел против соседа, брат на брата.

Но, прикоснувшись к этой теме, писатель пришел к такому выводу, что нужно как можно глубже раскрыть весь масштаб трагедии, а для этого необходимо начинать свое повествование с более раннего, довоенного времени. Это поможет раскрыть глубже характер героев, взаимоотношения между жителями станицы, членами одной семьи. В романе это потомственные казаки – Мелеховы. Именно это позволит разъяснить читателю, кто такие казаки, показать уклад их жизни, вековые обычаи и традиции.

Сочинение Изображение гражданской войны в романе Тихий дон

Основной темой произведения является изучение и анализ трагического влияния военных событий в стране на судьбы обычных мирных людей, показанное писателем на примере русского донского казачества, а конкретно — семейства Мелиховых.

15 стр., 7487 слов

Анализ текста как средство развития речи учащихся среднего звена ...

... Школьная программа основными видами работ по развитию называет изложение и сочинение. Однако не все ученики понимают, осмысливают, запоминают и воспроизводят текст. Чтобы понимать и полноценно воспроизводить текст, ... произведение обладает двумя сторонами планом выражения и планом содержания, обе стороны текста ... речи учащихся через анализ текста. Предмет исследования: анализ текста как средство развития ...

Главным персонажем романа значится Григорий Мелехов, повествуя о судьбе которого автор иллюстрирует ужасы, разрушения и драмы произошедшей в начале двадцатого века разрушительной гражданской войны, явившейся следствием прихода к власти большевиков.

Семья Мелихова во время войны пытается воздержаться от участия в безжалостной бойне, но оказывается насильно вовлеченной в кровавые сражения. Расколовшееся общество разрушает мирное и спокойное существование казацких семей, длящееся многие годы. Казачество разделяется на две враждующих ненавидящих друг друга стороны, которые по своей сути воюют за одну и ту же идею – возможность безмятежно и мирно жить, работать и растить детей на родной донской земле.

Безысходность описанной в произведении ситуации состоит в том, что война и разруха не только уничтожают человечество вовне, но и вносят противоречия и разлад внутри семейных и дружеских отношений, заставляя любящих людей испытывать друг к другу ненависть, злобу, ярость и приводящих их к братоубийствам.

Воевавший за весь период войны с разных противоборствующих сторон, Григорий оказывается тяжело искалечен не только физически, но морально, разочаровавшись в прежней, и в нынешней власти, потеряв многих родных людей (любимую женщину, родного брата, друзей) и душевно опустошившись.

Рассказывая о судьбе Григория, писатель передает трагические чувства людей, переживших резкие общественные перемены (войны, бунты, революции, восстания) и показывает, как в этих непростых суровых ситуациях стремительно меняются мировоззрение, сознание, характер человека. Бывшие ранее милосердными и добросердечными люди превращаются в оголтелых, кровожадных животных, позабывших о сочувствии, прощении, терпимости и любви. Война уничтожает и сжигает на своем пути не только жизни людей, но и на человеческие судьбы, испытывая их на прочность, поскольку даже оставшись в живых человек не может как прежде оставаться собой. Именно эти чувства и обуревают Григорием, когда он возвращается в родное село.

Писатель описывает страшные события войны, занимая нейтральную позицию и изображает бессмысленность зверских действий со стороны обоих противников (белых и красных), когда жестокость войны убивает человека изнутри, и с грустью признает факт о гибели русского казачества как воинской силы умершей российской империи.

Шолохов и его «Тихий Дон»

Итогом стали четыре тома романа, охватывающие период с 1912-го по 1922 год. К его написанию Шолохов приступил в 1925 году. В процессе работы пришло решение не ограничиваться только мятежом. Это привело к тому, что писатель еще целый год потратил на обдумывание замысла своего произведения. Он тщательно собирал материалы, воспоминания земляков, размышляя над ними и делая их анализ. «Тихий Дон» Шолохова увидел свет в январе 1928 года. Первые три части его были напечатаны на страницах журнала «Октябрь» (главный редактор — А. Серафимович), с мая по октябрь 1928 года здесь же печатаются 4-я и 5-я части.

Кроме этого в мае 1928 года выходит первая книга его романа, которую также в этом году публикует «Роман-газета». Успех был колоссальным. Но в 1929 году появляются первые критические статьи, в которых Шолохова обвиняют в том, что белых он изображает более ярко и объемно, так как герои, относящиеся к красным, блеклые и невыразительные. К этому прибавляется и обвинение Шолохова в плагиате. По мнению некоторых критиков, такой молодой и не умудренный жизнью человек не мог раскрыть так глубоко характеры героев. Сделав анализ «Тихого Дона» Шолохова с точки зрения причастности его к «пролетарским писателям», авторы некоторых статей считали его симпатизирующим белым. Последняя, 4-я книга была напечатана в «Роман-газете» и «Новом мире» в 1940 году. В этом же году выходит полная версия книги «Тихий Дон».

2 стр., 649 слов

«Тихий Дон» М. А. Шолохова — роман-эпопея о всенародной ...

... на колокольне ревел сыч...» «Тихий Дон» — это роман-эпопея и вместе с тем — роман-трагедия. Шолохов показывает трагическую беспомощность людей перед налетевшим вихрем социальных потрясений. Ведь в течение веков прежний мир ... горя и утрат, Григорий Мелехов в конце романа отказывается от войны и оружия и возвращается в свой родной хутор. А сколько было в гражданскую войну таких Мелеховых! Не менее ...

Композиция

Жизненная правда и небольшая доля художественного вымысла превратило произведение Шолохова в шедевр, который выходил в СССР многомиллионными тиражами. Композиция держится на образе главного героя Григория Мелехова, именно его образ центральный, сюжетообразующий. События всех четырёх томов романа происходят на протяжение 1912-1922 года, это огромный временной отрезок, который обусловил масштабность и наличие большого количества сюжетных линий. Проведённый литераторами анализ произведения говорит о наличии более 500 героев в книге.

Жанр романа

Полный анализ романа Шолохова «Тихий Дон» невозможен без определения жанра, к которому он относится. Это роман-эпопея, редко встречающийся в литературе и представляющий собой объемное эпическое произведение, характеризующееся сложным повествованием, огромным числом вымышленных и реальных героев, множеством событий, как частных, так и касающихся судьбы страны. По литературному направлению это произведение относится к соцреализму. В книге отображена реальная судьба донского казачества в период с 1912-го по 1922 г.

Жанр

Роман-эпопея Шолохова получил такое жанровое определение именно за охват исторических событий, показ смены эпохи, традиций, порядков, а не отдельных судеб людей. Эпопея всегда общезначима, не привязана к конкретной точке. Второй том эпопеи позволяет сделать вывод, что эта книга наиболее подходит под определение романа, здесь много личного, повествование держится на образе главного героя. Таким образом, в книге Шолохова жанровое своеобразие обусловлено широким размахом, раскрывающим судьбы народов и общечеловеческие проблемы.

Главные герои и их характеристики

Основными действующими лицами романа являются члены семьи Мелеховых, проживающие на хуторе Татарском (станица Вешенская), и их соседи. Сделать полный анализ «Тихого Дона» Шолохова без их краткой характеристики не представляется возможным:

  • Григорий Пантелеевич Мелехов – главный герой, о котором повествует роман. Внешне он похож на своего отца. Темноволосый, с немного раскосыми глазами и носом с горбинкой. Внешне напоминает турка. Ростом высокий, сухощавый, но крепкий в кости. По характеру гордый, своенравный, горячий, с обостренным чувством справедливости. Это и заставляет его метаться в поисках правды и истинности.
  • Петр Пантелеевич Мелехов – брат Григория. Внешне и по характеру — полная противоположность главному герою. Он напоминает мать. Небольшого роста, приземистый крепыш. У него русые волосы, карие глаза, курносый нос. В нем развита хозяйственная жилка, во всем ищет выгоду. Добрый, покладистый, умеет найти общий язык с начальством.
  • Дуняшка Мелехова – сестра Григория. Как и он, похожа на отца, который ее сильно любит. Работящая, сметливая, умеющая быть преданной.
  • Пантелей Прокопьевич Мелехов – отец Григория. Черный, горбоносый, с серьгой в ухе, хромой, повидавший немало на своем веку, но, как в молодости, горячий и вспыльчивый. Он, старый солдат, привержен монархии, старым устоям и традициям казаков.
  • Ильинична – мать Григория. Когда-то была красавицей, но тяжелая работа, измены и побои мужа быстро состарили ее.

    4 стр., 1668 слов

    Характеристика и образ Григория Мелехова в романе Шолохова Тихий Дон

    ... Он всегда стремился добиться правды и справедливости. Сочинение Образ и характеристика Мелехова В одном из самых известных романов Шолохова автор, раскрыв одну из проблем - взаимоотношение личности ... правду. Ищет справедливость, честность, он хочет знать ответы на многие жизненные вопросы. Григорий Мелехов противоречивая личность, определённые люди его осуждают, а многие восхваляют, тем не ...

    Смысл ее жизни – это забота о доме, детях, безграничная любовь к ним. Она мудра, терпелива и покорна жизненным обстоятельствам.

  • Наталья Мелехова – жена Григория. Красивая и статная женщина с серыми глазами и темными волосами, обладающая всеми превосходными женскими качествами: работящая, скромная, послушная, с душевным благородством. Она без памяти любит своего мужа, тяжело переживает его измены, но не умеет простить его, губит себя и неродившегося ребенка.
  • Аксинья Астахова – любовь Григория. Порочно красивая, яркая и дородная женщина. У нее красивые вьющиеся волосы, темные выразительные глаза. По характеру ласковая, смелая и страстная. Готова сражаться за своего Григория, но в то же время изменяет ему с Евгением Листвицким.
  • Дарья Мелехова – жена Петра. Она тонкокостная и высокая, красивая женщина. Неверная своему мужу, развязанная, хамоватая и легкомысленная. Но очень жизнерадостная и не унывающая.
  • Михаил Кошевой – друг юности Григория. Возлюбленный и в конце романа муж Дуняшки Мелеховой. У него темные глаза и волосы золотистого цвета. Сам он коренастый и плотного телосложения. Ярый большевик, не простивший Григорию его метаний и ставший его заклятым врагом. По характеру упорный, трудолюбивый.

Анализ 3

Роман «Тихий Дон» входит в число выдающихся произведений не только советского, но и мирового масштаба. Автором данного романа является М.А. Шолохов. Данная работа автора относится к жанру роман, но произведение настолько глубокое и масштабное, что это скорее роман-эпопея о прославленном казачестве. Возможно, если б не советская цензура, то возможно автор насытил роман большим количеством деталей, но и без этого произведение вышло правдивым и искренним. Шолохов сумел показать, как жили казаки в не легкое для них время.

Шолохов начал подумывать о написании данного романа еще в 20-х годах, соответственно из-за этого в большей мере он и посетил Дон. Роман не должен был называться «Тихий Дон», изначально его название «Донщина». Автору очень хотелось донести до читателя жизнь казаков в период революции. Вскоре тема казачества полностью овладела Шолоховым, и он решает увеличить масштабы работы. В 1926 году уже появляется привычное нам название романа и автор усиленно работает над ним. Он поднимает исторические данные, старается найти очевидцев. За три года, Шолохов создал две книги и только в 1939 году, роман «Тихий Дон» был полностью завершён.

2 стр., 798 слов

Гражданская война в романе Шолохова Тихий Дон

... негативно относится к гражданской войне, что он и описывает в своём ранее упомянутом, замечательном произведении “Тихий Дон”. ` Гражданская война в романе Тихий Дон Популярные сочинения Каждое лето всей семьей ... воинской силой, честью и доблестью умирающего в муках имперского государства. Сочинение 2 В своих произведениях Шолохов очень часто затрагивает темы человеческой натуры, которая, ...

Почему роман носит данное название? В названии романа, автор заложил любовь и уважение к реке Дон. Шолохов старается показать, что казачество и река Дон связаны крепкими узами. Сюжет охватывает историю человека, которому пришлось жить в данное время, переломное время. Главной проблемой произведения можно считать, перемены в устоявшихся годами правилах и традициях казаков Дона. А главная тема состоит в том, что центральный персонаж Мелехов, должен найти правду среди жестокости и главное среди всего это, ему нужно принять самое сложное решение в жизни.

Данное произведение включает в себя множество вопросов, актуальных на то время и даже сегодня. В первую очередь это то как живет человек, его семья во время войны. Может кому-то данная проблема не кажется серьезной, но это не так. Первая мировая война наталкивает людей на вопрос, кто враг? Заграничный воин или «свои», которые могут бросать людей тысячами на верную смерть. Но, это только «вершина айсберга». Потом казак возвращается с войны и снова воюет только уже против своих. Автор не дает четкого ответа писателю на некоторые вопросы, читателю нужно самому проникнуться проблемой и сделать свой вывод. Следует отметить умение автора быть нейтральным, он сумел достоверно донести читателю идеи «красных» и «белых», причем не принимаю ту или иную сторону. Люди делились на два лагеря, причем автор только добавлял остроту происходящему, подчеркивая, что хорошие люди есть с обеих сторон, но точно также есть и плохие люди. Кроме этого поднимаются и семейные проблемы, которые присутствуют у основных героев, а также проблема любви.

Автор донес главную идею, которая заключается в том, что нужно беречь любовь и семью, а политические взгляды — это второстепенное явление. Если его ставить на первый план, то можно легко потерять в себе все человеческое.

Книга 1. Часть первая

Повествует о появлении рода Мелеховых, знакомит с членами семьи. Рассказывает о их жизни на момент 1912 года. Дед Григория – Прокофий Мелехов привозит с турецкой войны жену – турчанку, которая пришлась не по нраву жителям хутора Татарского. Ее приняли за ведьму, приносящую несчастья. Казаки линчевали ее, но она, умирая, родила сына Пантелея. Он выжил, дослужился до урядника, женился на своей красивой соседке, которая родила ему двух сыновей — Петра и Григория — и дочь Дуняшку.

Выполняя анализ произведения «Тихий Дон» Шолохова по главам и по частям, видишь, как органично переплетаются судьбы героев с событиями, происходившими в государстве. На момент описания главный герой – молодой неженатый казак — влюбляется в свою соседку Астахову Аксинью, муж которой Степан находится в армии. Чтобы разрушить эту связь, Григория женят на богатой хуторянке Наталье Коршуновой. Он расстается с Аксиньей, но не находит счастья с женой, которую не любит.

Купание коня в «Тихом Доне» Шолохова. Анализ отрывка

Мастерство Шолохова завораживает, заставляя читать роман на одном дыхании. Символична и первая встреча Аксиньи и Григория, которая происходит на берегу Дона во время его спуска для купания коня. Аксинья легко несет ведра с водой ему навстречу. Григорий, гарцуя на своем коне, направил его на соседку. Эта встреча полна чувства внезапно вспыхнувшей и нарастающей любви.

11 стр., 5426 слов

Трагедия Григория Мелехова в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

... важное значение, считая из ключевыми, обнаруживающими источник мучений, первопричину трагедии Григория Мелехова».[2] После семи лет войны, после очередного ранения, во время службы в Красной Армии ... направление связи жизни и литературы, утверждения ее народности и национального своеобразия. Романы Шолохова стоят в ряду лучших достижений великой русской литературы. Продолжая реалистические традиции ...

Передаваемые внутренние ощущения главного героя при этой встрече воспринимаются как слова автора, самого пережившего подобное. Аксинья как жена прекрасно понимает, что на хуторе от людей не спрячешься, но ей радостно, и она, страшась, идет навстречу любви. Григорий, едущий вслед за ней, отмечает ее ладную фигуру, крупные плечи, каждое движение. Именно это нежданное свидание станет началом их непростых отношений, предопределит их дальнейшую судьбу.

Книга 1. Часть 2

На хутор приехал ростовский слесарь Иосиф Штокман, который постепенно собирает вокруг себя определенный круг казаков. Этот небольшой эпизод символизирует будущий раскол. Разочаровавшись в семейной жизни, Григорий уходит из дома и вместе с Аксиньей поселяется в Ягодном – имении Листницкого. Старший сын хозяина Евгений начинает оказывать казачке знаки внимания. Это вызвало ревность со стороны Григория. Оставшись одна, Наталья перерезала себе горло косой. Она выжила и ушла жить к Мелеховым, которые ее полюбили и считали своей.

Книга 1. Часть 3

Григория весной 1914 года призывают в армию. Он служит на австрийской границе в Радивилово. На хуторе арестован Штокман. В начавшуюся Первую мировую войну, Мелехов принимает свое боевое крещение в бою недалеко от Лешнево. Под Каменка-Струмиловым он тяжело ранен и попал в госпиталь. Ему присваивают звание урядника и награждают Георгиевским крестом.

В Ягодном у Аксиньи рождается дочка, которая впоследствии умирает от скарлатины. Аксинья сходится с сотником Евгением Листницким. Вернувшийся после лечения, Григорий избивает их кнутом и уходит домой, к Наталье.

Книга 2. Часть 4

Проводя анализ «Тихого Дона» М. А. Шолохова, нельзя не обратить внимание на то, что постепенно поднимается тема отношения к войне разных людей, обнажает их самые неожиданные черты характера. В 1916 году на фронте в Полесье, в землянке, происходит разговор офицеров, в котором принимают участие хорунжий Бунчук (большевик) и есаул Листвицкий (дворянин), представляющие собой разные классы общества. Писатель четко обрисовал идеологическую пропасть между ними, их непримиримость.

Есаул пишет на Бунчука донос, тот дезертирует с фронта. Григорий становится полным Георгиевским кавалером. В одном из боев спасает своего врага Степана Астахова, который впоследствии попадает в плен. Наталья родила двойняшек — Мишеньку и Поленьку. Листвицкий переводится в Петроград к Корнилову, Бунчук становится большевистским агитатором. Происходит Октябрьская революция. Казаки возвращаются в родной хутор.

4 стр., 1880 слов

Судьба и трагедия Григория Мелехова в романе Тихий Дон Шолохова

... Григория Мелехова Шолохов написал произведение Тихий Дон в период с 1925 года по 1940. Это роман ... будущее остается сын Мелехова, единственный для него смысл жизни. Таким образом, трагедия Григория Мелехова есть ... существования. Сочинение Судьба Григория Мелехова С первых страниц произведения особенно заметно, как Шолохов с ... ко всем людям и миру. У него есть свои увлечения такие как рыболовство ...

Вариант 2

Гражданская война это всегда большое горе как для страны в целом, так и для каждой отдельно взятой семьи в частности. В своём романе Михаил Александрович Шолохов сумел реалистично отобразить всю трагедию гражданской войны в России 1917-1922 годов на примере донского казачьего поселения и непосредственно семьи Григория Мелехова – главного героя романа.

В начале романа показано ещё мирное довоенное время. Жители станицы живут спокойно, их беспокоят только насущные бытовые проблемы. С началом же Первой Мировой войны, а затем и гражданской войны, всё меняется: разные политические взгляды, разные желания раскалывают жителей станицы. Самое же страшное то, что раскалывались и семьи.

В романе Григорий показан героем, а тот же Михаил Кошевой – подлецом. По сути же, это не так. У Григория Мелехова нет мужского стрежня, на протяжении всего романа он не может определиться, что со своими женщинами – бегает то к Аксиньи, то к Наташе, что в выборе стороны в гражданской войне. Кошевой же с самого начала занимает позицию красных. Да, не всегда его поступки были хорошими, но, как говорится, в любви и на войне все средства хороши.

В начале гражданской войны читателя потрясает сцена гибели Петро с товарищами. Их убили вчерашние приятели, те, с кем они росли с детства – гражданская война раскидала близких людей, ожесточила их, поломала судьбы. Кошевой убил своего друга – брата Григория, брата своей невесты Дуняши. Это страшно, это война. Но Кошевой изначально занял одну сторону и не изменял ей до конца войны. Григорий же бегал то к белым, то красным, в зависимости от того, кто в это время одерживал победы. В романе, конечно, всё это преподнесено несколько иначе, мол, душевные искания главного героя, переосмысление взглядов. Нет! Григорий Мелехов искал место получше, прикрывал свою шкуру.

Закончилось всё закономерно: после окончания гражданской войны Григорий возвращается в родную станицу. В конце он бился за красных. Дома его встретила Дуняша и её муж Михаил Кошевой…. Приняли гостя, посидели за столом в натянутой обстановке. А потом Кошевой увёл Григория. Победили красные, Григорий Мелехов надеялся, что ему не вспомнят службу у белых, но нет, земля-то круглая. Мелехов получил по заслугам. Я не говорю, что Кошевой – человек высоких моральных принципов, нет, но он шёл всю войну, не предавая красных. Да, он мог дать уйти своим бывшим друзьям, мог не убивать их – это на его совести, его крест. По сути, он – герой гражданской войны. Григорий Мелехов – это собирательный образ человека-приспособленца, ни больше, ни меньше.

Книга 3. Часть 6

Весной 1918 года происходит раздел донских казаков. Живущие бедно в верховьях реки выступили за большевиков. Более зажиточные казаки из низовья приняли сторону белых. Немцы оккупировали Миллерово. Пантелей Мелехов, как и его старший сын, был на стороне белых. Григорий возвращается и воюет в подчинении у брата в Белой армии. Петра Мелехова убивает большевик Мишка Кошевой. Григорий мстит за смерть Петра и сражается жестоко. Это не проходит даром, он начинает пить. Анализ «Тихого Дона» Михаила Шолохова показывает всю сложную военно-политическую обстановку на юге России, жесткую борьбу между белыми и красными. Здесь друг против друга воевали друзья, станичники, члены одной семьи.

3 стр., 1384 слов

«Тихий Дон» М. А. Шолохова — роман-эпопея о всенародной трагедии ...

... в переломную эпоху" name="title" />Революция делает глубокий надрез на теле Цивилизации, чтобы открыть путь будущему Здоровому человечеству... Революция отсекает Старый мир. И отсюда кровь. В. Гюго В романе «Тихий Дон» М. Шолохов ... Не менее трагична судьба всех других хуторян. В конце романа из многочисленной мелеховской семьи в живых остаются лишь Григорий с детьми и Дуняша. Нет прежнего ...

Шолохов писал с ошибками?

Но даже если отказаться от теории авторства Крюкова, вопросы к Шолохову все равно остаются. Сторонники версии плагиата обращают внимание, например, на огромное количество сюжетных неувязок, фактологических, стилистических ошибок, очевидных противоречий, которые автор с таким уровнем знаний не мог допустить.

Сторонники версии, что Шолохов украл рукопись Тихого Дона, нашли в романе огромное количество различных ошибок

Например, главные герои одновременно воюют в Германии и Австро-Венгрии, бой начинается 16 августа, а ранение в нем герой получает 16 сентября, через 3 дня после зачатия ребенок уже начинает шевелиться в утробе матери. Филологи Томашевские считали, что только с чужим текстом можно было так обращаться. Критики объясняют это довольно просто: у романа существовало несколько «праредакций», которые после были скомпилированы в единый текст менее компетентным автором. Также в обнаруженной рукописи Шолохова критики выявили ряд ошибок, которые трудно назвать иначе, кроме как ошибками при быстром переписывании текста с чужим почерком. Кроме того, в рукописи, часть которой написана самим Шолоховым, часть — его женой, подозрительно мало авторских исправлений. Все эти ошибки и неточности сторонники Шолохова объясняют тем, что текст «Тихого Дона» был создан довольно быстро, и именно из-за вынужденной скорости написания Шолохов пожертвовал правилами стилистики и грамматики.

Кадр из фильма «Тихий Дон» 1958 года. Режиссер Сергей Герасимов

Книга 4. Часть 7

Митька Коршунов, прибывший на хутор во главе карательного отряда, убивает мать Кошевого с малыми ребятами. Причиной этого было убийство его родственников. Григорий, переболев тифом, приехал на хутор. У него снова возобновилась связь с Аксиньей. Дарья заболела «дурной болезнью» и призналась в этом Наталье, но чтобы не страдать одной, рассказала ей о том, что Григорий и Аксинья снова встречаются. Время спустя она утонула в Дону. Наталья, беременная от Григория, сделала аборт и умерла от заражения.

Григорий, похоронив жену, уехал с казаками к белым. Пантелея Мелехова мобилизуют в Белую армию, где он погибает от тифа. Его разыскал Григорий и похоронил. Он повторно заболевает тифом и возвращается в Татарский. После выздоровления он снова едет к белым, захватив с собой Аксинью, которая также заболевает тифом. Он оставил ее добрым людям на излечение и поехал дальше. В Новороссийске со своим другом и адъютантом Прохором наблюдает эвакуацию белых. Это служит переломным моментом для Григория. Он снова с красными.

2 стр., 509 слов

«Тихий Дон» М. А. Шолохова — роман о судьбах народа в переломную ...

... цель ни была. Материал с сайта Исторические события в романе М. Шолохова «Тихий Дон» показаны не сами по себе, а в их преломлении в судьбах отдельных людей и целых семей: Мелеховых, ... прийти к единому мне­нию — и отсюда метания, искания, сомнения Мелехова. Григорий никогда не искал выгоды только для себя, он стремился найти правду, которая могла бы ...

Новая экранизация романа «Тихий Дон», которую осуществил режиссёр Сергей Урсуляк, мягко говоря, разочаровала. Уже с первых кадров, когда Аксинья набирает воду для питья, а Григорий тут же мутит воду конём, возникло ощущение неправды. Ни в экранизации 1958 года Сергея Герасимова, ни в постановке Сергея Бондарчука 1994 года таких ляпов нет. Хотя после экранизации Сергея Герасимова романа «Тихий Дон» трудно было ожидать чего-то лучшего.

Новый сериал разбередил уже казалось затихшие споры об авторстве величайшего творения русской литературы. Два года назад я написал статью «Тайна Тихого Дона». Одни меня осуждают, другие поддерживают, третьи не соглашаются, четвёртые не хотят подвергать всё сомнению. При этом никто не смог аргументированно и доказательно опровергнуть приведённые мною факты. Я побывал в Стокгольме, чтобы разобраться в теме.

Я себя писателем не считаю, я скорее исследователь. Хотя мною создано два романа, которые по объёму не уступают эпопее «Тихий Дон». Роман-исследование «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» я писал шесть лет, он имеет одиннадцать редакций. Над романом-быль «Странник»(мистерия) я работал девять лет.

Каждый раз, когда хочу написать о выдающемся человеке, у меня нет мысли опорочить светлый образ, есть лишь желание докопаться до истины. Однако в процессе «копания» обнаруживаются такие факты, которые превращают исследование в полудетективную историю (а иногда и детективную).

Собрание сочинений Михаила Шолохова в восьми томах я получил в 1975 году по подписке в качестве приложения к журналу «Огонёк». Тогда я ещё ничего не знал о тайне романа «Тихий Дон». Но меня поразил слог и взрослая откровенность автора. «Аксинью выдали за Степана семнадцати лет. Взяли её с хутора Дубровки, с той стороны Дона, с песков. За год до выдачи осенью пахала она в степи, вёрст за восемь от хутора. Ночью отец её, пятидесятилетний старик, связал ей треногой руки и изнасиловал».

Я часто бываю на филологическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета: слушаю лекции, участвую в работе дискуссионного клуба, дочка закончила филфак. Там в киоске я приобрёл книгу «В поисках потерянного автора», написанную творческим коллективом. Одна из глав этой книги посвящена разгадке того, кто же на самом деле написал роман «Тихий Дон».

Сегодня известны следующие наиболее вероятные претенденты на авторство романа «Тихий Дон»: Михаил Шолохов, Фёдор Крюков, Сергей Голоушев. Кто же из них истинный автор? Или роман-эпопея является плодом работы нескольких писателей? А может быть, подлинный автор кто-то другой, спрятавшийся за спиной Михаила Шолохова?

В 1965 году Михаил Шолохов получил Нобелевскую премию за роман «Тихий Дон» с формулировкой «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». Кто-то заметил – за плагиат!

Союз писателей СССР всячески продвигал Шолохова на награждение Нобелевской премией по литературе. Во время церемонии награждения Шолохов не поклонился королю Швеции, вручавшему памятный диплом. Тем самым Шолохов, якобы, выразил свою донскую вольность и гордость советского писателя. «Мы, казаки, ни перед кем не кланяемся. Вот перед народом — пожалуйста, а перед королём не буду и всё…»

Сейчас Михаил Шолохов это «брэнд», сравнимый с «Калашниковым». Произведения М.А.Шолохова издавались 1408 раз общим тиражом 105349943 экземпляра на более чем 90 языках мира. Шолохов награждён шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, другими наградами. В станице Вёшенской ему при жизни установлен бронзовый бюст. Созданный после смерти писателя государственный музей-заповедник М.А.Шолохова, Международный Шолоховский комитет поддерживают величайшую тайну в истории русской литературы.

Тайну Шолохова можно сравнить с тайной Шекспира. Под именем «Уильям Шекспир» издано 37 пьес, 154 сонета, 4 поэмы. Многие эксперты сомневаются, что малообразованный сын ремесленника, который никогда не учился в университетах и не ездил за границу, не имел доступа в высшее общество, мог создать такие произведения. Учёные выдвинули более полусотни версий того, кто мог скрываться под псевдонимом Шекспир. Дело в том, что жизнь Шакспира из Стратфорда противоречит масштабу творчества гениального драматурга. Из творчества Шекспира следует, что он хорошо знал французский, итальянский, латынь, греческий, свободно ориентировался в истории Англии и древнего мира. Кроме того, драматург прекрасно разбирался в юриспруденции, дипломатии, музыке, ботанике, медицине, военном и морском деле. Однако нет сведений, что Ульям получил хоть какое-то образование. В доме Шекспира не было книг, все члены семьи были неграмотны. До сих пор не обнаружено ни одного экземпляра пьесы или сонета, написанного рукой Шекспира. Есть предположение, что «драматург Шекспир» был изобретением английской тайной полиции. Шакспир из Стратфорда – необразованный ростовщик, послушный и умеющий держать язык за зубами – был нанят главой тайной полиции сэром Ф.Уолсингемом в качестве живого псевдонима для драматических и поэтических произведений Кристофера Марло и других авторов. Я посетил родной город Уильяма Шакспира – Стратфорд – чтобы исследовать тайну драматурга Шекспира.

Я сторонник «биографического метода» в литературоведении, и считаю, что всю глубину авторского замысла в тексте можно понять только в контексте исторических условий его создания.

По официальной версии, Михаил Александрович Шолохов родился 11(24) мая 1905 года в хуторе Кружилин станицы Вёшенской Донецкого округа Области Войска Донского (ныне Шолоховский район Ростовской области).

Его отец — Александр Михайлович Шолохов — выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на арендованной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницы. Мать писателя — Анастасия Даниловна Черникова — дочь крепостного крестьянина, пришедшего на Дон с Черниговщины.

ШОЛОХОВ С РОДИТЕЛЯМИ

В детстве Шолохов сначала учился в мужском приходском училище хутора Каргин, а затем, когда у него начались проблемы с глазами и отец отвёз его на лечение в Москву, – в подготовительном классе московской гимназии им. Г.Шелапутина. Потом были Богучарская и Вёшенская гимназии. В итоге Шолохову удалось закончить только четыре класса.

В 1920-1922 годах Михаил участвовал в ликвидации неграмотности среди взрослых хуторян, вёл перепись населения, служил в станичном ревкоме, работал учителем начальной школы, делопроизводителем заготовительной конторы. За излишнюю рьяность во время продразвёрстки был приговорен к расстрелу, причём красными. Расстрел был заменён условным сроком наказания — трибунал принял во внимание несовершеннолетие Михаила.

В октябре 1922 года Шолохов уехал в Москву, чтобы продолжить образование и попробовать свои силы в писательском труде. Однако поступить на рабфак не удалось из-за отсутствия необходимых для поступления трудового стажа и направления комсомола. Чтобы хоть как-то прокормиться, Михаил работал грузчиком, разнорабочим, каменщиком. Занимался самообразованием, принимал участие в работе литературной группы «Молодая гвардия», посещал учебные занятия, которые вели В.Б.Шкловский, О.М.Брик, Н.Н.Асеев. Вступил в ряды ВЛКСМ.

МИХАИЛ ШОЛОХОВ

В 1923 году в газете «Юношеская правда» были напечатаны первые фельетоны Михаила Шолохова, а в 1924 году в той же газете — его первый рассказ «Родинка». Впоследствии вышли сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь».

В детстве на меня произвёл сильное впечатление фильм «Донская повесть» и «Нахалёнок» по мотивам «Донских рассказов» Михаила Шолохова. После я даже купил эту книгу. Фильм Сергея Герасимова «Тихий Дон» я смотрел несколько раз. Ну и конечно же фильм Сергея Бондарчука «Судьба человека».

Роман-эпопею «Тихий Дон» мы в школе не изучали. К сожалению. Зато изучали роман «Поднятая целина». Но сильного впечатления он на меня не произвёл. Из военных произведений наиболее известны рассказ «Судьба человека» (1956 год) и не дописанный роман «Они сражались за Родину».

Мировую известность Шолохову принёс «Тихий Дон» – роман о донском казачестве в годы Первой мировой и Гражданской войны. Первоначально нарекания коммунистической критики вызвало то, что главный герой — Григорий Мелехов — в конце приходит не к красным, а возвращается домой. Цензоры Главлита избавились от описания большевистского террора против казаков и убрали из текста всякое упоминание о Льве Троцком. Резкой критике подверглось описание Верхнедонского восстания. Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) предлагала выбросить из книги 30 глав и сделать главного героя большевиком, а не белогвардейцем.

Роман получил блестящие отзывы от корифеев советской литературы Серафимовича и Горького. Столь неоднозначный роман был лично прочитан Сталиным и одобрен им к печати. Книгу высоко оценила как советская, так и зарубежная читающая общественность. Даже в белоэмигрантской прессе роман был встречен очень хорошо. Английский перевод появился уже в 1934 году.

«Тихий Дон» — роман-эпопея в четырёх томах. Тома 1—3 написаны с 1926 по 1928 год. Опубликованы с сокращениями и цензурной правкой в журнале «Октябрь» в 1927—1930 гг. Том 4 закончен в 1940 году, опубликован в «Роман-газете» в 1940 году.

ПЕРВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ РОМАНА «ТИХИЙ ДОН»

После публикации первого тома романа, с одной стороны, ошеломляющий успех у читателей, а с другой стороны, зависть со стороны друзей-писателей. У многих возникли сомнения, как мог очень молодой человек (22 года) создать такое грандиозное произведение в столь сжатые сроки – два первых тома за 2,5 года. Шолохов окончил только четыре класса гимназии, мало жил на Дону, в описываемые им события Первой мировой и Гражданской войны был ещё ребёнком. При этом в романе «Тихий Дон» не менее 982 персонажей, из них 363 реальных исторических лиц.

Говорили, что Шолоховым, по всей видимости, была использована рукопись неизвестного белого казака и переработана в ныне известный текст. Найденная рукопись, возможно, была «сырая» и точно не прошла большевистскую цензуру.

После опубликования «Тихого Дона», широко известный в 20-30-е годы писатель Феоктист Березовский говорил: «Я старый писатель, но такой книги, как «Тихий Дон» не мог бы написать… Разве можно поверить, что в 23 года, не имея никакого образования, человек мог написать такую глубокую, такую психологически правдивую книгу… Что-то неладно!»

Написать «Тихий Дон» мог только гений. Судя по первым рассказам, Шолохов гением не был. Гением не становятся, им рождаются. Ранний сборник «Донские рассказы» Михаила Шолохова не демонстрирует такого уровня художественного мастерства, каким дышит «Тихий Дон».

Оппоненты отвечали, что будто бы Шолохов много времени проводил в архивах, часто общался с людьми, позже ставшими прототипами героев романа. Прототипом Григория Мелехова был сослуживец отца Шолохова Харлампий Ермаков, один из тех, кто стоял во главе вёшенского восстания; он много времени проводил с будущим писателем, рассказывая о себе и о том, что повидал.

Был слух, будто бы Шолохов присвоил рукопись романа из полевой сумки безвестного белого офицера, расстрелянного большевиками, и опубликовал под своим именем. Говорили также об анонимных звонках в издательство с угрозами появления некоей старушки, требующей восстановления авторства её умершего сына.

Но главный вопрос сводился к следующему: почему молодой Шолохов, явно приветствовавший большевистскую власть, написал роман не о «красных», а о «белых»?

Главный редактор журнала «Октябрь» Александр Серафимович, написавший предисловие к роману «Тихий Дон», объяснял слухи завистью преуспевающих советских писателей к неожиданной славе 22-летнего гения. «Нашлись завистники — стали кричать, что он у кого-то украл рукопись. Эта подлая клеветническая сплетня поползла буквально по всему Союзу. Вот ведь псы!»

В 1929 году по указанию И.В.Сталина было поручено разобраться в этом вопросе. Под эгидой и по инициативе сестры Ленина Марии Ульяновой Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) организовала особую комиссию под председательством Серафимовича. Шолохов представил этой комиссии рукописи, черновики и наброски всего того, что им было написано к тому времени. В конце марта 1929 года «Правда» напечатала письмо от имени РАППа, в котором обвинения, выдвинутые против Шолохова, были отвергнуты как злостная клевета. В дальнейшем главное вещественное доказательство – черновая рукопись романа – якобы затерялась. Шолохов в 1947 году объявил рукописи романа погибшими окончательно.

Но рукописи, как известно, «не горят». В 1999 году они были обнаружены, причём в самом неожиданном месте. Оказалось, Шолохов «забыл» (?! – НК), что оставил рукопись на хранение у своего друга, писателя-деревенщика Василия Кудашева, который позднее умер в немецком плену. Рукопись хранилась у вдовы Кудашева, но она из каких-то соображений всегда отрицала её существование, утверждая, что рукопись утеряна при переездах. Только после её смерти, когда всё имущество перешло к наследникам, рукопись удалось отыскать и выкупить, что позволило провести экспертизу авторства.

Слухи о плагиате усилились после публикации в 1930 году сборника памяти Леонида Андреева, в котором было письмо Андреева критику Сергею Голоушеву, датированное 3 сентября 1917 года. В этом письме Андреев упоминал «Тихий Дон» Голоушева, который после этого стал первым претендентом на звание подлинного автора. Лишь в 1977 году выяснилось, что речь в письме шла всего лишь о путевых заметках под названием «С Тихого Дона», опубликованных в одной московской газете.

Шолохову этот факт был известен. Он писал Серафимовичу: «Я получил ряд писем от ребят из Москвы и от читателей, в которых меня запрашивают и ставят в известность, что вновь ходят слухи о том, что я украл «Тихий Дон» у критика Голоушева — друга Л.Андреева — и будто неоспоримые доказательства тому имеются в книге-реквиеме памяти Л.Андреева, сочинённой его близкими».

В 1937—1938 гг. развернулась новая кампания нападок. По словам казачьего писателя Д.Петрова-Бирюка, лично ему, а также в ростовскую газету «Молот» и в Ростовский обком партии стали поступать письма от казаков с новыми обвинениями Шолохова в плагиате. В некоторых из этих писем утверждалось, что действительным автором «Тихого Дона» был известный казачий писатель, участник Белого движения Фёдор Крюков, умерший в 1920 году от тифа.

В 1974 в Париже была издана книга Ирины Медведевой-Томашевской «Стремя Тихого Дона». В предисловии Александр Солженицын открыто обвинял Шолохова в плагиате. «23-х летний дебютант создал произведение на материале, далеко превосходящем свой жизненный опыт и свой уровень образованности (4-х классный).

Юный продкомиссар, а затем московский чернорабочий и делопроизводитель домоуправления на Красной Пресне, опубликовал труд, который мог быть подготовлен только долгим общением со многими слоями дореволюционного донского общества…»

В 1970-е годы норвежский славист и математик Гейр Хьетсо провёл компьютерный анализ бесспорных текстов Шолохова, с одной стороны, и романа «Тихий Дон», с другой, и пришёл к выводу о несомненном авторстве Шолохова.

Основным доводом защитников авторства Шолохова была черновая рукопись романа «Тихий Дон», которая, якобы, оказалась утеряна. Но в 1999 году после многолетних поисков Институту мировой литературы им. А.М.Горького РАН удалось разыскать считавшиеся утерянными рукописи 1-й и 2-й книг «Тихого Дона» — те самые, которые предъявлял Шолохов в 1929 году комиссии РАПП. В рукописи 885 страниц. Из них 605 написаны рукой М.А.Шолохова, 280 страниц переписаны набело рукой жены писателя и её сестёр; многие из этих страниц также содержат правку М.А.Шолохова. По результатам трёх экспертиз — графологической, текстологической и идентификационной, — авторство романа было окончательно подтверждено за Шолоховым.

Однако, само наличие рукописей не означает, что человек, рукой которого они написаны, на самом деле является их подлинным автором. Критики Шолохова нашли в черновике романа ряд ошибок, которые можно трактовать как ошибки при переписывании с оригинальной рукописи, выполненной другим человеком. Например: «скипетр красок» вместо «спектр красок», «Замок» вместо «Зимний» (дворец), «на площади» вместо «на пол-лошади» (то есть на полкорпуса лошади впереди).

Некоторые исправления трудно истолковать иначе как попытки разобрать чужой почерк. Например: «У дома» — написано, зачёркнуто, исправлено на «у Дона». «Аксинья улыбается снова, не разжимая зубы» — написано, зачёркнуто, исправлено на «Аксинья улыбается строго, не разжимая губ».

Исследователь Зеев Бар-Селла предположил, что это не оригинал, а безграмотная копия с грамотного оригинала, выполненного к тому же по дореволюционной орфографии. Данная рукопись была написана Шолоховым и его семьёй уже после публикации романа специально для предоставления в комиссию РАПП, так как подлинник, с которого делалось журнальное издание, для этого не подходил (возможно, потому, что имел явные признаки чужого авторства).

РУКОПИСЬ РОМАНА «ТИХИЙ ДОН»

Найденные «черновики» полностью подтвердили мнение академика М.П.Алексеева, который общался с Шолоховым на президиумах АН СССР: «Ничего Шолохов не мог написать, ничего!» Впрочем, это было ясно и 80 лет назад. Физик Никита Алексеевич Толстой вспоминал, что его отец А.Н.Толстой сбежал из Москвы, когда ему предложили возглавить ту самую комиссию по плагиату. А дома на вопрос «Кто все же написал «Тихий Дон», отвечал одно: «Ну уж, конечно, не Мишка!»

Книга 4. Часть 8

Из когда-то большой семьи Коршуновых остались только Ильинична, Дуняшка, двое детей Григория, воевавшего в Конной армии Буденного. Возвращаются Аксинья и Мишка Кошевой. Он живет на базу у Мелеховых, так как его дом сожгли. Он по-прежнему любит Дуняшку, хочет сойтись с ней. Но против этого выступила Ильинична, которая не может простить ему убийства Петра. Хозяйство Мелеховых полностью разорено и Кошевой, больной малярией, помогает им его восстановить. Ильинична, понимая, что она не дождется своего Гришеньку, уступила настойчивой просьбе дочери и благословила ее на союз с ним. После нее умирает дочка Григория. На всем белом свете остается трое Мелеховых: Григорий, его сынишка Мишенька и Дуняшка.

Возвращается Григорий, но он понимает, что в одном доме со своим заклятым врагом не ужиться. Несмотря на его службу в Первой конной, Кошевой не может простить ему участия в войне на стороне белых. Мелехов уходит и попадает в банду Фомина, здесь видит полное разложение и понимает, что устал убивать и жить. Он вырывается из банды, тайком пробирается в хутор, забирает Аксинью и они уезжают. Шальная пуля, выпущенная одним из бойцов продотряда, убивает Аксинью. Похоронив ее, Григорий выбрасывает в Дон оружие, идет в хутор Татарский находит и обнимает своего сына. Он понимает, что это единственный, кто его еще держит на этой земле.

Вариант 4

В романе-эпопее «Тихий Дон» центральное место занимает история Григория Мелехова, однако, так же имеют место и другие важные линии, которые интересны читателю. Одна из таких линий – тема Гражданской войны в жизни простых донских казаков.

Эта война в 1917 году не имела четкой линии фронта. Эта линия пролегала в душах людей, их решениях и поступках, зачастую разделяя семьи, перекрашивая людей в красные и белые цвета.

Согласно автору, труд людей, любовь, способность созидать и свободно жить – есть самое прекрасное и бесценное. Антиподом этому является война – разрушающая, калечащая и наводящая ужас. Никакое зло, по мнению Шолохова, не может быть оправдано даже самой светлой идеей, во имя которой люди отдают свою жизнь. Будущее всегда будет за любовью, милосердием и жизнью, но никогда за смертью, кровью и болью.

Шолохов поднимает самые главные вопросы всей Гражданской войны. Ради чего брат идет на брата? Ради чего сын готов убить собственного отца? Как можно убить человека, с которым ты рос и взрослел? Борьба красных и белых в донских степях полна трагизма и насилия, она бессмысленна и беспощадна. Сцены, показывающие зверства обеих сторон, уравновешивают их. Болью наполнены не только сцены военных действий, но и уничтожение пленных, мародерство и насилие над мирным населением. Вот и Григорий Мелехов, как молодой, но уже повидавший войну казак, не может окончательно определиться, с кем быть. И с одной, и с другой стороны находятся люди, желающие работать на земле, растить детей, строить новый мир, что делает его решение крайне тяжелым.

Во время войны вся семья Григория всячески пыталась избежать участия в этой кровавой бойне, но были силой вовлечены в нее. Разруха и раскол общества разрушают старый казачий уклад, который формировался сотни лет. Трагична судьба не только самого Григория, но и матери – Ильиничны, потерявшей сына, мужа, обеих невесток. В душе она чувствует, что и у Григория нет будущего. Жизнь Григория – последовательность трат, боли утрат, мучений и отсутствие надежды на светлое будущее. Необычайно трагичен момент, когда она прощает убийцу своего родного сына – Кошевого.

Несмотря на политику партии и то, что сам Шолохов воевал на стороне красных, роман написан не однобоко. Автор занимает нейтральную позицию и смотрит на войну глазами обеих враждующих сторон. Он набирается смелости и признает, что большевиками были разбиты крепкие трудолюбивые семьи, сломлено и растоптано казачество – воинская сила умершей империи. Гражданская война является прологом огромной трагедии, которая случится со страной за ближайшие три десятка лет.