Пытаясь ответить на вопрос о том, кто же такой, собственно говоря, герой нашего времени, нужно помнить слова Лермонтова, что это портрет, созданный из пороков целого поколения.
В самом начале романа Григорий Печорин предстает перед нами в образе злодея, но постепенно начинаем понимать его и сопереживать, даже немного сочувствовать. К концу повествования мы приходим к выводу, что главный герой – многогранная, неординарная личность, на которую невозможно навесить однозначный ярлык.
Главный герой сам пишет в дневниках о присущей ему двойственности. Он словно пробует себя в разных ипостасях: герой-любовник, друг, незнакомец, который влияет на судьбу, или обычный авантюрист. Ни одна из этих ипостасей не принесла никому пользы.
Ни одна из этих ипостасей не принесла никому пользы. На основе этого можно сделать вывод, что Григорий Печорин – злой гений. Но каким бы злым он не был, гений – это обладатель таланта. В чем же талант главного героя? Может быть, он все же жертва общественных устоев?
Мы знакомимся с Печориным первой повести «Бэла». Неприязненное отношение к нему возникает немедленно. Он не способен на заботу о ком-либо, если это не помогает добиться цели. Он не берет в расчет, что Азамат может столкнуться с трудностями из-за кражи Казбича. Совершенно не думает о красавице-черкешенке, полюбившей его.
Главный герой воспринимает ее как любимую игрушку, разрушая ее семью, фактически лишая ее свободы и будущего без него. Скорее всего, девушка прожила бы долгую жизнь, если бы не встретилась с ним.
В следующей новелле герой вызывает бурю отрицательных переживаний читателя. Причиной этому становится излишне холодная встреча с Максимом Максимычем, его старым приятелем. Трудно не проникнуться сочувствием к штабс-капитану, который почти как ребенок рад встрече со своим знакомым, поэтому и трудно не возмутиться холодностью Печорина. Только много позже мы узнаем, что он не хотел вспоминать о той трагедии в крепости, свидетелем которой стал Максим Максимыч. Можно ли считать Печорина жертвой общества в этой ситуации? Вряд ли…
Только в «Тамани» перед нами, наконец, предстает живой человек, способный руководствоваться сердцем. Авантюрные приключения, любопытство, незначительный роман – все это продиктовано далеко не рациональными мотивами. Лишь позднее он понимает, что ошибся и разрушил мир контрабандистов. После чего Печорин вновь стал безразличным ко всему, что его окружает.
Дуэль Печорина и Грушницкого
... дуэль. Но даже здесь Грушницкий хочет совершить плохой поступок: подсунуть Печорину незаряженный пистолет. Но Григорий Александрович раскрывает этот обман. Печорин и в этой ситуации ведет себя благородно: он предлагает Грушницкому отменить дуэль и ... был точным. Печорин убивает Грушницкого. Лермонтов показал двойственность ипостаси Печорина. С одной стороны ему искренне жаль Грушницкого, попавшего в ...
В самой крупной новелле «Княжна Мери» он вновь открывается далеко не с лучшей стороны. Григорий Печорин из-за незначительного увлечения ставит княжну в сложное положение, компрометируя юную девушку. Это характеризует его как эгоиста. Даже дуэль была нужна для защиты его собственной чести, а не чести княжны. Жестокое расставание разбило сердце Мери, навсегда ее изменив. Так же трагически сложилась и дружба с Грушницким.
Ради того, чтобы развеять скуку, главный герой разрушил отношения своего приятеля и Мери. Даже с женщиной, которая искренне его любит, и к которой он питает ответные чувства, Печорин не может найти счастья.
Сам главный герой обвиняет в своих пороках общество, в котором был воспитан. И с ним трудно не согласиться. Личность человека социально обусловлена, поэтому нельзя противопоставление злодея и жертвы общества не совсем корректно. Именно общество искалечило его душу, сделав таким, какой он есть. Печорин – один их самых трагических героев в русской литературе, который не нашел применения своим силам.