Трагическое лицо Петербурга в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»

Сочинение

Николай Васильевич Гоголь большую часть собственной жизни провел в Петербурге. Впервые в своей жизни он оказался там в возрасте девятнадцати лет. В декабре месяце 1828 года он приехал туда, был малоизвестным и даже больше – все его ранние произведения в то время не сыскали никакой популярности, а критики оценили их крайне негативно. Молодой писатель не отчаялся и не сдался, а за восемь последующих лет он стал очень известным, знаменитым во многих кругах и в 1836 году покинул Петербург. В дальнейшем он снова посещал свой любимый город, но уже бывал здесь не так долго, как самому хотелось бы.

Знакомство Гоголя с Петербургом

Впервые, когда юный писатель только приехал в Санкт-Петербург он жил мечтами о большем, что когда-нибудь придет время, когда он позволит себе снять квартиру с видом на красавицу Неву. Он уверен в том, что здесь-то его жизнь кардинально изменится и мечтает об этом все больше. Тем не менее, пока ему это не удается, ему приходится поселиться в скромном районе дома аптекаря Трута, а потом он переехал на известную Мещанскую улицу. Как сам писатель отзывается о ней, она была: «Улица табачных лавок, немцев-ремесленников и чухонских нимф».

Собственно, писатель не теряет возможности поделиться собственными мыслями и насчет дома, где он проживает – дома каретного мастера Йохима. В своих письмах он говорит, что дом этот содержит в себе людей совершено разных сословий, здесь есть: 2-е портных, одна маршанд де мод, мастерская сапожника, чулочного фабриканта, склеивающего битую посуду, декатировщика и красильщика, кондитерскую, мелочную лавку, магазин сбережения зимнего платья, табачную лавку и др. В мыслях Гоголя город всегда был каким-то уникальным, идеальным, таким, который обладал притягательной, особой душевной атмосферой. Впоследствии Рим смог заменить Гоголю Петербург, но только отчасти. Все-таки он снова и снова возвращался на Родину. Несмотря на кажущуюся красоту, после Украины, Петербург оказался для Гоголя каким-то серым, тяжелым и мрачным, но своей атмосферы он от этого не утерял. Можно сказать, что писателя гипнотизировало именно величие Петербурга, из-за чего он старается практически не замечать всех его недостатков.

10 стр., 4918 слов

Петербург — Петроград. Литературная жизнь города

... дом 25. Квартира Вяч. Иванова была известна в культурной жизни Петербурга, как «башня». Блок превосходно знал свой город. Он очень любил природу, любил окрестности Петербурга. В ... в доме Адамини (дом 7 по Марсову полю). В стенах этого дома жили многие выдающиеся писатели, деятели науки и культуры. Дом Адамани вошел в ... жила в Царском селе. Как и Блок, Ахматова почти всю жизнь прожила в Петербурге. В ...

Реальное и фантастическое в петербургских повестях Гоголя (стр. 5 из 5)

Судьба и реальность – вот основная мысль Гоголя в «Шинели».

В шуточной неправдоподобной повести Гоголя есть большое общественное содержание.

Человек превращен в автомат. Это — результат бесчеловечности. Акакий Акакиевич окружен равнодушием, холодными насмешками; он вполне одинок; ни к кому не ходит, у него тоже никто не бывает. Кроме канцелярской бумаги его ничто не занимает. «Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякий день на улице». Акакий Акакиевич никого не способен обидеть, он тих, безответен, но он тоже страшен: для него существует не человек, а бумага. Если обратиться к Акакию Акакиевичу по делу, требующему внимательной человечности, он останется либо глухим и непроницательным, либо окажется беспомощным.

Ему нельзя поручить работы, где требуется хотя бы только намек на самостоятельность. Однажды предложили ему написать отношение с небольшой переменой слов, — он весь вспотел и, наконец, попросил дать ему переписать что-нибудь другое.

Шинель заслоняет собой человека, он уже кажется к ней придатком. Шинель занимает целиком все помыслы Акакия Акакиевича; она уже нечто космическое; благодаря шинели он стал привлекать внимание сослуживцев. Мало того: когда с Акакия Акакиевича громилы сдернули шинель, чиновники, недавно изводившие его насмешками, пожалели его, то-есть, пожалели шинель, предполагали даже сделать складчину, но собрали безделицу, потому что еще раньше потратились на портрет директору и на книгу по предложению начальства. Такова власть вещи над человеком. Немудрено, что Акакий Акакиевич, ограбленный, лишенный мечты, смысла жизни, помирает, причем в предсмертном бреду ему мерещится шинель. «Исчезло существо, ничем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное… но для которого светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь, и на которое так же потом нес — терпимо обрушилось несчастье».

К Петербургским повестям условно можно отнести и «Коляску»: действие происходит в уездном городке, но Чертокуцкий и его превосходительство легко могут быть перемещены в галерею столичных типов. Только скука и тоска в городе. Пожалуй, чисто захолустные. Скука и тоска такие, что только и остается развлекаться разговорами о необыкновенных колясках. Они и подобные им вещи занимают внимание, делаются источником разных анекдотических провинциальных происшествий. Об одном таком смешном происшествии с непринужденной живостью и рассказано в краткой повести, скорее в юмореске. Чертокуцкий — сочетание Пирогова с будущим Хлестаковым. Генерал напоминает «одно значительное лицо», а когда Чертокуцкого видишь в коляске, спрятавшимся и согнувшимся, то коляска как бы совсем заслоняет собою человека, и вся сцена приобретает даже символическое значение господства вещи над человеком.

«Мне подавайте человека! Я хочу видеть человека, и требую духовной пищи»[6, c.120]. Но вместо человека — беззащитное существо, почти животное, несчастное и тупое; вместо человека «одно значительное лицо», существователь Пирогов, немец Шиллер, майор Ковалев, Чертокуцкий, генералы и камер-юнкеры, завладевшие всем, нужным человеку, людские подобия, плененные низменной действительностью, оскорбляющие высокий нравственный и эстетический мир, духовные кастраты, либо беспочвенные мечтатели Пискаревы, сумасшедшие Поприщины.

14 стр., 6909 слов

Реальное и фантастическое в петербургских повестях Гоголя

... Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Задачи курсовой работы: рассмотреть художественный мир Гоголя; проанализировать фантастическое и реальное в «Петербургских повестях»; выделить особенности и значение фантастики и реализма в «Петербургских повестях» Гоголя. ... литературу «сокращенной вселенной»[13, c.49]. Изучая ее, человек обретает крылья, оказывается способным шире, глубже понять историю ...

Неужели художник отныне прикован только к ним, осужден изображать только их? А где же люди-герои, самоотверженные носители правды и истины, где подвижничество, напряженная духовная жизнь? Где идеал? Эти вопросы поставлены Гоголем в «Портрете». Кстати: какие все «вещественные» заглавия: «Невский проспект», «Шинель», «Коляска», «Нос», «Портрет».

В заключение можно отметить, что в Петербургских повестях с огромной силой раскрывалось обличительное направление творчества Гоголя. Возомнив себя испанским королем, Поприщин с презрением отзывается о всесильном директоре: «Он пробка, а не директор». Больше того, Поприщин считает себя ничуть не хуже самого Николая I. Встретив на Невском «государя-императора», он лишь для формы, чтобы соблюсти инкогнито, снял шапку.

Даже бессловесный Башмачкин в предсмертном бреду начинает «сквернохульничать, произнося самые страшные слова», которые непосредственно следовали за обращением «ваше превосходительство».

Скорбная повесть об украденной шинели, по словам Гоголя, «неожиданно принимает фантастическое окончание».

Мы видели, что во всех Петербургских повестях реально-бытовой сюжет осложнен фантастическим элементом. Привидение, в котором был узнан недавно скончавшийся Акакий Акакиевич, сдирало шинели «со всех плеч, не разбирая чина и звания». В один прекрасный день кара постигла и самое «значительное лицо». И хотя он отделался всего лишь потерей шинели, но потрясение его было столь велико, что он «чуть не умер».

Подобные решительные поступки совершаются в произведениях Гоголя не только сумасшедшими или в форме фантастического происшествия. Вспомним хотя бы знаменитую сцену избиения самодовольного поручика Пирогова мастеровыми. Любопытно, что много лет спустя Достоевский, перепуганный резким обострением социальных противоречий в России, сослался в «Дневнике писателя» на этот эпизод и назвал его «пророческим»: «Поручик Пирогов, сорок лет тому назад высеченный в Большой Мещанской слесарем Шиллером, — был страшным пророчеством, пророчеством гения, так ужасно угадавшего будущее…»[9, c.128].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение курсовой работы можно сделать выводы.

В Петербургских повестях Гоголя идет своеобразное переплетение фантастического и реального плана, причем реальный план воплощается в известной уже ранее форме слухов.

Многие критики отмечали, что повесть «Нос» — ярчайший образец гоголевской фантастики, пародия, прекрасная насмешка над всеми современными предрассудками и верой в сверхъестественные силы.

Таким образом, фантастические элементы в творчестве Н. В. Гоголя — это один из способов сатирического изображения многих пороков общества, один из способов утверждения реалистического начала в жизни.

Фантастическое у Гоголя отнюдь не внешний прием, не случайное и не наносное. Удалить фантастичное — повести распадутся не только сюжетно, но и по своему смыслу, по своей идее. Злая, посторонняя сила, неведомо, со стороны откуда-то взявшаяся, разрушает тихий, безмятежный, стародавний уклад с помощью червонцев и всяких вещей, — вот в чем этот смысл. В богатстве, в деньгах, в кладах — что-то бесовское: они манят, завлекают, искушают, толкают на страшные преступления, превращают людей в жирных скотов, в плотоядных обжор, лишают образа и подобия человеческого. Вещи и деньги порой кажутся живыми, подвижными, а люди делаются похожими на мертвые вещи.

2 стр., 538 слов

По литературе : «Н. В. Гоголь — великий писатель первой половины 19 века»

... крепостного народа. Из помещиков можно выделить злого крепостника Плюшкина, которого Гоголь называет “прорехой на человечестве”. Писатель, стремясь донести до читателя всю боль и свои переживания о ... о судьбе России. В начале поэмы Гоголь рассказывает читателю о толстых и тоненьких чиновниках, именно эти физические качества, по мнению писателя, и являются главными в человеке, ...

Резко критикуя дворянское общество, его паразитизм, его внутреннюю фальшь и лицемерие, произведения Гоголя объективно возбуждали мысль о необходимости иной жизни, иных социальных порядков. Как говорил в подцензурных условиях Белинский о Петербургских повестях, «грязная действительность» наводила читателей «на созерцание идеальной действительности».

Петербургские повести явились важным этапом в идейном и художественном развитии Гоголя. Вместе с «Миргородом» они свидетельствовали о зрелом мастерстве писателя и его решительном утверждении на позициях критического реализма.

В отличие от многих романтиков, у которых фантастическое и реальное резко разделены и существуют сами по себе, у Гоголя фантастика тесно переплетается с реальностью и служит средством комического или сатирического изображения героев, она основана на народной стихии.

Особенность гоголевской фантастики в том, что она основана на сближении людских персонажей с «нечистой силой».

Петербургские повести знаменуют обращение писателя от мелко- и средне-поместной усадьбе к чиновному Петербургу. Мастерство Гоголя сделалось еще более зрелым и социально направленным, но в то же время и еще более мрачным. Усилились острота пера, сжатость, выразительность, общая экономность в средствах. Замысловатый и фантастический сюжет уступил место анекдоту, манера письма стала более прозаической.

Потерпели крушение мечтания о полезной государственной службе, о педагогической деятельности. Однако, многое, было и достигнуто. Гоголь выбился из безвестности, из «мертвого безмолвия», из миргородского и нежинского захолустья. Он на короткую ногу знаком с Пушкиным, с Жуковским, принят сановным Петербургом. У него восторженные почитатели. Не только известен, он прославлен. С.Т. Аскаков рассказывает: московские студенты приходили от Гоголя в восхищение и распространяли громкую молву о новом великом таланте.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/parodiya-v-peterburgskih-povestyah-gogolya/

1. Анненский И. О формах фантастического у Гоголя, — М.: Наука, 1979.с.22

2. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений, — М.: Академия наук СССР в 10 т., 1981г.

3. Бурков И.А. Николай Гоголь, — М.:Просвящение, 1989. – 549с.

4. Виноградов В.В., Язык Гоголя и его значение в истории русского языка. «Материалы и исследования по истории русского литературного языка», М.:Просвящение, 1953, т. III.

5. Герцен А.И. Полное собрание сочинений и писем [Текст]. Т. 6. 1850-1851. н. 492 — 546 / А. И. Герцен. — Пг. : Литературно-Издательский Отдел Народного Комиссариата по Просвещению, 1919. — 723 с.

6. Гоголь Н.В. Избранное, — М.: Просвящение, 1988. – 384с.

7. Гоголь Н.В. Избранное, — СПб.:Питер, 2000. – 653с.

8. Гоголь Н.В. Мертвые души. Ревизор. Повести. М.: Просвещение, 1982. – 976 с.

14 стр., 6754 слов

Конспект по литературе «Н.В.Гоголь.Повесть «Тарас Бульба: подвиг во имя Родины»

... судьбе одного персонажа. Тема подвига и предательства в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (1835) — одно из ... сочинении на тему «Характеристика Тараса Бульбы» Тест по произведению Одно из самых известных произведений Николая Васильевича Гоголя — «Тарас Бульба». ... преобразовать действительность в соответствии с личными планами. Нельзя сказать, что это отрицательное ...

9. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. М., 1929, т. III.

10. Лочин Ю.В. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М.: Просвещение, 2005. – 352 с.

11. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. М.: Знание, 1980. – 198 с.

12. Мажинский С. Художественный мир Гоголя. М.: Просвещение, 1971. – 437 с.

13. Малиновская И.Р. Слово классика, — Мн.: Вышэйшая школа, 2005. – 202с.

14. Машинский С. Н.В. Гоголь в русской критике и воспоминаниях современниках. М.: Просвещение, 2005. -367 с.

15. Новиков Л.А. Лингвистическое толкование художественного текста. Л.: Эхо, 1984. – 158 с.

16. Степанов Н.Л. Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество, — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. – 692с.

17. Степанов Н.Л. Н.В. Гоголь. М.: Просвещение, — 580 с.

18. Сумарова И.Р. Незнакомый Гоголь, — М.: Высшая школа, 2000. – 197с.

19. Тихонравов Н., Заметки о словаре, составленном Гоголем. «Сборник Общества любителей российской словесности», М. 1891, стр. 113—114.

20. Храпченко М.Б. Творчество Гоголя.- М.: Академия наук, 1954. – 432 с.

21. Ящук И.П. Русская литература, — М.: Гардарика, 2000. – 596с.

Петербург и Гоголь

В творчестве Гоголя Петербург появляется регулярно. Это, пожалуй, один из самых ярких, важных мотивов в его произведениях. Николай Васильевич упоминает о Петербурге: в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», в комедии «Ревизор», в «Повести о капитане Копейкине» из «Мертвых душ», в цикле петербургских повестей. Неплохое впечатление писателя о Петербурге можно увидеть в произведении «Ночь перед Рождеством»: «…вдруг заблестел перед Вакулой Петербург… Боже мой! Стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены, окна обратили на него свои бесчисленные очи…». Таким образом писатель как бы говорит нам о городе-сказке, обладающим неведанными чудесами, неповторимыми красотами, с дворцами и различными садами. Вместе с этой красотой писатель рассказывает о Петербурге, как о некоем призрачном городе, где все довольно зыбко, люди, не замечают друг друга.

Можно сказать, что этот город для него одновременно обладает какой-то притягательной красотой, но и безобразием, имеет в себе что-то величественное и в то же время низкое. Писатель совершенно уверен в том, что в этом городе с легкостью может происходить что-либо невероятное и удивительное, в частности, например, нос майора Ковалева, который живет своей жизнью, отдельно от своего владельца и чувствует себя вполне неплохо.

Писатель не упускает возможность рассказать читателям и о бюрократической «машине», но, конечно, использует для этого сугубо сатирическую форму. На секрет, что сам основатель Петербурга – Петр Первый предпринял первые шаги, создав табель о рангах. У Гоголя по красочным и шикарным улочкам Петербурга ходит несчастный, обделенный самой жизнью чиновник по имени Акакий Башмачкин. Именно бюрократия и чиновники доводят героя до состояния полнейшего отупления. Герой знакомится с оборотной стороной города, которая, как можно догадаться, совсем ему не по вкусу. Петербург – город контрастов, где каждому намного тяжелее будет голодать, нежели чем заработать себе денег на шинель. Башмачкин же и погибает от рук этой самой бюрократической машины, после встречи с неким значительным лицом. Таким образом писатель ставит окончательную точку над самым страшным, что происходит в Петербурге – здесь все его красоты выставлены на показ, зато вот его грязь скрыта далеко, но абсолютно каждый может с легкостью познакомиться с нею поближе и устрашиться от этого.

11 стр., 5292 слов

Образ Петербурга в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского

... Петербурга Пушкина, Гоголя и Достоевского; определить черты сходства и различия в изображении города у разных писателей; установить, какие приемы используют разные писатели в создании образа Петербурга. Было два Петербурга. ... затрагивала Пушкина. Петербург преломляется в его творчестве в различное время года, дня, в разнообразных своих частях: в центре и предместьях; у Пушкина можно найти образы ...

Собственно, тема контрастов Петербурга раскрывается и в другом произведении Гоголя – повести «Невский проспект». Этот аспект в повести рассказывается еще лучше, глубже. Писатель, в самом начале произведения восхищается величественностью Петербурга, его красотами. Он буквально восклицает, что нет ничего лучшего, нежели чем Невский проспект, как минимум в самом этом городе. Гоголь рассказывает, что герой повести видит только мелькающие усы, различные шляпки, рукава и сюртуки, зато за всем этим не заметно ни одного лица. Писатель пытается подчеркнуть отсутствие души в этом мире, в городе, что остались только те «шляпки», а сам живой человек где-то пропал, бесследно исчез.

Великолепие города, красота самих людей, все самое хорошее, что есть в городе – оно выставлено на показ и это заметит каждый, причем невооруженным глазом. За всем этим прячутся грязные дворы, подвалы, беднота, множество публичных домов. В конце произведения мысли героя изменяются на прямопротивоположные. Если раньше Невский проспект для него олицетворял нечто красивое, даже в какой-то мере благородное, о теперь он просто старается получше укутаться в собственном плаще, когда прогуливается по нему. Он старается не взирать даже глазком на окружающие его здесь предметы, ибо все, что есть вкруг – ложь, фарс, обман и обычная мечта, которая, скорее всего, никогда не сбудется. В произведении «Шинель» нам рассказывают о простом человеке, который имеет лишь одну, простую мечту и именно ради нее он идет наперекор самому себе – служит в департаменте. Конечно, ему удалось добиться своей мечты, благодаря своему терпению, но и порадоваться приобретению долго ему не получилось. Виноваты во всем те же чиновники – «люди с усами» отобрали его мечту и именно таким образом Петербург на своих беспредельных просторах погубил еще одного «маленького» человека.

Как ни было бы это странно, но Гоголь нашел свой «приют» далеко не в Петербурге. Он нашел его в Риме и именно здесь он понял, что вот – это город его мечта, тот, о котором он так много думал. В Риме же он проводит большую часть своего времени, начиная с 1836 года. Здесь же он по большей части пишет свои самые популярные и известные произведения. В Петербург же он возвращается лишь за тем, чтобы представит миру свои детища, и вновь понять то, как он был раньше не прав, что Петербург – иллюзия. Сам же Гоголь, после поездки в Рим, говорил: «Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр – все это мне снилось». Только в Риме он смог по-настоящему проснуться, нашел свою мечту и наконец-таки перестал гоняться за призраком.

4 стр., 1872 слов

Проблема “маленького человека” в повестях Гоголя. Принципы изображения ...

... человека» в творчестве Гоголя наиболее полно раскрыта в его петербургских повестях — прежде всего в «Шинели» и «Невском проспекте», в «Носе» и в «Записках сумасшедшего». Именно Петербург привлекал ... художественную функцию литературы — двигать «вперед свою нацию». Сочинение на тему Маленький человек в повести Гоголя «Невский проспект» читать бесплатно , Маленький человек Тема маленького человека не ...

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 10 класс

Уроки 54–55 Н. В. ГОГОЛЬ. «ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ»

29.03.2013 24399 0

Уроки 54–55 Н. В. Гоголь. «Петербургские повести»

Цели:

расширить знания учащихся о творчестве Гоголя путем знакомства с произведениями из сборника «Арабески»; выделить основные темы, конфликты повестей «Невский проспект», «Шинель»; рассказать учащимся, что нового внес писатель в изображение Петербурга, как развивается тема «маленького человека» в произведениях Гоголя; сформировать представление о наиболее характерных художественных приемах, своеобразной писательской манере Гоголя.

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя.

В сборник Н. В. Гоголя «Арабески» (1835) наряду с критическими статьями по истории, литературе и искусству вошли произведения: «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего». Позже в журнале «Современник» появился рассказ «Нос» (1836).

Повесть «Шинель» впервые была опубликована в собрании сочинений Гоголя в 1842 г.

Все эти произведения объединяются в одно целое общей темой, определенной писателем как «столкновение мечты с существенностью» (действительностью).

События происходят в Петербурге – столице Российского государства.

На этом основании произведения Гоголя стали называться «Петербургскими повестями». (Такое название появилось в критике уже после смерти писателя.)

Гоголь жил в Петербурге с 1828 г. «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал», – сообщал он матери. Гоголь вынужден был поселиться на Гороховой улице в одном из мрачных домов. «Жить здесь не по-свински… несравненно дороже, нежели предполагал», – писал он родным. Глубоко отрицательные впечатления, вызванные жизнью писателя на берегах Невы, в значительной мере сказались в «Петербургских повестях».

II. Беседа по повести «Невский проспект»

(1835).

А. С. Пушкин:

«Он [Гоголь] издал «Арабески», где находится его «Невский проспект», самое полное из его произведений… Гоголь идет… вперед».

В. Г. Белинский в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя» (1835) отметил художественную глубину «Невского проспекта», повести, «отразившей противоречия, контрасты и полярные противоположности русской жизни».

Вопросы:

1. Чем привлекает Невский проспект? Перечислите предметы и детали, с помощью которых определяется положение человека в обществе. (Невский проспект – это место, где «пахнет одним гуляньем», где движутся «бакенбарды, шляпки, талии, дамские рукава, щегольские сюртуки, греческие носы, пара хорошеньких глазок, ножка в очаровательном башмачке, галстук…»

[3, с. 6–8]. Торжествует «овеществление человека». Бездуховный мир рассыпался на детали, на вещи.)

2. Какие контрасты можно наблюдать «здесь в течение суток»? («Боже, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу!»

«О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!.. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект…»

[3, с. 39]. За внешним блеском столичной жизни открывается читателю внутренняя пустота, ничтожество большого города.)

18 стр., 8681 слов

Какие нравственные проблемы поднимает н.в.гоголь в произведении «шинель»?

... 1830-1840-е гг. и объединённых общим названием – «Петербургские повести». История «Шинели» Гоголя восходит к анекдоту о бедном чиновнике, испытывавшем большую страсть к охоте. Несмотря на маленькое жалование, ярый ... для творчества и самореализации. Однообразие и монотонность буквально поглощают титулярного советника. Все, чем он занимается – переписывание никому не нужных бумаг. У героя нет близких. ...

3. Расскажите о судьбах художника Пискарева и поручика Пирогова. Какие чувства вызывают эти герои? (Перед восторженным мечтателем Пискаревым предстала «вся низкая, вся презренная жизнь, – жизнь, исполненная пустоты и праздности…»)

4. Чем можно объяснить противоположность судеб Пискарева и Пирогова? Не представляет ли повесть «Невский проспект» соединение двух произведений?

Композиция повести, вероятно, должна выразить внутреннюю связь внешне разделенных сюжетных линий.

Петербург. В мире такой город единственный. Но как различны людские судьбы! Пискарев страдает, теряет рассудок и кончает жизнь самоубийством. Пирогов же аналогичные обстоятельства считает досадной ошибкой, это в дальнейшем не мешает его преуспеванию.

Гоголь «вскрывает социальный контраст сюжетных линий, что и является идейной основой композиционного единства повести «Невский проспект»» [15, с. 609].

III. Рассказ о замысле «Шинели».

Замысел, по-видимому, возник в 1836 г. до отъезда Гоголя за границу. П. В. Анненков в своих воспоминаниях рассказал об истории, которая стала «зерном» будущей повести. «Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми, усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего… ружья рублей в 200 (ассигнациями).

В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружье перед собою на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружье, возвращен он был к жизни… Все смеялись анекдоту, …исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслью чудной повести его «Шинель», и она заронилась в душу его в тот же самый вечер»*.

IV. Беседа по повести «Шинель» (1842).

В. Г. Белинский:

«Шинель» – одно из глубочайших созданий Гоголя».

Ф. М. Достоевский:

«Мы все вышли из «Шинели» Гоголя».

Беседа по вопросам:

1. Расскажите о Башмачкине и его службе в канцелярии. (Гоголь в повести «Шинель» продолжает тему «маленького человека», расширяет и усиливает социальное звучание этой темы. Башмачкин – «вечный титулярный советник», готов всю жизнь переписывать бумаги. В «переписываньи ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир».

«Молодые чиновники подсмеивались над ним… рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории… сыпали на голову ему бумажки…»

[15, с. 122].)

(«Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»

[15, с. 123].)

3. С какой целью Гоголь ввел в повествование молодого человека, недавно поступившего в канцелярию?

(«Я брат твой…» Идея братства людей независимо от их социальной принадлежности – одна из чистых, светлых идей.)

6 стр., 2730 слов

Равнодушие и отзывчивость в повести «Шинель» (Н. Гоголь)

... сочинений 1842 года. Повесть «Рим» впервые была опубликована в 1842 году в журнале «Москвитянин». В повестях Гоголь сочувственно рисует образы «ма­леньких людей» ... шинель совсем износилась и возникла необходимость в новой, его жизнь ... обижают. ... меня доброта – это способность видеть и чувствовать не только свои душевные переживания, но и нужды другого человека. Что же касается героя произведения «Шинель», ...

4. Расскажите о мечте Башмачкина; о работе портного Петровича, еще одного «маленького человека».

5. Чтение эпизода ограбления Башмачкина. (Наивысшая радость жизни героя – шинель – оборачивается несчастьем, ужасным отчаянием.)

6. Почему Акакий Акакиевич не нашел помощи у частного пристава, у «значительного лица»? (Автор говорит о равнодушии и бесчеловечности, которые порождаются социальной системой. «Значительное лицо» – ничтожество, но оно может распоряжаться судьбами людей, а внимание и доброта – эти качества не предусмотрены служебными отношениями.)

7. Почему автор так неожиданно и странно заканчивает произведение?

8. Кто же такой Акакий Акакиевич Башмачкин? Заслуживает ли он только жалости? Или человек, достойный сочувствия и уважения?

Воссоздавая трагедию «маленького человека», Гоголь пробуждает к нему чувство сострадания. Автор призывает к человечности, к социальному гуманизму. По словам А. И. Ревякина, «дикая несправедливость, царствующая в жизни, способна вызвать недовольство, протест даже самого тишайшего, смиреннейшего» Башмачкина [12].

Н. В. Гоголь, защищая своего героя, изображает протест в фантастическом продолжении повести. Справедливость торжествует в мечтах писателя.

Домашнее задание.

1. Чтение «Мертвых душ» (1-я глава).

2. По первой главе. Экскурсия по городу N.

3. Повторить материал из биографии Гоголя. Какие общественно-поли-тические события в России оказали влияние на Гоголя и его современников; взаимоотношения Пушкина и Гоголя.

поурочный план, 10 класс, русская литература