Чему учит повесть шинель

Сочинение

«Шинель».

Основная идея «Шинели» очень возвышенна. Можно с уверенностью сказать, что это маленькое произведение, по глубине идеи, стоит выше всего написанного Гоголем. В «Шинели» он никого не изобличает. Гоголь выступает здесь с евангельской проповедью любви к ближним; он в образе героя рисует «нищего духом», «маленького» человека, «ничтожного», малозаметного и утверждает, что это существо достойно и человеческой любви и даже уважения. Трудно было выдвинуть такую «смелую» идею в то время, когда средняя публика находилась еще под влиянием эффектных героев Марлинского и его подражателей, и тем больше чести Гоголю, что он решился сказать свое слово в защиту героя «униженного и оскорбленного», не побоявшись даже поставить его на пьедестал.

Маленький человек из «Шинели» – Акакий Акакиевич Башмачкин , чиновник низкого ранга, обиженный судьбою и людьми, не наделенный никакими способностями, кроме умения красиво переписывать бумаги (см. его описание в тексте произведения), представлен у Гоголя человеком, который не только добросовестно, но даже с любовью занимается своим делом. Это дело, переписыванье бумаг, весь смысл и единственная радость его одинокой, полуголодной жизни, ни о чем другом он не мечтает, ни к чему не стремится и ни на что другое он не способен. Когда герою «Шинели» в виде повышения дали самостоятельную работу, он оказался не в состоянии её исполнить и просил оставить его при переписке. Это сознание своего духовного бессилия подкупает зрителя, располагает его в пользу скромного Башмачкина.

Гоголь «Шинель». Иллюстрация П. Федорова

Но Гоголь в своей повести требует уважения к этому человеку, которому, говоря словами евангельской притчи, был дан «один талант», и этот «талант» не был им зарыт в землю. Башмачкин, по мнению Гоголя, стоит выше даровитых чиновников, занимающих видные места, но небрежно отправляющих свои обязанности.

Но не только уважения к Башмачкину, как к скромному и честному работнику, требует Гоголь в своей повести, он требует любви к нему, как к «человеку». В этом высокая моральная идея «Шинели».

Не надеясь на то, что современные читатели в состоянии будут сами разобраться в этом произведении и понять его «идею», Гоголь сам раскрывает ее, изображая состояние души одного чуткого юноши, который понял благодаря встрече с «маленьким человеком» Башмачкиным великое чувство христианской любви к ближним. Эгоистическая и легкомысленная молодежь, в чиновничьих вицмундирах, любила потешаться над смешным и безответным стариком. Герой «Шинели» покорно все переносил, лишь изредка жалким голосом повторяя: «Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете?» И Гоголь продолжает:

6 стр., 2916 слов

УРОК В 8 КЛАССЕ. СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПОВЕСТИ Н.В.ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ»

... решает самостоятельно. Так почему же Гоголь назвал повесть именно «Шинель»? По мере развития сюжета шинель становится смысловым ... Но сослуживцы относились к Башмачкину без уважения и смотрели на главного героя как ... титулярного советника шинель, появился призрак. Он нападал на прохожих и требовал их шинели. Такому нападению ... героя – служба. Он служил с любовью и ревностно относился к своей работе. ...

«И что-то странное заключалось в словах и голосе, с каким они были произнесены. В нем слышалось что-то такое, преклоняющее на жалость, что один молодой человек, который, по примеру других, позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор, как будто, все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник, с лысиною на лбу, со своими проникающими словами: «Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете?» И в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой!» И закрывал себя рукою бедный молодой человек и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости и, Боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным!»

Маленький человек Башмачкин жил незаметным и умер таким же неведомым, забытым… Его жизнь не была обильна впечатлениями. Вот почему самыми крупными событиями в ней было ужаснувшее его сознание, что надо купить новую шинель, радостные мечты об этой шинели, восторг его, когда шинель была у него на плечах, и, наконец, мученья его, когда эта шинель была у него украдена и когда найти ее оказалось невозможным… Все эти разнообразные чувства, связанные с шинелью, ураганом ворвались в его существование и смяли его в короткое время. Герой «Шинели» умер от такого же ничтожного повода, как и гоголевские старосветские помещики , и произошло это по той же причине: слишком бессодержательна была его жизнь, и оттого до гигантских размеров вырастала в этой пустой жизни всякая случайность. Что для другого человека, живущего полной жизнью было бы неприятным, но побочным обстоятельством, то для Башмачкина сделалось единственным содержанием жизни.

Нельзя не отметить и то обстоятельство, что «Шинель» Гоголя органически связана с русским романом XVIII и начала XIX веков. Гоголь имел в русской литературе предшественников, которые тоже изображали маленьких людей. Среди произведений Чулкова есть повесть «Горькая участь», в которой выведен чиновник – прообраз Башмачкина. То же ничтожное мелкое существование героя, то же сочувственное, гуманное отношение к нему автора. И сентиментализм принес с собой проповедь любви к маленькому человеку, и Карамзин сделал, в своей «Бедной Лизе » великое открытие: «и крестьянки чувствовать умеют». За его «Флором Силиным, добродетельным крестьянином», излюбленными в нашей литературе сделались образы разных маленьких людей, в сердцах которых авторы раскрывали высокие чувства любви к людям, к родине, к своему долгу. Пушкин в Маше Мироновой и её родителях раскрыл в сердцах простоватых русских людей целый мир возвышенных чувств. Словом, это гуманное, благородное внимание к тем маленьким людям, мимо которых равнодушно проходит толпа, сделалось традицией русской литературы, и поэтому «Шинель» Гоголя органически связана со всей предшествующей русской беллетристикой. Гоголь сказал в «Шинели» «новое слово» только в том отношении, что он в «смешном», «жалком» нашел возвышенное и сумел свою идею воплотить так художественно, как это не удалось его предшественнику в XVIII веке, Чулкову.

8 стр., 3760 слов

О чем меня заставил задуматься гоголь. по повести Гоголя «Шинель. ...

... повести «Шинель». Жанр и направление Н.В. Гоголь является одним из самых ярких представителей критического реализма в русской ... повесть заставила меня задуматься о многих вещах и о ... заставляя пресмыкаться тех, кто ниже рангом. Сатирический характер повести и абсурдность ситуаций позволяют Гоголю наиболее выразительно указать на социальные пороки. Например, никто не собирается искать пропавшую шинель, ...

Гоголь «Шинель». Аудиокнига

Повесть Гоголя имеет большое значение и для последующей русской литературы. «Мы все вышли из «Шинели» Гоголя!» – сказал Достоевский и, действительно, многие повести его, повести, самые гуманные по настроению, отзываются влиянием Гоголя. Все первые произведения Достоевского («Бедные люди », «Униженные и оскорбленные »), все это развитие гуманных идей Гоголя, воплощенных в его «Шинели». Иностранная критика отмечает, что одной из самых характерных черт русской литературы надо признать тенденцию проповедовать сострадание к падшему брату, или вообще к несчастному, обиженному судьбой и людьми. Это, действительно, наша литературная традиция, и в истории укрепления и развития любви к «маленькому человеку» самое видное место занимает трогательная «Шинель» Гоголя.

Может ли одно небольшое произведение совершить революцию в литературе? Да, русская литература знает такой прецедент. Это повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Произведение было весьма популярно у современников, вызывало немало споров, а гоголевское направление развивалось у русских писателей вплоть до середины 20 века. Что собой представляет эта великая книга? Об этом в нашей статье.

Книга входит в цикл произведений, написанных в 1830-1840-е гг. и объединённых общим названием – «Петербургские повести». История «Шинели» Гоголя восходит к анекдоту о бедном чиновнике, испытывавшем большую страсть к охоте. Несмотря на маленькое жалование, ярый фанат поставил себе цель: во что бы то ни стало купить лепажевское ружьё, одно из лучших в то время. Чиновник во всём себе отказывал, чтобы скопить денег, и вот, наконец, он купил заветный трофей и отправился на Финский залив пострелять птиц.

Охотник отплыл в лодке, собрался прицелиться — а ружья не обнаружил. Вероятно, оно выпало из лодки, но как – остаётся загадкой. Сам герой истории признавался, что был некоем забытьи, когда предвкушал заветную добычу. Вернувшись домой, он слёг в горячке. К счастью, всё закончилось хорошо. Заболевшего чиновника спасли его коллеги, купив ему новое такое же ружьё. Эта история вдохновила автора на создание повести «Шинель».

Жанр и направление

Н.В. Гоголь является одним из самых ярких представителей критического реализма в русской литературе. Своей прозой писатель задаёт особое направление, саркастически названное критиком Ф. Булгариным «Натуральная школа». Для этого литературного вектора характерно обращение к острым социальным темам, касающимся бедности, морали, классовых взаимоотношений. Здесь же активно разрабатывается образ «маленького человека», ставший традиционным для писателей 19 века.

Более узкое направление, характерное для «Петербургских повестей» — фантастический реализм. Такой приём позволяет автору наиболее эффектно и оригинально воздействовать на читателя. Он выражается в смешении выдумки и действительности: реальное в повести «Шинель» — это социальная проблематика царской России (бедность, преступность, неравенство), а фантастическое – призрак Акакия Акакиевича, который грабит прохожих. Обращались к мистическому началу Достоевский, Булгаков и многие другие последователи этого направления.

9 стр., 4046 слов

Акакий Башмачкин. . За что и как наказан Акакий Акакиевич в повести ...

... Акакия Акакиевича, непросто будет доказать, что Гоголь, к примеру, имел в виду «наше» 23 марта. Писал-то Николай Васильевич «Шинель» не в Санкт-Петербурге, а в Вене и Риме. Как утверждают литературоведы, брался он за историю Акакия Акакиевича трижды. И в ...

Жанр повести позволяет Гоголю лаконично, но достаточно ярко осветить несколько сюжетных линий, обозначить множество актуальных социальных тем и даже включать мотив сверхъестественного в своё произведение.

Композиция

Композиция «Шинели» линейна, можно обозначить вступление и эпилог.

  1. Начинается повесть своеобразным писательским рассуждением о городе, которое является неотъемлемой частью всех «Петербургских повестей». Затем следует биография главного героя, что свойственно для авторов «натуральной школы». Считалось, что эти данные помогают лучше раскрыть образ и объяснить мотивировку тех или иных поступков.
  2. Экспозиция – описание обстановки и положения героя.
  3. Завязка происходит в тот момент, когда Акакий Акакиевич решает обзавестись новой шинелью, это намерение продолжает двигать сюжет до кульминационного момента – счастливого обретения.
  4. Вторая часть посвящена поиску шинели и разоблачению высших чиновников.
  5. Эпилог, где появляется приведение, закольцовывает эту часть: сначала воры идут за Башмачкиным, потом полицейский идет за привидением. А может быть, за вором?

    О чем?

    Один бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин, ввиду сильных морозов, наконец, отваживается приобрести себе новую шинель. Герой отказывает себе во всём, экономит на еде, старается аккуратнее ходить по мостовой, чтобы лишний раз не менять подмётки. К нужному сроку ему удаётся накопить требуемую сумму, вскоре желанная шинель готова.

    Но радость обладания длится не долго: в тот же вечер, когда Башмачкин возвращался домой после праздничного ужина, грабители отняли у бедного чиновника предмет его счастья. Герой пытается бороться за свою шинель, он проходит несколько инстанций: от частного до значительного лица, но никому и дела нет до его потери, никто не собирается искать разбойников. После визита к генералу, оказавшемуся грубым и высокомерным человеком, Акакий Акакиевич слег с горячкой и в скором времени умер.

    Но история «принимает фантастическое окончание». По Петербургу блуждает дух Акакия Акакиевича, который желает отомстить своим обидчикам, а, главным образом, он ищет значительное лицо. В один из вечеров призрак ловит зазнавшегося генерала и отнимает у него шинель, на чем и успокаивается.

    Главные герои и их характеристика

  • Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин . Уже с момента рождения было ясно, что его ждет нелёгкая, несчастливая жизнь. Это предрекла и повитуха, и сам малыш при появлении на свет «заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник». Это так называемый «маленький человек», но его характер противоречив и проходит определённые этапы развития.
  • Образ шинели работает на раскрытие потенциальных возможностей этого, на первый взгляд, скромного персонажа. Дорогая сердцу обновка делает героя одержимым, словно идол она управляет им. Маленький чиновник проявляет такую настойчивость и активность, какую никогда не выказывал при жизни, а после смерти – и вовсе решается на месть и держит в страхе Петербург.
  • Роль шинели в повести Гоголя трудно переоценить. Её образ развивается параллельно с главным героем: дырявая шинель – скромный человек, новая – инициативный и счастливый Башмачкин, генеральская – всемогущий дух, нагоняющий ужас.
  • Образ Петербурга в повести представлен совершенно по-иному.

    2 стр., 528 слов

    Образ маленького человека в повести Шинель Гоголя

    ... Это больше похоже на фантастику, что и демонстрируется писателем в конце «Шинели». ` Образ маленького человека в повести Шинель Популярные сочинения Николай Алексеевич Некрасов – один из великих поэтов и ... маленького человека до гибели. Только после смерти Акакий Акакиевич наконец-то смог постоять за себя, сорвав шинель с того, кто не смог помочь ему при жизни. Маленький человек в гоголевской повести ...

    Это не пышная столица с нарядными экипажами и цветущими парадными, а жестокий город, с его лютой зимой, не полезным для здоровья климатом, грязными лестницами и темными переулками.

  • Темы

    • Жизнь маленького человека – главная тема повести «Шинель», поэтому она представлена достаточно ярко. Башмачкин не обладает твердым характером или же особыми талантами, чиновники более высокого ранга позволяют себе манипулировать им, игнорировать его или же распекать. А бедный герой хочет лишь вернуть себе то, что принадлежит ему по праву, но значительным лицам и большому миру не до проблем маленького человека.
    • Противопоставление реального и фантастического позволяет показать многогранность образа Башмачкина. В суровой действительности он никогда не достучится до эгоистичных и жестоких сердец власть имущих, но став могучим духом, он может хотя бы отомстить за свою обиду.
    • Сквозная тема повести – безнравственность. Людей ценят не за их умение, а за их чин, значительное лицо – отнюдь не примерный семьянин, он холоден к своим детям и ищет развлечений на стороне. Он позволяет себе быть высокомерным самодуром, заставляя пресмыкаться тех, кто ниже рангом.
    • Сатирический характер повести и абсурдность ситуаций позволяют Гоголю наиболее выразительно указать на социальные пороки. Например, никто не собирается искать пропавшую шинель, но существует указ поймать приведение. Так автор обличает бездеятельность полиции Петербурга.

    Проблематика

    Проблематика повести «Шинель» весьма широка. Здесь Гоголь поднимает вопросы, касающиеся, как общества, так и внутреннего мира человека.

    • Главная проблема повести – гуманизм, а точнее – его отсутствие. Все герои повести малодушны и эгоистичны, они не способны к сопереживанию. Даже Акакий Акакиевич не имеет никакой духовной цели в жизни, не стремится читать или же интересоваться искусством. Им движет лишь материальная составляющая бытия. Башмачкин не осознаёт себя жертвой в христианском понимании. Он вполне приспособился к своему жалкому существованию, персонаж не знает прощения и способен лишь на месть. Герой даже не может обрести покой после смерти, пока не исполнит свой низкий замысел.
    • Равнодушие. Сослуживцы равнодушны к горю Башмачкина, а значительное лицо пытается всеми известными ему способами заглушить в себе всякие проявления человечности.
    • Проблема бедности затрагивается Гоголем. Человек, примерно и усердно исполняющий свои обязанности, не имеет возможности обновлять свой гардероб по мере необходимости, в то время как безалаберные льстецы и щеголи успешно продвигаются по службе, роскошно обедают и устраивают вечера.
    • Проблема социального неравенства освещается в повести. Генерал относится к титулярному советнику как к блохе, которую он может раздавить. Башмачкин перед ним робеет, теряет дар речи, а значительное лицо, не желая терять свой облик в глазах сослуживцев, всячески унижает бедного просителя.

      Таким образом, он показывает свою мощь и превосходство.

    В чем смысл повести?

    Идея «Шинели» Гоголя – указать на острые социальные проблемы, актуальные в Императорской России. При помощи фантастического компонента автор показывает безвыходность ситуации: маленький человек слаб перед сильными мира сего, они никогда не откликнутся на его просьбу, да ещё и выгонят взашей из своего кабинета. Гоголь, конечно, не одобряет месть, но в повести «Шинель» — это единственный способ достучаться до каменных сердец высокопоставленных чиновников. Им кажется, что выше них только дух, а согласятся прислушаться они только к тем, кто их превосходит. Став привидением, Башмачкин занимает как раз эту необходимую позицию, так ему удаётся влиять на зазнавшихся самодуров. В этом заключается основная мысль произведения.

    3 стр., 1373 слов

    Повесть Гоголя Шинель

    ... они сеют в сердца, полные любви, ревности к работе, робкому духу человека. Повесть Гоголя Шинель Несколько интересных сочинений Александр Сергеевич Пушкин трудился над созданием романа в стихах “Евгений Онегин ... из немногих, кто хоть как-то интересовался жизнью Акакия Башмачкина, сочувствовал ему и не насмехался, как все остальные. И вот маленький человек идёт по улице, исполненный гордости, он ...

    Смысл «Шинели» Гоголя в поиске справедливости, но ситуация кажется безвыходной, ведь правосудие возможно лишь при обращении к сверхъестественному.

    Чему учит?

    «Шинель» Гоголя написана почти два столетия назад, но остаётся актуальной и по сей день. Автор заставляет задуматься не только о социальном неравенстве, проблеме бедности, но и о собственных душевных качествах. Повесть «Шинель» учит сопереживанию, писатель призывает не отворачиваться от человека, который находится в тяжелом положении и просит помощи.

    Для достижения своих авторских целей Гоголь изменяет финал исходного анекдота, ставшего основой для произведения. Если в той истории сослуживцы собрали сумму, достаточную для покупки нового ружья, то коллеги Башмачкина практически ничем не помогли попавшему в беду товарищу. Сам же он погиб, борясь за свои права.

    Критика

    В русской литературе повесть «Шинель» сыграла огромную роль: благодаря этому произведению возникло целое течение — «натуральная школа». Это произведение стало символом нового искусства, а подтверждением тому был журнал «Физиология Петербурга», где многие молодые писатели выступили со своими вариантами образа бедного чиновника.

    Критики признавали за Гоголем мастерство, а «Шинель» считали достойным произведением, но полемика в основном велась вокруг гоголевского направления, открытого именно этой повестью. Например, В.Г. Белинский называл книгу «одним из глубочайших созданий Гоголя», но «натуральную школу» считал направлением бесперспективным, а К. Аксаков отказывал Достоевскому (который тоже начинал с «натуральной школы»), автору «Бедных людей», в звании художника.

    Не только русские критики осознавали роль «Шинели» в литературе. Французскому рецензенту Э. Вогюэ принадлежит известное высказывание «Все мы вышли из гоголевской шинели». В 1885 году он написал статью о Достоевском, где говорил об истоках творчества писателя.

    Позднее Чернышевский обвинял Гоголя в излишней сентиментальности, нарочитой жалостливости к Башмачкину. Аполлон Григорьев в своей критике противопоставлял истинному искусству гоголевский метод сатирического изображения действительности.

    Не только на современников писателя повесть произвела большое впечатление. В. Набоков в статье «Апофеоз личины» анализирует творческий метод Гоголя, его особенности, достоинства и недостатки. Набоков считает, что «Шинель» создана для «читателя с творческим воображением», а для максимально полного понимания произведения необходимо знакомиться с ним на языке оригинала, ведь творчество Гоголя – «это феномен языка, а не идей».

    1 стр., 391 слов

    Эти взрослые – такие странные люди. по сказке “Маленький принц”

    ... в пустыне. Взрослый мир загадочный. Люди часто забывают свое детство, когда они ощущали счастье от общения с природой, с животными. Сказка Сент-Экзюпери “Маленький принц” напоминает людям об их ... в этой пустыне, пока вдруг не встретил Лису. Лиса искала гармонии во всем. На идеальной планете должны быть куры и не должно быть охотников. Лиса попросила Маленького ...

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Каждое произведение Н.В. Гоголя — это настоящий кладезь мудрости. Его повести и рассказы еще долгие годы будут служить наглядным примером того, как нужно смотреть на мир. Вот и повествование о человеке, описание которого говорит о его незначительности, тоже раскрывает некоторые неприглядные картины реальности. Эта тема блестяще освещена в повести «Шинель». И судьба человечка в ней нарисована так ясно, словно это современник читателя, в котором бы веке он ни жил.

Акакий Башмачкин и именем своим, и внешностью, и должностью ничем не выделяется. Он мелкий чиновник, писарь в департаменте, где его окружают молодые и подающие надежду красавцы. Они посмеиваются над ним, унижая и выставляя в неприглядном свете. Да и сама его наружность предательски отзывается о нем. Он сморщенный, низенький, подслеповатый и рыжий. Нет ничего, что бы привлекало бы в нем. Его жизнь и быт не просто скромный, но и более чем непритязательный.

Какова же цель жизни этого человека? Автор, который доверил главному герою рассказывать о себе, говорит об этом сам. Все, для чего живет Акакий Акакиевич — это переписывать. Но, даже в этом занятии ему легко найдут замену, как только его не станет. Равнодушие к этому человеку, пропитало общество, оно его презирает и унижает. И мне кажется это очень печальным, потому, что такое же качество присуще и современному миру.

Проблема «маленького человека» в творчестве писателей 1840-х годов не была для русской словесности вообще явлением новым.

«маленького человека

“маленьким человеком” и обществом,

Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из петербургских департаментов, — бесправный и униженный человек. Гоголь так описывает внешность главного героя повести: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек».

Сослуживцы относятся к нему без уважения. Даже сторожа в департаменте смотрят на Башмачкина как на пустое место, «как будто бы через приемную пролетела простая муха». А молодые чиновники смеются над Акакием Акакиевичем. Он действительно нелепый, смешной человек, умеющий лишь переписывать бумаги. А в ответ на оскорбления он говорит лишь одно: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Повествование в «Шинели» построено так, что комический образ Башмачкина постепенно становится трагическим. Он ходит в старой шинели, которую уже нельзя починить. Для того чтобы по совету портного накопить деньги на новую шинель, он экономит: по вечерам не зажигает свечи, не пьет чай. По улицам Акакий Акакиевич ходит очень осторожно, «почти на цыпочках», чтобы «не истереть подметок» раньше времени, редко отдает прачке белье. «Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели», — пишет Гоголь. Новая шинель становится мечтой и смыслом жизни главного героя повести.

4 стр., 1682 слов

Образ и характеристика Акакия Акакиевича в повести Гоголя Шинель

... автора о роли маленького человека в общественной жизни, не желающего зла людям, но из-за слабого характера вынужденного влачить бессмысленную жизнь. Сочинение Характеристика и образ Акакия Акакиевича Повесть Н.В. Гоголя «Шинель» была написана в 1842 году. Главным ...

И вот шинель Башмачкина готова. По этому поводу чиновники устраивают банкет. Счастливый Акакий Акакиевич даже не замечает, что они насмехаются над ним. Ночью, когда Башмачкин возвращался с банкета, грабители сняли с него шинель. Счастье этого человека длилось только один день. «На другой день он явился весь бледный и в старом капоте своем, который сделался еще плачевнее». Он обращается за помощью в полицию, но там с ним даже не хотят разговаривать. Тогда Акакий Акакиевич идет к «значительному лицу», но тот выгоняет его. Эти неприятности настолько сильно подействовали на главного героя повести, что он не смог пережить их. Он заболел и вскоре умер. «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное… но для которого все ж таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь», — пишет Гоголь.

Подчеркивая типичность судьбы «маленького человека», Гоголь говорит, что его смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник.

Повесть «Шинель», несмотря на свою реалистичность, заканчивается фантастически. После смерти Акакия Акакиевича на улицах Петербурга стал появляться призрак, который снимал шинели с прохожих. Одни видели в нем схожесть с Еашмачкиным, другие не замечали ничего общего у грабителя с робким чиновником. Однажды ночью призрак встретил «значительное лицо» и сорвал с него шинель, напугав чиновника до того, что тот «даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка». После этого случая «значительное лицо» стало лучше относиться к людям.

Такой конец повести подчеркивает авторский замысел. Гоголь сочувствует судьбе «маленького человека». Он призывает нас быть внимательными друг к другу, и как бы предупреждает, что человеку придется отвечать в будущем за нанесенные ближнему обиды.

Бунт “маленького человека”

героя крадут шинель, а о том, как у человека украли жизнь

с резкой критикой того общества

«маленького человека»

«Маленькому человеку»

Гоголь в своей «Шинели» показал не только жизнь «маленького человека», но и его протест против несправедливости жизни. Пусть этот «бунт» робкий, почти фантастический, но герой выступает все же за свои права, против основ существующего порядка.

Переживания бедного чиновника были знакомы Гоголю по первым годам его петербургской жизни.

Написанная в пору высшего расцвета творческого гения Гоголя, «Шинель» по жизненной своей насыщенности, по силе мастерства представляет собою одно из наиболее совершенных и замечательных произведений великого художника. Примыкая по своей проблематике к петербургским повестям, «Шинель» развивает тему униженного человека.

Мать Акакия Акакиевича не просто выбирала имя своему сыну – она выбирала ему судьбу. Хотя и выбирать было нечего: из девяти трудновыговариваемых имен она не находит ни одного подходящего, потому ей приходится назвать сына по мужу Акакием, именем, означающим в русских святцах «смиренный», — он «смиреннейший», потому что он Акакий «в квадрате».

5 стр., 2473 слов

Маленький человек в повести Гоголя Шинель

... когда у него крадут шинель, но и в повседневной жизни, когда до существования обычного переписчика бумаг никому нет дела. Сочинение Образ маленького человека в повести Гоголя Шинель «Маленький человек» – один из ... период года, сшитую шинель герой получает примерно в апреле, и трагедия происходит почти сразу после этого события. Спустя неделю после смерти Акакия значительное лицо отправляется ...

История Акакия Акакиевича Башмачкина, «вечного титулярного советника» – история искажения и гибели человека под властью социальных обстоятельств. Чиновничье – бюрократический Петербург доводит героя до полнейшего отупения.

Таким образом, тема человека – жертвы общественной системы доведена Гоголем до логического конца. Гоголь прибегает к фантастике, но она подчеркнуто условна, она призвана раскрыть протестующее, бунтарское начало, таившееся в робком и запуганном герое, представителе «низшего класса» общества.

Тема «маленького человека» в повести «Шинель»

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. Она повествует читателю о судьбе так называемого «маленького человека». Эта тема раскрывается еще в начале произведения. Даже само имя Акакия Акакиевича может быть воспринято как результат переписывания. Взяли имя отца: Акакий – переписали, получилось: Акакий Акакиевич.

Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник из департамента – бесправный и униженный человек. Гоголь так описывает внешность главного героя повести: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу с морщинами по обеим сторонам щек». Акакий Акакиевич – маленький, сморщенный человечек, чиновник самого низкого ранга – писарь, всю жизнь проработал в департаменте. Личностью он был незначительной безответной, из-за чего подвергался множеству насмешек. У него и слов нет, чтобы заявить о себе: герой высказывается обычно предлогами и частицами, не имеющими никакого значения. Цель существования Акакия Акакиевича – переписывание. Даже приходя домой и, наскоро поев щи, он садится и переписывает принесенные бумаги. Башмачкина окружают молодые чиновники, которые подсмеиваются над ним. Сослуживцы относятся к нему без уважения. Даже сторожа в департаменте смотрят на него как на пустое место, «как будто бы через приемную пролетела простая муха». В ответ на оскорбления он отвечает лишь одно: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» В его словах слышится что-то вызывающее жалость.

Я думаю, что Акакий Акакиевич Башмачкин из комического героя превращается в драматического. Не должно быть так, чтобы шинель заменяла жизнь человека. Подчеркивая типичность «маленького человека» Гоголь говорит, что его смерть ничего не изменила в департаменте, его место просто занял другой чиновник.

Таким образом, Гоголь одним из первых обратил внимание на судьбу «маленького человека». Он наглядно показал, что современное ему общество равнодушно к тем своим членам, которые не принадлежат к высшему сословию. И все же писатель показал в развязке, что и «маленький человек», доведенный до отчаяния, способен противостоять против жестокости и несправедливости сильных мира сего. И хотя человек жалкий, ничтожный, с узким кругозором, мне все же жаль его.