Развитие речи. Обучающее по картине С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство». план-конспект по русскому языку (2 класс)

Сочинение

Класс: 2

УМК: Школа России

Предмет: Русский язык

Учитель: Кальницкая Л.А.

Тема: Развитие речи. Обучающее сочинение по картине С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство».

Цели:

  • развивать умение составлять предложения по вопросам и заданной теме из предложенных слов;
  • закреплять умение оформлять предложения на письме;
  • развивать словарный запас;
  • объяснить, когда в речи употребляются образные выражения (фразеологизмы);
  • развивать зрительное восприятие;
  • воспитывать эстетическое восприятие художественной картины;
  • прививать любовь к родной природе.

Планируемые результаты:

  • Познавательные

познакомить с картиной художника Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство» .

  • Регулятивные

учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; совершенствовать умение собирать рабочие материалы к сочинению.

  • Коммуникативные

Организовывать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке, развивать устную и письменную речь учащихся, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения.

  • Личностные

развивать у детей наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение. Искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений.

4 стр., 1766 слов

Проект по картине " Зима в лесу" план-конспект по русскому языку

... будем готовиться к написанию сочинения по картине С. А. Куприянова « Зима в лесу»; постараемся сделать свою речь более точной, красочной, выразительной; также будем развивать умения описывать наблюдаемые объекты по картине. Далее учащиеся записывают ...

  • Универсальные учебные действия

учить соотносить художественный текст и художественные средства картины; развивать мышление детей, кругозор, воображение, обогащать словарь детей новой лексикой , способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов, воспитывать любовь к природе.

Ход урока

  1. Организационный момент (Звучит музыка)

Это отрывок из цикла времена года.

Какое время года нам представляет композитор?

Какая музыка? Грустная или радостная? Тревожная или спокойная?

— Какое настроение у вас создалось?

— Какие картины возникали в вашем воображении, когда вы слушали музыку?

— Да, музыка передает, как зима хозяйкой ходит по лесам. По полям, укрывает деревья и землю белым ковром. Снега блестят на солнце разноцветными огнями.

— Какие поэтические строки напоминает вам музыка ?(Чтение стихов о зиме)

— Как вы думаете, чем привлекла зима этих поэтов?

Много стихов о зиме сочинили поэты, любование зимней природой они передали при помощи слов, восхищение этим временем года композитор передал при помощи звука, художники изображают картины жизни, природы при помощи красок.

Подготовка к восприятию картины

— А кто такой художник?

Художник – это человек, который мыслит цветом. Говоря словами Левитана: «Художник- это охотник за красотой, он видит красоту там, где кроме него, ее никто не видит»

— А какие синонимы можно подобрать к слову художник?

(Живописец, автор картины, мастер лирического пейзажа)

— А сейчас рассмотрим в учебнике репродукцию картины Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».

Репродукция – это фотография с картины.

  1. Актуализация знаний

Сергей Андреевич Тутунов, родился 30 октября 1925 года в Москве. Был очень гостеприимным и добрым человеком, часто приглашал многих пожить на даче, где садилось обедать до 15 человек. Купив эту дачу, там было только 3 комнаты, а после – 11, появилась и мастерская. Все это художник сделал своими руками. В посёлке художников шутили, что Сергей Тутунов скоро построит даже вертолётную площадку. Живя на даче художник любовался природой. Свою любовь к окружающей природе передал одному из трех своих сыновей. Его сын, Андрей Тутунов, тоже стал художником – живописцем, очень любит изображать цветы. (Слайд 5) Третьяковская галерея купила у отца первую картину «Зима пришла. Детство».(в учебнике)

17 стр., 8316 слов

По картине на х русского языка

... картин. Им мог гордиться любой крупный город. Целенаправленная работа с шедеврами, принадлежащими кисти русских мастеров, обогащает внутренний мир ребенка. Практика показала, что обучение сочинениям ... по степени трудности. Перед учителем ставятся цели: научить учащихся смотреть картину, понимать содержание и видеть ее художественные достоинства, переводить виденное на язык слова. задачи: развивать ...

  1. Работа по теме урока

Мы с вами ежедневно читаем рассказы, сказки, стихотворения. Все они сочинены людьми. Возможно, кто-то из вас станет известным поэтом, писателем или журналистом, но для этого нужно научиться составлять (писать) небольшие рассказы (сочинения).

Сегодня как раз такая работа и предстоит. Вам предстоит написать рассказ по картине.

Стихотворение

Вспомните свои чувства, когда вы увидели первый снег.

Художник Сергей Андреевич Тутунов свои воспоминания о первом снеге пронес через всю жизнь и перенёс на полотно. Получилась замечательная картина.

Посмотрите на картину.

Для создания соответствующего настроения детей использовать музыкальное произведение П.И. Чайковского «Зима» из цикла «Времена года».

— Давайте попробуем войти в картину. Закройте глаза и послушайте чудесную музыку. Представьте, что мы подошли к окну и увидели падающие снежинки, деревья, укрытые первым снегом. Подставьте свои ладошки и поймайте снежинку. Что вы слышите? Какие запахи вы можете почувствовать? Что вы видите вокруг себя?

Какие чувства, мысли она у вас вызывает?

Что изобразил художник? Сюжет картины. (Мальчик проснулся, подошёл к окну, увидел, что выпал первый снег и стало всё бело.)

Представьте картину, которую он видел вчера, стоя у окна. (Всё тёмное, голые деревья, сырая, тёмная земля. Всё угрюмое и мрачное.)

Посмотрите на позу мальчика: как он стоит, куда смотрит?

Есть выражение стоит как завороженный . Как вы его понимаете? (Стоит как заколдованный, не может пошевелиться)

Когда говорят глаз не оторвать ? (Когда хочется смотреть и смотреть на что-то)

Что значит глаз режет ? (Очень яркий свет, больно глазам)

От чего мальчик не может глаз оторвать, какую картину он увидел на улице?

Посмотрите на позу мальчика и скажите какие чувства он испытывает? (восторг, восхищение)

Работа над сочинением

Составьте небольшой рассказ по картине. Помните, что в рассказе должны быть три части. Какие? (вступление (начало), основная часть, Концовка (заключение)

Чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении, красочности в описании, правильного построения предложения, безошибочного написания.

11 стр., 5465 слов

Брейгель «охотники на снегу» описание картины, анализ,

... В кают-компании космического корабля висит репродукция картины Питера Брейгеля Старшего «Охотники на снегу». Ее внимательно рассматривает героиня фильма, внешне ... Охотники на снегу — портрет мира глазами Питера Брейгеля «Охотники на снегу» — одна из картин Питера Брейгеля, вошедших в цикл ... в ответ человеческие чувства. Тарковский сделал символом нашей цивилизации картину с обыденным, ничем ...

Работа по презентации

2-3 уч-ся послушать готовый рассказ.

  1. Рефлексия

— Трудно ли вам было писать сочинение?

— В чем испытывали затруднения?

— Что понравилось?

  1. Подведение итогов

— Какие чувства у вас вызвала картина?

— Хотели бы вы познакомиться с другими картинами художника?

— Чему сегодня учились?

  1. Домашнее задание

Переписать сочинение с учётом исправлений и оформить.

Физминутка. Игра «Зимние прятки».

Дети хлопают в ладоши , если слышат слова, связанные с зимой. Если нет- прячутся, приседают.( Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, персики, загорать, снегопад, лыжи).

Поздно ночью выпал снег Кешка-кот глядит в окно

Первый-первый. На дорогу:

Удивил он утром всех «Кто-то пролил молоко …

Белый-белый. очень много!»

Вышел папа на порог: Гелла Хамаль

— Ну дела!

Это зимушка снежок

Принесла.

Видит мама снег в саду:

— Ох и ах!

И в каких теперь пойду сапогах?

Вышел Лёшка спозаранку:

— Снег! Ура!