Класс: 2
УМК: Школа России
Предмет: Русский язык
Учитель: Кальницкая Л.А.
Тема: Развитие речи. Обучающее сочинение по картине С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство».
Цели:
- развивать умение составлять предложения по вопросам и заданной теме из предложенных слов;
- закреплять умение оформлять предложения на письме;
- развивать словарный запас;
- объяснить, когда в речи употребляются образные выражения (фразеологизмы);
- развивать зрительное восприятие;
- воспитывать эстетическое восприятие художественной картины;
- прививать любовь к родной природе.
Планируемые результаты:
- Познавательные
познакомить с картиной художника Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство» .
- Регулятивные
учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; совершенствовать умение собирать рабочие материалы к сочинению.
- Коммуникативные
Организовывать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке, развивать устную и письменную речь учащихся, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения.
- Личностные
развивать у детей наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение. Искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений.
Почему картины зимы так интересны писателям?
... природы или красота, сотворенная человеком. Тема: «Почему картины зимы так интересны писателям?» План сочинения. I. Введение. Обоснование обращения к данной теме: ... золотая…». Сложная ситуация в России, неразбериха – все это создает впечатление перепутья, поиска чего-то нового, ... его переживания, чувства, на страницах своих произведений обращаются к образам природы. Например, поэтические произведения ...
- Универсальные учебные действия
учить соотносить художественный текст и художественные средства картины; развивать мышление детей, кругозор, воображение, обогащать словарь детей новой лексикой , способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов, воспитывать любовь к природе.
Ход урока
- Организационный момент (Звучит музыка)
Это отрывок из цикла времена года.
Какое время года нам представляет композитор?
Какая музыка? Грустная или радостная? Тревожная или спокойная?
— Какое настроение у вас создалось?
— Какие картины возникали в вашем воображении, когда вы слушали музыку?
— Да, музыка передает, как зима хозяйкой ходит по лесам. По полям, укрывает деревья и землю белым ковром. Снега блестят на солнце разноцветными огнями.
— Какие поэтические строки напоминает вам музыка ?(Чтение стихов о зиме)
— Как вы думаете, чем привлекла зима этих поэтов?
Много стихов о зиме сочинили поэты, любование зимней природой они передали при помощи слов, восхищение этим временем года композитор передал при помощи звука, художники изображают картины жизни, природы при помощи красок.
Подготовка к восприятию картины
— А кто такой художник?
Художник – это человек, который мыслит цветом. Говоря словами Левитана: «Художник- это охотник за красотой, он видит красоту там, где кроме него, ее никто не видит»
— А какие синонимы можно подобрать к слову художник?
(Живописец, автор картины, мастер лирического пейзажа)
— А сейчас рассмотрим в учебнике репродукцию картины Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».
Репродукция – это фотография с картины.
- Актуализация знаний
Сергей Андреевич Тутунов, родился 30 октября 1925 года в Москве. Был очень гостеприимным и добрым человеком, часто приглашал многих пожить на даче, где садилось обедать до 15 человек. Купив эту дачу, там было только 3 комнаты, а после – 11, появилась и мастерская. Все это художник сделал своими руками. В посёлке художников шутили, что Сергей Тутунов скоро построит даже вертолётную площадку. Живя на даче художник любовался природой. Свою любовь к окружающей природе передал одному из трех своих сыновей. Его сын, Андрей Тутунов, тоже стал художником – живописцем, очень любит изображать цветы. (Слайд 5) Третьяковская галерея купила у отца первую картину «Зима пришла. Детство».(в учебнике)
Анализ картин Серова
... портрет Клеопатры Обнинской с зайчиком. Этот рисунок считается одним из лучших лирических портретов в графике художника. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лег в основу картины ... году в Санкт-Петербурге, в семье композиторов Александра Николаевича Серова и Валентины Семёновны Серовой (урождённой Бергман, из крещёной еврейской семьи). Валентин Серов ... работа порой ...
- Работа по теме урока
Мы с вами ежедневно читаем рассказы, сказки, стихотворения. Все они сочинены людьми. Возможно, кто-то из вас станет известным поэтом, писателем или журналистом, но для этого нужно научиться составлять (писать) небольшие рассказы (сочинения).
Сегодня как раз такая работа и предстоит. Вам предстоит написать рассказ по картине.
Стихотворение
Вспомните свои чувства, когда вы увидели первый снег.
Художник Сергей Андреевич Тутунов свои воспоминания о первом снеге пронес через всю жизнь и перенёс на полотно. Получилась замечательная картина.
Посмотрите на картину.
Для создания соответствующего настроения детей использовать музыкальное произведение П.И. Чайковского «Зима» из цикла «Времена года».
— Давайте попробуем войти в картину. Закройте глаза и послушайте чудесную музыку. Представьте, что мы подошли к окну и увидели падающие снежинки, деревья, укрытые первым снегом. Подставьте свои ладошки и поймайте снежинку. Что вы слышите? Какие запахи вы можете почувствовать? Что вы видите вокруг себя?
Какие чувства, мысли она у вас вызывает?
Что изобразил художник? Сюжет картины. (Мальчик проснулся, подошёл к окну, увидел, что выпал первый снег и стало всё бело.)
Представьте картину, которую он видел вчера, стоя у окна. (Всё тёмное, голые деревья, сырая, тёмная земля. Всё угрюмое и мрачное.)
Посмотрите на позу мальчика: как он стоит, куда смотрит?
Есть выражение стоит как завороженный . Как вы его понимаете? (Стоит как заколдованный, не может пошевелиться)
Когда говорят глаз не оторвать ? (Когда хочется смотреть и смотреть на что-то)
Что значит глаз режет ? (Очень яркий свет, больно глазам)
От чего мальчик не может глаз оторвать, какую картину он увидел на улице?
Посмотрите на позу мальчика и скажите какие чувства он испытывает? (восторг, восхищение)
Работа над сочинением
Составьте небольшой рассказ по картине. Помните, что в рассказе должны быть три части. Какие? (вступление (начало), основная часть, Концовка (заключение)
По картине Рябушкина Московская девушка 17 века 8 класс
... снега. Описание картины Московская девушка 17 века Рябушкина На картине художник изобразил молодую девушку в профиль. Красивая и стройная, она уверенной походкой идет по улице. ... на фоне которого образ ещё больше бросается в глаза. Зимой, когда стоит сильный мороз, кожа становится ... и чувство превосходства. Девушка горда тем, что живет в Москве. Об этом свидетельствует и величественная осанка. В ту ...
Чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении, красочности в описании, правильного построения предложения, безошибочного написания.
Работа по презентации
2-3 уч-ся послушать готовый рассказ.
- Рефлексия
— Трудно ли вам было писать сочинение?
— В чем испытывали затруднения?
— Что понравилось?
- Подведение итогов
— Какие чувства у вас вызвала картина?
— Хотели бы вы познакомиться с другими картинами художника?
— Чему сегодня учились?
- Домашнее задание
Переписать сочинение с учётом исправлений и оформить.
Физминутка. Игра «Зимние прятки».
Дети хлопают в ладоши , если слышат слова, связанные с зимой. Если нет- прячутся, приседают.( Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, персики, загорать, снегопад, лыжи).
Поздно ночью выпал снег Кешка-кот глядит в окно
Первый-первый. На дорогу:
Удивил он утром всех «Кто-то пролил молоко …
Белый-белый. очень много!»
Вышел папа на порог: Гелла Хамаль
— Ну дела!
Это зимушка снежок
Принесла.
Видит мама снег в саду:
— Ох и ах!
И в каких теперь пойду сапогах?
Вышел Лёшка спозаранку:
— Снег! Ура!