Год написания картины 1848. На ней изображено реальное историческое событие – бой русской эскадры с турецкой в Чесменской бухте. Он закончился полным поражением турецкого флота. Русской эскадрой командовал талантливый адмирал Свиридов. Складывается такое ощущение, что Айвазовский был на одном из кораблей и видел бой собственными глазами.
Сражение происходил ночью. С одной стороны это хорошо, а с другой – плохо. Снижается видимость, не понятно где свой, а где чужой. Зато в кромешной темноте можно невидимым подобраться прямо до борта неприятельского корабля. Небо чёрное, на нём не видно звёзд. Лишь только луна безучастно взирает на битву из-за туч.
Всё горит и взрывается, как в кромешном аду. Это догорает турецкая эскадра. Кажется, чувствуется запах гари и пороха. В темноте трудно разобраться, где стоит, чей корабль. Но судя по всему, в правом нижнем углу картины русский корабль. На нём собраны паруса, значит, он не собирался никуда двигаться.
Он кажется огромным на фоне маленькой шлюпки, которая устремляется к нему. Это русские матросы с брандера. Их использовали для того, чтобы вплотную под покровом ночи подойти к турецкому кораблю и поджечь его.
Назад команда возвращается на шлюпке. Прозвучала команда сушить вёсла, и они взметнулись вверх. Значит, шлюпка подходит вплотную к кораблю. Только здесь вода светится изумрудно — зелёным цветом. В ней отражается луна.
Напротив этого корабля стоит ещё один корабль с подобранными парусами. Он не горит. Остаётся надеяться, что это русский корабль. Недалеко от него ещё один корабль с неубранными парусами. Он зарева пожаров паруса кажутся кроваво-красными. Не понятно, чей он русский или турецкий.
Справа и слева от него догорают корабли. Чёрный дым застилает небо. Задний фон картины окрашен в красно-жёлтый цвет. Должно быть там самое пекло. Это взрываются пороховые погреба турецких кораблей. Их разносит в щепки. Остатки догорают на поверхности моря.
Слева от этого пожарища изображён ещё один корабль. Паруса на нём подобраны. Это сделано в целях безопасности. Он не горит. Паруса на кораблях подбирались специально для того, чтобы они не загорелись от летящих горящих осколков с соседних кораблей. Иначе потом пожар перекинется на корпус и его потушить будет не возможно.
В левом нижнем углу изображены матросы с турецкого корабля. Они яростно цепляются за его обломки. Взывают о помощи, тянут к небу свои руки. Из-за непрекращающихся пожаров море кажется неестественного цвета. В воде, как в огромном зеркале, отражаются всполохи огня, корабли, луна. Ей всё-равно, кто победил.
Александр грин алые паруса
Три месяца я ходила за нею, старик, -- сказала она, -- посмотри на свою дочь. Мертвея, Лонгрен наклонился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду, затем сел, потупился и стал крутить ус. Ус был мокрый, как от дождя. Когда умерла Мери? -- спросил он. Женщина рассказала печальную историю, перебивая рассказ умильным гульканием девочке и уверениями, что Мери в ...
Этот бой показал не только туркам, но и всем остальным, что русские моряки чувствуют себя на море очень уверенно. С Россией стоит считаться. У неё есть умные и опытные адмиралы, которые воют не числом, а умением.
В честь этой победы на синем отложном воротнике (гюйсе) нарисована белая полосочка. Этот гюйс российские матросы постоянно носят на своих плечах. На нём есть ещё две белые полоски. Они в честь победы русского флота в сипонском и гангутском морских сражениях.
2 вариант
Картина «Чесменский бой» относится к раннему творчеству И.К. Айвазовского. Она посвящена блестящей победе русского флота над турецким в одной из русско-турецких войн. Сама картина поражает своими красками. Кажется, будто и вправду перед тобой идет морское сражение. Вот русские корабли провели хитрый маневр, закрыв турецкому флоту выход из Чесменской бухты. Таким образом им удалось в одной битве уничтожить практически весь вражеский флот, а самим понести минимальные потери.
Цена этой победы была настолько высока, что императрица Екатерина Вторая заказала написать картину о сражении у подающего надежду еще не обретшего известность мариниста Айвазовского. Интересен тот факт, что сам художник мало того, что не присутствовал в Чесменской бухте, так и вообще имел мало представлений о том, как ведутся морские бои. Тогда императрица пошла на беспрецедентный шаг. По ее решению специально для художника сожгли один из военных кораблей.
Возможно именно такая наглядность событий позволила Айвазовскому создать такое реалистичное полотно. Оно будто пышет настоящим жаром сражения. Если прислушаться, то можно услышать треск ломающихся под огнем мачт, и сбивчивые мольбы и помощи и пощаде турецких солдат. Бушующее пламя одновременно является практически единственным источником света. Клубы дыма застилают луну почти полностью.
Картина наглядно показывает зрителю все ужасы и жестокость войны. Достаточно посмотреть на турецких моряков, отчаянно хватающихся за мачты, чтобы спастись. Но тем ценнее победа. Несмотря на всю жестокость ситуации, в произведении чувствуется огромный дух патриотизма. Художник гордится подвигом русских моряков, избежавших прямого кровопролитного сражения. Они перехитрили врага и в очередной раз показали всю остроту русского ума.
И действительно, Чесменское сражение навсегда войдет в историю как одно из самых славных сражений в нашей истории. Пламя, такое губительное для противника, для нашей стороны будто праздничный фейерверк, обозначающий победу по всем фронтам. Таков талант художника, способного увидеть красоту в самых жестоких и кровавых событиях, таких как войны.
`
Чесменский бой
Популярные сочинения
-
Широко известен греческий миф о скульпторе, изваявшем из мрамора прелестную девушку. Художник наделил свое творение идеальными чертами и полюбил его. Сила этой любви была так велика, что смогла оживить мраморное изваяние.
6 стр., 2961 словСопоставление литературного произведения с картинами художников ...
... царскую Россию: «Русская жизнь и русская сила вызваны художником в «Грозе» на решительное дело». Почему же мы находим такое количество совпадений между картиной и произведением Островского? Может быть ... свой портрет как прообраз гравюры для готовившегося, но не состоявшегося тогда издания стихотворений. Так поэт впервые обратился к автопортретам, которые с этого времени сопутствуют его ...
-
Моё любимое время года — зима. Зимой природа очень тихая и спокойная. Снежинки плавно падают на белое снежное покрывало. Деревья блестят ледяными ожерельями из инея. Крыши домов обличены в белоснежные шапки
-
Одному из главных героев пьесы Максима Горькова «На дне» Ваське Пеплу двадцать восемь лет. Он живет в ночлежке Костылева с другими постояльцами, но имеет отдельную комнату.