Образ русской женщины в творчестве некрасова

Сочинение

Образ русской женщины в творчестве Н. А. Некрасова.

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов, продолжая традиции поэтов-декабристов. Пушкина и Лермонтова, возглавил новый этап русской поэзии, связанный с демократическими движениями 60-70-х годов. Друг и сподвижник Чернышевского. Добролюбова, поэт-гражданин, поэт-трибун. Некрасов был певцом народной жизни, который посвятил свое творчество борьбе за свободу и счастье народа. «Я лиру посвятил народу своему», – с полным правом сказал о себе поэт. Вся некрасовская поэзия проникнута духом народничества, в ней нашли свое отражение мотивы крестьянского быта, красота русской природы, души крестьян. Из поэзии Некрасова по-новому раскрываются образ простого крестьянина и сама народная жизнь. И не случайно Некрасов одним из первых осветил в своих произведениях горькую судьбу русских женщин. Русская литература еще не знала такого поэта, который бы так часто и с таким пониманием писал образы женщин-крестьянок. Тяжелую «долюшку женскую» Некрасов показывает нам, рисуя преимущественно бедноту, наиболее забитые и отсталые слои крестьянства. В своих произведениях Некрасов уделяет большое внимание жизни крепостной крестьянки и ее тяжелой доле:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля с рабом повенчаться.

Вторая – быть матерью сына-раба,

И третья – до гроба рабу покоряться.

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Поэт никогда не говорит осуждающею слова в адрес женщины – наоборот, он посвящает ей слова горячего и страстного сочувствия. В своих поэмах Некрасов постоянно возвращается к женской теме. Изображение судьбы крепостной крестьянки является гневным обвинением крепостническому строю, создавшему такую каторгу человеку. Описывая бесправную участь крестьянки – «отцветать, не успевая расцвесть» – поэт в то же время умеет показать женщин, одаренных природной красотой. Идеальный образ крестьянской женщины Некрасов видел в величавой славянке:

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц.

Работая над поэмами «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» и другими, Некрасов основным объектом избрал жизнь крестьян-тружеников, а местом действия- типичную обстановку-русскую деревню поэт описывает условия, в которых живут герои, рассказывает о тяжелой жизни Матрены Тимофеевны – героини поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и о многом другом. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» дает наиболее полное изображение крестьянской жизни. Поэма стала «народной книгой», а которую Некрасов стремится вложить свои знания о крестьянстве. Если в предыдущих произведениях Некрасов преимущественно изображал терпение и забитость в крестьянских женщинах, то теперь поэт показывает зарождавшееся в русской крестьянке стремление избавится от покорности, от печального наследия векового рабства.

4 стр., 1887 слов

Евангелие по Некрасову (поэма «Русские женщины»)

... именем Христа. Особый разговор о поэме "Русские женщины" и о поэме "Дедушка". Здесь автор изображает декабристов. К сожалению, даже в академическом издании Некрасова отсутствуют какие бы то ни ... говорит: "Женщины-христианки! Утвердите в своей душе образ св. жен-мироносиц и постарайтесь подражать в своей жизни их высоким, достохвальным добродетелям…Назначение женщины – семья. Она – всегда верная ...

Матрена Тимофеевна – женщина-труженица, весь ее вид говорит о силе и здоровье:

Осанистая женщина.

Широкая и плотная.

Лет тридцати восьми.

Красива, волос с проседью.

Глаза большие, строгие.

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла!

В ходе беседы с крестьянами раскрывается ее душевная красота. Образ Матрены Тимофеевны весь как бы соткан из народной поэзии. Лирические песни, причитания издавна раскрывали правду о жизни крестьянки, и Некрасов черпал из этого источника,создавая образ своей любимой героини. Рассказ о Матрене Тимофеевне приводит к мысли о силе и в женщине, самом обездоленном и забитом существе, зреет душевная гроза – значит, возможно и близко переустройство жизни. Вера в народ, в его пробуждение выражена о словах поэта:

В рабстве спасенное

Сердце свободное

Золото, золото

Сердце народное!

Несмотря на душевную красоту и силу Матрены Тимофеевны, судьба посыпала ей много лишений и трудностей. Однообразно ее существование вехами в нем оказываются только смерть Савелия и родителей да вечная забота о детях. Она говорит: «За них горой стояла я». Был в ее жизни такой случай, когда глубокая и искренняя любовь к детям проявилась в действии: «А потом потребовала странница, чтоб грудью не кормили мы детей по постным дням!» Многие последовали наказу странницы. Матрона же поступила иначе:

…я только не послушалась.

Судила я по-своему.

Коли терпеть, так матери.

Я перед богом грешница.

А не дитя мой.

Трудна жизнь Матрены, но все же в ней есть, счастье. У нее было счастливое детство, проведенное в родительском доме, была и временная удача после замужества. Но ни лишения, ни минуты счастья не покачнули равновесия и не отняли душевных сил Она понимает, что «крестьянские порядки неисчерпаемы» и что «не дело между бабами счастливую искать». Это заявление аргументируется перечнем множества бедствий, выпавших на ее, Матренину, долю. Рассказчица убеждена в том, что искатели счастья между женщинами останутся ни с чем. И она права, так как положение женщин, особенно женщины-труженицы, было крайне тяжелым. Но несмотря, ни на что вера Некрасова в счастливое будущее не померкла. Некрасов указал и открыл путь к тому, без чего поэту отныне нельзя было по-настоящему дышать полной грудью. Поэзия Некрасова утверждала принципиально новое отношение к жизни и человеку. Человек в ней рассматривался в его общественных связях и проявлениях, в его общественной и трудовой деятельности. Именно этим он близок нашему времени.

10 стр., 4579 слов

Жизнь матрены в рассказе “матренин двор” солженицына в цитатах: история матрены

... 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад – просто в Россию”. Матрена Васильевна – одинокая, потерявшая на фронте мужа, похоронившая шестерых детей женщина. Жила она одна в большом ...