Человек и природа в цикле «Записки охотника Тургенева

Сочинение

Сочинение на тему: Человек и природа в «Записках охотника»

Человек и природа в «Записках охотника».

«Записки охотника» были событием в литературной жизни начала 50-х годов XIX в. Тургенев показал глубокую содержа­тельность и духовность русского крестьянина, разнообразие ха­рактеров, полнее всего проявляющихся на фоне пейзажа.

Природа в «Записках…» выступает в нескольких функциях. Прежде всего Тургенев изображает природу, чтобы показать красоту России, ее величие и таинственность. Писатель создает лирические картины утра, восхода солнца, прекрасного июль­ского дня. С любовью Тургенев описывает грозу, бескрайние просторы полей, луга и леса близких ему мест. Особенно ярки такие описания в рассказах «Малиновая вода», «Ермолай и Мель­ничиха». В очерке «Лес и степь» писатель разворачивает широкое полотно пейзажа. Степь дышит привольем, свежестью; весна несет с собой обновление всему, человек чувствует себя бодрее, радо­стнее. Но и осенью лес лишен мрачности и уныния. Его запах пьянит, заставляет сердце биться чаще. Тургенев раскрывает жизнеутверждающую силу природы, ее бессмертную красоту. Он с любовью пишет о тех, кто живет в согласии с природой, уме­ет ее чувствовать и понимать. Поэзией овеяны образы Касьяна, умеющего «разговаривать» с птицами, Лукерьи, слышащей, как «крот под землею роется», удивительного Калиныча, наделен­ного тонким чувством красоты.

Вторая функция природы — психологическая. Описывая по­ступки, характеры людей, внутреннее состояние человека, Тур­генев показывает их отражение в природе. В рассказе «Бирюк» состояние повествователя перед встречей с героем передается через картину предгрозовой природы, которая так же угрюма и мрачна, как едущий в деревню автор. Состояние радости, упое­ния собственным талантом, творческий взлет героя отражаются в летнем пейзаже в рассказе «Певцы».

Третья функция пейзажа — это подготовка читателя к вос­приятию событий и героев. Эта функция особенно отчетливо проявляется в рассказе «Бежин луг». Сидящие у костра маль­чишки как бы растворены в природе. Природа для них — и сфера жизни, и что-то таинственное, нетленное, непостижимое. Дет­ский ум еще не в силах объяснить многое в природе, поэтому мальчики придумывают свои объяснения непонятного, сочиня­ют разные страшные истории, «былички» о русалках, домовых, леших.

Те явления природы, которые дети могут объяснить, стано­вятся близкими им, к необъяснимому же они относятся с опа­ской и суеверием. Неизвестное они осваивают в фантастических формах. Каждому «странному» рассказу мальчиков предшеству­ет изображение чего-то тревожного, неясного, тайного в при­роде.

4 стр., 1782 слов

Пояснительная записка 26

Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.          Целостное восприятие - важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире. Замедленность, ...

Тургенев психологически верно показывает, как меняется восприятие природы у детей. То, что ночью было таинствен­ным, таило опасность, вызывало страх, утром кажется живым и веселым. Последовательность описания природы и ее воспри­ятия детьми утром, днем, ночью подготавливает к пониманию причин возникновения быличек и поверий. В «Бежином луге» Тургенев показывает, как подчиненный силам природы кресть­янский мальчик стремится понять и объяснить все вокруг себя, используя ум и фантазию. То, что близко крестьянским детям, чуж­до повествователю. Он ощущает свою «неслиянность» с природой, отчужденность от нее и народного мира. Но «сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах — запах рус­ской летней ночи». И Тургенев пишет о жажде соединения с окружающим миром, о любви ко всему живому.

Сочинение на тему: Человек и природа в «Записках охотника»

5 (100%) 1 vote

На этой странице искали :

  • записки охотника природа
  • природа в записках охотника
  • сочинение на тему записки охотника
  • записки охотника человек и природа
  • Записки охотника

Сохрани к себе на стену!

Пейзаж в «Записках охотника» И.С. Тургенева (стр. 3 из 3)

Природа у Тургенева изображается в движении: в сменах и переходах от утра к дню, ото дня к вечеру, от вечера к ночи, с постепенным изменением красок и звуков, запахов и ветров, неба и солнца. Изображая природу, Тургенев показывает постоянные проявления ее полнокровной жизни.

Эпитеты в картине летнего дня
при существительных при глаголах
«ПРЕКРАСНЫЙ июльский день»; «небо ЯСНО»; «КРОТКИЙ румянец» (зари); «солнце СВЕТЛОЕ, ПРИВЕТНО ЛУЧЕЗАРНОЕ» «МОГУЧЕЕ светило» Солнце «МИРНО всплывает»; «СВЕЖО просияет»; «ВЕСЕЛО и ВЕЛИЧАВО поднимается»

В обрисовке ясного летнего дня автор использовал по преимуществу эпитеты, так как преследовал цель отметить наиболее яркие признаки природы в один из летних дней, которые он наблюдал.

Как писатель-реалист, Тургенев изображает природу глубоко правдиво. Его описание пейзажа психологически обосновано. Так, для описания ясного летнего дня Тургенев предпочтительно пользуется зрительным эпитетом, потому что автор ставит себе цель показать богатство красок озаренной солнцем природы и выразить свои самые сильные впечатления от нее. При изображении наступающей ночи характер и значение изобразительных средств уже совершенно иные. Оно и понятно. Здесь автор ставит цель показать не только картины ночи, но и нарастание ночной таинственности и чувство возрастающей тревоги, которое возникло в нем в связи с наступлением темноты и потерей дороги. Поэтому отпадает надобность в ярком изобразительном эпитете. Вдумчивый художник, Тургенев пользуется в данном случае эмоциональным, выразительным эпитетом, хорошо передающим тревожные чувства рассказчика. Но и им он не ограничивается. Чувство страха, тревоги и беспокойства автору удается передать лишь сложным комплексом языковых средств: и эмоционально-выразительным эпитетом, и сравнением, и метафорой, и олицетворением:

  • «Ночь приближалась и росла, как грозовая туча;
  • казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота… с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе… Я отчаянно устремился вперед… и очутился в неглубокой. кругом распаханной лощине. Странное чувство тотчас овладело мною. Лощина имела вид почти правильного котла с пологими боками;
  • на дне ее торчало стоймя несколько больших белых камней,— казалось, они сползлись туда для тайного совещания,— и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось. Какой-то зверек слабо и жалобно пискнул между камней».

Писатель в данном случае не столько озабочен изобразить природу, сколько выразить свои беспокойные чувства, которые она у него вызывает.

Картина наступления ночи в изобразительных средствах языка

Сравнение . Метафора Олицетворение Эпитет
«Ночь приближалась и росла, как грозовая туча»; «кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом»; «громадными клубами вздымался угрюмый мрак» «Отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темно та»; «с каждым мгновением на двигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак»; «сердце у меня сжалось» «На дне ее (лощины) торчало стоймя несколько больших белых камней,— казалось, они сползлись туда для тайного совещания» «Ночная птица пугливо нырнула в сторону»; «вздымался угрюмый мрак»; «глухо от давались мои шаги»; «я отчаянно устремился вперед»; в лощине «было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо»; «какой-то зверек слабо и жалобно пискнул»

Приведенных примеров вполне достаточно, чтобы окончательно убедить учащихся в том, как вдумчиво отбирал Тургенев изобразительные средства языка. Следует при этом особо подчеркнуть, что картина надвигающейся ночи раскрывается через восприятие обеспокоенного, встревоженного человека, который окончательно удостоверился в том, что он заблудился. Отсюда и помрачнение красок в описании природы: обеспокоенному воображению все представляется в мрачном свете. Такова психологическая подоснова картины ночи в ее первоначальной стадии.

Тревожный ночной пейзаж заменяется высокоторжественными и спокойно-величавыми картинами природы, когда автор вышел наконец на дорогу, увидел крестьянских ребятишек, сидевших у двух костров, и присел вместе с детьми у весело потрескивавших огоньков. Успокоенный художник увидел во всем великолепии высокое звездное небо и даже почувствовал особый приятный аромат русской летней ночи.

Летняя ночь у Тургенева

Признаки ночи Картины ночи Впечатления мальчиков и автора
Зрительные образы Тишина Таинственные звуки Запахи «Темное, чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием»; «я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь»; «бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по на правлению Млечного Пути…» «Кругом не слышалось почти никакого шума… Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной… Одни огоньки тихонько потрескивали» «Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук…»; «казалось… кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке»; «странный, резкий, болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и спустя несколько мгновений повторился уже далее» «Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах — запах русской летней ночи»; под утро «в воздухе уже не так сильно пахло, — в нем снова как будто разливалась сырость» «Картина была чудесная!» «Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки,— раздался вдруг детский голос Вани, — гляньте на божьи звездочки, — что пчелки роятся» «Глаза всех мальчиков поднялись к небу и не скоро опустились» «Мальчики переглянулись, вздрогнули»; «Костя вздрогнул. — Что это? — Это цапля кричит.—спокойно возразил Павел»

Полная загадочных звуков, ночная природа наводит на мальчиков чувство безотчетного страха и вместе с тем усиливает обостренное, почти болезненное любопытство их к рассказам о таинственном и страшном.

Таким образом, природа показана Тургеневым как сила, активно воздействующая и на автора, и на его героев. И на читателя, добавим мы от себя.

Заключение

Тематика рассказов в «Записках охотника» связана с охотой лишь чисто внешним образом. В некоторых из них об охоте вообще ничего не говорится. В других – два-три слова, две-три фразы, употребленные автором как вступление для развития действия: «Я возвращался с охоты», «Мы отправились на тягу» и т.д. И только один очерк («Лес и степь») весь целиком посвящен охоте.

Условность самого названия книги, отнюдь не охватывающего все многообразие и глубину ее содержания, становится еще более очевидной, когда сравниваешь «Записки охотника» Тургенева с книгой его старшего современника – С.Т.Аксакова. [10] По случайному стечению обстоятельств обе они появились почти одновременно, но они не исключали одна другую, не дополняли и не соперничали между собой.

Важным аспектом «Записок охотника» является пейзаж, описание природы. В решении данной творческой задачи И.С.Тургенев выступил новатором. Рассмотрев в работе такие вопросы как палитра писателя и описание природы в рассказе «Бежин луг», можно сделать следующие выводы:

1. Автор сумел на основе продолжения традиций А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя значительно расширить возможности описания природы.

2. Пейзажи Тургенева в «Записках охотника» реалистичны и глубоко психологичны.

3. Пейзаж показан в развитии, природа в рассказах, как и в жизни, находится в постоянном изменении.

Разумеется, представленная работа не претендует на полноту рассмотренной творческой проблемы. Природа, пейзаж в «Записках охотника» ждет более глубокого исследования.

А пока не теряют своей актуальности слова В.Г.Белинского: «Природа – вечный образец искусства, а величайший и благороднейший предмет в природе – человек. А разве мужик – не человек? – Но что может быть интересного в грубом, необразованном человеке? – Как что? – его душа, ум, сердце, страсти, склонности, — словом, все то же, что и в образованном человеке».[11]

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/obraz-rossii-v-zapiskah-ohotnika-turgeneva/

1. Тургенев И.С. Записки охотника. Собрание сочинений в шести томах. Том 1. Библиотека «Огонек». Издательство «Правда», М., 1968.

2. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Издательство «Художественная литература», М., 1982.

3. Богословский Н.В. Тургенев. Издательство «Молодая гвардия», М., 1959.

4. Воробьев П.Г. Рассказы И.С.Тургенева в школе. Пособие для учителя. Издательство «Просвещение», М., 1968.

5. «Записки охотника» И. С. Тургенева. Статьи и материалы». Орел, 1955.

6. Муратов А.Б. Тургенев-новеллист. Издательство Ленинградского университета, Ленинград, 1985 г.

7. Петров С.М. И.С.Тургенев. Творческий путь. Издательство «Художественная литература», М., 1979 г.

8. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. Издательство «Наука», М., 1979 г.

[1] Цитируется по книге: Петров С.М. И.С.Тургенев. Творческий путь. Издательство «Художественная литература», М., 1979 г., стр. 64.

[2] Там же.

[3] Там же, стр.67.

[4] Цитируется рассказ «Свидание».

[5] См.: рассказ «Малиновая гряда».

[6] См. статью Е.М.Ефимовой «Пейзаж в «Записках охотника» И.С.Тургенева». — В сб.: «Записки охотника» И. С. Тургенева. Статьи и материалы». Орел, 1955, с. 271-273.

[7] Шаталов С.Е. Проблемы поэтики И.С.Тургенева. Издательство «Просвещение», М., 1969, стр. 230

[8] Там же стр. 240.

[9] Там же, стр.245

[10] См. подробнее: Богословский Н. Тургенев. Издательство «Молодая гвардия», М., 1953, стр.190.

[11] Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Издательство «Художественная литература», М., 1982, стр.357.

Образ крестьянства в произведениях И. Тургенева

Образ России в произведении двояк. С одной стороны – это сильная, мощная держава, которая обладает огромным потенциалом. Русский народ – удивительный, он полон талантов, мудрых людей, он удивительно терпелив. Самосознание крестьян начинает пробуждаться. Тургенев писал свои рассказы с целью внести свою “лепту” в правдивое изображение русской действительности, отразить эпоху, запечатлеть её исторические перемены.

Русский мужик в тургеневской прозе – это мудрый, терпеливый человек, умелый работник, прекрасный хозяин, личность, неразрывно связанная с природой. Он уважает традиции, живёт по божьим законам, знает и тонко чувствует природу родного края. Изъян у русского мужика лишь один – его душа требует праздника: забитый крепостным правом народ находит утешение в кабаках. Все аспекты быта крестьян раскрываются в рассказах “Хорь и Калиныч”, “Бежин луг” и другие.

Старцев Дмитрий Ионыч – характер персонажа Чехова

«Записки охотника»

Цикл рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника» представляет собой художественную обработку путевых заметок, которые делал автор, охотясь на лесную и болотную дичь в верховьях Оки и Дона, на границе Орловской, Калужской и Тульской губерний. Во время своего путешествия писателю довелось повстречать немало любопытных типажей, словесные зарисовки с которых и легли в основу «Записок». Особо глубокого, четко обозначенного сюжета рассказы не имеют, за редким исключением («Бирюк»).

Главным образом это просто литературные портреты, галерея лиц. Некоторые произведения цикла полностью лишены сюжета («Два помещика»), если не считать краткого пояснения, при каких обстоятельствах автор познакомился с тем или иным лицом и чему был свидетелем.

В рассказах материал тематически разделяется на три группы: крестьянская жизнь, помещичьи порядки, картины природы. Крестьянская жизнь является главной темой всего цикла, не случайно именно «Записки охотника», по признанию царя Александра И, подтолкнули его к окончательному решению вопроса об отмене крепостного права. Однако это вовсе не означает, что данная тема неизменно выдвигается на передний план. Как раз наоборот: очень часто сведения о крестьянах даются как бы между прочим.

Классическое построение имеют рассказы «Хорь и Ка- линыч» и «Касьян с Красивой Мечи». В этих рассказах крестьяне показаны не лубочными, не шаблонными, а настоящими, живыми людьми. На второй план отступает описание местного дворянства, на третий — великолепное описание природы тех краев. У рассказов «Льгов», «Бежин Луг», «Бирюк» и «Певцы» структура несколько иная: второй план здесь занимает описание природы, а тема помещичьей жизни звучит слабо (об этом можно судить лишь по косвенным материалам).

Зато в рассказах «Однодворец Овсянников», «Бурмистр», «Два помещика» автор заостряет внимание именно на мелкопоместном провинциальном дворянстве, обрисовывая его весьма подробно. Тема крестьянства поставлена на второе место, однако от такой перестановки тяжесть крепостничества видна ничуть не менее отчетливо. Напротив, чаще всего именно такие зарисовки позволяют подобрать наиболее верную характеристику для крепостного строя Российской империи — рабство. Примечательно, что Тургенев не критикует «крепость» и помещичий произвол открыто. Писатель поступает иначе: находит изобразительные средства, чтобы показать крепостничество в наиболее неприглядном виде, а затем оставляет за читателем право судить самостоятельно.

Будучи наблюдательным охотником, автор в своих рассказах нарисовал множество великолепных картин русской природы. В этом отношении показателен «Бежин Луг», где величественные картины природы гармонируют с трогательным описанием крестьянских детей. В тех рассказах, где первый план занимает тема помещичьей жизни, тема природы звучит слабо или отсутствует вовсе. Иногда отдельные наброски даются автором, чтобы внести необходимый диссонанс: благообразие русского пейзажа противопоставляется моральному уродству человека. Из всего цикла выделяется заключительный рассказ «Лес и степь», в котором описание природы занимает первый план, а на втором обозначены образы крестьян. Тема дворянства здесь не затронута вовсе. Этот рассказ является как бы гимном красотам родной земли и вскрывает тайные упования автора на то, что рано или поздно народ, умеющий понимать и чувствовать мир растений и животных, окажется полноправным хозяином этих красот.