По повести Прощание с Матерой Распутина

  • По повести Прощание с Матерой Распутина

Можно сказать, что в творении своем Распутин говорит о «малой» Родине, которая останется в сердце каждой настоящей, живой личностей. Писатель считает, что эта самая земля способна дать человеку куда большее, чем он может представить.

Однако повесть не столько восхваление родного края, сколько крик души. Описываются разоренные, загубленные, затопленные деревни, а также жители этих земель, которых насильно выселяют из тех мест, в которых они прожили всю жизнь, к которым привыкли и без которых не могут.

Автор ценит и уважает традиции. А вот «люди нового склада» — нет. Им непонятно, почему старики и люди старой формации не желают покидать эти, казалось бы, весьма заурядные места? Почему бы им не переселиться в иные поселения, ближе к цивилизации?

Нет, героев не манят технологии, возможности, развитый социум. Они привыкли к этому поселку, где в избах провели свое детство, где жили их родители в те времена, когда деревья были большими, когда жизнь была счастливее.

Дарья именно такая. Это образ пожилой женщины, которая чтит традиции и обычаи, воспитала детей и внуков, прожила большую часть жизни. Потому ей очень важно, чтобы кончина ее произошла на Родине, а не где-нибудь «на материке», где все чужое.

По мере прочтения старуху становится жаль. Кстати, все пожилые женщины Матеры сравнивают себя со старыми деревьями, которые пытаются пересаживать. Но это же бессмысленно. Именно это пытаются донести жители Матеры и читатель проникается подобной атмосферой с первых страниц.

Особенно сердце щемит в те моменты, когда Дарья прощается с родной избой. Она обряжает ее как покойника. Также обидно от того, что «новые люди» не хотят понять, насколько важно для жителей Матеры это обжитое место – для них это целая жизнь, образ мыслей. Лишить их дома – значит, оборвать существование.

Кто возмущает в произведении, так это Петруха – совершенно бесполезный и глупый человек. Кроме алкоголя, ему нечем заполнить душевную пустоту, поэтому он «чудит» и даже сжигает дом. Конечно же, он никогда не смог бы самоутвердиться с ровесниками, обрушивает ругань только на стариков.

Достаточно живописные описания внушают ужас. Очень хорошо удалось автору «оживить» природу, которая мстит тем, кто угнетает ее. Допустим, листвень стойко держится в земле и не поддается топорам и огню. Так и уходит он вместе с землей, которая дала ему жизнь.

Однако присутствует ощущение «запутанности» — словно люди просто пошли иной дорогой и погубленная природа все же способна их простить…

2 стр., 989 слов

«Мой самый близкий человек. Жизнь-подвиг»

... моя мама, и будут песни, и расцветут тюльпаны … на его могиле, и придут, как всегда, родные и близкие люди, чтоб поклониться деду за великую Победу! Поклониться великим тем ... нет самого дорогого, любимого, близкого человека, но мы не ... болью воспоминаний всю жизнь, отзываясь каждым стоном, ... ж дедушка сказал! Самый радостный праздник в ... Родину, чтобы жили мы, чтобы светило солнце, чтобы смеялись люди. ...

2 вариант

Едва ли сюжет произведения можно назвать нетривиальным. Но в этом и кроется его соль: оно поднимает темы народные, близкие каждому жителю весей и поселков огромной страны.

Действие разворачивается в 60-е годы и имеет индустриальную подоплеку. Матера – это островная деревушка, расположенная на одном из островов на реке Ангара. В те годы началось строительство ГЭС, соответственно деревня будет затоплена в водах хранилища, которое образуется после постройки станции.

Для пожилого населения это становится трагедией. Неудивительно, ведь они душой приникли к родному месту, часть души уже заложена в каждом сантиметре родной земле. Здесь покоятся их предки, с этим местом связаны лучшие моменты их жизни. Их можно понять.

Эту ситуацию можно рассмотреть на примере главной героини, которая занимается побелкой родной хаты перед приездом санитарной бригады. Она настроена решительно против переезда в город.

Другие коренные тоже противятся переезду. Например, дед Егор, один из героев, вовсе не находит покоя в новых бытовых условиях, но находит покой на небесах. Он не принял на подсознательном уровне новое место жительства.

Молодежи легче принять участь деревушки на острове. Часть их души не была к ней прикреплена, поскольку они питали надежды на будущее. А будущее было тесно связано с переездом в город, где гораздо больше возможностей для самореализации. Они еще не утратили надежд, их мировоззрение свободно от местечковых предрассудков.

Символом краха местного традиционного уклада становится Хозяин острова, гибнущий под холодными сибирскими водами вместе с деревней. Надежду на вечную жизнь и память дает царская лиственница, которую санитарная бригада не может ни сжечь, ни срубить.

Произведение дает понять четкую мысль, что ничто не вечно. Но вечна память, вечна любовь к своей малой Родине. Человек должен задумываться над фундаментальными вещами: кто и куда он. Когда человек долго живет на одном месте, часть его духа остается там. С гибелью этого места погибает и часть души. Так же и с людьми, если задуматься, с гибелью близкого человека что-то в душе оставшихся в живых тоже умирает.

Также читают:

Картинка к сочинению По повести Прощание с Матерой Распутина

По повести Прощание с Матерой Распутина

Популярные сегодня темы

  • Являясь одним из полноправных представителей свиты Воланда, Бегемот предстает в произведении в образе большого черного кота, который на всем протяжении романа поражает своим непредсказуемым поведением.

  • Вырин был вдовцом, работал станционным смотрителем и являлся, по словам Александра Сергеевича, «сущим мучеником четырнадцатого класса», потому что путники постоянно бранили его за то

    17 стр., 8093 слов

    «проблема исторической памяти» по тексту приставкина

    ... сочинения на ЕГЭ 2019 года. Если Вам он не подошел, напишите причину в комментариях, пожалуйста. Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/ege/problema-istoricheskoj-pamyati-v-tekste-nilina/ Проблема исторической памяти по тексту Васильева (ЕГЭ по русскому) Какую роль играет история ... детям и передаст им славную историю родного края. Поэтому ... прошлое, нашу историю и культуру. Я думаю, каждый человек ...

  • В басне «Демьянова уха» знаменитого русского баснописца Крылова Ивана Андреевича, впервые опубликованной в одна тысяча восемьсот тринадцатом году, говорится о двух соседях и близких друзьях, Демьяне и Фоке.

  • Среди ярких образов, нарисованных писателем в данном произведении, невозможно обойти вниманием образ Маши Мироновой, дочери Белогорского коменданта.

  • Посреди большого множества поучительных детских рассказов, стоит выделить произведение Андреева «Петька на даче». Мало кто знает то, что в базе сюжета лежит настоящая история известного в то время парикмахера