Черты характера Обломова (положительные и отрицательные) в романе «Обломов»

Сочинение

Гончаров

В романе «Обломов» И.А.Гончаров повествует о непростом для помещичества времени, когда прежние традиции домостроя потеряли актуальность, а на смену им пришли предприимчивость и практичность. Не каждому человеку было под силу перенести эту резкую перемену, и Илья Ильич Обломов, главный герой произведения — как раз такой человек, оказавшийся жертвой сложившихся обстоятельств, которые формировали его характер.

Отрицательные

Безусловно отрицательными чертами характера Обломова являются лень и безразличие к собственной судьбе, вложенные в него ещё домашним воспитанием. Когда Илья Ильич был маленьким мальчиком, от него не требовалось особенных навыков, чтобы выжить в мире с высокой конкуренцией и требованиями к нему. Он рос в обстановке обыкновенного помещичьего быта, где мягкие и нетребовательные родители не позволяли ребёнку перетруждаться. В результате этого взрослый Обломов продолжает твёрдо надеяться, что кто-то разрешит все его проблемы вместо него: слуга Захар, друг Андрей Штольц, Тарантьев. Даже слыша о бедственном положении родного имения, которое Обломов так любит, он не спешит подняться с любимого дивана, поехать туда и проверить, что же происходит у него в Обломовке.

Положительные

Помимо отрицательного, в характере Обломова сосредоточено и много положительных черт, которые отмечает в нём его друг, Андрей Штольц, единственный человек, которому под силу хотя бы изредка приводить Илью Ильича в чувство. Так, в главном герое есть исключительная мягкость и доброта характера, он всегда готов посочувствовать чужой проблеме, внимательно выслушать человека. Обломов первым осознает, что Ольга Ильинская ему не пара, о чём сразу же сообщает девушке. Это говорит о проницательности, тонком психологизме характера Обломова. Илья Ильич — мечтательный, романтичный, тонко чувствующий человек, который, к сожалению, попросту не в силах воплотить свои фантазии в жизнь.

Влияние окружения на Обломова

Обломов — типичный представитель «лишнего человека» и его характер напрямую зависит от окружения, в котором он живет. Его мягкий и чувствительный характер сталкивается с влиянием окружающей среды, что приводит к его слабости. Он не может приспособиться к современному миру, в котором он оказался, и теряется в нем. Идеалы, заложенные в него родителями, утрачивают свою ценность, а новые традиции не находят отклика в душе Обломова, что делает его несостоятельным во враждебной среде и заставляет жить лишь в мире своих мечтаний.

3 стр., 1332 слов

Проблема самопожертвования и качеств характера человека (По В.К. Железникову)

... была актуальна во все времена, и именно её ставит автор текста, детский писатель и кинодраматург Владимир Карпович Железников. Рассуждая о проблеме самопожертвования и качествах характера человека, автор приводит в ... улыбочка ползала у него по губам. (13)Не веришь? — Ленка посмотрела на дедушку Николая Николаевича. — (14)Думаешь, не бывает белых глаз? (15)Но они были белыми. (16)Тут у меня прямо ...

Влияние «обломовщины» на личность Обломова

Главными источниками его эскапизма является его воспитание в «обломовской» обстановке. Родное поместье Обломова, Обломовка, находилось в мирной, живописной местности, где царило спокойствие и мягкий климат. Жизнь в деревне текла размеренно, время измерялось праздниками и обрядами. Такой образ жизни отразился на образе жителей Обломовки, для которых отдых, леность и еда были главными ценностями. Труд воспринимался как наказание, и люди старались его избегать.

Примечательно, что характеристика героя Обломова в детстве значительно отличается от образа, который предстает перед читателями в начале романа. Маленький Илья был активным, многим интересующимся и открытым к миру ребенком с прекрасным воображением. Ему нравилось гулять и познавать окружающую природу, однако правила «обломовской» жизни не предполагали его свободы, поэтому постепенно родители перевоспитали его по своему образу и подобию, растя его как «тепличное растение», охраняя от невзгод внешнего мира, необходимости трудиться и познавать новое. Даже то, что они отдали Илью учиться, скорее было дань моде, чем реально необходимостью, ведь по любому малейшему поводу они сами оставляли сына дома. В итоге герой рос, словно закрытым от общества, не желающим работать и во всем полагающийся на то, что с возникновением любых трудностей можно будет крикнуть «Захар» и слуга придет и все сделает за него.

Любовь

Не лишен романтических черт образ Обломова в романе. Сочинение о нем – это художественный анализ литературного героя, которого могла бы спасти любовь, но жестокость окружающего мира стала сильнее этого чувства. Ольга Ильинская полюбила Илью Ильича, но предпочла более здравомыслящего Штольца. Трагичен и безнадежен образ Обломова. Сочинение, краткое изложение и анализ романа позволят понять глубину бессмертного произведения Гончарова. А также актуальность темы, которую поднял русский писатель более ста пятидесяти лет назад. Ведь «Обломовы» существуют и в наши дни.

Причины стремления Обломова уйти от действительности

Описание Обломова, героя романа Гончарова, дает яркое представление об Ильи Ильиче, как человеке, прочно отгородившемся от реального мира и внутренне не желающем меняться. Причины этого кроются в детстве Обломова. Маленький Илья очень любил слушать сказки и легенды о великих богатырях и героях, которые рассказывала ему няня, а затем представлять себя одним из таких персонажей – личностью, в жизни которой в один момент произойдет чудо, которое изменит текущее положение вещей и сделает героя на голову выше других. Однако сказки существенно отличаются от жизни, где чудеса не происходят сами по себе, а для достижения успеха в обществе и карьере необходимо постоянно трудиться, переступать через падения и настойчиво двигаться вперед.

Тепличное воспитание, привившее Илье Ильичу Обломову убеждение, что за него всегда кто-то другой выполнит все дела, сочеталось с его мечтательной и чувственной натурой, приводя к тому, что герой стал неспособен противостоять трудностям. Эта особенность проявилась еще при первой неудаче на службе: опасаясь возможного наказания (хотя, возможно, его бы и не наказали, а обошлось бы предупреждением), Обломов сам увольняется и решает больше не сталкиваться с миром, где каждый сам за себя. Для него альтернативой жесткой реальности становится мир его грез, где он представляет себе прекрасное будущее в Обломовке, с семьей, умиротворяющим спокойствием, напоминающим его собственное детство. Однако все эти мечты остаются лишь мечтами, в реальности Илья Ильич многократно откладывает вопросы обустройства родной деревни, которая без разумного владельца постепенно разрушается.

8 стр., 3578 слов

Анализ фрагмента «Сон Обломова» из романа Гончарова. : Сон Обломова ...

... повергла его жалкое состояние нравственного рабства». Глава “Сон Обломова” из романа Ивана Александровича Гончарова “Обломов” начинается мастерским описанием дворянской ... и кипучей энергией превратился в героя, проводящего лучшие го­ды жизни во “сне”, в грезах, в бездействии. Гончаров ... будущем родины о новом герое литературы нашли отражение в романе в образе главного героя и его окружения. романа, ...

Захар

Опочивальня главного героя представляет собой неопрятную комнату, которая отражает внутренний мир ее хозяина. Обломов периодически выкрикивает имя своего слуги, в результате чего появляется человек, внешний вид которого также оставляет желать лучшего. Захар является не только образом лакея, полностью соответствующего неприглядной обстановке комнаты, но и частью крепостнического прошлого. Характеристика этого персонажа дополняет образ Обломова. Общение слуги со своим хозяином становится важной частью описания героя знаменитого романа Гончарова. Захар обращается к барину откровенно, без лицемерия и подобострастия. В разговорах со своим слугой Обломов выражает свое отвращение к труду, слабость и безволие.

Квартира Обломова

Начало произведения Гончарова знакомит читателя с бытом героя и его окружением. Роман начинается с описания квартиры Обломова. Детальное изображение жилища этого персонажа раскрывает его внутренний мир. Недаром автор говорит, что если бы не тапки, находящиеся рядом с кроватью, не сигара, оставленная рядом, и не сам хозяин, возлежащий на диване, то можно было подумать, что в этой квартире давно никто не проживает. Все здесь находится в безжизненном запустении. Сочинение «Образ Обломова» предполагает глубокий анализ обстановки, в которой пребывает герой Гончарова. Без описания деталей, которые могут показаться на первый взгляд незначительными, не была бы полной характеристика персонажа.

Детство и родная деревня

С образом Обломова связана главная идея произведения Гончарова. Один из современных автору критиков отнес этого героя к категории «лишних людей». Детство и юность Илья Ильич провел в родной Обломовке. Деревня эта осталась навсегда в сердце его как дивный и почти сказочный край. Здесь не было живописных гор и синих морей, но они и ни к чему. Ведь люди жили здесь, как в раю. Время в Обломовке как будто остановилось. Жизнь протекает тихо, мирно, по особому распорядку. Что ни день, так чьи-то именины или какой-нибудь праздник. С детства был отучен от самостоятельных действий Илья Обломов. Сочинение «Образ Обломова» – это не просто характеристика одного из самых известных русских персонажей. В этой работе автор должен отразить трагедию представителей последнего поколения крепостных помещиков, которые с детства привыкли к безделью и были настолько не приспособлены к жизни в городе, что, оказавшись в Москве или Петербурге, они обнаруживали себя на обочине социальной жизни. Подобные проблемы переживали, несомненно, не все потомки помещиков. Быть может, несколько преувеличенным является образ Обломова в романе. «Обломов» – сочинение Гончарова, которое показало читателям судьбу человека, трагедией которого является его бездействие и невозможность приспособиться к новым условиям социальной жизни.

Образ Обломова как тип лишнего человека в русской литературе XIX века

В начале XIX века в русской литературе появился целый ряд произведений, конфликт которых основывался на столкновении человека с обществом, воспитавшим его. Наиболее яркими примерами были «Евгений Онегин» А.С. Пушкина и «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Так формировался новый литературный тип — образ «лишнего человека», героя, который не находил своего места в обществе, не был понят и отвергнут окружающими. Этот образ постепенно изменялся, приобретая новые черты и особенности, пока не достиг своего наиболее яркого воплощения в романе И.А. Гончарова «Обломов».

10 стр., 4888 слов

Образ Обломова в произведении Обломов Гончарова

... своих целей, претворить мечты в жизнь. Сочинение 2 Вот уже более 160 лет роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» является одним из самых ... на диване и ничего не хотели делать. Многие считают Обломова отрицательным героем, но я с этой точкой зрения не совсем ... ней. Теми самыми локтями, которые грезились ему ранее. Таким образом, Обломов пусть и не в реальности, но на чувственном уровне ...

Гончаров создал историю героя, который не обладал решительностью, но имел все качества быть добрым и порядочным человеком. По мнению Н.А. Добролюбова, писатель «хотел дать случайному образу постоянное значение и возвести его в тип». Обломов не был новым образом в русской литературе, но в романе Гончарова этот архетип предстал перед читателями с особой простотой и естественностью.

В чем же состоит сходство и различие Обломова с его известными предшественниками — Онегиным и Печориным?

Илья Ильич Обломов является натурой безвольной, вялой, апатичной и оторванной от реальной жизни: «Лежание… было его нормальным состоянием». Это основное отличие его от героев Пушкина и Лермонтова.

Жизнь героя Гончарова — это розовые мечтания на мягком диване. Тапочки и халат — неотъемлемые атрибуты образа Обломова, раскрывающие его внутреннюю сущность. Герой посвящает свое время построению несбыточных планов, не доводя их до конца. Любое его начинание обрекается на провал, как книга, которую Обломов читал уже несколько лет и так и не дочитал до конца.

Однако бездействие Обломова не достигает такой крайности, как в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». По мнению Добролюбова, «Обломов не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, который ищет что-то в своей жизни, задумывается над чем-то…».

Как и Онегин, и Печорин, герой Гончарова в молодости был романтиком, жаждущим идеала, сгоравшим от стремления к деятельности, но, подобно им же, «цвет жизни» Обломова «распустился и не дал плодов». Обломов разочаровался в жизни, охладел к знаниям, осознал всю никчемность своего существования и в прямом и переносном смыслах «улегся на диван», полагая, что таким образом сможет сохранить цельность своей личности.

Так герой и «пролежал» жизнь, не принеся никакой видимой пользы обществу; «проспал» любовь, которая прошла мимо него. Можно согласиться со словами его друга Штольца, образно подметившего, что обломовские «беды начались с неумения надевать чулки и кончились неумением жить».

Таким образом, главное отличие «лишнего человека» Обломова от «лишних людей» Онегина и Печорина заключается в том, что последние отрицали общественные пороки в действии – реальных делах и поступках (см. жизнь Онегина в деревне, общение Печорина с «водяным обществом»), тогда как первый «протестовал» на диване, проводя всю свою жизнь в неподвижности и бездействии. Поэтому если Онегин и Печорин – «нравственные калеки» в большей степени по вине общества, то Обломов – преимущественно по вине собственной апатичной натуры.

19 стр., 9185 слов

Роль дружбы в жизни человека сочинение обломов

... отметили, еще с детства. Роман Гончарова помогает читателям разобраться в том, почему дружат Обломов и Штольц, какую роль дружба играет в жизни человека, благодаря тому, что в нем описано множество ее ... должна быть идеальная жизнь. Это противоречие распространяется, как и в "Обломове", на внешний мир. Как и Илья Ильич, Идальго погружен в грезы. Обломова в произведении окружают люди, которые не ...

Кроме того, если тип «лишнего человека» универсален и характерен не только для русской, но и зарубежной литературы (Б. Констан, А. де Мюссе и др.), то, рассматривая особенности социальной и духовной жизни России XIX века, можно отметить, что обломовщина – явление сугубо русское, порожденное действительностью того времени. Не случайно Добролюбов видел в Обломове «коренной, народный наш тип».

Итак, в романе И.А. Гончарова «Обломов» образ «лишнего человека» получает свое окончательное воплощение и развитие. Если в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова раскрывается трагедия одной человеческой души, не нашедшей своего места в обществе, то Гончаров изображает целое явление российской социальной и духовной жизни, получившее название «обломовщина» и вобравшее в себя основные пороки одного из характерных типов дворянской молодежи 50-х годов XIX века.