Об одном стихотворении серебряного века

Сочинение

Первые двадцать лет минувшего столетия называют серебряным веком русской поэзии. В этот период лирика проходит три фазы развития: символизм, акмеизм и футуризм. Наряду с этими направлениями существовали и другие.

Несмотря на то, что был расцвет всевозможных поэтических “школ” и “кружков”, некоторые авторы не примкнули ни к одному из них. К ним принадлежала и оригинальная, талантливая поэтесса, со сложной, трагической судьбой – Марина Цветаева.

В ее лирике много искренности, яркости, силы выражаемых чувств. 3 мая 1913 года,

Марина Цветаева в Коктебеле написала стихотворение “Идешь, на меня похожий… “, которое с полным правом можно назвать шедевром поэзии “серебряного века”. В нем поэтесса размышляет о вечности, о жизни и смерти. В этот период, в течение пяти лет, начиная с 1912 года, жизнь М. Цветаевой была наиболее наполненной и счастливой, если сравнивать прошедшие и последующие годы.

Осенью 1912 года М. Цветаева родила дочь Ариадну. Чувства поэтессы переполняли с одной стороны радость бытия, а с другой мысли о неминуемом конце. Эти, на первый взгляд несовместимые чувства отражены в стихотворении:

“Идешь, на меня

похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала – тоже!

Прохожий, остановись!”

На первый взгляд, как будто ничего особенного нет в этих строках. Но прочитав стихотворение до конца, мы понимаем, что эти строки выбиты на могильной плите и к нам обращается некогда жившая поэтесса. Очень созвучны слова “похожий – прохожий”. На мой взгляд, Цветаева хотела подчеркнуть такую мысль: каждый, кто стоит у ее могилы, похож на нее.

Она тоже “была”, жила, радовалась, любила. Она говорит со светлой грустью, как очень добрый попутчик, который сошел раньше по пути следования. И это по – настоящему восхищает.

Слова, которые поэтесса сказала об Александре Блоке: ” Удивительно не то, что он умер, а то, что он жил. Весь он такое явное торжество духа, такой – воочию – дух, что удивительно, как жизнь – вообще – допустила… “, можно отнести и к самой Цветаевой.

11 стр., 5154 слов

Изображение Москвы в творчестве Марины Цветаевой

... о Москве. Поэтому темой своего реферата, я выбрала тему Москвы в жизни и творчестве Цветаевой. «Мне имя – Марина…» Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве в ... «Стихи о Москве» В творчестве Цветаевой тема дома оказалась символически связана с темой России. Судьба России осмысливалась поэтессой в историческом, философском, религиозном плане. В ранних стихах ...

Просто удивительно, как Марина Цветаева сумела отстоять и сохранить свой талант, свой мир, недоступный другим. В этом стихотворении умиротворяюще звучит мысль о том, что, не смотря на то, что человек невозвратим в плоти и крови, но его мысли, чувства, дела, творчество остаются навечно.

Творчество поэтов “серебряного века”, по словам исследовательницы А. Акбашевой, совпадает с развитием русской философии, которая лежала между учениями В. Соловьева и А. Лосева. “Философская мысль не вправе отказываться от постижения связей человека с миром невещественным, недоступным прямому наблюдению и строгому исследованию, сверхчувственным”, так считает В. Соловьев. А Лосев создает учение о бытии, как о вечном становлении. Так что стихотворение М. Цветаевой “Идешь, на меня похожий… ” можно рассматривать, как отражение движения от принципов В. Соловьева к учению А. Лосева.

Цветаева считает, что неповторим каждый человек и как индивидуальность участвует в мировом становлении. Как отмечает В. Рождественский, стихотворение

Цветаевой “Идешь, на меня похожий” отличается сжатостью мысли и энергией чувств. Очень необычно, на тот момент, и главное очень сильно звучит тире, оно помогает отчеканивать слова в стихотворении: “Я их опускала – тоже!”, “Прочти – слепоты куриной”.

Сжатость мысли и энергия чувств не способствуют богатству эпитетов, которые есть в стихотворении: “стебель дикий”, “кладбищенская земляника”. В стихотворении присутствует единственная метафора – “в золотой пыли”. Зато неоднократны повторы: “… что здесь – могила”, “Что я появлюсь, грозя…”, анафоры: “И кровь приливала к коже”, “И кудри мои вились…”. Это и еще и аллитерации на звук “с” приводит к рассуждению, размышлению.

Мое мнение об идее стихотворения “Идешь, на меня похожий… “, определяется в том, что хоть человек и знает о неминуемости смерти, но он и осознает причастность к вечности. Обреченность в интерпретации Цветаевой не выглядит мрачной и безнадежной. Поэтесса призывает нас жить, наслаждаясь каждым днем, но вместе с тем не забывать о непреходящих, вечных ценностях.

Об одном стихотворении серебряного века 1Об одном стихотворении серебряного века 2Об одном стихотворении серебряного века 3Об одном стихотворении серебряного века 4Об одном стихотворении серебряного века 5 1

2 стр., 929 слов

Сочинения | . «Следовать за мыслями великого человека — ...

... силами пытаясь спасти свое детище. Нам нравится следовать за мыслями Великого человека, ведь он не допускает ни тени ... «грозить мы будем», «запируем на просторе». Время оправдало ожидания и мысли Великого человека: Прошло сто лет, и юный ... человеку за причиненное ей насилие. Пушкин противопоставляет в «Медном всаднике» двух людей: Евгения и Петра, создавая тем самым острый конфликт. Между «Великим» ...

votes, average:

5.00

out of 5)