Выпускники текущего года пишут итоговое сочинение (изложение)
2 декабря 2020 года. Для них сочинение (изложение) является обязательным. Регистрация осуществляется в образовательных организациях, где они обучаются. В случае получения «незачета» они имеют право переписать итоговое сочинение 3 февраля и 5 мая 2021 года.
Выпускники прошлых лет смогут написать сочинение в любой из вышеуказанных дней. Участие в сочинении для данной категории лиц не является обязательным. Регистрация осуществляется в муниципальных органах управления образованием по месту пребывания (приложение 1).
Заявление на участие в экзамене необходимо подать не позднее, чем за 2 недели до начала его проведения.
При подаче заявления выпускникам прошлых лет необходимо предоставить оригинал паспорта и документа об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования, обучающимся учреждений среднего профессионального образования, а также гражданам, получающим среднее общее образование в иностранных образовательных организациях — справку из образовательной организации, подтверждающую завершение освоения образовательных программ среднего общего образования в текущем году или справку из образовательной организации, в которой они проходят обучение, подтверждающую освоение образовательных программ среднего общего образования (приложение 2).
Ознакомление обучающихся, участников итогового сочинения (изложения), с результатами итогового сочинения (изложения) осуществляется в образовательной организации, выпускников прошлых лет — в пункте регистрации.
Ознакомление участников итогового сочинения (изложения) с результатами осуществляется не позднее 2 рабочих дней со дня окончания срока проверки итогового сочинения (изложения).
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Время написания – 3 часа 55 минут.
Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция и логика рассуждения; качество письменной речи; грамотность.
Проверяет сочинения (изложения) региональная комиссия.
Изложение вправе писать следующие категории лиц:
Как проверяют итоговое (изложение)
... проверке комиссией из другой образовательной организации Порядок и процедура повторной проверки итогового сочинения (изложения) обучающихся определяется региональными органами управления образованием самостоятельно. Инструктивные материалы Рособрнадзора для образовательных организаций: Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) ...
В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно.
Темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена и размещены на официальном информационном портале ЕГЭ за 15 минут до его начала по местному времени.
Рекомендуемый объем итогового сочинения – от 350 слов, итогового изложения — от 200 слов.
Во время проведения итогового сочинения (изложения) его участникам запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари. Участникам итогового сочинения (изложения) также запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, , другие литературные источники).
В случае нарушения установленных требований участник подлежит удалению.
Выпускники прошлых лет, в том числе ранее писавшие итоговое сочинение, могут написать его по желанию. При этом в вузы они смогут представить итоговое сочинение только текущего года, а сочинение прошлого года аннулируется.
Рекомендации по подготовке к сочинению содержат комментарии, поясняющие особенности открытых тематических направлений сочинений, утвержденных Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах на текущий учебный год:
1. Забвению не подлежит
Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах.
Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.
2. Я и другие
При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.
3. Время перемен
В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.
Примеры итоговых сочинений, направление: Разговор с собой
... которые были лидерами, умели повести других за собой, вдохновить и вселить надежду. Но они всеми правдами и неправдами боролись с ... душевную гармонию, а это самое главное. Сочинение на тему: Выбор жизненного пути Каждому человеку важно найти именно свой путь. Только ... дело, которым нужно заниматься, которое необходимо в себе воспитывать, чтобы не быть похожим на других, быть интересным для окружающих. ...
4. Разговор с собой
Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.